Мир вещей и мир идей как внешние факторы ОП человека




Мир вещей и мир идей, окружающий человека оказывает влияние на его личность как прямо и непосредственно, так и опосредовано и косвенно. Прямо и непосредственно мир вещей оказывает влияние на человеческое поведение, прежде всего, тем что человек есть живое физическое существо. И как таковое он есть тело среди других тел. Это означает, что в своем поведении он всегда должен ориентироваться на существование окружающих его вещей. Чтобы овладеть какой-нибудь вещью человек должен, по крайней мере, изменить положение своего тела, а то и изменить свое место положение. Для ведения переговоров он должен прийти в назначенное место и время. Не пытаться пройти сквозь стену; не забивать будильником гвозди и т.д. Но вещи для человека имеют значение не только своими физическими, но и социальными свойствами, символическими значениями, с которыми он обязан считаться. При исполнении гимна или поднятии флага своего государства он должен встать, должен придерживаться значения дорожных знаков и т.д.

То же самое непосредственное воздействие на человека оказывает и мир идей, важной составляющей которого являются системы ценностей. Его поведением руководят системы моральных и правовых норм, принадлежность к определенному этносу или религиозной конфессии, обычаи и традиции коллектива и т.д. Особо стоит отметить роль социальных институтов, этих так или иначе узаконенных традицией или правом предписаний, охраняемых санкциями.

Не меньшее значение имеет косвенное влияние мира вещей и мира идей на поведение человека. Их влияние оказывается действенным, когда вещи и идеи становятся ценностями самого человека, когда они превращаются во внутренние факторы поведения личности.

 

Личность и социализация

Исследование развития личности в обществе традиционно представляло важную область для понимания поведения человека. Современная психология развития не уг­лубляется в дискуссии о соотношении наследственных факторов и окружения или взрос­ления (изменения, обусловленные наследственностью и физическим развитием) и на­учения. Человек состоит как из физиологических, так и психологических взаимодейст­вующих компонентов. Поэтому на личность воздействуют и факторы наследственного порядка, и среда, и процессы взросления и научения.

В исследованиях личности была предпринята попытка определить специфические физиологические и психологические стадии в процессе развития личности. Подход с позиции «стадий» является по своей природе теоретическим. Существует много тео­рий, посвященных стадиям развития личности. Тем не менее, так же как и в отношении других аспектов личности, не существует единого мнения относительно конкретных стадий развития. На самом деле многие современные психологи считают, что стадии вообще невозможно определить. В качестве основного аргумента они приводят тот факт, что развитие личности представляет собой непрерывный процесс, а последовательность элементов этого процесса зависит от имеющихся на данный момент возможностей на­учения. Противоположная точка зрения поддерживает идею стадий в развитии личнос­ти. В сфере организационного поведения особую значимость имеют теории Левинсо­на, Холла и Арджириса.

Исследование Даниэля Левинсона [ Дэниел Дж. Левинсон (Daniel J. Levinson), 28 мая 1920, Нью-Йорк – 12 апреля 1994 – американский психолог ], посвященное стадиям жизни взрослых, привлекло к себе большое внимание. Прежде всего он исходит из того, что «во взрослом возрасте жизнь проходит определенные последовательные стадии» [Daniel J. Levinson, The Seasons of a Man’s Life, Knopf, New York, 1978, p. 49], и в отличие от других тео­рий, ориентированных на события в жизни человека (например, брак, рождение детей или уход на пенсию), Левинсон выделяет стадии развития в зависимости от возраста. Так, например, он отмечает низкие возможности колебаний (максимум два или три года) в четырех последовательно выделяемых периодах.

1. Вступление в мир взрослых (возраст от 23 до 28 лет).

2. Достижение зрелости (возраст от 33 до 40).

3. Вступление в средний возраст (возраст от 45 до 50).

4. Достижение вершины среднего возраста (возраст от 55 до 60).

Он выделяет четыре переходных периода.

1. Переходный период 30-летних (возраст от 28 до 33).

2. Переходный период середины жизни (возраст от 40 до 45).

3. Переходный период 50-летних (возраст от 50 до 55).

4. Переходный период старшего возраста (возраст от 60 до 65).

Вместе с другими важными с исторической точки зрения стадийными теориями развития личности, такими, как предложенные Зигмундом Фрейдом или Эриком Эриксоном, теория Левинсона вызывает большой интерес и на интуитивном уровне кажется вполне привлекательной. Однако, как и другие теории стадий, она не все­гда однозначно подтверждается данными исследований. Так, например, в одном из исследований, использующих обширные данные многолетних наблюдений, не под­твердилась гипотеза Левинсона о том, что в течение переходных периодов обнару­живается большее колебание установок в отношении труда, чем в стабильные пери­оды, или его предположение, что наибольшая изменчивость наблюдается в пере­ходный период середины жизни. Другими словами, различия между людьми могут быть столь велики, что теории стадий, подобные левинсоновской, не находят ре­альных подтверждений. Вследствие этого Левинсон переименовал свои стадии в так называемые «эры» (ранняя взрослая, середина жизни и поздняя взрослая) и выде­лил переходный период вхождения, период стабильности и переходный период вы­хода [D. J. Levinson, «A Conception of Adult De­velopment», American Psychologist, vol. 41, 1986, pp. 3-13]. В отличие от его ранней работы, описанной выше, в которой мобильность или стабильность характеризовали каждую стадию развития в целом, его новый под­ход рассматривает взаимосвязь мобильности и стабильности на протяжении каждо­го конкретного периода.

Дугласу Т. Холлу [ Douglas T Hall ] удалось синтезировать теорию Левинсона и другие теории, посвященные ста­диям развития личности взрослых (прежде всего Эриксона и Супера) в целостную мо­дель развития карьеры. В течение первой стадии значительное место занимает поиск. Начинающий карьеру работник ищет себя и проходит период самоанализа и апробирования различных ро­лей. На протяжении этого периода человек, как правило, несколько раз меняет работу, и вообще данный период является очень нестабильным и относительно непродуктив­ным. На протяжении второго периода, названного становлением, работник определяет свое место и начинает испытывать потребность в близких отношениях. Этот период является обычно периодом роста и успехов в карьере. Третья стадия - стадия поддер­жания наступает тогда, когда развитие человека приостанавливается на некоем про­дуктивном плато и он начинает испытывать потребность оставить что-то следующему поколению. Эта потребность побуждает человека принять на себя роль наставника по отношению к младшим подчиненным. На третьем этапе своей карьеры человек может либо резко устремиться вверх, либо остаться на достигнутом уровне, либо начать двигаться вниз. Последняя стадия - спад - не нуждается в объяснении. Человек испытывает потребность ощущать осмысленность или целостность прожитой жизни (т.е. ощущать удовлетворение от своей карьеры и решениий, принятых на протяжении всей жизни). Изменившиеся за последние годы законы об обязательном выходе на пенсию (отмене возрастных ограничений), улучшившееся качество медицинского обслуживания и повышенные ожидания общества относительно возможности использовать опыт старшего поколения могут привести к решительным изменениям ожиданиий на данной стадии в ближайшем будущем.

Недавно получены данные о том, что прямой, линейной зависимости между возрастом и удовлетворенностью трудом не существует. Как показано удовлетворенность трудом в конце карьеры может снижаться. Подобное снижение удовлетворенности может быть вызвано не оправдавшимися ожиданиями, а также сокращением штатов и обшей модой на слияние компаний, в результате которых сотрудники с большим стажем и опытом работы ощущают себя ненужными и невостребованными.

Работая в ином направлении, нежели приверженцы стадийных теорий развития личности, известный теоретик в области организационного поведения Крис Арджирис [ Chris Argyris July 16, 1923 – November 16, 2013 – was an American business theorist ] выделил специфические параметры для описания развития личности. Арджирис предполагает, что человеческая личность не столько проходит через определенные стадии

развития, сколько преобразуется на пути от детской незрелости к зрелости взрослого человека. Однако в любом возрасте люди могут обладать разными степенями развития, которые определяются семью параметрами.

Движение от незрелости к зрелости по Арджирису

Характеристики незрелого возраста Характеристики зрелого возраста
Пассивность Активность
Зависимость Независимость
Ограниченное число моделей поведения Разнообразные модели
Примитивные интересы Глубокие интересы
Краткосрочная перспектива Долгосрочная перспектива
Подчиненное положение Главенствующее положение
Отсутствие самосознания Самосознание и самоконтроль
 

 

Арджирис особо подчеркивает тот факт, что из данной модели вовсе не следует, что все люди в конце своего развития достигают или стремятся достичь всех семи параметров зрелости. Пояснения Арджириса сводятся к следующему.

1. Приведенные семь параметров представляют только один аспект личности, рассматриваемой в целом. Многое зависит также от индивидуального восприятия человека, от его представления о самом себе, от его способности адаптироваться и приспосабливаться к окружению.

2. От детства к зрелости значимость семи параметров для человека постепенно изменяется.

3. Данная модель приведена в целях наглядности и не может служить для предсказа

4. ния поведения в каждом отдельном случае. Тем не менее она предоставляет метод для описания и измерения роста отдельной личности в условиях определенной культуры.

5. Выделение семи параметров основано на латентных характеристиках личности, которые могут отличаться от внешне наблюдаемого поведения.

В отличие от классических теорий стадийного развития, предложенных Фрейдом и Эриксоном, модель движения личности от незрелости к зрелости Арджириса непосредственно приближена к изучению и анализу организационного поведения. Арджирис считает, что личности работающих в организации, как правило, могут быть описаны параметрами, соответствующими конечному этапу движения к зрелости. Соответственно, чтобы добиться наиболее полного раскрытия каждой отдельной личности, организация должна стремиться к стимулированию активности, а не пассивности, к независимости. а не зависимости, способствовать формированию не краткосрочной, а долгосрочной перспективы, побуждать работника к стремлению занять более высокие должности, чем его коллеги, и раскрытию его глубинных, важных возможностей. Арджирис отмечает, что, к сожалению, в большинстве случаев происходит обратное. Достигший зрелости работник испытывает чувства фрустрации и беспокойства и вступает в конфликте современной формализированной организацией. Иными словами, Арджирис видит здесь основное несоответствие между запросами зрелой личности и природой формальной организации. [См.:Chris Argyris, Personality and Organization, Harper, New York, 1957, pp. 51-53 ]

Вывод о несоответствии является важным отправным пунктом в понимании струк­туры взаимодействия личности и организации. Взаимосвязь между индивидуальными свойствами личности и требованиями организации в наши дни часто используется для объяснения качества производственной деятельности и отношения к работе.

Помимо изучения личности в плане ее развития в настоящее время все большее внимание уделяется роли других важных для личности людей, групп и в особенности организаций, которые оказывают большое влияние на личность. Это непрекращающееся воздействие окружающей среды обычно называется процессом социализации. Данный процесс является особенно важным для понимания организационного поведения, по­скольку он не ограничивается ранним детством, а продолжается всю жизнь. В частнос­ти, постепенно накапливаются данные, свидетельствующие, что процесс социализа­ции является одним из наиболее эффективных объяснений того, почему в современ­ных организациях работники ведут себя именно так, а не иначе. Например, Эдгар Шейн пишет: «Давно пора часть наших управленческих знаний и навыков сконцентрировать на тех силах в организационной среде, которые обусловлены тем, что организации - это прежде всего социальные системы, заставляющие своих новых членов социализироваться. Если мы не научимся анализировать и контролировать эти силы организационной социализации, мы не сможем выполнить одну из важнейших управленческих задач».[Edgar H. Schein, «Organizational Socialization and the Profession of Management», in David Kolb, Irwin Rubin, and James McIntyre (eds.), Organizational Psychology: A Book of Reading?, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N.J., 1971, pp. 14-15]

В одном из недавних исследований отмечается, что приемы социализации новых членов, которые используют организации (предоставление необходимой информации, руководство во время обучения и подготовки и т.д.), действительно приводят к желаемым результатам. Установлено также, что различные стратегии социализации приводят к различным формам приспособления новых сотрудников к организациям.

Социализация начинается с первого контакта между матерью и рожденным ею младенцем. После выхода ребенка из младенческого возраста на него оказывают влияние другие члены семьи (отец, братья и сестры), близкие родственники, друзья семьи, а затем и социальные группы (ровесники, школьные друзья и члены рабочего коллектива). Особый интерес вызывает мысль Шейна о том, что организация сама по себе также оказывает влияние на процесс социализации. Он отмечает, что сюда входит прежде всего передача тех ценностей, норм и поведенческих стратегий, которые с точки зрения организации или отдельной группы необходимо усвоить каждому новичку.

С общепринятой точки зрения процесс социализации работника в организации включает следующие основные моменты.

Изменение установок, ценностей и форм поведения.

· Непрерывность процесса социализации в течение некоторого периода времени.

· Приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим группам и рабо­те внутри организации.

· Взаимное влияние новых сотрудников и их руководителей.

· Первостепенная важность начального периода социализации24.

Так, например, сотрудники обязаны понимать, что не должны ездить на Ford, если работают в отделении Chevrolet компании General Motors, что они не должны публично критиковать свою компанию, должны одеваться сообразно ситуации, а также избегать появляться в неподобающих местах. Они должны понять, «кто обладает властью, а кто ею не обладает, какие неформальные коммуникационные системы надежны, а какие - нет, с какими политическими интригами они могут столкнуться в своем отделе или подразделении. Короче говоря, если они хотят выжить и преуспеть на своем новом рабочем месте, то должны побыстрее разобраться в том, кто здесь «правит бал». [Robert A. Baron, Behavior in Organizations, 2d ed., Allyn and Bacon, Boston, 1986, p. 65] То же самое справедливо и в отношении сотрудников, направленных на работу за границу. При социализации им необходимо выбрать правильную форму поведения в условиях новой для них культуры.

Проведенные исследования показывают, что процесс социализации важен не только для новых сотрудников. Он также существенен во взаимоотношениях менеджеров и их подчиненных, а также в тех случаях, когда человек переходит с одной работы на другую (например, переходит из линейного менеджмента на штабную должность) или при повышении по службе. Ван Маанен выделяет также особые стратегии социализации, такие, как формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, последовательные или одновременные, неизменные и переменные. [John Van Maanen, «People Processing: Strat­egies of Organizational Socialization», Organ­izational Dynamics, Summer 1978, pp. 19-36] Так, например, ком­пания может прибегать к стратегии последовательной социализации, согласно которой постепенно выращивают руководителей высшего звена, осуществляя их ротацию между соответствующими должностями в функциональных подразделениях. В другой организации, например в правительственном учреждении, нового сотрудника, обладающего соответствующим уровнем подготовки и политическим влиянием, могут пригласить со стороны и сделать его руководителем учреждения. Подобная стратегия, не предусматривающая никакой последовательности назначений, может привести к разным последствиям, как личного (если затронута личность), так и общеорганизационного характера.

Более специализированные методы социализации новых сотрудников могут вклю­чать использование наставников или ролевых моделей, обучающие или ориентационные программы, системы поощрения и планирование карьеры. В качестве примера можно назвать конкретные шаги, которые могут привести к успешной социализации в организации.

· Предоставить трудную, но интересную работу в начале трудового пути.

· Обеспечить необходимое обучение.

· Обеспечить своевременную и непрекращаюшуюся обратную связь.

· Выбрать хорошего наставника, который поможет новичку социализироваться.

· Организовать не слишком перегруженную ориентационную программу.

· Включать новичков в коллективы со здоровым нравственным климатом

Такие осознанные стратегии социализации новых сотрудников могут сыграть важную роль при работе с персоналом и в повышении эффективности компании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: