СЛОВАРЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ




1. Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

2. Анкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.

3. Большие группы группы в большом количестве человек, например, этнические, классовые, профессиональные, возрастные группы.

4. Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

5. Группа – ассоциация – межличностные отношения в ней опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которые значимы для каждого члена группы; в ней в отличие от диффузной группы появляется и развивается определённый порядок межличностных отношений.

6. Группа референтная – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.

7. Групповая динамика – совокупность динамических процессов, которые происходят в группе в какой-либо период ее осуществления.

8. Групповое давление — важный механизм поддержания внутренней одно­родности и целостности малой группы.

9. Групповое мнение — совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

10. Групповыенастроения — сложные эмоциональныесостояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значит.степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

11. Групповые устремления — цели, задачи, потребности, мотивы (инте­ресы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.

12. Группообразование – процесс превращения первоначально случайной общности людей в обособленную малую группу, обладающую определенной внутренней структурой и типологическими признаками.

13. Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

14. Заражение — 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию;2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

15. Идентификация — 1) распознавание чего-либо; 2) отождествление с кем-либо, с чем-либо. 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. 2) Идентификация групповая — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.

16. Институт социализации – социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.

17. Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

18. Коллектив это высшая форма объединения людей, создаю­щая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности и развития каждого из её членов.

19. Компетентность (социальная) коммуникативная – ориентированность в различных ситуациях общений, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

20. Контент-анализ – метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.

21. Конформизм – изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

22. Конформность (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства, тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.

23. Ли́дер (отангл. leader) — ведущий, первый, идущий впереди) —лицо(субъект) в какой-либогруппе(организации), пользующееся большим, признаннымавторитетоми обладающеевлиянием, которое проявляется какуправляющиедействия.

24. Лидерство – социально-психологический процесс малой группы, состоящий в доминировании одних членов группы над другими.

25. Малые группы – это контактные группы, численностью от 2 (3) до 20 (30) человек, групповые отношения в которых заданы межличностными отношениями.

26. Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.

27. Метод – основной способ, путь познания того или иного явления.

28. Методология - это система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе,

29. Нормы групповые – принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

30. Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

31. Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

32. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

33. Предубеждение — установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

34. Психологическая сплоченность членов группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимыми для группы в целом.

35. Раппорт – установление межличностного контакта.

36. Референтная группа (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

37. Реципиент – субъект, реагирующий на сообщение.

38. Роль – социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.

39. Роль социальная – функция социального положения человека; нормативно одобренный образ поведения.

40. Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между соц. властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

41. Самоутверждение — активный механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящий в стремлении челове­ка к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванном этим стремлением поведении, а поэтому и весьма действенный стимуля­тор его развития.

42. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

43. Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, выступающих результатом взаимодействия людей как представителей различных общностей».

44. Социально-психологический климат - такое психическое состояние группы, которое обусловлено особенностя­ми ее жизнедеятельности, это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы

45. Сплочение малой группы — это один из процессов групповой динамики, процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.Оно является обобщенным показателем их духовной общности и единства.

46. Толпа – скопление людей (бесструктурное), лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

47. Традиции — сложившиеся на основе длит-го опыта совместной деят-ти ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена ма­лой группы.

48. Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

49. Установка социальная (аттитюд) — субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

50. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.

51. Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.

52. Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

53. Эффект первичности — более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

54. Я-концепция – согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе; итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления себя с ними.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: