Первые философские школы Древней Греции
Возникновение античной философии
Особенности развития Древней Греции (в сравнении со странами Востока). Античная философия Греции как модель становления философии классического вида. Историки философии о древнегреческой философии как о «греческом чуде». Предпосылки возникновения древнегреческой философии как «мыслительной свободы древних греков» (Гегель).
I. Какие формы греческой жизни подготовили рождение «греческого чуда» (греческой философии)?
1. Географические и социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии.
2. Античная мифология
3. О роли религии в возникновении античной философии
4. Роль математических и астрономических знаний в возникновении философии
II. Терминология и наследие античной философии
Античность; философия, ионийская, италийская, платоновская, аристотелевская и т.д. философии или философские школы, досократики, эллинство и эллинизм, неоплатонизм, и др.
Наследие античной философии – прежде всего сочинения Платона; сочинения Аристотеля.
III. Путь античной философии. Хронологические рамки
Время существования античной культуры в целом – III-II тыс. до н.э. – IV-V вв. н.э.
Культуру античности принято разделять на несколько этапов. В развитии греческой культуры выделяют:
‑ крито-микенский период (конец III-II тыс. до н.э.);
‑«гомеровский» период (X-VIII вв. до н.э.);
‑период архаики, или архаический период (VII-VI вв. до н.э.);
‑ классический период, или период классики (V-IV вв. до н.э.);
‑эллинистический период, или период эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.).
Развитие древнеримской культуры:
‑период Республики (конец V-конец I вв. до н.э.);
‑период Империи (конец I в. до н.э. – V в. н.э.).
Философия возникает во второй половине архаического периода, т.е. в конце VII-VI вв. до н.э.
В 529 г. н.э. император Юстиниан (император уже христианской Римскойимперии) издал Эдикт о закрытии языческих школ (философских, продолжающих античную, прежде всего платоновскую традицию), в результате которого закончила свое существование созданная Платоном за девятьсот лет до этого Академия. 529 год н.э. – дата, «закрывшая» античную философию. Рубеж V-VI вв. – завершение античной философии.
IV. Периодизация античной философии
Начальный период (конец VII- первая половина V вв. до н.э.):
Милетская натурфилософская школа: основатель – Фалес, последователи – Анаксимандр и Анаксимен.
Пифагорейская школа (Пифагор – основатель).
Учение Гераклита Эфесского.
Учение Эмпедокла.
Элейская школа: основатель – Ксенофан; представители – Парменид, Зенон.
Учение Анаксагора.
Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
Второй период – классический период античной философии – вторая половина V-IV вв. до н.э; период создания философских систем: Сократ и сократические школы, Платон Аристотель.
Третий период – эллинистический ‑ IV в. до н.э.-V-начало VI вв н.э.: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, неопифагорейство, неоплатонизм.
Первые философские школы
I. Милетская школа
Милетские философы впервые осознанно поставили вопрос об основных принципах устройства природы, о первых причинах, определяющих изменение действительности.
1. Фалес
В основе мира ‑ отношениепротивоположностей. Основой всех изменений является исходная материальная субстанция, первовещество:
‑ первовещество ‑ вода:все появляется из воды и в воду все разлагается;
‑ Земля плавает на воде;
‑ все в мире одушевлено (гилозоизм).
Анаксимандр
Начало всех начал - первоначало,которое порождает мир в целом‑ беспредельная природа или апейрон. Апейрон – это основание для бесконечно повторяющегося рождения и гибели миров-небосводов.
3.. Анаксимен
Воздух – и материал для построения мира, и порождающая его сила.
II. Раннее пифагорейство
Пифагорейство – это учение о 1)числах самих по себе, или о богах как числах; 2)о космосе как числе; 3)о вещах как числах; 4)о душах как числах; 5)об искусстве как числе.
Учение о числе
Число ‑ принцип или первоначало как отдельных вещей, так и космоса в целом. Во всей Вселенной явления подчинены вполнеопределенным числовым соотношениям, то есть существует мировая гармония. Число – это закон и связь мира.
Учение о душе
Три составные части человеческой души: суждение, разум и пристрастия. Душа вечна разумом, а остальные ее части (суждение и пристрастия) являются общими для людей и животных. После смерти человека его душа переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь, зависит от его земных деяний (учение, пришедшее в Грецию с востока).
III. Гераклит
Тема Гераклита – живые стихии, вечное становление, устойчивые моменты в нем, мир как единое целое, в котором царствует Закон.
1. Мир есть огонь, в основе всего существующего лежит огонь: «Этот космос, один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда οн был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Здесь – утверждение принцип объективизма и реализма («материализма»); принцип единства мира; принцип изменчивости; наглядность, конкретная чувственность, «картинность» образа космоса.
2. Борьба противоположностей и их совпадение
«Гармония (космос) – совпадение (но в борьбе друг с другом) всяких противоположностей». Бытие проявляет себя в борьбе противоположностей. Гераклит решил проблему выявления бытия через форму парадокса.
Изменчивость
«В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…» «Всё течет, всё изменяется…» Учение о всеобщей изменчивости, об «обмене» противоположностей во всеобщем изменении, об их борьбе и гармонии позволило в последствии назвать Гераклита величайшим диалектиком – мыслителем, обосновавшим движение как способ существования космоса, человека в нем и нашей мысли о нем.
IV. Элейская школа
1. Ксенофан Колофонский. Всё, что существует – бесконечно разнообразно, но за этим многообразием и подвижностью есть то, что обеспечивает мир как единое – единое сущее; «единое есть бог» ‑ бог в понимании Ксенофана именно и есть первоначало — всеединое, неподвижное, вечное. Бог однороден и шаровиден.
2. Учение Парменида:
‑ ощущения ложны;
‑Бытие – неподвижно, неразделимо, бескачественно, безгранично;
‑ Бытие познается разумом («Одно и то же мыслить и быть»). Бытие – это мысль, ум (мировой ум или нус), но не только мысль, оно – всё.
3. Зенон и его апории: обосновывал одно, единое, непрерывное и неделимое сущее, считая, чтомного, делимого и движущегося не существует. Для доказательства этого ‑ 45 антиномий (парадоксов) или апорий, которые обнаруживали противоречия в текучей множественности видимого окружающего мира. Апория «Ахилл и черепаха» и апория «Стрела» ‑ самые известные апории, направленные на опровержение движения.
V. Учение Эмпедокла.
Идея всеобщего одушевленного и мирового живого организма: 1) космос состоит из 4-х неизменных и непревращаемых элементов; 2) элементы соединяются под действием космической Любви, а разъединяются под действием Вражды; 3) есть несколько различных космических периодов (стадий) – в зависимости от степени преобладания той или иной силы (период Любви, когда все вещи соединены в единое тело (Шар); период Вражды, когда все вещи распадаются на свои составляющие части; средние периоды, когда преобладают Любовь над Враждой или Вражда над Любовью – в этих случаях существуют известные нам текучие и неустойчивые вещи.
VI. Учение Анаксагора.
Анаксагордал понимание природы ее качественном многообразии и бесконечной делимости; Ум (разум, дух, сознание) в качестве отдельной, вне природы силы, приводящей ее в движение; выдвинул идею границ чувственного восприятия.
VII. Атомистическое учение Демокрита
1. Учение об атомах и пустоте: «начала Вселенной суть атомы и пустота». Атом ‑ конечная структурная единица всех вещей, неделимая и неизменная. Атомы носятся в пустоте ‑ есть только атомы и пустота.
2. Детерминизм: ничего в мире не возникает без причины, без некоторого основания; задача познания ‑ открытие необходимых причинных связей.
3. Теорияпознания: восприятие и мышление — физические процессы. Восприятие есть результат соприкосновения вещей с органами чувств (отделение от вещей частиц и проникновение их в органы чувств). Знание, полученное посредством разума, ‑ это знание «светлое», доходящее до природы вещей, т.е. до обнаружения атомов и пустоты.
4. Этика: счастье ‑ в познании, в умеренности и ограничении самого себя, в руководстве умом страстями и порывами души.