Среднегодовая заработная плата в некоторых странах ЕС в негосударственном секторе экономики в 2010 г., евро




Страна В целом Мужчины Женщины Заработная плата женщин, % заработной платы мужчин
Болгария       78,9
Германия       77,9
Нидерланды       77,0
Румыния       87,6
Великобритания       71,7
Финляндия       82,2
Швеция       84,0

При этом риск оказаться за чертой бедности у европейских женщин значительно выше, чем у мужчин (табл. 3)

Таблица 3

Распределение граждан, находящихся в зоне риска бедности, по полу, %

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Евросоюз (27 стран), всего              
мужчины 15,6 15,7 15,7 15,5 15,4 15,6 16,1
женщины 17,0 17,2 17,3 17,4 17,1 17,0 17,6
Члены ЕС до мая 2004 г. (15 стран)              
мужчины 14,8 15,0 15,1 15,2 15,2 15,4 15,8
женщины 16,5 16,8 16,9 17,2 17,0 17,0 17,6
Члены ЕС с 2004 г. или 2007 г. (12 стран)              
мужчины 19,9 18,4 17,8 16,6 16,4 16,5 17,3
женщины 19,0 18,7 18,6 17,8 17,8 17,2 17,7

Все вышеперечисленное относительно положения женщин в сфере трудовых отношений справедливо в качестве общей тенденции. Однако перед лицом кризиса именно «сильный пол» оказался бессильным в попытках сохранить работу (рис. 5).

В условиях кризиса мужская занятость сокращалась более быстрыми темпами, чем занятость женщин. Более того, в успешные для экономики предкризисные годы женская занятость росла быстрее именно в силу того, что для работодателей женский труд является более выгодным по упомянутым выше причинам. Разрыв в уровне оплаты мужского и женского труда является ярким примером расхождения социальной теории и экономической практики, поскольку идет вразрез с заявленными целями Евросоюза.

В известной мере ситуация с мужской и женской занятостью в странах ЕС отражает отраслевую структуру ее распределения (табл. 4).

Таблица 4

Распределение численности работающих мужчин и женщин по видам экономической деятельности в странах - членах ЕС в 2009 г., %

Занятое население Всего В том числе в отраслях
сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство промы шлен ность строи тельство тран спорт и связь финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоста вление услуг торговля, гостиницы и рестораны образование, здраво охранение, социальные услуги прочие услуги
Мужчины   5,8 23,4 13,2 10,7 10,9 16,6 7,8 11,6
Женщины   4,2 12,5 1,4 4,6 13,2 20,9 28,1 15,0

Как видно из приведенных данных, большая часть мужского труда приходится на наиболее пострадавшие в результате кризиса отрасли реального сектора: промышленность, строительство и транспорт. В то же время трудовая деятельность 64% женщин сосредоточена в инфраструктурных отраслях экономики, связанных непосредственно с жизнеобеспечением. Разумеется, в кризисный период и эта сфера подвергается «усекновению», но оно, по крайней мере, имеет нижний предел, нарушать который небезопасно под угрозой наступления хаоса и утраты гражданского согласия.

Если в 2000 г. количество мужчин и женщин в общей численности безработных распределялось поровну (табл. 5), то затем показатель мужской безработицы набрал более быстрые темпы (см. рис. 4) и в 2009 г. удельный вес мужчин в общей численности безработных превысил соответствующий показатель у женщин на 10 проц. п.

Число мужчин, потерявших работу в условиях кризиса, увеличивалось быстрее, чем безработных женщин.

Таблица 5

Соотношение численности безработных по полу в странах - членах ЕС, %

Показатель 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Общая численность безработных                      
В том числе:                      
мужчин 49,9 51,7 51,6 51,5 51,1 50,7 51,8 55,1 54,9 54,0 54,0
женщин 50,0 48,3 48,4 48,5 48,9 49,2 48,2 45,0 45,1 46,0 46,0

Вместе с тем данные о соотношении заработной платы мужчин и женщин (см. табл. 2) свидетельствуют о том, что причина женской бедности обусловлена не столько безработицей, сколько относительным отставанием по уровню оплаты женского труда.

Трудовая миграция из перспективного направления европейской социальной ориентации в период кризиса превратилась в острую социально-экономическую и политическую проблему. В Докладе о развитии человека за 2009 г. (ПРООН 2009) [13] человеческая мобильность рассматривается как путь к преодолению барьеров (политических, экономических, социальных, расовых, национальных, религиозных, гендерных) и как мощный ресурс развития и совершенствования глобального мироустройства. В генеральной перспективе этот постулат вполне справедлив. Жители недавно вступивших в Евросоюз стран приобретают свободу перемещения в поисках лучшей жизни, возможность выбирать место учебы и работы, пользоваться стандартами здравоохранения и социального обслуживания.

Однако в годы кризисов обывательские представления о миграции как о негативном явлении имеют под собой реальную основу. Иммигранты действительно отбирают рабочие места у коренного населения и снижают уровень заработной платы8, действительно создают дополнительную нагрузку на налогоплательщиков, претендуя на социальные пособия, перегружают местную сферу услуг, снижая их качество, поскольку при обострении экономической ситуации миграционные потоки приобретают ярко выраженное направление из бедных стран в относительно богатые.

Принципиальные установки ЕС в области занятости - создание единого рынка труда, увеличение его производительности и повышение качества рабочих мест, ликвидация всех видов дискриминации в сфере трудовых отношений, основанные на социальной сплоченности и социальной интеграции - в условиях экономического спада смещаются на второй план под давлением безработицы.

Поэтому включение человеческого достоинства в систему общеевропейских ценностей мотивируется не только гуманитарными представлениями о необходимости уважения прав и свобод человеческой личности, но и вполне прагматическими соображениями о роли человеческого капитала в обеспечении устойчивого экономического роста. Отсюда и проистекает повышенный интерес к образованию как к способу преумножения этого капитала. Неслучайно, одной из важнейших составляющих Индекса развития человеческого потенциала (HumanDevelopmentIndex) является уровень образования населения и связанные с этим государственные и частные затраты.

Образование, профессиональная подготовка и непрерывное обучение играют важную экономическую и социальную роль в системе политических установок Евросоюза. Возможность проживания, обучения и работы в других странах вносят основной вклад в межкультурное понимание, личностное развитие и полномасштабную реализацию экономического потенциала ЕС. Еврокомиссия обеспечивает стимуляцию и поддержку взаимного сотрудничества государств-членов в этой области, вкладывая средства в такие образовательные, профессиональные и воспитательные программы, как Программа непрерывного обучения.

В настоящее время существуют три специфические цели для систем образования и профессиональной подготовки: качество - повышение качества и эффективности образовательных систем; включенность - гарантии, что каждый имеет к ним доступ; международная доступность - их открытость в более широком мировом масштабе.

Эти цели применяются ко всем типам и уровням образования и профессионального обучения, включая:

· обучение преподавательских кадров;

· преподавание основных навыков как общих, так и профессиональных;

· интеграцию в инфокоммуникационные технологии;

· обучение иностранным языкам;

· руководство процессом непрерывного обучения;

· гибкость, подбор для каждого индивидуально наиболее подходящей формы обучения, чтобы сделать обучение доступным для всех;

· мобильность, т.е. возможность получать образование в любой стране ЕС

· воспитание гражданского самосознания.

Последняя задача [14] (в отличие от остальных достаточно традиционных и понятных) требует комментариев.

Идея воспитания «активного гражданина капиталистического общества» по своей амбициозности, пафосу и идеологизированности вызывает вполне отчетливые ассоциации с когда-то существовавшей установкой на формирование моральных качеств строителя светлого коммунистического будущего.

За пропагандистской риторикой обсуждения и внедрения в массовое самосознание европейцев понятия «социального качества» просматривается вынужденный переход от политики манипулирования их поведением с помощью экономического «кнута», которая практически исчерпала свои возможности, к политике социального «пряника». Это весьма выгодно, поскольку, в отличие от материального благосостояния, измеряемого вполне конкретными абсолютными и относительными количественными индикаторами, понятие «социальное качество» существует лишь на уровне дефиниций, к тому же не до конца сформулированных. В известном смысле, активизацию гражданской позиции можно рассматривать как вовлечение в экономический оборот очередного, едва ли не последнего ресурса, призванного поддержать на плаву капиталистический механизм.

В 2010 г. общие государственные затраты на образование Германии составили по ППС 120091,6 млн. евро, во Франции - 100688,8 млн. евро. В среднем в абсолютном выражении расходы на образование в странах Евросоюза возросли в 20002010 гг. на треть, в том числе, в Румынии - в 2,66 раза, на Кипре - в 2,47 раза, в Ирландии - в 2,21 раза, в Словакии - в 2 раза, что является наглядным свидетельством осознания важности образования для экономического развития и попыткой «подтягивания» ранее отстающих в этой области стран.

Основную тяжесть расходов по поддержанию уровня образовательной составляющей развития человеческого потенциала несут государственные бюджеты европейских стран. В 2009 г. в среднем государственные затраты на образование составляли 5,41% ВВП, колеблясь от 7,98% на Кипре до 4,58% - в Болгарии.

Частные расходы по отношению к государственным не превышали 10-15%., но за период 2000-2009 гг. увеличились в процентном отношении к ВВП в 1,41 раза, опережая рост государственных затрат, который составил всего 1,1 раза (рис. 6).

В среднем частные расходы на образование в странах Евросоюза не превышали в 2010 г. 0,8% ВВП, но интересны их динамика и соотношение с динамикой государственных расходов в отдельных странах. При среднем по ЕС росте за 2000-2010 гг. на 40%, в Португалии они увеличились в 5,38 раза, в Словакии и Швеции - в 4,87 раза. На Кипре в 2000 г., когда среднеевропейский показатель составлял всего 0,56%, частные расходы на образование достигали 2,62% ВВП. В 2010 г. они уменьшились до 1,61% (оставшись при этом все равно на первом месте), в то время как государственные расходы в этой стране увеличились с 5,42 до 7,92% ВВП, т.е. в 1,46 раза.

Общие годовые расходы государственных и частных образовательных учреждений в расчете на одного учащегося/студента за 2000-2009 гг. возросли на 28%, причем в 2010 г. по сравнению с 2000 г. в Словении - в 2,5 раза, на Мальте - в 2,4 раза, более чем в 2 раза - в Болгарии, на Кипре, в Латвии.

Естественно, самым затратным является образование третьей ступени. Так, если в среднем по всем трем уровням в 2009 г. государственные и частные учреждения образования тратили на одного учащегося/студента 6503,9 евро по ППС, то обучение на первой ступени обходилось в 5383,2 евро, второй ступени - в 6643,0 евро, а на третьей расходовалось 9243,7 евро, причем в Швеции обучение одного студента стоило в 2,3 раза дороже, чем в среднем, и в 4 раза дороже, чем в Болгарии (15067,7 и 3762,7 евро соответственно).

За счет более быстрого роста удельных расходов на образование в ранее отстававших в этой области странах происходит постепенное сближение образовательных стандартов, которое фактически закрепляет признание национальных документов об образовании на всей территории Евросоюза.

Развитие и преумножение потенциальных возможностей человека и превращение человеческого капитала в одну из главных движущих сил экономического роста ставит во главу угла задачу совершенствования системы образования (в частности, его высшей ступени), повышения территориальной мобильности студентов.

Болонский процесс9 инициировал внедрение общеевропейского формата образования и взаимосвязанной системы оценки его качества (что представляется в принципе весьма проблематичным, учитывая приведенные выше данные о различиях удельных затрат в отдельных странах ЕС). Этому направлению противостоит передача функций по управлению образованием «на места», т.е. территориальным органам управления, и усиливающаяся автономизация образовательных учреждений, в особенности крупных университетов. Рассредоточение источников финансирования вступает в противоречие с необходимостью движения в сторону единых образовательных стандартов, которое, напротив, требует централизации финансовых ресурсов.

В условиях кризиса ярко проявились две взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, повышение качества образования признается одним из факторов, способствующих выходу из кризиса и обеспечивающих успех посткризисного развития. С другой - сам кризис вынуждает сократить число рабочих мест в сфере образования, закрыть отдельные учреждения, свернуть обучение и научные исследования по некоторым специальностям, реорганизовать, укрупнять и объединять высшие учебные заведения с целью снижения административных расходов, более строго дифференцировать оценку их деятельности по уровню эффективности, что соответственно влияет на объемы финансирования (табл. 6). Безусловно, часть этих преобразований будет иметь положительный результат, но их первопричиной все равно останется необходимость жесткой бюджетной экономии.

Таблица 6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь