Вопрос 2. Бюджетно-налоговая политика




Тема 7. Государственное регулирование экономики

(2 часа)

 

1 Государственное регулирование экономики

2. Бюджетно-налоговая политика

3. Кредитно-денежная политика

4. Государственный долг, его виды и последствия (сам.)

5. Социальная политика государства (сам.)

 

Вопрос 1. Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, наемные работники, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, предприниматели, акционеры, служащие и т.д. Каждая группа выражает свои интересы через средства массовой информации. Выразители хозяйственных интересов (профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров) стремятся оказать максимальное воздействие на ГРЭ. У них есть свои средства, печатные издания, центры подготовки кадров. Выразителями социально-экономических, политически, экологических интересов являются партии, которые тесно связаны с носителями и выразителями хозяйственных интересов. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы ветвей власти.

Объекты ГРЭ – структура национального хозяйства, экономические циклы, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, подготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.

Методы ГРЭ подразделяются на административные и экономические.

К административным методам относится запрет, разрешение, принуждение, моральное убеждение (моральное убеждение применяется и как средство внешнеэкономической политики) и добровольные соглашения. Экономические методы государственного регулирования экономики – обязательства, принятые под влиянием очевидной материальной заинтересованности или опасения ущерба. Группы денежно-кредитных, бюджетных инструментов, подразделяются на методы прямого и косвенного регулирования.

Экономическая политика правительства- это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

1. В кредитной политике:

– нормирование банковских резервов;

– варьирование учетной ставки банковского процента;

– проведение операций на валютном рынке.

2. В бюджетной политике:

– регулирование государственных расходов;

– осуществление государственных закупок;

– выпуск государственных внутренних займов;

– поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

3. В фискальной политике:

– регулирование налогового обложения имущества граждан;

– введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике:

– регулирование минимальных ставок оплаты труда;

– установление размеров пенсий, пособий по безработице.

5. Во внешнеэкономической политике:

– законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

– использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования адекватно требуют их комплексного использования.

 

Вопрос 2. Бюджетно-налоговая политика

Государственные финансы – комплекс финансовых структур и финансовых инструментов, с помощью которых государство формирует, перераспределяет, расходует денежные средства.

«Финансы» (от лат.) – наличность, доход. В узком смысле финансами можно называть денежные средства общества. Вокруг этих денежных средств возникает система сложных экономических отношений: деньги надо в определённом порядке собрать, рационально распределить по различным фондам (пенсионный, развития науки, образования, поддержки малого бизнеса и т.д.) и эффективно использовать.

Финансовая система с точки зрения структуры представляет собой совокупность следующих элементов: бюджетов, внебюджетных фондов, валютных резервов государства, финансовых фондов предприятий и организаций. С точки зрения уровней управления экономикой финансовая система есть взаимодействие государственных финансов, финансов хозяйственных субъектов, финансов населения.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Бюджетная система страны включает совокупность бюджетов всех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местных органов самоуправления; государственные внебюджетные фонды. Бюджеты всех уровней образуют консолидированный бюджет, который в совокупности с государственными внебюджетными фондами называется бюджетом расширенного правительства.

Доходная часть бюджета формируется за счёт налоговых и неналоговых доходов государства, а также трансфертов (безвозмездных перечислений). Основную часть составляют налоги, доля которых достигает 80-90% всех бюджетных поступлений.

Бюджетные расходы идут по двум основным направлениям:

1. Государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений и обмундирования для силовых структур, оборудования и продуктов питания для школ, больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и т.д.);

2. Государственные выплаты из бюджета (пенсии, пособия, государственные премии, дотации (доплаты на покрытие плановых убытков), субвенции (пособие местным органам власти, предоставленное на определённые социальные цели), субсидии (дары, пожертвования)).

В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами госбюджета различают сбалансированный (расходы равны доходам) и несбалансированный (дефицитный, при котором расходы больше доходов, и профицитный, в котором расходы меньше доходов) бюджет.

Бюджетный дефицит – это денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Основными способами решения проблемы дефицитности госбюджета являются следующие:

– сокращение расходов бюджета;

– увеличение доходов (совершенствование системы налогообложения, приватизация государственной собственности, повышение эффективности её использования);

– денежная эмиссия (выпуск необеспеченной товарами денежной массы, который может повлечь за собой скачок инфляции);

– государственные займы (у населения, предприятий, у зарубежных источников (государств, международных организаций)). Но эта мера в долгосрочной перспективе не спасает бюджет, а лишь переводит бюджетный дефицит в разряд государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженности государства по ещё не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входит сам долг и начисленные по нему проценты.

Дефицитность бюджета и рост государственного долга имеют немало негативных последствий, среди которых:

– рост налогов и подрыв стимулов к хозяйственной активности;

– утечка части ВНП за рубеж в виде погашения внешнего долга;

– усиление неравенства в доходах населения.

Политика государства в области налогов называется фискальной. «Фискальный» - от лат. – корзина, государственная казна.

В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств – сложное явление. В нём заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить при этом снижение их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счёт разумного компромисса.

Налоговая система достигает рациональности, по мнению немецкого экономиста Х. Халлера, в том случае, если соблюдаются следующие условия:

1. Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения).

2. Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов).

3. Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, чтобы не ущемлялась его экономическая активность (принцип ограничения бремени налогов).

4. Принцип обязательности налогов.

5. Налоговая система должна быть эффективным государственным инструментом государственной экономической политики.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджет.

Основные виды налогов можно сгруппировать по следующим признакам:

по объекту налогообложения – налоги на доходы (подоходный, НДС, на прибыль), налоги на расходы (при покупке определённых товаров и услуг), налоги на имущество (земля, леса, дома, транспорт и др.);

по способу взимания – прямые, взимаемые непосредственно с получателей доходов (НДФЛ, на прибыль, на имущество), и косвенные, включённые в цены определённых товаров при их продаже (на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы). Акцизы могут быть индивидуальные, т.е. на конкретные отдельные виды товаров (алкоголь, табак), и универсальные, т.е. на общую стоимость реализуемых товаров и услуг (НДС);

по способу определения размера налога – пропорциональные (налог с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества), регрессивные (ставка таких налогов снижается с увеличением налоговой базы – страховые платежи в ПФР, ФСС) и прогрессивные (ставка которых по мере роста доходов и стоимости имущества тоже растёт);

по уровню налогообложения – федеральные (в госбюджет), региональные (в бюджеты республик, краёв, областей) и местные (районные, городские);

по порядку использования – общие (поступают в единую кассу государства) и целевые, или специальные, (имеющие определённое назначение, например, на содержание милиции, автодорог и др.).

Экономисты выделяют три основные функции налогов: фискальную, распределительную и перераспределительную. Рассмотрим эти функции по порядку.

Фискальная функция налогов заключается в том, что налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны.

Нужно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы, т.к. налоговые ставки после определённой высоты начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивают к уклонению от налогов, делают предпочтительней жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности. В результате налоговая база сокращается и уменьшается объём налоговых поступлений.

Рис.1 Кривая Лаффера

 

Эту взаимосвязь наглядно отражает кривая Лаффера (рис. 1). По мере повышения ставки налога от 0 до 100 (%) налоговые поступления сначала увеличиваются до некоторого максимального уровня (т. М), а затем снижаются до 0.

При этом поступление налогов в условных точках Н и В (низкий и высокий уровень) равны. Однако пониженная ставка, соответствующая т. Н, целесообразнее, т.к. выше экономическая активность людей, больше объём производства и занятости, а также уровень благосостояния всех членов общества, происходит намного меньший переток средств в «теневую» экономику.

Поэтому в долговременном плане снижение чрезмерно высоких налогов может обеспечить стране рост инвестиций, производства и занятости, а, следовательно, и увеличение доходов бюджета, сокращение его дефицита, ослабление инфляции.

Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А.Лаффер считал 30% суммы доходов, в границах которой сумма доходов в бюджет будет максимальной.

Регулирующая функция налогов состоит в следующем. С помощью налоговых скидок и льгот или даже временного освобождения от налогов государство может стимулировать инвестиции и экономический рост, развитие важных для общества сфер производства и отстающих регионов, поощрять модернизацию производства и малый бизнес, регулировать распределение доходов в обществе, сглаживая социальное неравенство (например, посредством налога на имущество).

Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ (на развитие сельского хозяйства, науки, социальной сферы, защиту окружающей среды и т.д.). Например, часть сумм от акцизов на алкоголь направляется на дотирование льготной продажи медикаментов, детского питания малообеспеченным семьям.

Необходимо особо выделить фискальную и налоговую политику. Последняя по своей сути шире категории фискальной политики.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т. д. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государств, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Дефицит государственного бюджета и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.

Следует подчеркнуть, что любое государство, независимоот его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов.

Но главная задача фискальной политики не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. Еще Дж. М. Кларк отмечал, что при недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются друг с другом.

Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития.

Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является довольно сильным инструментом в борьбе с негативными явлениями циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики – сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.

Различают дискреционную и автоматическую формы фискальной политики.

Под дискреционной политикой понимается маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Целенаправленно создается дефицит бюджета в целях стимулирования совокупного спроса.

Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. «Автоматизм» – это «встроенная стабильность », основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений к зависимости от уровня экономической активности. При автоматической фискальной политике бюджетный дефицит и профицит возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве встроенных стабилизаторов выступает прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому в экономике встроенные стабилизаторы сочетаются с мерами дискреционной политики правительства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: