Занятие 9. Фирма и ее функционирование в смешанной экономике




Цель занятия: определить экономическую природу фирмы, показать особенности ее функционирования, раскрыть содержание процесса формирования издержек и получения дохода в различных рыночных структурах.

Вопросы для размышления

1. Рассмотрите признаки, по которым фирма отличается от предприятия.

2. Способствуют ли вертикальная и горизонтальная интеграция снижению издержек производства?

3. Почему именно равенство предельного дохода и предельных издержек является условием максимизации прибыли?

Упражнения и приложения теории

1.а) Заполните таблицу:

Q TC TFC TVC MC AFC AVC ATC
               

б) изменения MC, AFC, AVC,ATC при изменении Q покажите графически; в) объясните, что произойдет в расположении каждой кривой средних постоянных издержек, средних переменных издержек, общих средних издержек, если: общие постоянные издержки возрастут; общие переменные издержки снизятся; зарплата производственных рабочих возрастет; налог на недвижимость уменьшится.

2. Какая отдача от масштаба у производственной функции Q = 13 K L?

3.Чтобы организовать собственную торговую фирму, г-жа Петрова оставила работу менеджера с окладом 2500 руб./мес. Половину необходимых складских помещений она арендует за 30 000 руб. в год, а в качестве недостающих площадей приспособила часть своего дома. Покупка оборудования со сроком службы в 5 лет обошлась ей в 50 000 руб. Годовой фонд заработной платы на ее фирме – 120 000 руб. Для организации дела она использует 200 000 руб. собственных сбережений, а недостающие для создания товарных запасов 450 000 руб. берет в кредит под 20%. Процент по вкладам – 10% годовых. Годовая выручка – 780 тыс. руб. Какова ее Экономическая прибыль? Какое решение она принимает о продолжении бизнеса (продолжить или завершить его)?

Основные категории

Фирма; бизнес - план фирмы; маркетинг; менеджмент; процесс производства; факторы производства; производственная функция; производство в краткосрочном периоде; закон убывающей предельной производительности; производственный выбор в долгосрочном периоде; замещение факторов производства; равновесие производителя; экономия от масштаба; конкурентоспособность фирмы; конкурентное преимущество; банкротство фирмы.

Издержки производства: индивидуальные и общественные; издержки обращения: дополнительные и чистые; экономические издержки; внешние (явные) и внутренние (неявные) издержки.

Издержки производства в краткосрочном периоде; постоянные издержки; переменные издержки; средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки; предельные издержки; издержки производства в долгосрочном периоде; эффект масштаба; положительный и отрицательный эффект масштаба.

Доход фирмы: общий (валовый), средний, предельный доход; выручка от реализации продукции, внереализационные доходы; прибыль фирмы: бухгалтерская и экономическая прибыль (чистая); масса прибыли; норма прибыли; принцип максимизации прибыли; рентабельность.

Монополия; экономическая и административная монополия; показатели монопольной власти; монополистическая конкуренция; неценовая конкуренция; реклама; олигополия; модель Курно.

Самостоятельная работа

Составить бизнес-план виртуального предприятия по предложенной методике.

1. Выбрать вид деятельности фирмы, отвечающий следующим критериям:

- полезность;

- простота и доступность изготовления;

- требует минимальных затрат;

- приносящий достаточно высокую прибыль.

2. Выбрать название фирмы, разработать логотип предприятия.

3. Определить организационно-правовую форму предприятия.

Действия 1-3 отражаются в Протоколе Учредительного собрания (Приложение 1) и Уставе предприятия (Приложение 2)

4. Разработать бизнес-план предприятия по следующим разделам:

I. Описание предприятия:

- название, адрес, данные о руководителях (владельцах);

- цели и объект деятельности;

- возможности предприятия по выпуску товара или оказанию услуг;

- краткое обоснование избранного направления деятельности.

II. Описание продукции предприятия (товары и услуги)6

- продукция;

- жизненный цикл продукции предприятия (исследование и проектирование, изготовление, обращение, эксплуатация, потребление, утилизация).

III. Сбыт и маркетинг:

- рынок сбыта;

- конкуренты;

- ценообразование;

- реклама;

- обслуживание потребителя.

IV. Производство:

- средства производства (помещение, оборудование, оборотные средства и т.д.);

- производственный персонал;

- транспортировка и реализация продукции.

V. Управление предприятием:

- управленческая структура.

VI. Управление финансами и кредитом:

- источники и условия финансирования;

- первоначальные затраты;

- ожидаемый доход или возмещение капиталовложений;

- источники и условия кредитования;

- страхование, аренда и другие расходы;

- описание ведения бухгалтерского учета.

VII. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Результат действия 4 – Бизнес-план предприятия

5. Придумать рекламу продукции. Возможен один из вариантов:

- реклама на телевидении – инсценировка и текст;

- радиореклама (текст, который зачитывается);

- реклама в газете (текст и рисунок).

Результат действия 5 – реклама.

Литература по бизнес-планированию

Бринк И., Савельева Н. Бизнес-план предприятия. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2007

Петухова С. Бизнес-планирование. – М.: Омега-Л, 2006

Шаш Н. Бизнес-план предприятия. – М.: Гросс-Медиа, 2006.

Специальная литература

Маевский В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория. // Вопросы экономики. – 2010. – № 3.

Меркулова Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства. // Общество и экономика. – 2010. – № 10-11.

Орлов А. Об экономической сущности амортизации. // Вопросы экономики. – 2010. – № 3.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: