VII. Атомистическое учение Демокрита




Первые философские школы Древней Греции

Возникновение античной философии

Особенности развития Древней Греции (в сравнении со странами Востока). Античная философия Греции как модель становления философии классического вида. Историки философии о древнегреческой философии как о «греческом чуде». Предпосылки возникновения древнегреческой философии как «мыслительной свободы древних греков» (Гегель).

I. Какие формы греческой жизни подготовили рождение «греческого чуда» (греческой философии)?

1. Географические и социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии.

2. Античная мифология

3. О роли религии в возникновении античной философии

4. Роль математических и астрономических знаний в возникновении философии

II. Терминология и наследие античной философии

Античность; философия, ионийская, италийская, платоновская, аристотелевская и т.д. философии или философские школы, досократики, эллинство и эллинизм, неоплатонизм, и др.

Наследие античной философии – прежде всего сочинения Платона; сочинения Аристотеля.

III. Путь античной философии. Хронологические рамки

Время существования античной культуры в целом – III-II тыс. до н.э. – IV-V вв. н.э.

Культуру античности принято разделять на несколько этапов. В развитии греческой культуры выделяют:

крито-микенский период (конец III-II тыс. до н.э.);

‑«гомеровский» период (X-VIII вв. до н.э.);

‑период архаики, или архаический период (VII-VI вв. до н.э.);

‑ классический период, или период классики (V-IV вв. до н.э.);

‑эллинистический период, или период эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.).

Развитие древнеримской культуры:

‑период Республики (конец V-конец I вв. до н.э.);

‑период Империи (конец I в. до н.э. – V в. н.э.).

Философия возникает во второй половине архаического периода, т.е. в конце VII-VI вв. до н.э.

В 529 г. н.э. император Юстиниан (император уже христианской Римскойимперии) издал Эдикт о закрытии языческих школ (философских, продолжающих античную, прежде всего платоновскую традицию), в результате которого закончила свое существование созданная Платоном за девятьсот лет до этого Академия. 529 год н.э. – дата, «закрывшая» античную философию. Рубеж V-VI вв. – завершение античной философии.

IV. Периодизация античной философии

Начальный период (конец VII- первая половина V вв. до н.э.):

Милетская натурфилософская школа: основатель – Фалес, последователи – Анаксимандр и Анаксимен.

Пифагорейская школа (Пифагор – основатель).

Учение Гераклита Эфесского.

Учение Эмпедокла.

Элейская школа: основатель – Ксенофан; представители – Парменид, Зенон.

Учение Анаксагора.

Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Второй период – классический период античной философиивторая половина V-IV вв. до н.э; период создания философских систем: Сократ и сократические школы, Платон Аристотель.

Третий период – эллинистическийIV в. до н.э.-V-начало VI вв н.э.: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, неопифагорейство, неоплатонизм.

 

Первые философские школы

I. Милетская школа

Милетские философы впервые осознанно поставили вопрос об основных принципах устройства природы, о первых причинах, определяющих изменение действительности.

1. Фалес

В основе мира ‑ отношениепротивоположностей. Основой всех изменений является исходная материальная субстанция, первовещество:

‑ первовещество ‑ вода:все появляется из воды и в воду все разлагается;

‑ Земля плавает на воде;

‑ все в мире одушевлено (гилозоизм).

Анаксимандр

Начало всех начал - первоначало,которое порождает мир в целом‑ беспредельная природа или апейрон. Апейрон это основание для бесконечно повторяющегося рождения и гибели миров-небосводов.

3.. Анаксимен

Воздух – и материал для построения мира, и порождающая его сила.

 

II. Раннее пифагорейство

Пифагорейство – это учение о 1)числах самих по себе, или о богах как числах; 2)о космосе как числе; 3)о вещах как числах; 4)о душах как числах; 5)об искусстве как числе.

Учение о числе

Число ‑ принцип или первоначало как отдельных вещей, так и космоса в целом. Во всей Вселенной явления подчинены вполнеопределенным числовым соотношениям, то есть существует мировая гармония. Число – это закон и связь мира.

Учение о душе

Три составные части человеческой души: суждение, разум и пристрастия. Душа вечна разумом, а остальные ее части (суждение и пристрастия) являются общими для людей и животных. После смерти человека его душа переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь, зависит от его земных деяний (учение, пришедшее в Грецию с востока).

 

III. Гераклит

Тема Гераклита – живые стихии, вечное становление, устойчивые моменты в нем, мир как единое целое, в котором царствует Закон.

1. Мир есть огонь, в основе всего существующего лежит огонь: «Этот космос, один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда οн был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Здесь – утверждение принцип объективизма и реализма («материализма»); принцип единства мира; принцип изменчивости; наглядность, конкретная чувственность, «картинность» образа космоса.

2. Борьба противоположностей и их совпадение

«Гармония (космос) – совпадение (но в борьбе друг с другом) всяких противоположностей». Бытие проявляет себя в борьбе противоположностей. Гераклит решил проблему выявления бытия через форму парадокса.

Изменчивость

«В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…» «Всё течет, всё изменяется…» Учение о всеобщей изменчивости, об «обмене» противоположностей во всеобщем изменении, об их борьбе и гармонии позволило в последствии назвать Гераклита величайшим диалектиком – мыслителем, обосновавшим движение как способ существования космоса, человека в нем и нашей мысли о нем.

 

IV. Элейская школа

1. Ксенофан Колофонский. Всё, что существует – бесконечно разнообразно, но за этим многообразием и подвижностью есть то, что обеспечивает мир как единое – единое сущее; «единое есть бог»бог в понимании Ксенофана именно и есть первоначало — всеединое, неподвижное, вечное. Бог однороден и шаровиден.

2. Учение Парменида:

‑ ощущения ложны;

‑Бытие – неподвижно, неразделимо, бескачественно, безгранично;

‑ Бытие познается разумом («Одно и то же мыслить и быть»). Бытие – это мысль, ум (мировой ум или нус), но не только мысль, оно – всё.

3. Зенон и его апории: обосновывал одно, единое, непрерывное и неделимое сущее, считая, чтомного, делимого и движущегося не существует. Для доказательства этого ‑ 45 антиномий (парадоксов) или апорий, которые обнаруживали противоречия в текучей множественности видимого окружающего мира. Апория «Ахилл и черепаха» и апория «Стрела» ‑ самые известные апории, направленные на опровержение движения.

 

V. Учение Эмпедокла.

Идея всеобщего одушевленного и мирового живого организма: 1) космос состоит из 4-х неизменных и непревращаемых элементов; 2) элементы соединяются под действием космической Любви, а разъединяются под действием Вражды; 3) есть несколько различных космических периодов (стадий) – в зависимости от степени преобладания той или иной силы (период Любви, когда все вещи соединены в единое тело (Шар); период Вражды, когда все вещи распадаются на свои составляющие части; средние периоды, когда преобладают Любовь над Враждой или Вражда над Любовью – в этих случаях существуют известные нам текучие и неустойчивые вещи.

 

VI. Учение Анаксагора.

Анаксагордал понимание природы ее качественном многообразии и бесконечной делимости; Ум (разум, дух, сознание) в качестве отдельной, вне природы силы, приводящей ее в движение; выдвинул идею границ чувственного восприятия.

 

VII. Атомистическое учение Демокрита

1. Учение об атомах и пустоте: «начала Вселенной суть атомы и пустота». Атом ‑ конечная структурная единица всех вещей, неделимая и неизменная. Атомы носятся в пустоте ‑ есть только атомы и пустота.

2. Детерминизм: ничего в мире не возникает без причины, без некоторого основания; задача познания ‑ открытие необходимых причинных связей.

3. Теорияпознания: восприятие и мышление — физические процессы. Восприятие есть результат соприкосновения вещей с органами чувств (отделение от вещей частиц и проникновение их в органы чувств). Знание, полученное посредством разума, ‑ это знание «светлое», доходящее до природы вещей, т.е. до обнаружения атомов и пустоты.

4. Этика: счастье ‑ в познании, в умеренности и ограничении самого себя, в руководстве умом страстями и порывами души.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: