Вопрос №1.
Каждая организация независимо от масштабов и сферы деятельности должна заниматься планированием.
Без планирования невозможно принимать управленческие решения относительно:
1) распределения ресурсов
2) координации деятельности между отделами и подразделениями
3) координации с внешней средой (рынком)
4) создание эффективной внутренней структуры
5) контроля за деятельность организации и развитием организации в будущем.
Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.
Планирование заключается в разработке и практическом осуществлении планов обеспечения эффективного функционирования организации и определенных ее составляющих в будущем.
Поэтому под планированием понимают составление специальных документов, планов, определенных конкретных шагов организации по достижению поставленных целей.
Планирование основано на ряде принципах:
1) Участие максимального числа сотрудников в организации в процессе разработки планов
2) Непрерывность
3) Гибкость
4) Координация и интеграция плановой деятельности между различными подразделениями
5) Экономичность
6) Создание необходимых условий для выполнения плана.
Имеют место 3 основные формы организации планирования:
1) Сверху – вниз
2) Снизу – вверх
3) Цели вниз – планы вверх
Качество планирования зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития.
Прогноз – научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии организации, рассматриваемой в тесном взаимоотношении с окружающей средой.
Разработка прогнозов называется прогнозированием.
Вопрос №2.
Существует несколько признаков классификации видов планирования.
По широте обхвата различают:
- корпоративное правление (для всей организации в целом)
- планирование по видам деятельности
- планирование на уровне конкретного подразделения
По функциям различают:
- производственное
- финансовое
- кадровое и т.д.
По ресурсам различают:
- материальное
- трудовое
- финансовое
По обязательности выполнения:
- директивные планы (для непосредственного обязательного выполнения)
- индикативные планы (советующие планы, близкие прогнозам)
Индикатор – ориентирующий экономический показатель, позволяющий в определенной степени предвидеть ожидаемое
По временному периоду различают:
- долгосрочное планирование (10-15 лет)
Оно определяет общие цели организации и стратегию; перспективный план носит описательный характер, содержащий только важнейшие ключевые показатели;
- среднесрочное планирование (до 6 лет)
Разрабатывается на основе перспективного плана. В этих планах определяется общая кадровая политика, общая производственная стратегия, общая финансовая политика.
- краткосрочное (текущее) планирование (около 1 года)
В этих планах конкретизируются задания перспективного плана на соответствующий год. Одной из форм текущего планирования является бюджетное планирование.
Бюджет – планирование доходов и расходов.
Бюджеты являются важным инструментом системы планирования. Их надежность определяется только в конце бюджетного периода, когда есть возможность сопоставить запланированные и достигнутые показатели. В течении бюджетного периода показатели бюджета могут уточнятся.
Оперативное планирование – это планирование на короткий промежуток времени, имеет узкое направление.
По степени детализации планов различают:
- стратегическое планирование
Это процесс формулирования миссии и целей организации с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Стратегия представляет собой детально-комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации, т.е. смысла ее существования. Установив миссию и определив цели, руководство организации должно провести анализ внешней и внутренней среды.
Факторами внешней среды являются:
1) Экономический (уровень инфляции, ставки кредитования, стабильность валюты, рост иди падение доходов населения)
2) Политико-правовые (это государственная политика, уровень налогов, трудовое законодательство)
3) Рыночные (наличие и уровень спроса, уровень конкуренции в отрасли, доля рынка, занимаемая организацией, жизненные циклы различных видов товаров и оказываемых услуг)
4) Технические (научно-технический прогресс, изменение технологии сбора, обработки и передачи информации)
5) Конкурентные (анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка перспектив развития отрасли)
6) Социально-демографические (состав населения и динамика его изменения, изменение общих ценностей, наличие общественных организаций)
Анализ внутренней среды проводится для определения ее сильных и слабых сторон
- тактическое планирование
Является инструментом реализации стратегических планов. Эти планы содержат мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели организации.
Вопрос №3.
Целью работника бизнес-плана является определение хозяйственной деятельности организации на ближайшую и отдаленную перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых решений.
Рекомендуется его составлять минимум на 5 лет. Он необходим для предприятий, требующих капиталовложений (необходим для привлечения инвестиций)
Бизнес-план, обеспечивающий решение следующих задач:
1) Определение конкретных направлений деятельности организации, условий рынка и место организации на этих рынках.
2) Определение долгосрочных и краткосрочных целей, стратегии и тактика их достижения, а также лиц ответственных за реализацию стратегии.
3) Выбор состава и определение показателей товаров и услуг, предлагаемых организацией потребителям. Оценка их изделий производства и реализации.
4) Выявление соответствия имеющихся кадров, мотивации их труда
5) Определение состава маркетинговых мероприятий
6) Оценка финансового состояния предприятий
Бизнес-план разрабатывается при личном участии менеджера. В случае необходимости привлекаются эксперты.
Бизнес-план включает следующие разделы:
1) Возможности фирмы
2) Виды товаров и услуг
3) Рынки сбыта товаров и услуг
4) Конкуренция на рынках сбыта
5) План маркетинга
6) План производства
7) Организационный план
8) Правовое обеспечение
9) Оценка риска и страхования
10) Финансовый план
11) Стратегия финансирования
Бизнес-план должен быть;
1) Кратким, т.е. изложение самого главного по каждому раздела плана
2) Доступным к прочтению и пониманию
3) Убедительным
В зависимости от направленности и сферы деятельности фирмы, масштабов предстоящих работ, степень разработки планов может быть различной.
1) Стандартный бизнес-план включает:
- общее описание фирмы
- план маркетинга
- план производства
- финансовый план
- приложение
Общее описание фирмы.
В этом разделе отражаются следующие сведения:
1) Основной вид деятельности фирмы
2) Месторасположение фирмы, географические районы, в пределах которых планируется развивать свой бизнес.
3) Степень развития бизнеса, юридическая форма, источники средств фирмы, информация о перспективе, организационная структура.
План маркетинга.
1) Характер намечаемого бизнеса и его способы, благодаря которым можно рассчитывать на успех.
2) Обоснование предполагающего спроса на товар или услугу.
3) Анализ конкуренции и других внешних факторов
4) Выбор стратегии маркетинга, обеспечивающий достижение предполагаемых продаж.
5) Сведения об исследованиях рынка
6) Прогнозирование продаж
План производства.
Здесь дается описание зданий, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, описание технологических процессов, а также приводятся сведения об источниках сырья, комплектующих изделиях.
Финансовый план.
Представляется информация об ожидаемых финансовых результатах деятельности фирмы.
Финансовый план должен соответствовать данным, представленным в остальных разделах бизнес-плана.
Он разрабатывается на основе прогноза производства и сбыта продукции с учетом характеристики внешней среды.
Включает в себя:
1) отчет о прибытках и убытках
2) план баланса
3) отчет о движении денежных средств
Отчет о прибытках и убытках отражает определенную деятельность фирмы в намеченном периоде, показывает прибыльность результатов деятельности фирмы.
План баланса.
Показывает финансовое состояние фирмы на начало и конец планируемого периода времени.
В нем представлены активы фирмы (чем она располагает), обязательства и собственный капитал, т.е. объем финансирования.
По данным баланса проводится анализ финансового состояния предприятия.
Отчет о движении денежных средств.
Характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств в динамике.
На основе этих 3-х документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается одна из следующих 3 схем финансирования инвестиционных проектов.
1 схема.
Получение финансовых ресурсов путем акционирования
2 схема.
Долговое финансирование (кредиты, займы).
3 схема.
Лизинговое финансирование.
Лизинг – это долгосрочная аренда сроком от 6 месяцев до нескольких лет (машин, оборудования, сооружений, производственного назначения, предусматривающие возможность)
В рамках финансового плана проводится анализ о безубыточности фирмы, показывающий каким должен быть объем продаж для того, чтобы фирма была в состоянии своевременно выполнить свои денежные обязательства
Риск – это вероятность неблагоприятного события, которое может привести к потери части ресурсов, недополучению дохода или получение дополнительных расходов.
Вопрос №4.
Методы планирования:
- бюджетный
- балансовый
- нормативный
- математико-статистический
- графический
Бюджетный метод основан на составлении бюджетных, в которых отражено движение экономических ресурсов или результата финансовой хозяйственной деятельности.
Балансовый метод обеспечивает увязку бюджета источников и бюджета распределения тех или иных ресурсов, необходимых организации в плановом периоде.
Различают 3 вида баланса;
- натурально-вещественный
- стоимостной
- трудовой
Нормативный метод основан на использовании норм различных ресурсов на единицу продукции.
Математико-статистический метод сводится к оптимальным расчетам на основе различного вида простейшего, 20 из которых являются статистического