Тема 3. Специфика методологии психологии




1. Особенности психологического знания.

2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного.

3. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную область знания.

4. Рациональная и эмпирическая психология в истории становления психологии как науки.

5. Ассоцианизм как первое направление психологии и психология сознания.

6. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии.

7. Моделирующий подход в теории познания и в психологии

Основная литература

1. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учебник для бакалавров / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. ‒ М.: Издательство Юрайт, 2012. ‒ 483 с. ‒ (Серия: Бакалавр. Академический курс). ‒ ISBN 978-5-9916-1888-5. ‒ С. 73‒100

Объект психологии ‒ одна из самых сложных и пока еще плохо опре­деленных реальностей, которые когда-либо становились предметом научного анализа. Широкую известность получил каламбур А. Эйн­штейна о том, что физическая теория ‒ это детская игра по сравнению с теорией детской игры.

В психологии совпадают субъект познания (кто познает) и объект познания (что познается). В частности, объектом научного познания становится и сам процесс познания. Это дает основание многим нау­коведам, начиная с таких универсальных мыслителей, как Платон и Аристотель, отводить психологии центральное место в различных клас­сификациях наук. Б. М. Кедров (1903-1985) помещает психологию в центр треугольника, на трех вершинах которого располагаются фило­софские, естественные и социальные науки. При этом математика, ло­гика и кибернетика находятся на стыке философских и естественных наук; техника и медицина ‒ на стыке естественных и социальных, а педагогика ‒ на стыке социальных и философских наук (рис. 2).

Психические процессы и феномены в принципе недоступны объек­тивному внешнему наблюдению, но зато значительная их часть от­крывается субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции), не опирающегося на какие-то средства и не требующего особых органов восприятия, аналогичных органам чувств, при наблюдении за внеш­ними объектами.

Психологические свойства и особенности человека находятся в непре­рывном изменении и развитии, и скорость этих изменений гораздо выше,

философия Рис. 2. Классификация наук по Б. М. Кедрову

 

чем в геологических, биологических и других сложных системах. В силу этой особенности психологии конкретного человека полученные о нем знания часто устаревают раньше, чем мы успеем их использовать.

Процедуры и методики психологического исследования и обследова­ния неизбежно вносят изменения в изучаемую реальность. Положение это признается неклассической наукой справедливым для любого науч­ного исследования, но в случае психологии оно носит настолько суще­ственный характер, что, по мнению некоторых авторов, занимающих крайние психотехнические позиции, любое изучение психологических феноменов может быть реализовано только как процесс их одновремен­ного порождения или формирования. Самый простой пример: измеряя коэффициент интеллектуальности человека, вы одновременно изменяе­те сто, ибо после выполнения теста возможности решения испытуемым аналогичных задач в будущем значительно возрастут. Если человек вы­полнял интеллектуальный тест первый раз в жизни, то прирост его воз­можностей в решении аналогичных задач в будущем достигает 10 про­центов. Все это предъявляет особые требования к тщательности описания самой ситуации психологического исследования или обследования, ис­пользуемых процедур и средств, характеристик испытуемого и экспери­ментатора. Все эти моменты являются не просто условиями получения психологического знания, но составляют само его «тело».

После проведения психологического исследования изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь, ибо, узнав нечто но­вое о психике человека, он узнает и нечто новое о себе. Как справедливо отмечается сегодня многими авторами (см., например: Гиппенрейтер, 1988), психология ‒ это наука не только познающая, но и конституиру­ющая, созидающая человека.

Психологическое знание обладает сильно выраженной активной, действующей составляющей. Психолог не только изучает человека, но он также конструирует, помогает ему стать человеком, родиться как личность, изменяться, развиваться как человеку. Эта созидательная функция в качестве оборотной стороны несет в себе опасность техно­кратического, манипулятивного подхода к человеку. Осознание и при­вивку против этой опасности может обеспечить прежде всего методо­логическое знание в его аксиологической составляющей.

Психологическое знание несет большую мировоззренческую нагруз­ку, поскольку оно имеет самое непосредственное отношение к ответам на вопросы о сущности личности; о природе человеческих ценностей, определяющих отношение к миру; о смысле существования человека и его месте в мире.

Поскольку идеи, внедряемые сообществом психологов в обществен­ное сознание, оказывают прямое влияние на формирование норм и пра­вил поведения, ценностей и идеалов отдельных людей, групп и обще­ства в целом, психологи несут особую ответственность за научную обоснованность и достоверность публикуемых результатов исследо­ваний, корректность выводов, честность, искренность и открытость своей научной позиции. В психологии теснее, чем в любой другой на­уке, объективные компоненты знания спаяны с его субъективными (личностными и моральными) компонентами.

Наряду с ответственностью за результаты фундаментальных иссле­дований и вызываемый их обнародованием общественный резонанс психологи-практики несут не меньшую ответственность за качество и обоснованность заключений по результатам психологических обсле­дований и экспертиз, выполняемых по заказу отдельных людей, рабо­тодателей, учреждений образования, здравоохранения или судебных органов. Здесь необходимо строго выполнять требования профессио­нального морального кодекса не только в плане соблюдения стандар­тов проведения обследований и экспертиз, но и в отношении исполь­зования их результатов.

Психология, являясь одновременно естественной и гуманитарной наукой, использует самый широкий спектр методов и процедур иссле­дования по сравнению с любой другой наукой.

В психологии параллельно существует множество парадигм, кото­рые, однажды появившись, не сходят со сцены порой в течение столе­тий. Они «застревают» на стадии «нормальной науки» по Т. Куну, а постоянно происходящие мини-революции лишь порождают новые мини-парадигмы, что создает эффект перманентного кризиса в науке и перманентной революции. Все это дает основание ряду исследовате­лей говорить о том, что психология находится на допарадигмиальной стадии развития и в этом смысле не является развитой наукой или (крайняя точка зрения) не является наукой вообще.

Допарадигмальный или полипарадигмальный статус психологиче­ской науки привел к тому, что в ней Монблан эмпирических фактов и Монблан теорий образуют такой труднорасчленимый синкрет, что при описании психологической реальности невозможно сколько-нибудь последовательно реализовать один подход, не привлекая понятия и объяснительные принципы разных теорий, часто противоречивых и даже несовместимых. Возникающие при этом коллизии маскируются или разрешаются формально путем переопределения отдельных понятий, а не внутренней перестройки всей системы психологического знания.

В психологии до сих пор не произошло достаточно полного и четкого размежевания научного и околонаучного и даже откровенно псевдона­учного знания. Если астрономия полностью отмежевалась от астроло­гии, а химия от алхимии, то психология гораздо терпимее относится к парапсихологии и часто пытается (не без пользы для себя) ассимилиро­вать опыт житейской психологии. Промежуточное положение в этом отношении занимает психоанализ. Посвященные ему главы можно най­ти практически в любом академическом учебнике психологии, в то вре­мя как мифологический характер психоаналитической теории и боль­шинства ее конструктов также общепризнан в академических кругах. Такая непоследовательность является результатом недоступности изу­чения наиболее сложных психологических феноменов с помощью до­статочно строгих методов. И оправдание 3. Фрейда словами поэта Рюк- керта «Чего не достичь полетом, достичь можно хромая <...>. Как Писание говорит: хромать не грех» [Фрейд, 1992, с. 255] вызывает вполне объяс­нимое сочувствие. В этом отношении ближе всех к психологии стоит медицина. Следует ли говорить больному, что наука бессильна ему по­мочь, и запрещать использование не прошедших научную апробацию старинных или новомодных рецептов лечения?

В развитии психологического знания существенно менялись критерии научности. Но до сих пор, по мнению К. Поппера, нет устоявшихся кри­териев, которые позволили бы определить, где кончается миф и начина­ется теория, где имело место прозрение, а где ‒ заблуждение. Роль воз­зрений, оцененных как заблуждения, может быть вполне эвристичной. А на смену апробированной, эмпирически «правильной» теории может прийти новая, конкурирующая. Но обычно можно различить системы теоретических положений, предполагающих, что они имеют отношение к миру реальности (для психологических теорий это мир субъективной, или психологической, реальности), и положений, не нацеленных на со­отнесение мира теории и мира реальности. Первые всегда предполага­ют возможность их верификации или фальсификации (см. главу 2).

Наряду с научно-психологическим знанием существуют такие его виды, которые не претендуют на статус научности, но выполняют важ­ные функции в ориентации поведения человека, решении им прак­тических жизненных задач и даже в выработке систем ценностей и мировоззрения в целом. Речь идет о житейском и художественном психологическом знании.

Житейское психологическое знание отличается от научного по сле­дующим параметрам:

• обладает большей конкретностью, меньшей обобщенностью и на­правлено на решение преимущественно прагматических задач;

• чаще всего имеет характер имплицитного (скрытого) знания, инту­итивного по своей природе, без разделения на теорию и эмпирию;

• не опирается на эксперимент или другие формализованные про­цедуры получения нового знания;

• не имеет четкой структуры или дисциплинарного строения, как это свойственно научной психологии;

• использует другие носители, способы хранения и передачи ин­формации по сравнению с знанием научным.

В той или иной степени житейским психологическим знанием об­ладает каждый человек, поскольку оно формируется стихийно.

Житейская психология ‒ совокупность психологических знаний, не отвечающих стандартам научности (с точки зрения способов полу­чения, стандартов описания, системности, непротиворечивости и ве- рифицируемости) и закрепленных в форме традиций, обрядов, норм и правил поведения, народной мудрости, афоризмов, произведений ис­кусства и т. п.

Лучшими житейскими психологами являются, как правило, пред­ставители профессий типа «человек ‒ человек» по классификации Е. А. Климова (журналисты, дипломаты, священники, работники сер­виса, педагоги и др.). Для научного психолога житейские наблюдения служат важным источником накопления опыта, подлежащего дальней­шему научному анализу, а также источником гипотез и предположе­ний при решении теоретических и прикладных задач, формулируемых в рамках строго научного исследования.

Художественная форма психологического знания фиксирует и пе­редает уникальное и неповторимое восприятие автором свойств и за­кономерностей конкретной психологической реальности. Согласно А. Н. Леонтьеву, наука добывает, фиксирует и транслирует объектив­ное знание в значениях, а искусство выражает и передает отношение художника к миру с помощью образов ‒ носителей личностных смыс­лов. Художественное мышление, приемы художественного анализа часто оказывают огромное влияние на мышление ученого. Особую роль играют художественные образы в творческом мышлении. В предыду­щей главе мы говорили о затянувшемся процессе размежевания науч­ной психологии с околонаучными или даже откровенно псевдонауч­ными подходами. Парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, психотроника ‒ лишь некоторые из названий различных направлений квазинаучной деятельности, иногда маскирующихся под научную пси­хологию, а иногда откровенно бросающих ей вызов. Рост интереса к иррациональным формам освоения действительности наблюдается обычно в периоды социальной нестабильности и неуверенности лю­дей в завтрашнем дне.

Нельзя сказать, что они всегда играют однозначно отрицательную роль в развитии общественного сознания. Известно, что алхимия содей­ствовала становлению химии как науки. Феномены экстрасенсорной чувствительности иногда становятся предметом вполне плодотворного научного изучения, а ложные в целом идеи могут содержать наводя­щие подсказки. Иногда псевдонаучные подходы с успехом выполняют психотерапевтические функции как на уровне отдельного человека, так и общества в целом. Тем не менее нельзя недооценивать негативные последствия широкого распространения иррациональных установок в обществе, которые могут привести к падению социальной активно­сти, искажению систем ценностей и другим деструктивным процес­сам. Одним из средств предотвращения этого является усиление про­светительской деятельности психологов, повышение доступности на­учного психологического знания для широких слоев населения. А сама психология также нуждается, по выражению А. В. Юревича, в «рацио­нальной методологической терапии».

Однако обозначим тот первый этап становления психологического знания, когда оно стало претендовать на статус научного. Отметим при этом, что именно ориентация на позитивизм стала основанием, пре­тензии психологии на то, чтобы стать опытной и позитивной наукой. Не приводя историко-психологического обзора, укажем только наи­более значимые этапы. Отличие стиля изложения в последующей час­ти параграфа прямо связано с тем, что отнюдь не житейская психоло­гия стала основанием развития научной, а рефлексия ‒ философская и методологическая ‒ возможных путей построения таковой в общем контексте развития знания.

Термин «психология» (буквально «учение о душе») был введен немец­кими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в конце XVI в., хотя чаще его автором называют X. Вольфа. Но первая парадигма научного психологического знания, послужившая ядром большого числа теорети­ческих и эмпирических исследований в этой области, окончательно сло­жилась лишь к XIX в. Ее пытались строить по канонам классической на­уки, взяв за образец наиболее развитую науку того времени ‒ механику. Название подхода, претендующего на право считаться первой научной парадигмой в психологии, ‒ «психология сознания», или «психология явлений сознания». У колыбели этого подхода стояли философы Ф. Бэ­кон (1561-1650), Р. Декарт (1596-1650), Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спи­ноза (1632-1677), Дж. Локк (1632-1704). С самого начала наблюдалась двойственность в трактовке природы абстрактного знания и соответству­ющих категорий мышления. Одни авторы (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) по­лагали, что абстрактное знание выводится из чувственного опыта за счет его переработки (обобщения). Это направление получило название эм­пиризма, а выросшая из него эмпирическая психология часто характери­зуется как «созерцательно-сенсуалистическая ». Созерцательность указы­вает на определенную пассивность субъекта, а сенсуалистичность говорит об опоре на чувственный опыт. Другие авторы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант) указывали на невыводимость абстрактного знания из опыта, что неизбежно приводило к признанию априорности категорий разума или их трансцендентного происхождения.

Наряду с механикой одним из истоков становления первых этапов собственно психологического знания в XIX в. стало сближение логики и психологии. Особое место в этом сближении сыграла «Логика» анг­личанина Джона Стюарта Милля (1806-1873), или Милля-младше- го, философа-позитивиста и экономиста, который с позиции идеали­стического эмпиризма (или «психологизма» в духе Юма) критиковал априоризм в теории познания. В отличие от «ментальной механики» Джозефа Милля (отца) Милль-младший считал, что не только законы механики, но и законы химии могут рассматриваться как основание по­строения психологических законов. Логику он стал рассматривать как ветвь психологии, изучающую технику мышления, и в логической ин­дукции видел метод раскрытия причинно-следственных связей. Кроме того, он ввел пропавшее в ассоцианизме представление о «Я» как субъек­те познания, что уже само по себе демонстрирует недостаточность прин­ципа ассоциации в понимании законов души.

Если в философии подчеркивается преувеличение им роли индукции, то в психологии видят иные его влияния. Так, В. Вундтом (1832-1920) была воспринята его идея о том, что сознание имеет имманентные зако­ны, которые можно изучать на основе наблюдения и эксперимента. В изменении трактовки ассоциации он оказал существенно влияние на возникновение концепции бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца; и следующий шаг уже вел к И. М. Сеченову [Ярошевский, Анцыферова, 1974]. Однако вернемся к истокам возникновения пси­хологического знания в рамках философии на классическом этапе раз­вития науки.

Понятие «опытная наука » впервые прозвучало в XIII в. в работах ан­глийского мыслителя доктора Роджера Бэкона. Он же ввел двоякое представление о самом опыте. Один вид опыта ‒ это приобретаемый с помощью «внешних чувств». В частности, он писал о том, что «земные вещи» мы узнаем с помощью зрения, а, например, небесные тела на­блюдаем с помощью специально изготовленных для этого инструмен­тов; от других сведущих людей мы узнаем о тех местах, где нас не было. Но есть и другой опыт ‒ духовный; в этом опыте ум идет по пути по­знания, обретая «внутреннее озарение», не ограничиваемое ощущени­ями. Духовные предметы познаются и через их «телесные следствия», и рационально ‒ умом.

Таким образом, уже в докартезианскую эпоху прозвучало представ­ление о связи опытного (эмпирического) познания и рационального.

Следующий великий англичанин с той же фамилией ‒ Фрэнсис Бэ­кон ‒ развил учение об опыте, введя представление о его опосредство­вании орудиями: как орудия направляют движение руки, «так умствен­ные орудия дают разуму указания или предостерегают его ». Но «идолы» ума и мешают познанию (психологам хорошо известна его концепция четырех типов заблуждений), ум должен от них освобождаться. Зани­маясь наукой, человек является, по Бэкону, обычно или эмпириком, или догматиком. Эмпирики только собирают данные (и довольствуются со­бранным), в то время как рационалисты, подобно пауку, воспроизводят нечто из себя самих. Третьим путем был бы путь пчелы, собирающей нектар, но перерабатывающей его. Дело философии ‒ не исследование начал вещей или абстракция от природы, а осмысление извлекаемого с помощью опыта материала посредством категорий ‒ «средних аксиом ». В каждой науке такие аксиомы будут своими.

То есть в концепции Бэкона речь идет не о психологическом знании как таковом, а о необходимости соединения опытного и рационально­го в познании, противопоставляемом схоластике. Через 35 лет после рождения Ф. Бэкона в мир войдет другой мыслитель ‒ француз Рене Декарт, также не связавший себя служением в университетах, но дав­ший классическую парадигму в разведении движений тела и души ‒ академическую формулировку психофизической проблемы. Он завер­шит отождествление категорий души и сознания. Но пока в работах Бэкона психология ‒ в рамках философии ‒ перестает быть наукой о душе. Бэкон вводит индуктивную логику в законы познания. Он пред­полагает также возможность эмпирического изучения психических процессов и явлений, причем в эмпирической установке на то, «как они есть». Критерий отделения таковых от организмических дал поз­же‒в первой половине XVII в. ‒ Декарт.

С одной стороны, он последовательно «рационализировал» пред­ставление о человеке (в его телесной сущности) в своем учение о ре­флексе, отказавшись от идеи ума (или души) как обеспечивающего движение тела. С другой ‒ он ввел отождествление души и сознания, сделав эмпирическую данность мышления конечным критерием пси­хического. В качестве мышления у него выступила вся совокупность непосредственно воспринимаемого, т. е. это и ощущения, и чувства, и мысли ‒ все, что осознается. Он продолжил эмпирическую линию в изучении сознания. Таким образом, в рамках философского зна­ния различным образом представленные рационализм и эмпиризм не были изначально разведены по разным «этажам» познания. У Де­карта ‒ при решении им психофизической проблемы ‒ появился даже специальный орган их взаимодействия (шишковидная железа). Мышление свойственно именно душе (духовной субстанции). А стра­сти, имеющие как телесную, так и душевную сторону, побеждаются интеллектуально (в соответствии с гипотезой взаимодействия души и тела).

Последующий этап развития эмпиризма, направлявший психоло­гию в более автономную область (но все еще в рамках теории позна­ния), ‒ это учение Дж. Локка, ориентирующегося в целом на матери­ализм и занятие естественными науками.

Локк также различал два вида опыта, исходящего из ощущений и восприятия действий нашего ума (т. е. рефлексии). Оба вида опыта лежат в основе возникновения идей, и нет в сознании ничего, что не прошло бы первоначально через призму опыта. Ощущение пассивно, мышление ‒ наиболее активно; сложные идеи образуются из простых работой разума ‒ операциями сравнения, абстрагирования и обобще­ния. Идеи ‒ это элементы сознания; они не врожденны; их же соотно­шение аналогично законам ньютоновской механики. Признание актив­ности разума (происхождение свойств которого не обсуждается) делает картину эмпирического познания в целом довольно противоречивой и подготавливает противоположную позицию ‒ рационалистической традиции в представлении сознания.

Главное, что предуготовил Локк, введя понятие ассоциации, ‒ почву для последующего выделения собственно психологической науки из рамок философского знания ‒ ассоциативной психологии. Но само понятие ассоциации связано у Локка с представлением о случайности и «неестественном» характере возникновения этой связи. Основную же роль в закономерной душевной жизни играет соединение идей дея­тельностью разума.

На основной труд Локка «Опыт о человеческом разумении » немец­кий философ, языковед, физик и математик Г. В. Лейбниц (1646-1716) ответил «Новым опытом о человеческом разумении », дискутируя с ним по следующим направлениям. Идее души как tabula rasa противопо­ставляется идея наделенности души общими категориями, невыводи­мыми из опыта. Механистическому пониманию сознания ‒ последо­вательный идеалистический рационализм: «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума ».

Монада выступила термином, закрепившим представление о внут­реннем законе любой вещи, или лежащей в ее основе субстанции. Душа, как экран, отображает внешне накладывающееся изображение, но име­ет свои «складки» ‒ врожденные особенности. Активность сознания также строится по внутреннему закону ‒ стремлению достигнуть цель­ного восприятия. Среди них могут быть и так называемые малые вос­приятия, не поддающиеся сознательному различению. Эту линию су­ществования бессознательной психической деятельности можно затем продолжить к другим учениям немецкоязычных исследователей ‒ Г. Гельмгольца, 3. Фрейда. Но здесь мы этого делать не станем, по­скольку очерчиваем иной круг вопросов возникновения двух основа­ний психологического анализа ‒ эмпирически и рационально ориен­тированных психологий.

Термины эмпирической и рациональной психологии ввел немец­кий философ Христиан Вольф (1679-1754). В 1732 г., т. е. уже после картезианской постановки психофизической проблемы, вышла его книга «Рациональная психология ». В обосновании им эмпирической и рациональной психологии как двух самостоятельных дисциплин речь шла на самом деле об апелляции к одному и тому же типу опы­та ‒ основанному даже не на самонаблюдении, а на подтверждении отдельными (извлекаемыми из опыта субъективных представлений) случаями сугубо умозрительных и в этом смысле теоретических по­строений как основы психологического знания. Важно, что при этом речь шла не о выделении психологии в отдельную опытную науку, тем более не о претензии на «душеведение», а о систематизации философского знания вокруг психологии как философской дисцип­лины.

Итак, выделение X. Вольфом представления о теоретической психо­логии прозвучало не в противопоставлении эмпирического, т. е. опыт­ного, и теоретического знания, а в связи с направленностью на ее выде­ление как центральной части философии. Не помышляя о выделении психологии из философии, он дал первое систематическое изложение психологии в Новое время, понимая в качестве ее предмета душу, а точ­нее, силу представлений, в которой находит выражение активность со­знания.

Из 64 томов его работ на немецком и латыни два были посвящены психологии: «Рациональная психология » (1732) и «Эмпирическая пси­хология » (1734). Популярность термина «психология» сделала ее на вре­мя центральной философской дисциплиной, что попытался затем огра­ничить И. Кант. В качестве рациональной психологии Вольф обосновал такую, которая строится как логическая конструкция, имеющая произ­вольный (теоретический) характер. Но важно учесть, что в то время со­отношение теоретического и эмпирического мыслилось иным образом, чем в последующей научной картине мира.

Вольф разделил: 1) науки рациональные теоретические (куда и во­шла рациональная психология) и рациональные практические, а также 2) науки эмпирические теоретические (эмпирическая психология, те­леология, догматическая физика) и науки эмпирические практические (технология и экспериментальная физика). То есть любая психология в этой системе ‒ теоретическая. И предметом для обеих психологий ста­ла «природа» души.

Эмпирическая психология в качестве теоретической науки проти­вопоставлена указанным практическим, т. е. опытным, наукам и рас­сматривается как «опытная» только в одном аспекте ‒ как наука, даю­щая представление о том, что происходит в человеческой душе. Она не предполагает рациональной психологии, а служит для проверки и под­тверждения того, что априорно развивает психология рациональная. Рациональная же психология в начале эпохи Нового времени, несмотря на оппозицию Локка‒Лейбница, в качестве общего закона движений души постулировала закон ассоциаций. Движение представлений в концепции Вольфа и предполагалось по закону ассоциаций. Это об­щая часть названных двух теоретических психологий (рациональной и эмпирической). Самонаблюдение не выступило еще методом систе­матической интроспекции, а поставляло (как и память) лишь приме­ры для демонстрации тех или иных положений. Оно было призвано выполнять функцию проверки соответствия теоретических построе­ний опыту, т. е. не было источником эмпирического материала: «... было достаточно отдельных примеров, которые бы подтвердили "жизнен­ную правду" созданной картины ("сцепления психологических поня­тий"). Далее менялись принципы, определяющие "сцепления", но не традиция » [Мазилов, 2003, с. 60].

Таким образом, превалирование теоретической психологии над лю­быми другими уже присутствовало в самом начале истории ее станов­ления. Причем именно в качестве философской основы и мира теорий (рациональная психология), и мира эмпирии, понятого как общий уро­вень знания с телеологией и догматической физикой (а отнюдь не в связи с построением науки Нового времени). Уже это ставит пробле­му: видимо, дело не в том, возможна ли единая метапсихологическая дисциплина, а в том, какой мыслится эта теоретическая психология.

Рационализм и эмпиризм направляли не только выделение предме­та психологии (в рамках ее становления), но и развитие представле­ний о ее методах. Выделившись в качестве науки о сознании, психоло­гия задала в качестве основного (адекватного предмету изучения) метод интроспекции. В его рамках работали как психологи, ориентированные на эмпиризм в понимании оснований сознания (например, Вундт), так и психологи, стоящие на позициях рационализма (напри­мер, представители вюрцбуржской школы мышления).

Ассоциация идей в период возникновения психологии сознания ‒ се­редина XIX в. ‒ выступала основным законом психического. Два типа детерминации ассоциаций принимались философским и научным со­обществом: порядок и связь идей объяснялись с позиций законов меха­ники (в последующем с поправками па химические и физиологические законы) и с позиций психологизма как индивидуально-психологиче­ских особенностей, имманентных сознанию субъекта. Ученые Англии, Франции и Германии разрабатывали разные аспекты ассоцианистского учения. Английские мыслители предпочли ориентировку на ло­гицизм.

Сознание продолжало рассматриваться сквозь призму ассоциаций, по сами ассоциации в индивидуальном сознании после работы Дж. С. Милля мыслились уже как действующие в системе логики. Миллем отвергал­ся априоризм, а единственным источником знания и интеллектуальных способностей стал опыт. Следующим существенным шагом стало выдви­жение на первый план проблемы методологии научного исследования. Психология должна была, по Миллю, стать опытной наукой[1]. Этот вывод его «Логики» противостоял последующему утверждению О. Конта о том, что психологическое знание никогда не сможет стать научным. Отличие психологических законов от физиологических и доступность их эмпири­ческому изучению выступили для Милля основаниями разработки осо­бой «науки об уме».

В целом же законы субъективного противопоставлялись законам объективного мира, в чем проявлялся идеализм Милля. Он не рассмат­ривал психическое в контексте взаимодействия субъекта с внешним миром. Развитие методов психологического экспериментирования со­стоялось в контексте развития других идей о построении научной пси­хологии (Фехнера, Эббингауза и др.). Но сформулированные Миллем законы индуктивного вывода (закон различия, согласия и др.) заняли свое прочное место в определенной логике экспериментального выво­да: на этапе вывода о действии независимой переменной. При разно­образии путей построения научного знания, которыми пошла психоло­гия в следующем XX в., понятие метода исследования необходимо стало включать предположение об определенной логике рассуждения при проверке психологических гипотез, хотя и эти гипотезы, и сама эта логика уже были другими.

Эволюция психологических идей в XIX в. во многом зависела от успехов естествознания. И если у Милля метафорами были химиче­ские аналогии, то у английского врача и философа Д. Гартли ассоциа­ции мыслились уже по типу рефлекса (т. е. не были только физиоло­гическими аналогиями, а полагались как связи мозговых вибраций). Физиологическая наука стала существенным ориентиром становления психологической, но это выдвинуло на первый план уже другую про­блему ‒ психофизиологического параллелизма. Сознание же здесь выступило, как и у Юма, в метафоре театра, и уже без предполагаемо­го Миллем «Я», а закон ассоциации стал не преобладающим, а един­ственным основанием.

Проникновение идей биологической эволюции в психологию приве­ло в последующем к замене механистического детерминизма биологи­ческим. Ассоцианизм Герберта Спенсера (1820-1903) базировался на признании возможности построения психологии как позитивной науки. Он обосновал, что в сознании связывается то, что было связано в среде, и выдвинул идею опыта как связующего начала между внутренними и внешними отношениями. Вслед за позитивистами он отрицал возмож­ность говорить об объективных законах (ассоциаций) и делать обобще­ния за пределами эмпирического знания. В отличие от материалисти­ческого взгляда на ассоциации, сложившегося у Гоббса и Спинозы, им была выдвинута иная идея ‒ детерминации ассоциаций со стороны ча­стоты испытывания организмом тех или иных воздействий. Прочность ассоциации оказалась критерием объективного положения вещей в ре­альном мире. Позиция же агностицизма сказалась в разведении «извест­ных действий, называемых явлениями», и «неизвестных причин». Ори­ентация на явленность действий субъекта стала рассматриваться позднее в качестве одного из ориентиров бихевиоризма.

Итак, основания выделения психологии в самостоятельную науку включали, с одной стороны, направленность на причинный способ объяснения психологических фактов, а с другой ‒ существенные его изменения в трактовках ассоциаций.

В Германии философы изначально подчеркивали активность субъекта познания, единство его внутренней жизни, и здесь сформировались другие направления, противопоставившие позитивистской науке и естественно-научному опыту иной ‒ опыт практики познания и преоб­разования действительности. Иоганн Гербарт (1776-1841), немецкий философ-идеалист, ориентировался в теории познания на Канта и Лейб­ница и пытался соединить неэмпирические (метафизические) и эм­пирические основания, создав предпосылки новой психологической си­стемы.

В труде Гербарта «Психология, по-новому обоснованная на мета­физике, опыте и математике » (1816) представления (а не ассоциа­ции) выступили актами души, возникающими еще до пробуждения самосознания субъекта и образующими его индивидуальный опыт. Психодинамика выделила другие отношения между «атомами» души; была использована лейбницевская категория бессознательного, а со­знание стало сценой проявления в разной степени отчетливых и тес­нящих друг друга персонажей. Было сформулировано понятие ап­перцепции ‒ как воздействия всего предыдущего опыта человека на результат нового акта восприятия. Она придает упорядоченность и яс­ность воспринимаемым объектам или идеям. В отличие от изначаль­ной кантовской трансцендентальной апперцепции, гербартовская «ап­перцептивная масса» приобреталась субъектом в индивидуальном опыте. Предполагалась также возможность исчисления интенсивно­сти представлений.

Тезис о принципиальной возможности математического анализа от­ношений между психическими и физическими фактами был воспри­нят Г. Т. Фехнером и Г. Эббингаузом в их представлениях об объек­тивном методе в психологии. Г. Т. Фехнер создал основы психофизики и сформулировал первый количественный закон в психологии. Другое направление влияния идей Гербарта ‒ развитие понятия бессознатель­ного. Г. Гельмгольц (1821-1894) ввел понятие бессознательных умо­заключений в понимание процессов построения зрительного образа, а также предположил особую психологическую причинность, которую нельзя редуцировать к уже известным (механической, химической, физиологической). Ученики Гербарта М. Штейнталь и X. Лацарус разработали программу «психологии народов » как особого раздела изучения таких культурно-исторических продуктов, как язык, миф, искусство и т. д.

Вслед за этим В. Вундт обосновал свое понимание психологии как самостоятельной науки, включающей два направления: физиологиче­скую психологию и психологию народов. Именно начало работы со­зданной им в г. Лейпциге ла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: