Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Военная кафедра
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник цикла № 2
подполковник М. Садиков
______ ______________ 2012 г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ
по военно-технической подготовке
Тема № 7 | Планирование и учет эксплуатации, оценка состояния автомобильной техники. |
Занятие № 4 | Планирующие документы. |
Время | 4 часа |
Вид занятия | Практическое |
Место проведения | Класс эксплуатации ВАТ |
Цели занятия:
- Уметь составлять годовой и месячный план эксплуатации и ремонта АТ.
- Знать порядок расчета возможного и потребного количества моторесурсов.
- Уметь производить расчеты возможного и потребного количества моторесурсов.
Вводная часть занятия - 10 минут
- Принять доклад от дежурного по взводу
- Проверить присутствующих по списку
- Напомнить тему пройденного материала и провести контрольный опрос
- Объявить тему, цель, время и учебные вопросы занятия
Основная часть - 165 минут
Учебные вопросы, время и содержание занятия | Методические приемы и указания |
1. Годовой план эксплуатации и ремонта
автомобильной техники воинской части – 90 мин
Подготовка и сбор исходных данных.
Ввести студентов в обстановку «заместитель командира воинской части по вооружению поставил задачу начальнику АС разработать документы планирования эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части».
Опросом студентов уточнить исходные данные для разработки годового плана эксплуатации и ремонта:
- наличие и техническое состояние машин (списочное количество машин в части берем из книг учета ф.27 и ф.31);
- ресурс (срок службы) машин (приказ МО РФ 1996г. № 370) берем из паспортов;
- нормы расхода моторесурсов (приказ МО РФ 1994г. № 035);
- потребность в машинах и моторесурсах на год (начальник АС получает данные от начальника штаба части и от заместителя командира части по тылу, сам производит расчет на вождение);
- потребность в техническом обслуживании машин хранения (из плана технического обслуживания и опробования машин хранения);
- потребность в регламентированном техническом обслуживании, регламентированном ремонте и замене автомобильных АБШ (начальник АС соединения рассылает выписки для воинских частей из плана РТО, РР и замене АБШ соединения);
- производственные возможности подразделений технического обслуживания и ремонта машин (фонд рабочего времени, производится расчет начальником АС в/части и командиром ремонтной роты, взвода).
Провести заполнение курсантами в рабочих тетрадях выписки из Приказа МО РФ 1996г. № 370 (см. табл.1).
Разработка анализа соответствия возможностей автомобильной службы и потребностей в автомобильной технике и моторесурсах воинской части
Начальник АС выполняет анализ соответствия возможностей автомобильной службы и потребностей в автомобильной технике и моторесурсах по форме, приведенной в приложении 5 практического руководства «Планирование…».
В графу «Состоит по списку» перенести списочное количество автомобилей из исходных данных, число машин по штату принимаем равным числу машин по списку.
Для расчета моторесурсов по нормам на все машины необходимо опросом курсантов уточнить знание ими годовых норм расхода моторесурсов по группам эксплуатации, данные которых приведены в таблице 2.
Расчет наличия моторесурсов на все машины производится путем умножения количества машин данной группы эксплуатации на годовую норму расхода моторесурсов за вычетом 7% резерва командующего округом и прибавления расхода моторесурсов на обучение вождению машин и обкатки новых и отремонтированных СР и КР.
Для боевой группы эксплуатации:
3х2000-(3х2000)·0,07 + (2х1600)+(1х400) + (1х400)-(1х400)+(1х80) = 9632км
(для автомобилей) (для МТ-ЛБ)
Для строевой группы расчет аналогичен и будет = 9180 км.
Для транспортной группы эксплуатации расчет производим по типам машин:
Легковые –
1х18000-(1х18000) х 0,07 + (1х40) + 1000 (обкатка после СР) = 18140 км;
Грузовые –
4х15000-(4х15000) х 0,07 + (4х400) + 2000 (обкатка 2х автом. После СР и КР = 58400 км;
Специальные – 1х25000-(1х25000) х 0,07 + (1х400) = 23650 км;
ИТОГО: 18140+58400+23650=100190 км.
Для учебной группы эксплуатации:
1х24000-(1х24000) х 0,07 + (1х400) + 1000 (обкатка) + (20х100) = 25720 км.
Всего наличие моторесурсов по номерам на все машины:
9632+9180+100190+25720=144722.
Данные занести в соответствующую графу «Анализа…».
Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности войсковой части при участии заместителя командира части по вооружению, начальников родов войск и служб.
Потребность в моторесурсах на боевую подготовку – 29200 в том числе на обеспечение:
боевыми машинами – 6100 км;
строевыми – 7400 км;
транспортными – 15700 км;
легковыми – 4300 км;
грузовыми – 9200 км;
специальными – 2200 км.
Обеспечение моторесурсами боевой подготовки (за исключением вождения) будет осуществляться машинами всех групп (кроме учебной группы).
Данные занести в соответствующую графу «Анализа…».
Одним из подразделов плана боевой подготовки начальник автомобильной службы выполняет расчет потребности моторесурсов на вождение, но для выполнения «Анализа» данный расчет выполняется отдельно:
на подготовку водителей первого года службы – 1200х4=4800
на совершенствование навыков вождения всех водителей: 400 х 13 + 80 = 5280
на совершенствование навыков вождения иных военнослужащих: 100 х 20 = 2000
ИТОГО: на техническую подготовку личного состава: 4800 + 5280 + 2000 = 12080.
Потребность в моторесурсах на вождение по группам эксплуатации распределить следующим образом:
на машины учебной группы планировать расход моторесурсов для обучения вождению офицеров, прапорщиков в/части, водителей боевых, строевых и всех транспортных машин.
Данные занести в соответствующую графу «Анализа».
Потребность в моторесурсах для обеспечения годового хозяйственного плана выполняется заместителем командира воинской части по тылу в виде расчета на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения хозяйственной деятельности части только для автомобилей транспортной группы эксплуатации:
легковыми – 17100;
грузовыми – 44900;
специальными – 23500;
ИТОГО: 85500.
Данные занести в соответствующую графу «Анализа…».
Проанализировать соответствие возможностей автомобильной службы и потребностей в автомобильной технике и моторесурсах, подготовить свои предложения по распределению моторесурсов для доклада заместителю командира воинской части по вооружению (командиру воинской части):
а) задача боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности воинской части обеспечивается моторесурсами машин всех групп эксплуатации;
б) потребность в моторесурсах для обеспечения хозяйственной деятельности превышает возможности на 3400 км.
103600-100190 = 3410 км.
Недостающее количество моторесурсов может быть компенсировано за счет использования центроподвоза, увеличения КИГ, применения прицепов, сокращения количества машин для выезда на ТСУ и т.д.
На основании уточненных данных после согласования и корректировки штабом воинской части составляется «Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения плана боевой подготовки и годового хозяйственного плана воинской части», который утверждается командиром воинской части и является исходным данным документом для разработки годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части, контроля за расходом моторесурсов при выполнении соответствующих мероприятий.
Заполнение форм годового плана, определение потребного количества ТО-1 и ТО-2, плановых ремонтов машин.
При составлении годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники необходимо руководствоваться следующими правилами:
При заполнении графы 2 первого раздела плана марки машин располагать в порядке, установленном в донесении по форме 1/ГЛАВТУ.
Графы 3-7 заполнить, используя данные соответствующих разделов паспортов (формуляров) машин о годах выпуска машин, номерных знаках, пробегах с начала эксплуатации (после последнего планового ремонта), используя знания курсантами требований приказа МО РФ 1996 г. № 370.
Для машин интенсивного использования систем ресурс до очередного СР, СР2, СР3, КР ремонтов, для машин малоинтенсивного использования считаем ресурс в годах до очередного регламентированного ремонта.
В графе 8 указывать нормативные значения расхода моторесурсов за вычетом резерва округа с учетом дополнительных норм для обучения личного состава вождению машин, обкатки новых и отремонтированных средним (капитальным) ремонтом. Для этого в графе 28 плана указать машины, закрепленные за молодыми водителями, аббревиатурой «МВ».
Например, для УАЗ-3151 № 00-16 их расход моторесурсов по норме составит:
18000-1260+400+1000=18140 км
а для ГАЗ-66 № 00-10 их расход моторесурсов по норме составит:
2000-140+1200+400=3460 км, т.к. данный автомобиль закреплен за молодым водителем, которому положено 1200 км (1,2 тыс.км) на доподготовку и 400 км (0,4 тыс.км) на совершенствование навыков по вождению в течение 1-го года службы.
Для других автомобилей расчет производится аналогичным способом.
Расчеты расхода моторесурсов по норме приказа МО РФ 1994 г. № 035, поэтому целесообразно перед отработкой данного подвопроса методом опроса уточнить знание ими некоторых положений приказа.
После пояснения правил заполнения данной графы дать курсантам 30 минут времени для самостоятельных расчетов и заполнения графы 8 плана.
Преподаватель должен контролировать работу курсантов (при необходимости оказывать помощь).
Для заполнения графы 9 плана необходимо установить каждой машине годовой расход моторесурсов для обеспечения боевой и мобилизационной готовности, хозяйственной деятельности, других задач с учетом расхода моторесурсов на обучение вождению машин. При этом необходимо проверить:
- не превышает ли планируемый расход моторесурсов каждой машины двух (для устаревших машин трех) годовых норм;
- обеспечивается ли ступенчатость выхода автомобилей в ремонт;
- обеспечивается ли коэффициент технической готовности;
- не превышает ли планируемый суммарный расход моторесурсов машин данной группы эксплуатации (графа 9) соответствующих нормативных значений (графа 8);
- соответствует ли планируемый расход моторесурсов выделяемому минимуму горючего;
- соответствует ли планируемый расход моторесурсов утвержденному расчету на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения плана боевой подготовки и годового хозяйственного плана.
Выход в ремонт планируется, если ресурс до очередного ремонта меньше, чем планируемый расход моторесурсов. Регламентированный ремонт проводится через 12…15 лет эксплуатации.
С учетом вышеизложенного после краткого пояснения дать курсантам 20 минут времени для самостоятельного заполнения графы 9. А также внести данные о планируемых ремонтах (СР, КР, РР) и замене АБШ в графах 19-26 плана. При этом предполагается, что автомобильная техника на начало планируемого года плановых ремонтов не требует (графы 15-18 не заполняются), а все плановые ремонты в течении года будут выполняться вне воинской части (кроме СР автомобиля УАЗ-3151 № 00-16).
Для большей наглядности и понимания курсантами заполнения данных в графу 9, можно выполнять ведомость коррекции ресурса на бланке годового плана.
При заполнении граф 10 и 11 следует руководствоваться приказа МО РФ № 019.
Периодичность проведения контрольно-технического осмотра при эксплуатации гусеничная техника (ГТ) через 250 км, но не реже одного раза в месяц, при хранении один раз в период - при кратковременном хранении один раз в год - при длительном хранении.
Периодичность проведения технического диагностирования при эксплуатации ГТ – через 1000 км, колесные машины – через 5000 км, но не реже одного раза в период. При кратковременном хранении один раз в год. При длительном хранении – при РТО.
При заполнении графы 12 и 14 плана техническое обслуживание машин планировать с учетом установленной в ВС РФ периодичности (по пробегу и по времени). Техническое обслуживание АБШ планировать с учетом совмещения с соответствующим по пробегу (времени) техническим обслуживанием установленного на них вооружения, а РТО АБШ на основании плана-графика регламентированного технического обслуживания, регламентированного ремонта и замены АБШ соединения.
Техническое обслуживание машин, содержащихся на длительном хранении, планировать на основании плана-графика технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении, и в строке соответствующих машин в графе 10 плана сделать запись «ТО-1х», а графе 11 – «ТО-2х». Техническое обслуживание прицепов планировать с периодичностью обслуживания тягачей. Техническое обслуживание двигателей силовых установок планировать по наработке в мото-часах с учетом требований приказа МО РФ 1996 г. № 370 (в нашем примере такие записи не производятся).
Количество ТО-1 и ТО-2 подсчитывается для каждой машины транспортной и учебной групп по следующим формулам:
![]() ![]() ![]() |
|
|
|
Заключительная часть - 5 минут
- Подвести итог занятия.
- Ответить на вопросы студентов.
- Дать задание на самоподготовку:
- Объявить тему следующего занятия