Отражение выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и учетными данными




Содержание хозяйственной операции дебет кредит
Оприходованы излишки имущества 10;41;43;50  
Отражена недостача и порча товарно-материальных ценностей   10;41;43;50
Отражено списание суммы недостач при отсутствии конкретных виновников, а также суммы, во взыскании которой отказано судом    
Отражено списание суммы недостач и потерь от порчи ценностей, признанных виновными лицами, а также суммы, присужденные к взысканию по ней судом (Одновременно делается запись — Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»)    
Отражена сумма недостачи объекта основных средств или нематериальных активов   01;04
Отражена сумма амортизации по недостающим объектам основных средств или нематериальных активов 02;05 01;04
Отражена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли 20;26;44  
Восстановлен НДС по недостаче имущества, приобретенного с налогом на добавленную стоимость    
Если на сумму НДС по недостаче имущества, выявленной при инвентаризации, организация ранее получила налоговый вычет, то в учете производится запись    

 

В процессе конкурсного производства оценка имущества должника осуществляется по ликвидационной стоимости. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет оценку имущества должника, привлекая для этого независимых оценщиков и иных специалистов. Оплата услуг по оценке имущества осуществляется за счет имущества должника или иного источника оплаты, определенного собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Следующим этапом является истребование дебиторской задолженности. В бухгалтерском учете погашение дебиторской задолженности отражается следующим образом:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»;

Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Затем составляется реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности в порядке очередности, предусмотренной законодательство. Нарушать очередность погашения требований кредиторов запрещено.

В процессе ведения процедуры конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи предприятия или его имущества по частям. Погашение задолженности может осуществляться как денежными средствами, так и неденежными. В случае погашения задолженности денежными средствами сумма списывается с расчетного счета, а неденежными – передается имущество.

После того как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он дает возможность определить, достаточно ли имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, и после его утверждения арбитражным судом или учредителями и согласования с регистрирующим органом осуществляются расчеты с кредиторами.

Цель ликвидационного баланса – показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия.

Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. [4, c.68]

Мировое соглашение между должником и кредиторами может предусматривать следующие условия: предоставление отступного; обмен требований доли в уставном капитале должника на акции, облигации или ценные бумаги; отсрочку или рассрочку исполнения обязательств; скидку с долга; прощение долга; исполнение обязательств должника третьими лицами.

Отсрочка или рассрочка исполнения обязательств в бухгалтерском учете отражается только в аналитическом учете.

Скидки с долга в бухгалтерском учете у должника представляют собой безвозмездные поступления, те есть прибыль, подлежащую обложению налогом на прибыль.

Обменять требования можно как на акции, уже выкупленные у акционеров, так и на акции, выпущенные в связи с увеличением уставного капитала.

 

2.3. Формирование промежуточного и ликвидационного баланса на этапе конкурсного производства

Следует отметить, что состав финансовой отчетности при банкротстве (конкурсном производстве) принципиально не отличается от отчетности нормально работающего предприятия. Основными отчетными формами являются:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- отчет о движении денежных средств (форма № 4).

Составление ликвидационного баланса представляет собой конечную цель процесса ликвидации предприятия. Современное законодательство, регулирующее процесс ликвидации предприятия, не содержит четкого определения ликвидационного баланса и не раскрывает порядок его формирования.

Ликвидационный баланс призван дать исчерпывающую характеристику имущества предприятия, а также источников его формирования (собственный капитал предприятия и обязательства) на момент его ликвидации. Таким образом, в ликвидационном балансе, содержащем объективную информацию о состоянии имущества и задолженности, находят отражение интересы кредиторов.

Между тем бухгалтерский баланс не дает исчерпывающей характеристики имущества предприятия, поскольку активы и пассивы в бухгалтерском балансе представлены в учетных ценах, далеких от реальных рыночных цен.

Ликвидация предприятия - это длительный процесс, длящийся не менее года и состоящий из двух основных этапов:

1) формирование конкурсной массы (имущественного комплекса) предприятия-должника и определение всей совокупности предъявляемых к предприятию требований кредиторов;

2) погашение предъявленных претензий кредиторов за счет конкурсной массы предприятия-банкрота.

Результат каждого этапа ликвидации предприятия должен найти отражение в промежуточном и окончательном ликвидационных балансах.

В соответствии с п.2 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами и должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований, а также о результатах их рассмотрения. Учитывая, что основная цель создания промежуточного ликвидационного баланса - отражение справедливой стоимости имущества предприятия-должника, за счет которого будут покрываться требования кредиторов, можно дать следующее определение промежуточного ликвидационного баланса. Промежуточный ликвидационный баланс предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия, и отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственный капитал предприятия (пассив).

Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия должен послужить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предшествующую открытию конкурсного производства.

 

При вынесении определения арбитражного суда о введении процедуры конкурсного управления деятельности прекращается, имущество распродается, а само предприятие подлежит ликвидации.

Процесс составления ликвидационного баланса рассмотрим на примере предприятии ЗАО «ПО Сплав». Решение о ликвидации предприятия в связи с признанием его банкротом принято в январе 2003года. По состоянию на 1 января 2003 года остатки на счетах учета были следующими (для простоты изложения остатки на счетах представлены в виде оборотной ведомости, где в колонке «Актив» показаны по дебету счетов, а в колонке «Пассив» - по кредиту. Кроме того, допускается, что за время ликвидации заработная плата сотрудникам не начислялась, следовательно задолженность в бюджет по подоходному налогу и во внебюджетные фонды не увеличивалась) (Приложение 1).

При проведении инвентаризации выявлено:

- недостача основных средств на сумму 5000 рублей с амортизацией 4500 рублей, виновники которой не обнаружены;

- излишки материалов на сумму 3000 рублей;

- недостача новых основных средств на сумму 800 рублей, которая была удержана из заработной платы виновных лиц.

Результаты инвентаризации отражают в учете следующими бухгалтерскими записями (рубли):

- списана начисленная амортизация по недостающим основным средствам –

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»

Кредит счета 01 «Основные средства» 4 500;

отражена недостача основных средств по остаточной стоимости –

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 01 «Основные средства» 500;

отнесены результаты недостачи, виновники которой не установлены, на убытки организации –

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 500.

- оприходованы выявленные при инвентаризации излишки –

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 3 000.

- отражена стоимость новых основных средств –

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 01 «Основные средства» 800;

погашена недостача за счет виновного лица –

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 800;

удержана из заработной платы виновного лица сумма недостачи –

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 800;

определен финансовый результат от инвентаризации –

Дебет счета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» 2 500.

После отражения результатов инвентаризации в учете баланс (оборотная ведомость) изменился (Приложение 2).

При выверке расчетов с дебиторами и кредиторами выявлено, что расхождения в учете с дебиторами и кредиторами не обнаружено. Кроме того, заказчик, имеющий задолженность за выполненные работы в сумме 18200 рублей, является также и кредитором за поставленные материалы на сумму 75000 рублей. Однако согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета взаимных требований, если при этом нарушается очередность требований кредиторов, установленных пунктом 4 статьи 134 Гражданского Кодекса Российской Федерации [1].

Таким образом, операцию взаимозачета проводить нельзя. Предположим, что дебитор не расплатился по своим долгам, поэтому необходимо списать дебиторскую задолженность:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 18 200;

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 18 200.

При выверке расчетов с Инспекцией Федеральной службы по налогам и сборам (ИФНС) и внебюджетными фондами после проверки начислено дополнительно 2500 рублей и 800 рублей штрафных санкций, Пенсионный фонд – 1500 рублей и 350 рублей штрафных санкций, что можно отразить следующими записями:

доначислены налоги согласно акту проверки ИФНС и акту сверки –

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» 2 500;

начислены суммы штрафных санкций согласно акту проверки ИФНС –

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» 800;

доначислены платежи в Пенсионный фонд (ПФ РФ) согласно акту проверки этим фондом и акту сверки –

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 1 500;

начислены суммы штрафных санкций согласно акту проверки ПФ РФ –

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 350;

закрытие счета 90 «Продажи» –

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» 4 000;

закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы» -

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 1 150.

После отражения в учете всех вышеуказанных операций промежуточный баланс будет выглядеть следующим образом (Приложение 3).

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо приступить к удовлетворению требований в очередности кредиторов, предусмотренной статьей 134 (ГК РФ) [1]. Ввиду отсутствия денежных средств необходимо реализовать принадлежащее организации имущество, что будет отражено следующими записями:

- Реализация основных средств за 96 000 рублей (в том числе НДС – 14 640 рублей):

списана начисленная амортизация по реализуемым основным средствам:

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»

Кредит счета 01 «Основные средства» 51 750;

Предполагается что основные средства, находящиеся в залоге, проданы за полную сумму залога – 50 000;

снята с учета остаточная стоимость реализуемых основных средств –

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 01 «Основные средства» 80 450;

поступила на расчетный счет выручка от реализации основных средств:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 96 000;

начислен НДС от реализации основных средств –

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» 14 640;

определен финансовый результат (прибыль) от реализации основных средств:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» 910.

- Реализация материалов за 30 000 рублей (в том числе НДС – 4 575 рублей):

снята с учета стоимость реализуемых материалов:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 10 «Материалы» 30 500;

поступила на расчетный счет выручка от реализации материалов:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 30 000;

начислен НДС от реализации материалов:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» 4 575;

определен финансовый результат от реализации материалов –

Дебет счета 99 Прибыли и убытки»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 5 075.

Баланс изменится после реализации имущества и начисления налогов (Приложение 4).

Составляется реестр требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ [3].

Требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права по которым возникли до заключения соответствующего договора (статья 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Имущество, переданное под залог, было реализовано за 50 000 рублей, следовательно кредит банка полностью погашается за счет реализованного имущества (Приложение 5).

После этого приступают к удовлетворению требований кредиторов с отражение в учете следующих записей (рубли):

- погашена задолженность по налогам, возникшая в ходе конкурсного производства:

Дебет счета 68 «Расчет по налогам и сборам»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» 19 215;

- погашена задолженность по заработной плате:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» 17 200;

- погашен кредит банка, обеспеченный договором залога имущества –

Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» 50 000.

После погашения кредита под залог имущества баланс предприятия будет выглядеть следующим образом (Приложение 6).

Поскольку средств, имеющихся на расчетном счете, не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, то они будут погашены пропорционально сумме имеющихся средств. Пени и штрафы погашаются самыми последними и при недостаточности денежных средств считаются погашенными. Частичное погашение требований кредиторов третьей очереди в учете отражается следующими записями (рубли):

- погашена задолженность перед бюджетом (39 585 * 23 500 / 130 000)

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» 7 156;

- погашена задолженность перед внебюджетными фондами (39 585 * 15 500 / 130 000)

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» 4 720;

- погашена задолженность поставщикам (39 585 * 75 000 / 130 000) –

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» 22 838;

- погашена прочая кредиторская задолженность (39 585 * 16 000 / 130 000):

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» 4 872.

Штрафные санкции подлежат удовлетворению только после погашения всей основной задолженности третьей очереди. При недостаточности денежных средств эти санкции считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами в пределах имеющихся денежных средств эти санкции считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами в пределах имеющихся денежных средств баланс ликвидируемой организации будет выглядеть иначе (Приложение 7).

После этого необходимо отнести на результаты деятельности сумму НДС по полученным от поставщиков, но не оплаченным материальным ценностям, не подлежащую возмещению из бюджета (рубли):

- отнесен на результаты деятельности НДС по полученным, но неоплаченным материальным ценностям, не подлежащим возмещению из бюджета –

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 12 500;

- закрыт счет 99 «Прибыли и убытки»

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 12 500.

Баланс организации будет выглядеть следующим образом (Приложение 8).

Обязательства не удовлетворенные в связи с недостатком денежных средств, согласно статьи 64 ГК РФ и статьи 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ считаются погашенными (рубли)[12]:

- неоплаченная задолженность поставщикам –

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 52 163;

- сумма неоплаченной задолженности по налогам, в том числе 800 рублей штрафных санкций

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 17 144;

- погашена сумма неоплаченной задолженности по единому социальному налогу, в том числе 350 рублей штрафных санкций

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 11 130;

- сумма неоплаченной прочей кредиторской задолженности

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 11 128;

- убытки организации за счет уставного капитала:

Дебет счета 80 «Уставный капитал»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 15 000;

- закрыт счет 91 «Прочие доходы и расходы» -

Дебет счета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» 106 565.

Баланс организации будет выглядеть следующим образом:

Актив

Наименование счета Номер счета Сумма, руб.
Итого    

Пассив

Наименование счета Номер счета Сумма, руб.
Итого    

 

На этом составление ликвидационного баланса в случае признания организации банкротом можно считать законченным.

Рассмотрены особенности банкротства, процесс составления ликвидационного баланса, который включает в себя проведение инвентаризации, составления промежуточного ликвидационного баланса, составление реестра требований кредиторов в порядке очередности.

Рекомендации по оздоровлению экономической деятельности предприятия можно выделить в следующие этапы:

Первый этап: на этом этапе необходимо подготовить план финансового оздоровления завода.

Так как предприятие работает в условиях рынка конкурен­ции, то нужно учитывать, что основные инструменты, которыми оно располагает для выхода из экономического кризиса и восстановления своих позиций на рынке сбыта готовой продукции являются - цена, качество и реклама.

Второй этап: на этом этапе необходимо увели­чить объёмы производства и реализации. Путем тщательно спланированной работы в области маркетинга предприятию откроется такая возможность, как улучшение позиций на рынках сбыта продукции.

Ограничением для получения более высоких результатов является нехватка оборотных средств.

Третий этап: медленно поднимать производство, предприятию возможно удастся установить удовлетворяющие объемы по выпуску продукции и произвести полное погашение кредиторской задолженности.

Для того чтобы решить существующие проблемы, директору ЗАО «ПО Сплав» необходимо более четко планировать работу маркетинговой службы (более основательно изучать рынки сбыта, искать незаполненные ниши, изучать рынок сырья, тщательнее заниматься вопросами ценовой политики), а также развивать на предприятии финансовый менеджмент.

3.1 Анализ финансового состояния и вероятности банкротства
3.2. Рекомендации по предотвращению финансовой несостоятельности предприятия

Предотвращение банкротства – это деятельность, направленная на укрепление финансовых позиций предприятий и организаций с целью устранения угрозы экономической несостоятельности. Другими словами – это поиск причин подобного явления и способ избавления от них.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: