Ключевые слова и высказывания




Вопросы

1) Мировоззрение и философия; знание и ценность. Философские науки. Традиционные ценности (моральные, семейные, религиозные, национальный уклад) в масштабе мировой политики и экономики.

ОТВЕТ: Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Философия («любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения.
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

2) Аристотель об опыте, искусстве, рассудительности, мудрости, о Божественной науке («Метафизика». кн. I).

ОТВЕТ: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fphilosophypcp.wordpress.com%2Findex_2%2Findex_3%2F

3) Предмет и задачи философии на Востоке. Др. Индия: анвикшики («светильник всех наук»). Византия: философия — «искусство искусств», «наука наук» (св. Иоанн Дамаскин).

ОТВЕТ: Филосо́фия— особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Сюда же можно включить и системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись Вавилон, Персия, Япония, Корея, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные черты: религиозность, спиритуальность(духовность), интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.

В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; ВИндии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера,философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда.

Характерным для древнеиндийской философии было то, что она тесно связана была с религиозными традициями, которые имели по сравнению с античным миром гораздо большее влияние. В Древней Индии религия глубоко проникла во все сферы общественного сознания, в том числе и в философию, и в большей или меньшей мере придала им свою окраску. В индийской культуре философия имела религиозно-мистический характер, даже в тех направлениях, которые выступали против господствующей религии Вед. Для истории древней индийской философии характерна хронологическая неопределенность, отсутствие точной датировки философских источников и связанных с ними идей. Это дает основание располагать один и тот же религиозно - философский памятник, как и связанную с ним традицию в диапазоне целого тысячелетия. Период древнеиндийской философии связывают со временем возникновения первых религиозно-философских памятников (Вед), примерно с середины 2-го тысячелетия до н.э. и завершают временем складывания философских школ (3 - 2 века до н.э. - начало 1-го тысячелетия н. э). Таким образом, говорят о ведическом и послеведическом периоде в философии древней Индии.

АНВИКШИКИ (смотреть вслед, исследовать; рационально-логическое знание, философия) — в Древней Индии понятие, означающее рациональное философствование, рефлексию над чувственным опытом и данными традиции. До I в. оно употреблялось в различных направлениях мысли (санкхье, йоге,), но с возникновением ньяи как системы логики стал малоупотребительным. А. по-разному трактовалось в древних памятниках. В «Законах Ману А. —раздел религиозной доктрины. В «Артхашастре» -самостоятельная наука, не зависящая от религиозного учения. В современной литературе развернулась полемика по вопросу об эквивалентности индийского понятия «А.» европейскому понятию «философия». Положительно в основном отвечают на этот вопрос Г. Якоби, О. Штраусе.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — греческая мысль в Византийской империи IV-XV веков, органически связанная с традициями восточных Отцов церкви и близкая по духу философии античности. Существуя в достаточно жестких рамках христианского богословия, являясь его своеобразным «языком» В.Ф. не просто продолжает традиции античности, транслируя на весь мир идеи Платона и Аристотеля, но переосмысливает их в связи с новым христианским идеалом человеческого бытия. В.Ф. является одной из основ последующей полуторатысячелетней европейской культуры.

Значительной фигурой этой эпохи явился Иоанн Дамаскин. Его труды («Священные параллели», «О природе человека», «Три слова против отрицающих иконы», «Источник знания») представляют собой систематизацию философско-богословского знания. В X в. его сочинения переводятся на Руси, в XII в. — на Западе. В своих построениях Дамаскин раздваивается между Платоном, на которого ориентировалось большинство мыслителей, и Аристотелем, к которому он лично тяготел. Ему принадлежит развернутая апология христианского культа на основе философско-эстетической теории образа. Особенно высоко он оценивал живописные изображения, «которые существуют для обнаружения скрытого...чтобы мы распознали то, что скрыто, и возлюбили прекрасное и соревновали ему». Благодаря Дамаскину философия — «искусство искусств и наука наук» — в христианском мире стала оцениваться как почтенное и богоугодное занятие. Учение о человеке, разработанное отчасти и Иоанном Дамаскином, стало основой христианских антропологических представлений.

 

4) Предмет и задачи философии согласно Пифагору, Сократу, Платону.

ОТВЕТ: Термин "Философия" происходит от греческих слов "phileo" - любовь и "sophia" - мудрость и означает - любовь к мудрости.

Первым, кто объяснил слово: "философ", был Пифагор. Он говорил: "Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Поэтому с его точки зрения философами не становятся, а рождаются.

По мнению А ристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".

Сократ – это самая беспокойная проблема из всей истории античной философии.В центре внимания Сократа,еловек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды мифология и физика. Сократа не интересовала и природа. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». Суть же своих философских забот Сократ однажды выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было

начертано: познай самого себя! Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они

определили суть его философии. Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя—значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как лич­ность, а как человека вообще. Главное содержание,цель философии Сократа—этические вопросы. Главной целью всех поисков Сократа было определение блага. Без знания того, что есть благо человек, по мнению Сократа, обладая весьма разнообразными и обширными знаниями, большей частью будет сам себе причинять вред; ибо многознание само по себе есть зло. Только правильное понимание добра и зла обеспечивает благополучие человека.

Суть философии Сократа можно привести к 3 его знаменитых принципам: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".

 

5) Предмет философии в экзистенциально-персоналистском направлении, в позитивизме и неопозитивизме. Сравнить с аристотелевским пониманием философии.

ОТВЕТ: Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Экзистенциально-персоналистское направление философии фокусирует внимание на внутреннем и, в первую очередь, духовном мире индивида. Экзистенциально-персоналистская интерпретация понимания человека, характерная для неклассической философии и рассматривает его как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество и др.

Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом. Этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан., Спенсера, Геккель. Эти философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха и Р. Авенариуса (. Идеи позитивизма были преобразованы в трудах Рассела, Карнапа и др.Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Программа позитивизма включает - познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации; вся прежняя, традиционная философия должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки; следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Черты позитивизма: В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы. Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное. Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма». Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем.

Аристотель, основатель перипатетической школы, стал создателем реализма. Понятие «реализм» трактуется не в смысле «материализма», а, как позднейший европейский «позитивизм». Аристотель не утверждал, что материя первична по отношению к идее. У него есть высказывания в прямо противоположном смысле. Но основная его тенденция совпадает с позитивизмом: Аристотеля интересует не столько внутренняя сущность бытия, первооснова мира как таковая, сколько взаимоотношения различных вещей и понятий друг с другом. Как ипозитивистам, он не стремится вглубь, а разлагает на части. Именно поэтому и у Аристотеля, как и у позитивистов важнейшей часть философии является не метафизика, а логика.

 

6) Онтология как философская наука. Метафизика: Древняя Греция. Отличие метафизики от физики (натурфилософии).

ОТВЕТ: Онтоло́гия — учение о сущем, о бытии как таковом, изучающее фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Понятие онтология впервые было использовано Р. Гоклениусом в в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел Х. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология». «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия – природной, духовной, социальной, человеческой и др. С пецифика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы, не обращаясь к ней непосредственно. Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Метафи́зика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника Аристотеля с рассуждениями о первых причинах.Метафизикой был назван раздел о бытие, расположенный вслед за исследованиями по физике.В метафизике древнегреческий философ изложил учение о первоначалах, которые положили основу мудрости. Метафизика Аристотеля описывает четыре высшие причины бытия (они же первоначала). Взамен тройственной платоновской структуры (мир вещей, мир идей и материя) он предложил двойственную, включающую лишь материю и форму.

Метафизика Аристотеля кратко выглядит так:

- Материя, или всё то, что существует объективно – независимо от наблюдателя.

- Форма. Из однообразной материи Высший Разум создаёт разнообразные формы. Бытие вещи представляет собой единство формы и материи.

- Перводвигатель всех форм, вершина и причина мирозданья, нематериальный и вечный Бог. Отражает момент, с которого начинается существование вещи.

- Цель, или «то, ради чего». Существование каждой вещи оправдано какой-либо целью; высшей целью является благо.

Натурфилосо́фия — исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия - концепция природы, основанная на том, что природа должна быть истолкована в своей принадлежности по происхождению данной территории, - в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований.

 

7) Онтология как философская наука. Метафизика: Новое время (Декарт); новейшее время (М. Хайдеггер).

ОТВЕТ: Р. Декарт: Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

М. Хайдегер: Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Является одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.

 

8) Проблема бытия в философии: Парменид, Демокрит, Платон.

ОТВЕТ: Парменид: В этой абстрактной схеме рассуждения Парменида представлена его претензия на чисто умозрительное разрешение мировоззренческой проблемы «истинного» бытия. Философ имеет в виду под «бытием» как бы массу, заполняющую мир. Сущее (бытие) не возникает и не уничтожается, оно неделимо, непроницаемо и неподвижно; оно равно самому себе и подобно совершенному шару.

Демокрит: Бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом

Платон: Бытие- это не материя, не вещество, это мир идей

9) Онтология средневековой религиозной философии (теизм/монотеизм): Нетварное бытие и тварное бытие; личность как Абсолют. Отношение к онтологии/метафизике в критической философии Канта (деонтологизация).

ОТВЕТ:

 

10) Целостность и связь в природе и ее философские трактовки. Понятие закона; динамические законы и вероятностные/статистические закономерности. Детерминизм в древности и лапласовский детерминизм.

ОТВЕТ:

Целостность и связь в природе и ее философские трактовки. Понятие закона; динамические законы и вероятностные/статистические закономерности. Детерминизм в древности и лапласовский детерминизм.
ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare — определять) — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще). Идеи детерминизма появляются уже в древней философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование детерминизм получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты 18 века). В соответствии с уровнем развития естествознания детерминизм этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая точка зрения была сформулирована Лапласом (отсюда другое наименование механического детерминизма — лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый таким образом детерминизм ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе индетерминизма (выводы о «свободе воли» электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.).

Ключевые слова и высказывания

Философия- «любовь к мудрости» — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.»

Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия.

Ценность- то, что чувства предпочитают всему другому; к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (Пауль Менцер); является существенным свойством объекта, сущностью и условием его бытия.

Рефлексия- тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

 

Категория- (от греч. kategoria — высказывание, обвинение, признак) — предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Изучение категорий заключается в определении наиболее фундаментальных и широких классов сущностей.

Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Гносеология- раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Логика- раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка

Антропология- в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком— направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века.

Аксиология- наука, изучающая вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

 

Этика- философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.

Эстетика- философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

 

История философии- раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.

Историософия- это «понимание, истолкование и т.п. каких-либо исторических явлений с определённых мировоззренческих позиций».

Сотериология - богословское учение об искуплении и спасении человека, является частью догматического богословия.

Метафизика- раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового

Физика (натурфилософия)- исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Майевтика- ( повивальное искусство, родовспоможение) — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом.

Пантеизм- религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир. Слово «пантеизм » происходит от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество».

Теизм - в широком значении — вера в Бога или богов; в узком понимании — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность.

Личность как субстанция/ипостась (философское определение) - термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одного из трёх Лиц Триединого Бога: Отца и Сына, и Святого Духа.

Креационизм- теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Эмпиризм- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Рационализм- метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Абсолют- первооснова мира, первоначало всего Сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию.

Субъект- носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам.

Объект- философская категория, обозначающая вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. В качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.

Духовное- понятие «духовное» в философии означает нематериальное начало и предстает как некая «субъективная реальность»,

Материальное- — состоящее из материи. Первые философы понимали материю как простейший субстрат мира, а материальным называли то, что состоит из него.

Субстанция — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития.

Бытие- философская категория, обозначающая существование; бытие в мире; данное бытие (например, в предложении: «Я есть»). Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием.

Детерминизм- (от лат. determinare — ограничивать, отделять чертой, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

Телеология- онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (Творца) или исходящее из энтелехии. Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?».

Индетерминизм- философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм)

Душа- душа человека — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная. природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

Мышление- высшая ступень познания и освоения мира, которое проявляется в различных целях, идеях и теориях человека.

Сознание- состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Истина- гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету.

Агностицизм- термин в философии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.

Релятивизм- методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Практика- разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека).

Наука- раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

Сциентизм- общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

Антисциентизм- философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного.

Эмпирическое- Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Индукция- процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

Дедукция- - переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.

Гражданское общество- это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.

Культура- понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности

«Числу все вещи подобны» - ПИФАГОР Самосский.

«Быть и мыслить — одно и то же» -Парменид

«Бытие есть, небытия нет» - Парменид

«Я знаю, что ничего не знаю» - Сократ

«Познай самого себя» - Сократ

«Эрот не может не быть философом» - Платон

«Бог есть любовь» - Библия

«Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно,..)» - Рене Декарт

«Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» - Джон Локк

«Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума» - Готфрид Вильгельм Лейбниц

«Наука не мыслит»- Мартин Хайдегер

«Болезнь забвения бытия» - Мартин Хайдегер

«Человек — пастух бытия» - Мартин Хайдегер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: