Социальные отношения. ЕГЭ
1. В Европейский день языков, учреждённый Советом Европы, изучались мнения жителей страны Z о том, необходимо ли современному человеку владение иностранными языками. Полученные данные (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| Среди опрошенных в возрасте до 19 лет наиболее популярно мнение о необходимости знания иностранного языка.
|
| 2)
| Среди тех, кто считает, что необходимость изучения иностранных языков зависит от рода деятельности, больше 20–29-летних, чем 30–39-летних.
|
| 3)
| Мнение «достаточно знать свой родной язык» свойственно преимущественно самым молодым из опрошенных.
|
| 4)
| Среди 30–39-летних равные доли считают, что необходимость владения иностранными языками «зависит от рода деятельности» и «достаточно знать родной язык».
|
| 5)
| Мнение «зависит от рода деятельности» высказали половина опрошенных в возрасте до 19 лет.
| | 2. Фонд изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан стран Z и Y опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, в стране Z меньше, чем в стране Y.
|
| 2)
| Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z выше, чем в стране Y.
|
| 3)
| В стране Z половина опрошенных отметили, что доверяют правоохранительным органам, так как уверены в их профессионализме.
|
| 4)
| В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасением и не доверяют им.
|
| 5)
| В стране Z бóльшая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при ответе на поставленный вопрос.
| | | 3. В стране Z были дважды проведены опросы общественного мнения по одной и той же проблеме. В 2002 г. гражданам предлагалось высказаться о проявлениях в обществе социальной несправедливости. Второй опрос состоялся после проведения в стране реформы избирательной системы и системы налогообложения в 2012 г. Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Десятая доля участников каждого опроса считают, что отдельные социальные группы имеют привилегии.
|
| 2)
| В 2012 г. среди опрошенных преобладало мнение, что оппозиционные партии, выражающие интересы неимущих, не представлены в парламенте.
|
| 3)
| Доля тех, кто считает, что оппозиционные партии, выражающие интересы неимущих, не представлены в парламенте, осталась неизменной на протяжении 10 лет.
|
| 4)
| Доля тех, кто отмечает, что сохраняется очень большой разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными, выросла за 10 лет.
|
| 5)
| Равные доли опрошенных в 2002 и 2012 г. затруднились ответить.
| | | 4. Международная организация проводила в стране Z опрос 30-летних и 60-летних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 30-летних больше, чем среди 60-летних.
|
| 2)
| Наименьшие доли опрошенных в обеих
группах не задумывались над поставленным вопросом.
|
| 3)
| Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо знакомиться с культурой других этносов.
|
| 4)
| Половина опрошенных 30-летних считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов нужно уважать права и свободы друг друга.
|
| 5)
| Среди 60-летних граждан тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо уважать права и свободы друг друга, больше, чем тех, кто считает, что нужно научиться понимать друг друга.
| | | 5. В ходе социологических опросов молодых семей в 2005 и 2015 гг. предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что могло бы повлиять на Ваше решение в ближайшие два-три года родить хотя бы одного ребёнка? Какое из следующих высказываний точнее всего описывает Ваше отношение к этой проблеме?».
Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа
| 2005 г.
| 2015 г.
| Решение не будет зависеть ни от каких условий
|
|
| Повышение зарплаты
|
|
| Улучшение жилищных условий
|
|
| Увеличение государственной поддержки семей с несовершеннолетними детьми
|
|
| Стабилизация цен на самые необходимые товары (одежда, мебель, бытовые товары и др.)
|
|
| Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| В 2015 г. положительное решение этого вопроса для примерно половины опрошенных зависело от повышения зарплаты.
|
| 2)
| Доля семей, на чьё решение может повл
ять улучшение жилищн
х условий, за 10 лет осталась неизменной.
|
| 3)
| Доля семей, чьё решение не будет зависеть ни от каких условий, возросла в 2015 г. в сравнении с 2005 г.
|
| 4)
| Как в 2005 , так и 2015 году на решение этого вопроса в первую очередь могло повлиять увеличение государственной поддержки семейс несовершеннолетними детьми.
|
| 5)
| В 2015 г. доля тех, кто связывали решение этого вопроса с улучшением жилищных условий, была больше доли тех, на чьё решение могла повлиять стабилизация цен на
самые необходимые то
ары.
| | | 6. В странах Z и Y были проведены опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросах, был задан вопрос: «Как Вы относитесь к уплате налогов?».
Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| В стране Z доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, больше доли тех, кто платит налоги, потому что за их неуплату могут привлечь к юридической ответственности.
|
| 2)
| В стране Y доля тех, кто платит налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия, больше доли тех, кто платит налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование.
|
| 3)
| В стране Z доля тех, кто использует любую возможность уклониться от уплаты налогов, больше доли тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании.
|
| 4)
| Доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, в стране Y больше, чем в стране Z.
|
| 5)
| Доля тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, в стране Z меньше, чем в стране Y.
| | | 7. В ходе социологического опроса 25-летних и 55-летних жителей страны Z им был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, кто уже сортирует мусор, среди 55-летних выше, чем среди 25-летних.
|
| 2)
| Среди 55-летних тех, кто обязательно стал бы сортировать мусор, больше, чем тех, кто не стал бы
это делать.
|
| 3)
| Равные доли 25-летних считают, что скорее всего не стали бы сортировать мусор и безусловно не стали бы это делать.
|
| 4)
| Среди 25-летних наименее популярен ответ: «Обязательно стал бы сортировать мусор».
|
| 5)
| Равные доли опрошенных каждой
группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.
| | | 8. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать мусор?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, кто уже сортирует мусор, среди получивших среднее образование выше, чем среди получивших высшее образование.
|
| 2)
| Среди получивших высшее образование тех, кто обязательно стал бы сортировать мусор, больше, чем тех, кто не стал бы это делать.
|
| 3)
| Равные доли граждан, получивших среднее образование, считают, что скорее всего не стали бы сортировать мусор и безусловно не стали бы это делать.
|
| 4)
| Среди получивших среднее образование наиболее популярен ответ, что они обязательно стали бы сортировать мусор при соблюдении указанного условия.
|
| 5)
| Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали б
сортировать мусор.
| | | 9. Международная организация в 2003 и 2013 гг. проводила в стране Z опросы граждан. Им был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?».
Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представленыв диаграмме.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов следует научиться понимать друг друга, сократилась за 10 лет.
|
| 2)
| В 2003 г. половина опрошенных связывали предотвращение межнациональных конфликтов с уважением прав и свобод.
|
| 3)
| Одинаковые доли опрошенных в обоих опросах считали необходимым для предотвращения межнациональных конфликтов отказаться от насилия и принуждения.
|
| 4)
| Наименьшие доли опрошенных в обоих опросах демонстрировали отсутствие интереса к данной проблеме.
|
| 5)
| Доля тех,
кто не задумывался над данной проблемой, выросла к 2013 г.
| | | 10. 2004 и 2014 гг. были проведены социологические опросы совершеннолетних жителей страны Z, которым был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, кто уже сортирует мусор, за 10 лет возросла.
|
| 2)
| Доля тех, кто ответил, что обязательно стал бы сортировать мусор, за 10 лет сократилась.
|
| 3)
| Доля тех, кто считает, что скорее стал бы сортировать мусор, осталась неизменной.
|
| 4)
| Равные доли опрошенных в 2014 г. считают, что скорее не стали бы и безусловно не стали бы сортировать мусор.
|
| 5)
| Доля тех, кто ответил, что безусловно не
стал бы сортировать мусор, за 10 лет увеличилась.
| | | 11. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Ответы учащихся
| Учащиеся 5 класса
| Учащиеся 9 класса
| «Мне нравится читать»
|
|
| «Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»
|
|
| «Не люблю читать, скучное занятие»
|
|
| «Чтение сейчас никому не нужно»
|
|
| Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Равные доли опрошенных обеих групп считают что, чтение сейчас никому не нужно.
|
| 2)
| Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», ниже среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.
|
| 3)
| Среди опрошенных девятиклассников тех, кому нравится читать, меньше, чем тех, кто считает чтение скучным занятием.
|
| 4)
| Учащимся 5 класса, в большей степени нравится читать, по сравнению с учащимися 9 класса.
|
| 5)
| Наименьшая доля опрошенных пятиклассников считает чтение скучным
занятием.
| | | 12. В ходе социологического опроса группы 25-летних россиян с разным уровнем образования им задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Проанализируйте данные диаграммы и выберите верные утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Мнение о том, что в семье у всех должны быть равные права, преобладает среди респондентов с высшим образованием.
|
| 2)
| Доля тех, кто считает, что жена должна быть главой семьи, у респондентов с высшим образованием выше, чем у респондентов со средним образованием.
|
| 3)
| Мнение о том, что главой семьи должен быть муж, преобладает у обеих опрошенных групп.
|
| 4)
| Среди респондентов со средним образованием мнение о том, что главой семьи должна быть жена, менее популярно, чем мнение о главенстве старших родственников.
|
| 5)
| Равные доли опрошенных обеих групп считают, что во главе семьи должны быть старшие родственники.
| | | 13. В ходе социологических опросов в 2004 и 2014 гг. гражданам страны Z предлагалось ответить на вопрос: «Если придётся полностью оплачивать стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), как это скажется на достатке Вашей семьи?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, для кого эта ситуация не создаст особых проблем, за 10 лет возросла.
|
| 2)
| В 2004 г. равные доли опрошенных отметили, что им придётся просить помощи у государства и что ситуация не создаст для них особых проблем.
|
| 3)
| В 2014 г. среди опрошенных тех, кто отметил, что им придётся сократить некоторые другие семейные расходы, больше, чем тех, кто решил, что эта ситуация не создаст особых проблем.
|
| 4)
| Доля тех, кто ответил, что придётся просить государственной помощи, возросла в 2014 г. в сравнении с 2004 г.
|
| 5)
| Доля тех, кто затруднился ответить, за 10 л
т осталась неизменной.
| | | 14. ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им был задан вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Доля тех, кто считает, что государство всегда поддерживало и
продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, среди получивших среднее образование выше, чем среди получивших высшее образование.
|
| 2)
| Равные доли опрошенных с высшим образованием считают, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность и что государство не
остаточно поддерживает научно-техническую деятельность.
|
| 3)
| Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать
, но не в полной мере, больше доли тех, кто считает, что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.
|
| 4)
| Равные доли респондентов со средним образованием считают, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать
научно-техническую деятельность и недостаточно поддерживает
научно-техническую деятельность.
|
| 5)
| Среди затруднившихся с ответом тех, кто получил высшее образование, больше, чем тех, кто получил среднее образование.
| | | 15. В ходе социологического опроса в стране Z респондентам предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «С какими чувствами Вы относитесь к людям, разбогатевшим за последние 10–15 лет?».
Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа
| Уровень образования отвечавших
| Высшее
| Среднее
| Ниже среднего
| С интересом, уважением
|
|
|
| С раздражением, ненавистью
|
|
|
| Без особых чувств
|
|
|
| Затруднились ответить
|
|
|
| Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| Менее половины опрошенных в каждой группе относятся к разбогатевшим людям без особых чувств.
|
| 2)
| Среди опрошенных со средним образованием преобладает негативное отношение к разбогатевшим людям.
|
| 3)
| Среди людей, имеющих высшее образование, тех, кто относится к разбогатевшим с интересом, уважением больше, чем тех, кто относится к ним с раздражением, ненавистью.
|
| 4)
| Люди, имеющие образование ниже среднего, менее терпимы по отношению к разбогатевшим людям, чем люди, имеющие высшее образование.
|
| 5)
| Значительная доля опрошенных в каждой из групп затруднились с ответом.
| | | 16. В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан стран Z и Y им был задан вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, в стране Y больше, чем в стране Z.
2) Доля тех, кто считает
2)что научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать, но не в полной мере, в стране Z меньше, чем в стране Y.
3) В стране Z доля тех, кто считает, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, выше доли тех, кто считает, что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.
4) Мнение, что государство совсем не поддерживает научно-техническую деятельность, наиболее популярно в обеих странах.
5) Равные доли опрошенных в обеих странах затруднились
5) ответить на вопрос.
| | | 17. В стране Z проводился опрос совершеннолетних граждан о том, почему целесообразна официальная регистрация брака. Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа
| Женщины
| Мужчины
| Это защищает права каждого из супругов
|
|
| Дети должны рождаться в зарегистрированном браке
|
|
| Таковы религиозные нормы
|
|
| Это предписано законами государства
|
|
| Официальная регистрация брака не нужна, если люди любят друг
друга и хотят жить вместе
|
|
| Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
|
Поиск по сайту:
|
0.04 с. | |