Здоровье человека формируется с детства.




Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая область здравоохранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

 

К категории детей и подростков относят лиц в возрасте от рождения до 18 лет.

Характерные особенности развития организма этой категории лиц является

- незавершенность развития

- пластичность

- большая подверженность влиянию различных факторов

 

Гигиена детей и подростков состоит из 3 разделов:

- дошкольной гигиены

- школьной гигиены

- гигиены молодежи

В данном разделе гигиены изучаются:

· Мониторинг здоровья в организованных коллективах

· Гигиена деятельности и отдыха

· Гигиена строительства и оборудования детских учреждений

· Гигиена питания

· Гигиена работающего подростка

· Формирование здорового образа жизни/гигиеническое воспитание

- Изучение факторов риска здоровья детей и подростков.

Выделяют несколько компонентов здоровья:

· Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.

· Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.

· Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.

· Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.

· Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

На них влияют:

· Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

· Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

· Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

· Уровень психологической помощи учащимся.

· Состояние микроклимата в школе и дома.

Примеры мероприятий, направленные на сохранение здоровья школьников:

· Мониторинг состояния здоровья детей и подростков

· Создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей и подростков (Улучшение материально-технической базы для оздоровления детей (оснащение и оборудование спортзала, и т.д.), расширение сети спортивных кружков и секций на базе школы, соблюдение школой требований СанПин, и др.)

· Комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению детей (своевременные профилактические прививки детям согласно плану ревакцинации;организация и улучшение качества питания детей в школе и др.)

· Частные вопросы сохранения здоровья:

· Репродуктивное здоровье детей и подростков (Профилактическая и просветительская работа со старшеклассниками по вопросам планирования семьи и репродукции населения)

· Стоматологическое просвещение школьников.

· Коррекция осанки и профилактика сколиоза. (Опорно-двигательная система. Общие сведения о строении и функционировании. Возрастные особенности скелета и мышц. Изучение своей осанки. Профилактика сколиоза и плоскостопия. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки).

· Глазные болезни и их профилактика - упражнения на поддержание зрения и т.п.

· Профилактика ожирения. Рекомендации по здоровому питанию для школьников. (Общие понятия о питании и пищеварительной системе человека. Питательные вещества. Витамины. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.)

 

Позитивные факторы окружающей среды (протектор-факторы), положительно влияющие на рост и развитие детей и подростков:

· достаточное материальное обеспечение, в т.ч. хорошие жилищные условия,

· психологическая поддержка и любовь, уважение,

· комплекс мер защиты (наблюдение взрослых, обучение безопасному поведению, приемам самопомощи и т.п.)

· стимуляция физиологического развития – умственные и физические нагрузки в системе образовательных учреждений и семейного воспитания

 

Рост и развитие в данной группе происходят неравномерно, непрерывно. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития – когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям

К ним относятся:

· Период новорожденности

· Время первого прикорма

· Переход на новые виды пищи

· Начало самостоятельной ходьбы

· Возраст 6-7 лет

· Период полового созревания (12-13 лет девочки и 14-15 лет мальчики)

Возрастная периодизация:

1. Преддошкольный возраст – до 3 лет

2. Дошкольный возраст 3-6(7) лет

3. Младший школьный возраст – (6) 7-10 лет

4. Средний школьный возраст – 11-14 лет

5. Старший подростковый возраст – 15-18 лет

Каждый их периодов характеризуется своими специфическими морфологическими и физиологическими особенностями.

Акселерация (ускорение) – введено в 1936 году немецкими гигиенистами.

Под акселерацией физического развития понимают ускорение роста детей и подростков, а также наступление половой зрелости. Это явление отмечалось еще в конце 19 века во всех высокоразвитых странах. С 20 в. Оно имеет место в большинстве стран земного шара. Пик акселерации приходится на 70-е годы 20 века.

Некоторые причины (гипотеза) акселерации:

- Солнечная и космическая радиации,

- электромагнитное излучение,

- бОльшая концентрация углекислого газа,

- миграция населения;

- смешанные браки;

- сменившиеся биологические ритмы жизни;

- изменение особенностей питания (если сравнить потребление мяса в различные периоды, то можно увидеть следующее: в 1812 году на душу населения потреблялось 14 кг в год, в 1933 году - 33 кг, в 1980 году - 50-60 кг);

- гипервитаминозы (избыточное поступление в организм витаминов и ускорение биохимических процессов);

- сменившийся температурный режим в жилых помещениях (центральное отопление поддерживает постоянную температуру воздуха в помещении);

- урбанизация - достижения цивилизации, такие как, электрический свет, телевидение, радио и другое - являются раздражителями для нервной системы, поддерживая возбуждение в ней, и стимулируют рост и развитие;

- наследственные механизмы.

Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. Вместе с тем, ускоренному физическому развитию детей не всегда соответствует умственное, психо-эмоциональное развитие, чаще всего эти два процесса протекают неравномерно. Этот дисбаланс называют дисгармонической акселерацией. Получается так, что биологический возраст опережает психологический, в следствие чего появляется юношеский инфантилизм.

Следует сказать, что наряду с таким процессом есть и обратный – децелерация.В последние годы он начинает проявляться всё больше. Сниженные антропометрические характеристики имеют на сегодня 10% детей в России, тогда как еще в 1997 году эта цифра была 3%. Одной из версий развития процесса децелерации является срабатывание универсального биологического закона цикличности, который длится около 100 лет.

Гигиенические методы исследования здоровья детей

МЕТОДЫОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Физическое развитие детей и подростков – это совокупность морфологических, анатомических, физиологических, гистологических признаков, обусловливающих процессы роста и развития. Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детского населения, и оно зависит от экзогенных (особенностей питания, климата, соблюдения режима, социальных условий и т.д.) и эндогенных (наследственности, состояния здоровья и т.д.) факторов.

Для исследования физического развития детей и подростков используются следующие методы:

1) соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.);

2) соматоскопия (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития);

3) физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.).

Соматометрия. Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (длины, массы тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрия - При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) — спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу — динамометрия.

Группы здоровья детей и подростков:

Существуют 5 групп – в зависимости от отсутствия или наличия функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.

1 группа – здоровые, не имеющие хрон.заб., с соответствующим возрасту физ. и психич. развитием.

2 группа – здоровые, но с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями. А также дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются, например – нарушения осанки, близорукость слабой степени, часто болеющие дети).

3 группа – больные с хроническими заболеваниями в стадии компенсации.

4 группа – больные с хрон.заб. в стадии субкомпенсации (часто болеющие, со сниженной работоспособностью)

5 группа – больные в стадии декомпенсации, инвалиды.

По этим группам осуществляется дифференциация лечебно-профилактических мероприятий.

 

Профилактика ряда заболеваний у детей и подростков:

К мерам профилактики заболеваний глаз среди школьников прежде всего относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов.

Профилактика травм глаз у школьников включает строгое соблюдение ими правил в процессе выполнения различных поделок на уроках ручного труда, во время обработки дерева и металла, постановки опытов по химии.

Преобладающим видом рефракции (искривления лучей при переходе через все слои глаза, преимущественно через хрусталик) в период детства является дальнозоркость. Частота же миопии (близорукость) очень мала. В последующие возрастные периоды, по мере воспитания и обучения детей и подростков, частота гиперметропии снижается, а эмметропии и миопии возрастает. По сравнению с начальным периодом обучения к окончанию школы распространенность близорукости увеличивается в 5 раз.

Дефицит света существенным образом влияет на формирование и прогрессирование близорукости.Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижаются от начала к окончанию уроков, и это снижение тем резче, чем ниже уровень освещенности. В профилактике расстройств зрения имеет большое значение расстояние от глаз до верхней и нижней строки на странице книги или тетради. Разное расстояние до этих строк (при расположении книги на горизонтальной рабочей поверхности) вызывает утомление, поскольку форма хрусталика должна изменяться, чтобы текст мог быть ясно различим. Наклон крышки стола, который предусматривается в конструкции парты (ученического стола), облегчает работу школьника, ибо при расположении книги на наклонной плоскости верхняя и нижняя строки страницы находятся приблизительно на одинаковом расстоянии от глаз.

В основе упражнений, которые включают в физкультминутки, лежит многократный (15—20 раз в течение 3 мин) перевод взора с мелкого (3—5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, находящийся, как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7—10 м от глаз. Разработана и другая система тренировочных упражнений, которая включает направленные движения (10—15 раз) глазных яблок в течение 1,0—1,5 мин по схемам начертанных геометрических фигур —кругам и эллипсам. См. Рисунок.

вспомните фильм "Весна на Заречной улице": там взрослые уже ученики вечерней школы также сидели за партой Эрисмана! Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана»,в настоящее время в большинстве школ эти парты ушли в прошлое. Остеохондроз и близорукость стали «профессиональными» заболеваниями у школьников.

При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз. В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.

Подставка для книг известна нам еще со школьных времен. Ее использование не только увеличивает комфорт во время занятий за счет освобождения места на парте или столе, но и рекомендуется окулистами для сохранения здорового зрения у детей.

Подставки для книг — школьные спасатели, ведь с их помощью между книгой и глазами всегда сохраняется оптимальное расстояние, что также сильно сказывается на состоянии зрения. Правильная посадка ребенка за партой, поддержание ровной осанки и сохранение правильного расстояния между глазами и книгой или тетрадью обеспечат здоровое развитие ребенка и снимут лишнюю усталость со зрительного аппарата и позвоночника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: