Предметные представления




Пояснительная записка

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения.

При этом учитываются местные особенности и национальные традиции.

Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Зима», «Зимние развлечения», «Культура поведения», «Жилище», «Семья», «Медицинская помощь», «Одежда и обувь», «Посуда», «Питание», «Мебель», «Транспорт», «Средства связи», «Бытовые приборы», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Растения», «Личная гигиена».

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к условиям жизни.

Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены, охраны зрения, осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.

Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола и т. д. Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают в себя уход за одеждой, обувью и жилищем.

Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, общественных местах раскрываются в темах «Семья» и «Культура поведения». Дети обучаются правилам поведения за столом, в музее, театре, библиотеке, кинотеатре, клубе.

Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользоваться средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при изучении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь».

Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.

 

 

Предметные представления

Кол-во часов Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Овощи», «Фрукты», «Осень». Задачи: – учить детей обследованию овощей, фруктов с использо- ванием всех анализаторов (зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха); – учить описывать овощи, фрукты, сезонные изменения по алгоритму; – учить группировать, обобщать предметы по их основным признакам; – понимать значение обоб- щающих слов; – формировать представление об осени как времени года, о существенных при- знаках сезона; – совершенствовать умение выделять информативные Оборудование: натуральные овощи, фрукты: помидоры, огурцы, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, чеснок, укроп, петрушка, щавель, яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, гранат и т. д. (муляжи овощей, фруктов); столовые приборы (тарелки, вилки, ножи – одноразового пользования на каждого ребенка); сюжетная картина «Сбор урожая», «Осень»; кисти, краски; силуэты и контуры овощей, фруктов; пластилин, дощечки, салфетки; атрибуты для игры «Посадка и сбор урожая»; фломастеры Задание 1. 1. Рассматривание овощей, фруктов. 2. Обследование овощей, фруктов по алгоритму с использованием анализаторов. Алгоритм обследования: 1. Какой предмет на ощупь? (Мягкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный, теплый, ворсистый и т. д.) 2. Какой на вкус? (Кислый, сладкий, пресный, соленый, горький.) 3. Какой на запах? (Приятный, ароматный, резкий, неприятный.) Алгоритм описания: 1. Что это? 2. Какой по цвету? 3. Какой по форме? 4. Какой по величине? 5. Какой на ощупь? 6. Где растет? 7. Что можно приготовить? 8. Какая польза? Задание 2. «Готовим салат». 1. Рассматривание овощей.

Продолжение табл.

       
  признаки осени в изображении, самостоятельно передавать их в рисунке, соотносить художественный текст с окружающим и изображе- нием   2. Рассматривание столовых принадлежностей. (Педагог напоминает о правилах безопасности их использования.) 3. Обучение правилам нарезки овощей. 4. Заправка салата. Игра «Приходите в гости к нам на угощение». Задание 3. Игра «Варим компот», «Варим суп». Задание 4. Работа с сюжетной картиной «Сбор урожая». Алгоритм восприятия картины: 1. Рассматривание картины. 2. Выделение главного. 3. Уточнение действий героев картины. 4. Определение по внешнему виду урожая вкуса, запаха. Игра «Посадка и сбор урожая». Задание 5. Работа с пейзажной картиной «Осень». 1. Рассматривание картины по картинке символу. 2. Что изображено на переднем плане, справа, слева, на заднем плане? 3. Какое время года? 4. Какая погода? 5. Какие деревья, кусты? Что можно рассказать о них?

Продолжение табл.

       
      6. Какие цвета использованы для передачи настроения, состояния погоды, времени года, времени суток? 7. Что вы слышите? Практическая работа. 1. Приготовление салатов, муссов, соков. 2. Срисовывание натюрмортов. 3. Обводка, штриховка, закрашивание контурных и силуэтных изображений овощей, фруктов. 4. Рисование на тему «Осень». 5. Аппликация на тему «Овощи, фрукты, осень». 6. Лепка овощей, фруктов. 7. Моделирование картины «Сбор урожая» с помощью силуэтных изображений. 8. Составление из частей целый предмет; сюжетное изображение
Октябрь
  Тема: «Домашние живот-ные». Задачи: – учить детей обследованию домашних животных (муляжей) с использованием сенсорных функций (зрения, слуха, осязания); – учить описывать основные признаки животных по алго- Оборудование: муляжи (корова, коза, овца, кошка, собака, верблюд, баран, свинья, осёл и их детеныши); контурные и силуэтные изображения домашних животных; картины «Корова в сарае зимой», «Вывоз сена на лошади», «Кошка с котятами», «Стадо коров», «Стрижка овец», «Как мышка кошку пере-хитрила», «Птицеферма» и т. д. Задание 1. 1. Рассматривание домашних животных. 2. Обследование домашних животных на ощупь. 3. Описывание основных признаков по алгоритму. Алгоритм: 1. Кто это? 2. Какого цвета? 3. Название частей тела. 4. Какой величины? 5. Чем покрыто тело, какое на ощупь?

Продолжение табл.

       
  ритму, группировать, обобщать домашних животных по их существенным при- знакам; – учить узнавать животных в изображениях, в условиях затрудненного восприятия (зашумления, заслоненности); – учить определять изобразительные признаки глубины пространства: чем ближе к нам предмет, тем он кажется больше и наоборот; чем ближе предмет, тем он кажется больше такого же по величине, но находящегося на заднем плане и наоборот; ближние предметы частично закрывают дальние; основание ближнего предмета в рисунке всегда ниже основания удаленного (то есть, чем дальше предмет, тем его основание ближе к горизонту)   6. Чем питается? 7. Где живет? 8. Как кричит? 9. Кто детеныш? 10. Какая польза? Задание 2. Работа с изображением. Алгоритм восприятия сюжетной картины: 1. Целостное рассматривание картины. (Восприятие направляет педагог.) 2. Выделение и узнавание основных объектов. 3. Детальное рассматривание 3 композиционных планов. 4. Выделение и перечисление всех объектов, определение их окраски, формы, величины, относительно окружающих предметов. 5. Выделение основных частей объекта. 6. Определение пространственного отношения. 7. Детальное рассматривание каждой выделенной части. (Определение её формы, окраски, величины относительно других частей.) 8. Выделение позы, жестов, мимики. Задание 3. Описание изображения по алгоритму. 1. Внимательно рассмотри картину. 2. Выдели главное. 3. Расскажи, где и когда происходит действие картины. Почему ты так думаешь? 4. Назови действующих лиц картины. Расскажи о них.

Продолжение табл.

       
      5. Расскажи с чего началось событие, что изображено на картине. 6. Что происходит на картине? 7. Расскажи, чем закончилось? 8. Дай свое название картине. Практическая работа. 1. Моделирование картины. 2. Рисование по контуру. 3. Рисование по копиям изображений. 4. Составление из частей целое изображение. 5. Лепка домашних животных. 6. Аппликация домашних животных. 7. Игры на звукоподражание домашних животным. 8. Составление загадок. 9. Составление из частей целого изображения
Ноябрь
  Тема: «Дикие звери». Задачи: – упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать зверей в условиях затруднения восприятия по части, характерному при-знаку в сюжетных изображениях, силуэтах и контурах; Оборудование: муляжи (игрушки) диких зверей наших лесов – лиса, медведь, заяц, ёж, волк, олень, лось, белка, барсук, бобер и т. д.; степей – ящерица, варан; севера – белый медведь, песец, морж, олень; жарких стран – обезьяна, тигр, лев, пантера, крокодил, носорог, бегемот и т. д.; сюжетные картины с изображением диких зверей; Задание 1. 1. Рассматривание зверей. 2. Обследование частей тела. 3. Узнавание и называние частей тела. 4. Сравнивание двух, трех видов зверей. Задание 2. Описание зверей по алгоритму. 1. Рассматривание диких зверей. 2. Рассматривание схемы алгоритма. 3. Описание диких зверей по схеме алгоритма: – Кто это?

Продолжение табл.

       
  – учить описывать зверей по алгоритму, узнавать зверей в зашумленном и заслоненном изображении; – учить создавать в рисунке и на фланелеграфе сюжетные изображения зверей серия картин «Заяц в осеннем лесу», «Заяц в зимнем лесу», «С кем дружит ель»; «Медведи летом», «Олениха с олененком», «Лоси зимой», «Лоси осенью», «На лесной полянке», «Дед Мазай и зайцы», «Ежи летом», «Стая волков», «Белые медведи» (ранней весной, летом), «Купание медведей» и т. д.; силуэтные и контурные изображения диких зверей; фланелеграф; фломастеры; кисти, краски; клей, кисти для клея и т. д. Схема алгоритма описания диких зверей: – Какого цвета? – Какой величины? – Чем питается? – Где живет? Задание 3. Игры на звукоподражания диким зверям, позы, мимики. Задание 4. Работа с сюжетной картиной. 1. Рассматривание сюжетной картины 2. Выделение и узнавание основных изображений диких зверей. 3. Выделение и перечисление всех признаков диких зверей. (Окраска, формы, величины, позы, мимики, место расположения.) 4. Детальное рассматривание каждой выделенной части, сравнение диких зверей изображенных на картине. Задание 5. Соотнесение силуэтных и контурных изображений диких зверей с изображением на картине. Задание 6. 1. Моделирование сюжетной картины с использованием силуэтов. 2. Составление описательного рассказа по моделированной картине. Задание 7. Отгадывание и загадывание загадок.

Продолжение табл.

       
    – кто это? – цвет (какого цвета); – форма (какой формы части тела, голова, глаза и т. д.); – какой величины? Чем питается? – мясо; – трава. Где живет? – лес; – север; – жаркие страны; Практическая работа. 1. Обводка диких зверей с листа зашумленного изобра-жения. 2. Обводка диких зверей с изображения частичной заслоненности и дорисовывание недостающей части изображения. 3. Лепка диких зверей. 4. Рисование диких зверей. 5. Аппликация на тему «Дикие звери»

Продолжение табл.

       
    – степь. Изображения диких зверей с перекрытием контуров, заслоненности:  
Декабрь
  Тема: «Зима», «Зимние развлечения». Задачи: – углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, явлениях природы (поводках зверей, птиц; одежде людей); – учить анализировать и словесно обозначать изменения в неживой природе, в растительном и животном мире (идет снег, дует ветер, деревья стоят без листвы), изме- Оборудование: сюжетные изображения «Зимние забавы», «Хорошо зимой», «Прогулка в зимнем парке» и т. д.; изображения с зимними видами спорта «Хоккей», «Слалом», «Фигурное ката- ние», «Конькобежный спорт, лыжный» и т. д.; контурные и силуэтные изображения к сюжетным картинкам; цветная бумага, ножницы, кисти для клея; салфетки, образцы готовых игрушек из бумаги, бросо-вого материала (заранее сделанные педагогом) Задание. Алгоритм восприятия сюжетной картины. 1. Рассматривание сюжетной картины. 2. Выделение главного. 3. Расскажи, где и когда происходит действия картины. Почему ты так думаешь? 4. Назови действующих лиц картины. Расскажи о них. (Одежда, настроение, действия, поза, мимика.) 5. Расскажи, с чего началось событие, что изображено на картине. 6. Что происходит на картине? 6. Расскажи, чем закончилось? 8. Дай свое название картины. Практическая работа. 1. Моделирование картины.

Продолжение табл.

       
  нения в одежде, труде, играх детей; – дать представления детям о зимних развлечениях и о видах спорта; – развивать любовь и интерес к зимним видам спорта; – развивать стремление к здоровому образу жизни   2. Рисование по контуру. 3. Рисование по копиям изображений. 4. Изготовление игрушек к Новому году и ёлке. 5. Игры со снегом «Снежки», «Лепка снеговика», «Постройка снежных замков», «Метание снежков в цель», «Метание снежков на дальность», «Рисование цветной водой на снегу», «Катание на санках». Заучивание стихов, пословиц, поговорок о зиме, зимних забавах и т. д. Игры на внимание. «Чего не хватает спортсмену», «Отгадай вид спорта», «Кто больше назовет зимних видов спорта», «Сложи из частей целое изображение»
Январь
  Тема: «Одежда и обувь». Задачи: – учить делать обобщения, дифференцировать предметы внутри одного рода (одежда, обувь домашняя, спортивная, детская, женская, мужская, летняя, зимняя, модельная...); – уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении, существенных Оборудование: натуральная одежда, обувь (пижама, ночная рубашка, трусы, майка, юбка, шорты, брюки, сарафан, блуза, пальто, куртка, плащ, шуба, свитер, галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, босоножки, сандалии, тапки, шлепанцы); кар-тинки с изображением всех видов одежды, обуви; контурные и силуэтные изображения одежды, обуви; индивидуальные маски для глаз; сюжетная картина «Дети пришли Задание 1. Зрительное обследование одежды, обуви. 1. Рассматривание одежды, обуви. 2. Обследование одежды, обуви по алгоритму: 1. Что это? 2. Какого цвета? 3. Назови и покажи детали одежды, обуви. 4. Какой формы детали одежды, обуви? 5. Из какого материала сшита одежда, обувь? 6. Для кого эта одежда, обувь? 7. Для чего? 8. Какое настроение вызывает вид одежды, обуви? 9. Какая одежда, обувь тебе больше нравится и почему?

Продолжение табл.

       
  признаках материала, из ко- торых они изготовлены; – учить сравнивать, группи-ровать, классифицировать предметы по цвету, величине, назначению, по наличию или отсутствию каких-либо особенностей (пуговицы, пряжки, карманы, форма воротника); – упражнять в определении качества ткани осязательным способом; – учить правилам хранения одежды, обуви; – воспитывать аккуратное отношение к вещам с прогулки»; силуэты и контурные изображения одежды, обуви; нож-ницы; краски, кисти, вода; образцы одежды, обуви для закрашивания 10. Смоделируй свой вид одежды, обуви. Задание 2. Обследование одежды, обуви на ощупь. 1. Рассмотри одежду. (Затем педагог индивидуальной маской для глаз закрывает глаза ребенку.) Алгоритм обследования предметов на ощупь: 1. Что это? 2. Найди и назови детали одежды, обуви. 3. Какая одежда, обувь на ощупь? (Теплая, мягкая, пушистая, жесткая, гладкая, шершавая, тонкая, толстая, большая, маленькая, длинная, короткая, широкая, узкая и т. д.) 4. Для кого предназначена? 5. Для чего? 6. Для какого времени года? 7. Выбери на ощупь теплую одежду, обувь. 8. Отбери одежду, обувь для лета 9. Выбери на ощупь одежду, обувь, которая тебе больше нравится. Объясни свой выбор. Задание 3. Работа с картиной. 1. Рассматривание картины. 2. Выделение главного. (Обратить внимание детей на одежду и обувь детей: цвет, материал, из которого сшита одежда, обувь, качество.) 3. Обратить внимание детей на размещение одежды, обуви в шкафу. 4. Расскажи, где и когда происходит действия картины. Почему ты так думаешь?

Продолжение табл.

       
      5. Расскажи, с чего началось событие, что изображено на картине. 6. Что происходит на картине? 7. Расскажи, чем закончилось? 8. Дай свое название картины. Практическая работа. 1. Моделирование картины. 2. Соотношение силуэтных и контурных изображений с изображением на картине. 3. Обучение складывания одежды, чистки одежды, обуви. 4. Шитье кукольной одежды по готовым выкройкам. 5. Вырезание одежды для кукол из бумаги. 6. Раскрашивание силуэтов и контуров одежды, обуви. Игры на классификацию. Отбери одежду, обувь для лета, зимы, спорта, домашнюю, женскую, мужскую, детскую. Найди одинаковые по цвету. Найди одинаковые по качеству и т. д. «Одень куклу».
  Тема: «Посуда», «Мебель». Задачи: – учить обследованию пред-метов с использованием сенсорных функций (зрения, слуха, осязания); Оборудование: натуральная посуда, мебель; контурные и силуэтные изображения посуды, мебели; картина «Мы дежурные»; маски для глаз (индивидуального использования); фломастеры; семена; краски, Задание 1. Обследование посуды. 1. Внимательное рассматривание посуды. 2. Обследование посуды по алгоритму: 1. Что это? 2. Какого цвета? 3. Какой формы?

Продолжение табл.

       
  – учить описывать предмет по алгоритму; совершенствовать умение устанавливать взаимосвязь между назначе-нием предмета и его строением или материалом, из которого он изготовлен; – узнавать и называть посуду, мебель в контурном и силуэтном изображении; – учить дифференцировать предметы внутри одного вида (чайная, столовая, кухонная; гостиная, спальня, кухня, прихожая); – уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении, существенных признаках, материальных, из которых они изготовлены; – учить сравнивать, группи-ровать, классифицировать предметы, знать предметы быта и уметь пользоваться ими кисти, вода; бумага, клей, кисти для клея, ножницы; пластилин (глина), дощечки, стеки, салфетки; образцы посуды из глины, пласти-лина; цветная бумага; фломастеры, трафареты посуды, ножницы для аппликации на тему «Посуда»; кукольная мебель. Образцы посуды из бумаги: Кружка Кастрюля 4. Какой величины? 5. Покажи и назови части посуды. 6. Из какого материала сделана посуда? (Керамика, глина, пластмасса, дерево, хрусталь, стекло и т. д.) 7. Где применяется? 8. Где её хранят? 9. Проверь, как звенит. (Слегка ударяет карандашом по посуде.) Задание 2. Обследование посуды на ощупь. 1. Ощупывание посуды. 2. Алгоритм описания посуды: 1. Что это? 2. Какой формы? 3. Какой величины? 4. Как звенит? (Ребенок карандашом или указкой проверяет не сильным ударением о посуду как она звенит.) 5. Какая поверхность? (Холодная, теплая, гладкая, шершавая, ребристая, скользкая и т. д.) 6. Найди и назови части посуды. 7. Что будет с посудой, если она упадет? Задание 3. Работа с картиной «Мы дежурные». Алгоритм восприятия картины: 1. Внимательно рассмотри картину. 2. Выдели главное. 3. Расскажи, где и когда происходит действие картины. Почему ты так думаешь?

Продолжение табл.

       
    Сковорода 4. Назови действующих лиц картины. Дай имена. 5. Назови, кто что делает. 6. Расскажи, придумай, с чего началось событие. 7. Что было потом? 8. Дай свое название картины. Практическая работа. 1. Моделирование картины из силуэтных изображений. 2. Рисование по контуру. 3. Рисование по копиям изображений. 4. Обводка посуды по трафарету, через аппарат для обводки. 5. Штриховка и закрашивание контурных и силуэтных изображений посуды. 6. Сервировка стола. 7. Лепка «Посуды». 8. Аппликация на тему «Посуда». 9. Выкладывание посуды из семян. Задание 4. Обследование мебели зрительным спо- собом. 1. Внимательное рассматривание. 2. Узнавание и называние частей мебели. 3. Соотнесение реальных предметов мебели с изображением. 4. Соотнесение силуэтных и контурных изображений с реальными предметами и изображениями на картинах.

Продолжение табл.

       
      Задание 5. Обследование предметов мебели на ощупь. 1. Что это? 2. Найди и назови части мебели. 3. Найди одинаковую мебель. (На столе кукольная мебель.) 4. Посади кукол разной величины на стулья. (Стулья кукольные, разной величины для каждой куклы.) Практическая работа. 1. Заправь постель, помоги товарищу. 2. Разложи вещи по местам (посуда, одежда, обувь). 3. Расставь мебель в прихожей, гостиной, спальне, кухне. 4. Лепка «Мебель». 5. Аппликация на тему «Мебель». 6. Изготовление мебели из коробок от спичек, бумаги. 7. Обводка, штриховка мебели по трафарету, через кальку. 8. Выкладывание мебели из спичек, палочек. 9. Рисование на тему «Мебель»
Февраль
  Тема: «Части тела». Задачи: – продолжать учить детей правильно называть существенные признаки и особен- Оборудование: муляжи (игрушки) кукол; цветные изображения человеческого тела (тематический словарь в картинках «Я и мое тело»); «Тело человека», «Органы чувств Задание 1. Рассмотри куклы (изображение мальчика и девочки). Ответь на вопросы: – Что может тело? (Наклоняться, сгибаться, приседать, прыгать.)

Продолжение табл.

       
  ности человеческого тела, знать его назначение, о правильном уходе за ним, понимать взаимную связь каждого органа; – формировать представление о человеческом облике: мимике, жестах, походке, голосе, осанке, речи, прояв- лении эмоций человека», «Внутренние органы человека»; аптечка для оказания первой помощи; набор «Больница» – Что могут глаза? (Смотреть, моргать, щуриться, расширяться, переводить взор вверх, вниз, вправо, влево, вращать зрачки и т. д.) – Что могут делать руки? (Сжимать кулаки, здороваться, брать, махать, вращать, играть, писать, лепить, гладить, поднимать.) – Что могут ноги? (Ходить, прыгать, бегать, танцевать, скакать, рисовать, бить, водить, мяч и т. д.) Задание 2. «Органы чувств». 1. Рассматривание строение глаз. 2. Определение эмоционального состояния по изображению на картинках глаз. (Печаль, грусть, радость, спокойствие.) Задание 3. «Внутренние органы». 1. Рассматривание изображения скелета человека. 2. Рассматривание изображения кровеносной системы человека. 3. Рассматривание изображения пищевода человека. 4. Рассматривание изображения дыхательной системы человека. 5. Рассматривание изображения головного мозга чело- века. Практическая работа. 1. Обучение правилам вытирания носа носовым платком. 2. Объяснение, как и для чего закапывают нос лекарством (с выполнением заданий на куклах).

Продолжение табл.

       
      3. Обучение, что нужно знать, чтобы не болели уши (с выполнением заданий на куклах). 4. Соблюдение правил гигиены «Рот человека». Выполнение заданий. – Покажи, как надо чистить зубы. – Покажи, как надо полоскать рот. – Посмотри на рисунки и скажи, где наши враги и друзья. – Что нужно делать, если «гусиная кожа»? (На примере куклы. Её надо одеть.) – Что нужно делать, если кожа красная? (Куклу надо раздеть, её жарко.) – Что происходит, если поранить палец? (На примере товарища, куклы ребенок оказывает под наблюдением педагога первую помощь.) Игры «Аптека», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь»
  Тема: «Электроприборы». Задачи: – продолжать учить детей правильно называть существенные признаки и особенности электроприборов: понимать связь между назначением и безопасностью их использования; Оборудование: натуральные электроприборы (лампа, пылесос, телефон, утюг, аппарат для обводки, радио, телевизор, вентилятор игрушечные) и изображения электроприборов; контурные и силуэтные изображения Задание. 1. Рассматривание электроприборов. 2. Рассматривание электроприборов в действии. 3. Беседа о технике безопасности во время использования электроприборов. 4. Рассматривание изображений электроприборов. 5. Отгадывание загадок об электроприборах. 6. Беседа по теме. – Какие вы знаете электроприборы? – Для чего нужен каждый из них?

Продолжение табл.

       
  – понимать значение обобщающих слов, знать предметы быта, техники и уметь ими пользоваться; – иметь представление о правилах безопасного использования бытовой техники   – Какие электроприборы нужны в гостиной, спальне, на кухне? – Что служит питанием для электроприборов? – Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) – Где в каждом доме распределяется электричество? (В розетках.) – Почему нельзя трогать розетки? – Узнай и назови части электроприбора (телефона, радио, телевизора, утюга). – Для чего нужен провод (шнур)? Практическая работа. Игры: «Наведи порядок в доме». (Под наблюдением педагога ребенок проводит уборку пылесосом.) Объясняет свои действия. Говорит о технике безопасности. «Погладь кукле платье». «Рассмотри иллюстрации с использованием настольной лампы» (под наблюдением педагога). «Позвони маме» и т. д. Найди в силуэтном и контурном изображении электроприбор, с которым ты работал, назови его. Расставь электроприборы по комнатам. Назови их. Отгадай загадку. Отгадай по позе, что я делаю. (Звоню, смотрю телевизор, глажу.) Изобрази действие с электроприборами

Продолжение табл.

       
  Тема: «Рабочие инстру- менты». Задачи: – дать представления детям о рабочих инструментах; – формировать представление об их назначении; – иметь представление о безопасности во время использования рабочих инструментов Оборудование: натуральные и игрушечные инструменты; изображения инструментов (топор, молоток, пила, напильник, отвертка, стамеска, рубанок, плоскогубцы, гаечный ключ, щипцы, гвозди, шурупы, гайки); фартуки, перчатки на каждого ребенка Задание 1. 1. Рассматривание инструментов. 2. Рассматривание изображений инструментов. 3. Узнавание и называние действий с инструментами по позе, мимике. 4. Узнавание и называние действий с инструментами в изображениях (на картинах, картинках). Задание 2. – Какие инструменты вы знаете? – Для чего нужен каждый из них? – Найди и расскажи об инструменте, который я назову. Покажи, как с ним надо работать. Что ты знаешь о безопасности работы с ним? Задание 3. 1. Рассмотри инструментов. 2. Отбери те, которые нужны для того, чтобы починить стол. 3. Найди инструмент, с помощью которого можно укоротить доску. 4. Найди и назови инструмент, с помощью которого можно отремонтировать розетку, утюг. Задание 4. Отгадай загадку. 1. Найди тот инструмент, который ты отгадаешь в загадке. Древесину ест едок, Сто зубов в один рядок. (Пила.)

Продолжение табл.

       
      2. Покажи, как с ним надо работать. Какие правила безопасности с пилой ты знаешь? Хоть ростом невелик, А к почтению привык: Перед ним дубы и клены И березы бьют поклоны. (Топор.) (Ребенок выполняет тоже задание аналогичное с 4.) На ножку шляпку он надел, А молоток его огрел, Теперь не будет стол качаться, С ним ножке больше не расстаться. (Гвоздь.) (Ребенок находит гвоздь и старается забить его молотком. Объясняет свои действия и правила безопасности действий с инструментами.) Гвоздь под ним сгибается, Уж больно тот кусается. Не смог он выдержать его Наружу выскочил легко. (Щипцы.) (Ребенок выполняет действия, дает объяснение своим действиям. Вспоминает правила безопасности работы с этим инструментами.)

Продолжение табл.

       
Март
  Тема: «Домашние птицы». «Дикие (зимующие и перелетные) птицы». Задачи: – учить обследованию птиц с использованием сенсорных функций (зрения, слуха, осязания); – учить описывать основные признаки птиц по алгоритму; – продолжать учить детей правильно называть существенные признаки и особенности птиц, понимать связь между строением частей тела и возможностями домашних и диких птиц, обогащать знания о птицах; – учить группировать, обобщать, понимать значение обобщающих слов; – воспитывать любовь и бережное отношение к природе; – учить слушать пение птиц и наслаждаться их пением; Оборудование: муляжи (игрушки) домашних птиц; цветные изображения домашних птиц (петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок). Зимующие птицы (сорока, ворона, голубь, дятел, сова, снегирь, синица, воробей, филин). Перелетные птицы (скворец, ласточка, грач, жаворонок, соловей, аист, цапля, лебедь). Силуэтные и контурные изображения домашних и диких птиц и их детенышей; трафареты для обводки птиц; фломастеры; пластилин, стеки, салфетки, доски для лепки;краски, кисти, стакан с водой для рисования и дорисовывания домашних и диких птиц Задание 1. Обследование птиц. Рассматривание и описание птиц по алгоритму: 1. Кто это? 2. Какого цвета оперение (глаза, голова, ноги и т. д.)? 3. Какой величины? 4. Назови части тела. 5. Чем покрыто тело? 6. Чем питаются? 7. Где вьют гнезда? 8. Как выводят птенцов? 9. Какую пользу приносят? Задание 2. 1. Найди и назови птенцов курицы, утки, гусыни, индейки. 2. Кто как кричит? Задание 3. «Собери семью». Дети по разрезным карточкам собирают «семью» птиц. Объясняют свой выбор. Задание 4. «На пруду». Отбери их силуэтов водоплавающих птиц. Объясни свой выбор. Задание 5. «Сравни птиц». Чем похожи, чем отличаются? Задание 6. Рассматривание диких птиц по алгоритму:

Продолжение табл.

       
  – учить узнавать птиц в силуэтном и контурном изобра- жении; – развивать способность выделять информативные признаки сезонов в природе и в изображении самостоятельно передавать их в рисунке, соотносить художественный текст с окружающим изображением; – учить узнавать 4–5 птиц по голосам   1. Кто это? 2. Какие птицы живут городах? 3. Какие птицы живут полях? 3. Какие птицы живут вблизи водоемов? 4. Какие птицы живут в лесах? 5. Чем питаются птицы зимой? 6. Как называются птицы, которые остаются на зиму? (Зимующие.) 7. Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные.) 8. Назови зимующих птиц. Покажи. 9. Назови и покажи перелетных птиц. 10. Почему они улетают? 11. Посмотри на группу птиц, как она называется? (Стая.) Задание 7. «Сравни птиц». 1. Чем похожи? 2. Чем отличаются? 3. Что общего у всех птиц? 4. Отгадай на ощупь птиц. Какие они? Задание 8. «Кто, где живет». Назови домики птиц и соедини фломастером кто, где живет.

Продолжение табл.

       
      Задание 9. «Собери из частей целое изображение птицы». 1. Кто это? 2. Что ты знаешь о ней? Практическая работа. 1. Обводка, штриховка, закрашивание контура и силуэтов домашних и диких птиц. 2. Лепка на тему «Птицы». 3. Рисование и лепка птиц по воображению. 4. Соотнесение и локализация домашних и перелетных птиц с силуэтными, контурными и изображениями на картине (картинках). 5. Отгадай, кто кричит? (Прослушивание голосов птиц в записи и в природе.)

Продолжение табл.

       
Апрель
  Тема: «Транспорт». Задачи: – расширять представления детей о транспорте; – учить обследованию транспорта с использованием сенсорных функций (зрения, осязания, слуха); – учить описывать основные признаки транспорта по алгоритму; понимать связь между назначением, строением, материалом из которого сделан транспорт; – учить узнавать и называть транспорт в силуэтном и контурном изображении; соотносить силуэтное и контурное изображение с натуральными объектами и с цветным изображением на картине; – учить группировать, обобщать, классифицировать транспорт по основным признакам; понимать значение обобщающих слов Оборудование: игрушки: грузовой, пассажирский транспорт, наземный; водный; воздушный; контурные и силуэтные изображения всех видов транспорта; запись звуковых сигналов транспорта; картина «Перекресток», «Село городу»; «Город селу», «Летчики», «Машинист»; пластилин; трафареты всех видов транспорта (внутренние и внешние); фломастеры; калька Задание 1. Обследование транспорта зрительно-осязательным способом по алгоритму: 1. Что это? 2. Какого цвета? 3. Назови части транспорта. 4. Какой величины? 5. Какая поверхность? 6. Из какого материала сделан? 7. Для чего предназначен? Задание 2. Соотнесение изображения транспорта на картине (картинках) с силуэтными и контурными изображениями. Задание 3. Группировка транспорта по назначению (грузового, пассажирского); (наземного, водного, воздушного). Задание 4. Прослушивание грамзаписи звуковых сигналов спец. транспорта; пассажирского, грузового (наземного, водного, воздушного). Игра «Отгадай, какой транспорт сигналит». Найди его. (Педагог предлагает ребенку найти нужный транспорт среди массы игрушек; затем в силуэтном и контурном изображении.)

Продолжение табл.

       
      Задание 5. Работа с картиной «Перекресток». 1. Внимательное рассматривание картины. 2. Определение местности. 3. Определение времени года. 4. Выделение главного. 5. Узнавание и называние основных видов транспорта, действующих лиц картины. 6. Определение направления движения транспорта. 7.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: