Цель занятия: определить экономическую природу фирмы, показать особенности ее функционирования, раскрыть содержание процесса формирования издержек и получения дохода в различных рыночных структурах.
Вопросы для размышления
1. Рассмотрите признаки, по которым фирма отличается от предприятия.
2. Способствуют ли вертикальная и горизонтальная интеграция снижению издержек производства?
3. Почему именно равенство предельного дохода и предельных издержек является условием максимизации прибыли?
Упражнения и приложения теории
1.а) Заполните таблицу:
Q | TC | TFC | TVC | MC | AFC | AVC | ATC |
б) изменения MC, AFC, AVC,ATC при изменении Q покажите графически; в) объясните, что произойдет в расположении каждой кривой средних постоянных издержек, средних переменных издержек, общих средних издержек, если: общие постоянные издержки возрастут; общие переменные издержки снизятся; зарплата производственных рабочих возрастет; налог на недвижимость уменьшится.
2. Какая отдача от масштаба у производственной функции Q = 13 K L?
3.Чтобы организовать собственную торговую фирму, г-жа Петрова оставила работу менеджера с окладом 2500 руб./мес. Половину необходимых складских помещений она арендует за 30 000 руб. в год, а в качестве недостающих площадей приспособила часть своего дома. Покупка оборудования со сроком службы в 5 лет обошлась ей в 50 000 руб. Годовой фонд заработной платы на ее фирме – 120 000 руб. Для организации дела она использует 200 000 руб. собственных сбережений, а недостающие для создания товарных запасов 450 000 руб. берет в кредит под 20%. Процент по вкладам – 10% годовых. Годовая выручка – 780 тыс. руб. Какова ее Экономическая прибыль? Какое решение она принимает о продолжении бизнеса (продолжить или завершить его)?
Основные категории
Фирма; бизнес - план фирмы; маркетинг; менеджмент; процесс производства; факторы производства; производственная функция; производство в краткосрочном периоде; закон убывающей предельной производительности; производственный выбор в долгосрочном периоде; замещение факторов производства; равновесие производителя; экономия от масштаба; конкурентоспособность фирмы; конкурентное преимущество; банкротство фирмы.
Издержки производства: индивидуальные и общественные; издержки обращения: дополнительные и чистые; экономические издержки; внешние (явные) и внутренние (неявные) издержки.
Издержки производства в краткосрочном периоде; постоянные издержки; переменные издержки; средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки; предельные издержки; издержки производства в долгосрочном периоде; эффект масштаба; положительный и отрицательный эффект масштаба.
Доход фирмы: общий (валовый), средний, предельный доход; выручка от реализации продукции, внереализационные доходы; прибыль фирмы: бухгалтерская и экономическая прибыль (чистая); масса прибыли; норма прибыли; принцип максимизации прибыли; рентабельность.
Монополия; экономическая и административная монополия; показатели монопольной власти; монополистическая конкуренция; неценовая конкуренция; реклама; олигополия; модель Курно.
Самостоятельная работа
Составить бизнес-план виртуального предприятия по предложенной методике.
1. Выбрать вид деятельности фирмы, отвечающий следующим критериям:
- полезность;
- простота и доступность изготовления;
- требует минимальных затрат;
- приносящий достаточно высокую прибыль.
2. Выбрать название фирмы, разработать логотип предприятия.
3. Определить организационно-правовую форму предприятия.
Действия 1-3 отражаются в Протоколе Учредительного собрания (Приложение 1) и Уставе предприятия (Приложение 2)
4. Разработать бизнес-план предприятия по следующим разделам:
I. Описание предприятия:
- название, адрес, данные о руководителях (владельцах);
- цели и объект деятельности;
- возможности предприятия по выпуску товара или оказанию услуг;
- краткое обоснование избранного направления деятельности.
II. Описание продукции предприятия (товары и услуги)6
- продукция;
- жизненный цикл продукции предприятия (исследование и проектирование, изготовление, обращение, эксплуатация, потребление, утилизация).
III. Сбыт и маркетинг:
- рынок сбыта;
- конкуренты;
- ценообразование;
- реклама;
- обслуживание потребителя.
IV. Производство:
- средства производства (помещение, оборудование, оборотные средства и т.д.);
- производственный персонал;
- транспортировка и реализация продукции.
V. Управление предприятием:
- управленческая структура.
VI. Управление финансами и кредитом:
- источники и условия финансирования;
- первоначальные затраты;
- ожидаемый доход или возмещение капиталовложений;
- источники и условия кредитования;
- страхование, аренда и другие расходы;
- описание ведения бухгалтерского учета.
VII. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Результат действия 4 – Бизнес-план предприятия
5. Придумать рекламу продукции. Возможен один из вариантов:
- реклама на телевидении – инсценировка и текст;
- радиореклама (текст, который зачитывается);
- реклама в газете (текст и рисунок).
Результат действия 5 – реклама.
Литература по бизнес-планированию
Бринк И., Савельева Н. Бизнес-план предприятия. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2007
Петухова С. Бизнес-планирование. – М.: Омега-Л, 2006
Шаш Н. Бизнес-план предприятия. – М.: Гросс-Медиа, 2006.
Специальная литература
Маевский В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория. // Вопросы экономики. – 2010. – № 3.
Меркулова Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства. // Общество и экономика. – 2010. – № 10-11.
Орлов А. Об экономической сущности амортизации. // Вопросы экономики. – 2010. – № 3.