Глава 1. Пояснительная записка




 

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное, среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2. Цель учебного предмета:

1) в области формирования произношения (далее - ФП): формирование достаточно внятной, естественной устной стороны речи;

2) в области развития слухового восприятия (далее - РСВ): формирование речевого поведения у неслышащих обучающихся на основе развития слухового восприятия устной речи с использованием звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и стационарного пользования.

3. Задачи учебного предмета:

1) развитие у глухих обучающихся речевого слуха;

2) создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи;

3) формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи обучающихся;

4) соблюдение в речи правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии, словесного и логического ударения;

5) развитие правильного речевого дыхания.

4. «Формирование произношения и развитие слухового восприятия» для среднего и старшего звена специальной коррекционной школы для неслышащих детей является одним из основных коррекционных предметов.

5. Объем учебной нагрузки:

1) 5 класс – 16 часов в неделю, 544 часов в учебном году;

2) 6 класс – 16 часов в неделю, 544 часов в учебном году;

3) 7 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

4) 8 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

5) 9 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

6) 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

6. Данные часы распределяются для проведения подгрупповых (групповых) занятий в 5-6 классах по 2 обучающегося (68 часов в год), с 7-9 класс по 4 обучающегося (68 часов в год), 10 класс по 4 обучающегося (34 часа в год).

7. В процессе изучения содержания учебного материала учитываются межпредметные связи: с развитием речи, дактильной речью, устной речью, чтением, предметно-практическим обучением, математикой, ознокомлением с окружающим миром, коррекционной ритмикой.

8. Развитие речевого слуха в 5-10 классах делится на основной период и период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом
(6-10 классы). Ведущими формами организации по формированию произношения и развитию слухового восприятия являются индивидуальные, фронтальные слуховые занятия и фонетические зарядки, а также все общеобразовательные и специальные уроки в коррекционной школе для неслышащих.

9. Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы:

1) работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у неслышащих обучающихся навыка правильного пользования речевым дыханием, умением воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, умением членить фразы на синтагмы;

2) работа над голосом предполагает формирование и развитие у обучающегося навыка пользованием голоса нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляции голоса по силе и высоте;

3) работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у обучающихся навыков правильного воспроизведения звукового состава речи;

4) работа над словом, направленна на формирование и развитие у обучающихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила;

5) над фразой направлена на формирование и развитие у обучающихся навыков ее произнесения в нормальном темпе, слитно, соблюдая
ритмико-мелодическую структуру.

10. В процессе обучения произношению большое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков самоконтроля.

Глава 2. Базовое содержание учебного предмета для 5 класса

11. Развитие слухового восприятия.

12. Воспринимать, различать и опознавать на слух фразы, словосочетания с союзами (и, а) и частицами (ещё, тоже, не, уже). Различать и опознавать речевой материал по темам. Виды работ, требующие отработки в течение учебного года на разном лексическом материале: ответы на вопросы по теме и тексту; выполнение заданий, поручений по теме и тексту; составление предложений с опорными словами и словосочетаниями.

13. «Осень» (64 часа):

1) какое сейчас время года? Тебе нравится осень (зима, весна, лето)? Какие изменения в природе происходят ранней (золотой, поздней) осенью?;

2) словарь: осень, листопад, красные, багровые, разноцветные листья, ранняя золотая, поздняя, ветер, тучи, небо, облака, осенний мелкий дождь, перелетные птицы, улетают на юг.

14. «Мой класс» (48 часов):

1) кто сегодня дежурный? Что ты сегодня будешь делать? Зачем ты открыл окно (дверь, форточку)? Открой окно (дверь, форточку), чтобы проветрить класс (комнату). Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс (вытер доску, открыл окно). Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице (в классе). Отметь в календаре погоду;

2) словарь: дежурный, класс, вымыть, вытереть, проветрить, открыть, закрыть, окно, дверь, форточка.

15. «Улица» (48 часов):

1) на какой улице ты живешь? Около твоего дома есть пешеходный переход? На каком транспорте ты едешь до школы (до дома)? Далеко ли от тебя живут твои друзья? На какой свет светофора можно (нельзя) переходить улицу?;

2) словарь: светофор, красный, желтый, зеленый свет, можно, нельзя, переходить улицу, пешеходный переход, далеко, близко.

16. «Семья» (48 часов):

1) кем работают твои родители? Где работают твои родители? Кто твои родители по профессии? Назови всех членов своей семьи. Скажи свой домашний адрес;

2) словарь: родители, мать, отец, брат, сестра, учитель, инженер, строитель, продавец, парикмахер, домохозяйка, врач, завод, магазин, парикмахерская, больница, школа.

17. «Изучение математики» (48 часов):

1) сравни числа и найди сумму (разность, произведение, частное) чисел. Какие арифметические действия ты знаешь? Как называются числа при сложении (умножении, делении, вычитании)? Что неизвестно в примере: 12+х=19. Придумай задачу по рисунку. Скажи ответ задачи;

2) словарь: сумма, произведение, частное, разность, сравни, найди, сложение, вычитание, умножение, деление, составь, построй, вопросная схема.

18. «Зима» (32 часа):

1) когда наступит Новый год? Когда будет школьная елка? У тебя дома будет елка? У тебя есть елочные игрушки? Как (где) ты встретишь Новый год? Послушай и отгадай загадку: Зимой и летом одним цветом (елка);

2) словарь: зима, снег, мороз, Новый год, пушистая, школьная елка, гирлянды, Дед мороз, Снегурочка, елочные игрушки, санки, лыжи, коньки, лепить снеговика.

19. «Мой дом» (48 часов):

1) «на какой улице ты живешь?», «на каком этаже ты живешь?», «сколько в вашей квартире комнат?», «какой номер твоей квартиры (твоего дома)?», «назови свой адрес». «У вас в квартире есть газ и горячая вода?», «какая у вас дома есть мебель?», «ты вчера смотрел телевизор?», «включи (выключи) газ (свет)». «Можно включить (выключить) газ (свет)?»;

2) словарь: квартира, комната, этаж, газ, горячая вода, первый, пятый этаж, мебель, стол, стул, диван, кровать, шкаф, книжные полки.

20. «Спорт» (32 часа):

1) «в какой спортивной секции ты занимаешься?», «кто твой тренер?», «спроси у....., кто ее тренер?», «ты давно занимаешься в секции по..., ты устаешь после тренировки?»;

2) словарь: Секция по футболу (по бадминтону, по плаванию), тренер, тренировка (не) устаю.

21. «Магазин» (48 часов):

«тебе нужна (у тебя есть) ручка (тетрадь, линейка)?», «попроси купить ручку (тетрадь, карандаш, ножницы)?», «ты ходил (пойдешь) в магазин?», «сколько стоит альбом (краски, кисточка)?», «что ты купил(а)?», «далеко ли магазин от школы (от дома)?», «где ближайший магазин?»;

2) словарь: овощной, хлебный, книжный магазины, касса, чек, покупка, деньги, рядом, близко, далеко, заплатить.

22. «Весна. Наурыз» (32 часа):

1) «как изменяется природа весной?», «какие птицы прилетают с юга?», «ты больше любишь весну или зиму?»;

2) словарь: весна, греет, теплее, солнце, ярко, птицы, скворцы, грачи, ласточки, почки, листья, праздник, Наурыз, подарки, поздравлять, начало года, веселятся, танцуют, поют, играют, национальные игры.

23. «Здоровье» (64 часа):

1) «как ты себя чувствуешь?», «где ближайщая аптека?», «попроси маму (бабушку, сестру) купить в аптеке вату (аспирин)», «купи в аптеке лекарство (бинт, градусник, йод)», «что сказал врач?», «когда ты был у врача?», «чем ты болел?», «возьми (принеси, попроси) у (от) врача справку о состоянии здоровья», «возьми градусники, измерь температуру», «какая у тебя температура?», «кто из ребят в классе болен?», «узнай (выясни, спроси), как его здоровье»;

2) словарь: бинт, йод, капли, таблетки, вата, витамины, градусники, справка, температура, (нормальная, повышенная), нездоровится, здоров, купить в аптеке, заболеть, выздороветь, грипп, ангина, принимать лекарство, кружится голова, ничем не болел, узнать, сообщить, спросить, навестить товарища.

24. «Учебная деятельность» (32 часа):

1) составь предложения по образцу. Вставь в предложение подлежащее (сказуемое). Разбери слово по составу, образуй однокоренные слова от слов снег (зима, мороз). Образуй прилагательное (глагол) от существительного. Определи род и число существительного. Найди в предложении подлежащее (сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Найди площадь прямоугольника, стороны которого равны 3 и 5 см. Составь задачу по рисунку.(схеме). Найди произведение (частное, разность, сумму чисел.... и.... Составь уравнение: неизвестное число увеличили (уменьшили) в (на) 5 (....) раз, получилось 20 (...);

2) словарь: подлежащее, сказуемое, дополнения, определение, обстоятельство, существительное, глагол, прилагательное, вставить, разобрать, определить, образовать, произведение, частное, увеличить, уменьшить.

25. Примерные контрольные тексты для обучающихся 5 класса (конец учебного года):

1) прошло жаркое лето. Летом Саша отдыхал в детском лагере. Лагерь находился на берегу реки. Около лагеря был густой лес. Ребята купались в реке, загорали, ходили в лес, играли, читали, книги. Хорошо отдохнули ребята в лагере;

2) послушай рассказ и подбери картинки. Где Саша отдыхал летом? А где ты будешь отдыхать этим летом? Где находится лагерь? Чем занимались ребята в лагере? Ты умеешь плавать? Ты ходил в лес (на речку)? Найди в расказе однокореннные слова. Составь предложение со словосочетанием детский лагерь. Найди в предложении подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение;

3) наступила зима. Закружились и стали подать белые снежинки. Пушистый снег покрыл землю. Анара и Серик взяли лыжи и пошли на горку. Хорошо бегут лыжи с горки. От быстрого бега стало тепло ребятам. Они совсем не чувствуют холода. Никакой мороз им не страшен;

4) послушай рассказ, подбери картинки. Какое время года наступило? Что сделали ребята? Умеешь ли ты кататься на лыжах? Как сказать по другому: выпал снег. Найди в рассказе однокоренные слова. Составь предложение со словосочетанием. Найди в предложении подлежащее (сказуемое, дополнение, определение).

26. Формирование произношения:

1) работа над речевым дыханием: соблюдение пауз в соответствии со смысловой связью слов;

2) работа над звуками речи: дифференциация произношения звуков, родственных по артикуляции: гласных: а-о, а-э, о-у, и-э, и-ы; согласных: носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, н-д; свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, ц-ч; аффрикат и щелевых: ч-с, ч-ш; аффрикат и смычных: ц-т, ч-т; звонких и глухих: в-ф, б-п, д-т;

3) работа над правилами орфоэпии: два одинаковых соседних согласных произносить как один долгий (Жанна, аллея); слова кого, чегои
окончания –ого, -его (большого, синего) произносить как каво, чево, ево, ева;

4) работа над словесным ударением: соблюдать ударение при изменении форм слова (длинные ноги, две ноги);

5) работа над логическим и синтагматическим ударением: произносить фразы слитно или делить на синтагмы (самостоятельно), выделяя логическое и синтагмачиское ударение (под контролем учителя и самостоятельно), по возможности соблюдая мелодический контур фраз;

6) работа над темпом речи: соблюдать умеренно быстрый темп речи;

7) работа над интонацией: правильно и выразительно читать наизусть стихотворения, отрывки из художественного текста;

8) совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков по усмотрению учителя в соответствии с состоянием произношения обучающихся данного класа;

9) работа над произношением труднопроизносимых слов: правильно воспроизводить наиболее употребительные труднопроизносимые термины из разных учебных предметов;

10) самостоятельно выбирать адекватные неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позу, пластику), сопровождающие речь.

Глава 3. Базовое содержание учебного предмета для 6-класса

27. Развитие слухового восприятия.

28. Воспринимать слухо-зрительно предполагаемый речевой материал. Уметь вести диалог (с учителем, товарищем) по воспринятому тексту. Различать и опозновать речевой материал по темам. Виды работ, требующие отработки в течение учебного года на разном лексическом материале: ответы на вопросы по теме и тексту; выполнение заданий, поручений по теме и тексту; составление предложений с опорными словами и словосочетаниями.

29. «Воспоминания о лете» (48 часов):

1) «куда ты ездил(а) отдыхать?», «где проводил(а) летние каникулы?», «как ты отдохнул(а) летом?», «ты был(а) этим летом в лагере (у родственников, в гостях у друзей)?», «ты купался(лась) этим летом?», «чем ты занимался(лась) этим летом?»;

2) словарь: лагерь, аул, в гостях у друзей, купаться, загорать, спортивная площадка, волейбол, баскетбол, футбол, грибы, ягоды, лес, птицы, юг, воздух, чистый, прохладно.

30. «День Конституции. День Независимости» (80 часов):

1) какой праздник отмечали в августе? Чему он посвящен? Когда была принята новая Конституция Республики Казахстан? Послушай, повтори:
30-августа - День Конституции. День Конституции отмечают 30 августа;

2) словарь: День Конституции, День Независимости, Закон о Независимости, независимое демократическое государство.

31. «Наша Родина» (48 часов):

1) покажи на карте нашу Родину. Расскажи, какая земля Казахстана. Какой растительный и животный мир Казахстана? Назови столицу Казахстана. «В каком городе (селе, ауле) ты живешь?»;

2) словарь: Республика Казахстан, обширная земля, горы, долины, низменность, крупные реки, озера, большие города, богатый, растительный и животный мир, столица Астана, главный город нашей страны.

32. «Новый год» (48 часов):

1) «какой праздник отмечают в конце декабря, в начале января?», «как проходит Новый год в школе?», «кто приходит к ребятам на Новый год?», «что дарит ребятам Дед Мороз?», «что делают дети на зимних каникулах?»;

2) словарь: Новый год, новогодняя елка, Дед Мороз, Снегурочка, сказочные герои, интересное новогоднее представление, игры, викторины, каникулы, подарки, время отдыха и зимних забав.

33. «Здоровье» (80 часов):

1) «ты хочешь быть здоровым?». Позаботься о своем здоровье. «Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?»;

2) словарь: плавай, бегай, делай утреннюю зарядку, занимайся спортом, ходи босиком, загорай, не болей.

34. «Учебная деятельность» (96 часов):

1) вспомните, как называлась тема прошлого урока развития речи (математики, русского языка, чтения)? Каков будет план работы на уроке? Что мы будем делать после того, как разберем предложения (решим пример, прочитаем текст)? Скажи ребятам, чтобы они достали учебники и открыли их на странице... Спроси у....., что было задано на дом по русскому языку (математике, чтению, литературе...). Будем писать заявление (расписку). Будем составлять простой (сложный) план пересказа (изложения). Будем составлять характеристику действующих лиц(главных героев). Составь вопросы по данному тексту. Будем вести диалог на тему:..... «В парикмахерской», «В магазине». Прочитай текст и подумай на сколько частей его можно разделить. Озаглавь 1, 2... части рассказа. Какое предложение выражает главную мысль рассказа? Чему учит сказка (пословица поговорка)? Какая приближается знаменательная дата? Над каким произведением мы работаем? Кто автор этого произведения? О чем говорится в рассказе (сказке, повести). Назови главных героев произведения. Какова главная мысль произведения? Найди площадь прямоугольника стороны которого равны. Составь задачу по рисунку (схеме). Найди произведения (частное, разность, сумму, чисел,.... и....). Составь уравнение;

2) словарь: произведение, автор, главные герои, главная мысль, площадь прямугольника (квадрата) равна....., произвдение, частное, сумма, разность чисел, уравнение.

35. «Наурыз» (80 часов):

1) «кто отмечает Наурыз?», «когда отмечают Наурыз?, «что за праздник Наурыз?», «как люди готовятся к Наурызу?», «как люди отмечают Наурыз. Какие пожелания звучат в Наурыз?»;

2) словарь: Наурыз, 22 марта день весеннего равноденствия, наурыз коже, пожелания благополучия, весеннего обновления.

36. «Отдых» (64 часа):

1) «где ты будешь отдыхать этим летом?», «что ты будешь делать этим летом?»;

2) словарь: буду отдыхать дома, у бабушки в деревне, на море с родителями, помогать маме по дому, ходить за продуктами, хочу сходить в кинотеатр, посмотреть новые фильмы, (мультфильмы), почитать рассказы (сказки, сходить в гости друзьям (к родственникам), купаться, загорать, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, играть в интересные игры, пасти овец, кормить животных и птиц, кататься на катере, подружиться с ребятами, весело, интересно.

37. Формирование произношения.

38. Работа над звуками речи:

1) предупреждать возможные отклонения от нормального произношения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, во фразах;

2) дифференцировать гласные звуки: а-о, а-э, и-э, и-у, и-ы;

3) дифференцировать согласные звуки: носовые и ротовые: м-б; м-п; н-д; н-т; м ’-б’; м’-н’; н’-д’; н’-т’;

4) дифференцировать свистящие и шипящие звуки: с-ш; з-ж; ц-ч;

5) дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки: ф-в; п-б; т-д;

6) дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки: ф-ф’; в-в’; с-с’;

7) закреплять правильное произношение сочетании согласных звуков (в одном слове, на стыке слов и во фразах).

39. Работа над голосом: осуществлять коррекцию отклонении от нормального голоса.

40. Работа над правилами орфоэпии: повторять раннее изученные правила орфоэпии.

41. Работа над словесным ударением, выделять ударный слог и соблюдать ударение при изменении формы слов.

42. Работа над логическим и синтагматическим ударением: соблюдать логическое и синтагматическое ударение при самостоятельном высказывании.

43. Работа над темпом речи: соблюдать нормальный темп речи в вопросах, ответах, поручениях, сообщениях.

44. Работа над интонацией: уметь передавать различные эмоцианальные оттенки высказывания, по возможности соблюдаем мелодический контур фраз.

45. Совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков (по усмотроению учителя в соответствии с произношением у обучающихся данного класса).

Глава 4. Базовое содержание учебного предмета для 7 класса

46. Развитие слухового восприятия. Воспринимать слухо-зрительно предлагаемый речевой материал. Уметь вести диалог (с учителем, с товарищем) по воспринятому тексту. Различать и опознавать речевой материал по темам. Виды работ, требующие отработки в течение учебного года на разном лексическом материале: ответы на вопросы по теме и тексту; выполнение заданий, поручений по теме и тексту; составление предложений с опорными словами и словосочетаниями.

47. Русское устное народное творчество. Сказка «Морозко» (6 часов):

1) кто автор сказки «Морозко»? Назови героев сказки «Морозко». Сравни отношение мачехи к родной дочке и падчерице. Как относились другие люди к мачехиной дочке и к падчерице? Что придумала мачеха с дочкой, чтобы избавиться от падчерицы? Что рассказала девушка Морозке? Какие испытания Морозко придумал для падчерицы и дочки? Как отнеслись к заданию Морозки падчерица и дочка? Сравни поведение падчерицы и дочки в разговоре с Морозкой, их отношение к работе. Чем закончилась сказка? За что были наказаны баба с дочкой? Вспомни, какие сказки о добре и зле ты еще знаешь?

48. Литературные сказки А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (6 часов):

1) назови героев «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». За что царица возненавидела царевну и как она решила ее погубить? Что нашла царевна в глуши лесной? Как к ней отнеслись братья? Что произошло с царевной однажды? Чем закончилась сказка? Найди в сказке обращение царицы к зеркальцу и выразительно прочитай его. Выучи наизусть отрывки из сказки на выбор.

49. Казахское устное народное творчество. Сказка «Алдар Косе и Шигайбай» (6 часов):

1) назови главных героев сказки. Скажи, каков по характеру был Алдар Косе и каким был Шигайбай? Почему Алдар Косе во что бы то не стало обмануть Шигайбая? Что произошло, когда Алдар Косе неожиданно вошел в юрту Шигайбая? Как Алдару Косе удалось оставить без ужина жадных хозяев? Как Алдар Косе спас своего коня и проучил жадного, негостеприимного бая?

50. Д. Мамин-Сибиряк. Рассказ «Серая Шейка» (6 часов):

1) назови героев сказки. Скажи почему Серая Шейка осталась зимовать на реке? Кто преследовал Серую Шейку и почему? Что произошло с Серой Шейкой однажды? Кто спас Серую Шейку? Чем закончился рассказ? О чем этот рассказ?

51. Литература 19 века. М.Ю.Лермонтов. Биография (8 часов):

1) где и когда родился М.Ю.Лермонтов? Кто воспитывал Лермонтов? Где прошло детство Лермонтова? Чем увлекался Лермонтов с детства? Какое образование получил М.Ю.Лермонтов? Где воевал Лермонтов? Какие произведения Лермонтова ты читал? Как погиб Лермонтов?

52. Стихотворение «Бородино» (8 часов):

1) о каком подвиге русского народа вспоминает старый солдат? Какие чувства он испытывает, рассказывая молодым о Бородинском сражении? Что показала Бородинская битва миру? Подбери в стихотворении примеры, подтверждающие, что русские войны, участники сражения, действительно богатыри? Какие еще произведения ты читал о борьбе за родную землю?

53. Казахская литература. Ы.Алтынсарин. «Сын бая и сын бедняка» (8 часов):

1) о чем рассказывается в рассказе «Сын бая и сын бедняка»? Кем были Асан и Усен? Что произошло с ними однажды? Как поступил в сложившейся ситуации Асан и что начал делать Усен? Что сказал Усен Асану когда они потерялись? Как вели себя Асан и Усен, когда искали свой откочевавший аул? Благодаря чему мальчики смогли вернутся домой? Охарактеризуй Асана и Усена, используя слова: робкий, неприспособленный, пугливый (живой, энергичный, смышленый).

54. Русская литература 19 века. Л.Н.Толстой. Биография (8 часов):

1) в каком году родился Л.Н.Толстой? Где вырос Л.Н.Толстой? Что Толстой организовал в своем доме? Что изображает Толстой в своих кавказских произведениях? Как относился Л. Н. Толстой к горским народам? Во что верил Л. Н. Толстой? Какая тема в творчестве Толстого имеет большое значение? Какое отражение нашла данная тема в рассказе «Кавказкий пленник»?

55. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказкий пленник» (8 часов):

1) назовите главных героев рассказа? Дайте характеристику Жилину и Костылину. Как ведут себя Жилин и Костылин в пути? Из-за чего они попадают в плен? Опиши жизнь горцев в ауле? Как живут татарские ребятишки? Как Жилин и Костылин ведут себя в плену? Как относятся горцы к Жилину и Костылину? Какую силу в рассказе имеет человеческая доброта? Кто ее проявляет? Почему не удался первый побег Жилина и Костылина? Чем заканчивается рассказ?

56. А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель» (8 часов):

1) что заставило героев рассказа бродить по горным тропам? К какому времени относятся события в рассказе? Назови главных и второстепенных героев рассказа. Расскажи с чего начинается повествование? Как развиваются события? Какой эпизод является кульминацией? Чем все закончилось? Найди в тексте описание поведения Трилли. О каких чертах характера говорит его поведение и слова, которые он использует в своей речи? Почему Сергей и дедушка не продали Арто? Что пережили они, потеряв белого пуделя? О каких чертах характера говорит отношение героев к собаке?

57. И.С.Тургенев. Биография (8 часов):

1) где родился И.С.Тургенев? В какой семье родился Тургенев? Где прошло детство Тургенева? От кого в юности защищал Тургенев крепостных и дворовых крестьян? Какой характер носят произведения Тургенева? Кто стал прототипом деспотичной барыней в тургеневской повести «Муму»? Каким был создан образ Герасима в повести «Муму»? О каком одиночестве говорит Тургенев в повести?

58. И. С. Тургенев. Повесть «Муму» (8 часов):

1) назови главных и второстепенных героев повести. У кого служил Герасим в Москве? Где жил он до этого? Как отнесся сначала Герасим к новому житью? Какой Герасим был по характеру и какие отношения служились у него с окружающими его людьми? Какие отношения сложились у него с Татьяной? Как Герасим отреагировал на замужество Татьяны? Кого он спас однажды? Какое обещание дал Герасим? Выполнил ли он его? Чем закончилась повесть?

59. М.Ауэзов биография (8 часов):

1) в какой семье рос и воспитывался М.Ауэзов? Какую роль в жизни М.Ауэзова сыграл его дед Ауэз? Какое образование получил М.Ауэзов? Под влиянием творчества каких писателей был создан рассказ «Серый Лютый»?

60. Рассказ М.Ауэзова «Сирота» (8 часов):

1) какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему? Кто является главным героем рассказа? С каких пор Касым почувствовал себя настоящим сиротой? Каким вы представляете себе характер бабушки Касыма? Как жилось Касыму с бабушкой? Почему семья Исы решила приютить у себя Касыма? Как складывалась жизнь мальчика в чужой семье? Встречались ли на пути мальчика добрые люди? Кто они?

61. Н.Носов. Рассказ «Витя Малеев в школе и дома» (8 часов):

1) кто рассказывает эту историю? Почему Костя Шишкин не ходил в школу? Как Витя понимал дружбу? Что он рассказывал о Косте в школе? Правильно ли поступали Витя и Костя? Как ребята узнали об обмане?

62. Ю.Яковлев. Рассказ «Рыцарь Вася» (8 часов):

1) почему ребята прозвали героя рассказа Тюфяком? О чем он мечтал? Сравни действия тюфяка и Димки Ковалева во время спасения первоклассника. За что хвалили Димку Ковалева в школе? Почему рассказ называется «Рыцарь Вася» и к кому из действующих лиц относится заголовок?

63. С.Муканов. Биография (8 часов):

1) расскажи о том с какими жизненными трудностями С.Муканов в детстве? Что свидетельствует о целеустремленности этого человека?

64. С.Муканов. Рассказы «Спички», «Самовар», «Поезд» (8 часов):

1) «о чем говорится в рассказе «Спички»?», «что оказалось чудом на самом деле?»;

2) «почему раньше чайники называли каменными?», «как раньше кипятили молоко?», «видели ли вы самовары на углях?», «и пользуются ли и люди сейчас ими или нет. Какие сейчас чайники?», «как это облегчает людям жизнь?», «Докажи словами из текста, что знания ценились очень высоко?»;

3) «а какой встрече рассказал Нуртаза?», «все ли верно он описал?», «опиши современный поезд?», «как определил рассказчик название вокзала?».

 

 

Глава 5. Базовое содержание учебного предмета для 8 класса

65. Развитие слухового восприятия. Воспринимать слухо-зрительно предлагаем речевой материал. Уметь вести диалог (с учителем, с товарищем) по поводу воспринятого текста. Различать и опознавать речевой материал связанный с изучением литературы. Виды работ, требующие отработки в течение учебного года на разном лексическом материале: ответы на вопросы по теме и тексту; выполнение заданий, поручений по теме и тексту; составление предложений с опорными словами и словосочетаниями.

66. И.А.Крылов. Биография (6 часов):

1) в какой семье родился И.А.Крылов? Чем любил заниматься в детстве Крылов? Во сколько лет Крылов поступил на службу? Какие произведения были написаны Крыловым? О чем говорил баснописец в своих произведениях? Каков язык басен Крылова?

67. Басни И.А. Крылова «Волк и ягнёнок» (6 часов):

1) для чего волк затеял спор с ягнёнком? Удалось ли ему доказать вину ягнёнка? Как ведет себя в споре ягнёнок? Как проявляется наглость волка и беззащитность ягнёнка в их речи? Приведи примеры? Кто и почему побеждает в споре? Объясни смысл первой строки басни?

68. Басни И.А.Крылова «Квартет» (6 часов):

1) в чём видели «музыкантов» секрет успеха? В каких словах выражена главная мысль басни? Какие строки басни стали пословицами? Прочитай басню в лицах?

69. Казахское устное народное творчество (6 часов):

1) древне тюркские мифы и предания «Великий Хаос», «Тенгри и Умай», «Йер-су», «Аруахи»;

2) «в чем причина возникновения Хаоса?», «что произошло во время великого Хаоса?», «сколько лет длилась вселенская катастрофа?», «что первым возникло после вселенской катастрофы?», «что создал великий бог Тенгри?», «в каком облике может предстать Тенгри?», «в каком виде предстает перед людьми Йер-су?», «кому и чему покровительствует сын Тенгри и Умай?», «что может происходить по воле Йер-су?»;

3) «как звали бога подводного царства?», «как его представляли древние тюрки?», «какой волшебной силой народная фантазия наделила этого бога?», «кого из людей после смерти называли аруахами?», «где обитают аруахи?».

70. А.С.Пушкин. Биография (6 часов):

1) в какой семье родился А.С.Пушкин? Где обучался А.С.Пушкин? Какой была пора обучения в Царскосельском лицее для Пушкина? Какие произведения Пушкина ты читал? О чем писал Пушкин в своих произведениях? Какую жизнь прожил Пушкин?

71. А.С.Пушкин стихотворение «Зимнее утро» (6 часов):

1) каким настроением проникнуто стихотворение? Прочитай строки стихотворение рисующие картины вьюжного вечера и солнечного утро? Какие эпитеты выражают радость поэта, его восхищение зимней природой?

72. А.С.Пушкин стихотворение «Няне» (6 часов):

1) найди слова и отдельные выражения, которыми Пушкин передает тревогу няни и её тоску. Какие чувства выразил поэт в этом стихотворений?

73. А.С.Пушкин повесть «Дубровский» (8 часов):

1) расскажите о Кириле Петровиче Троекурове, его характере и поступках. Расскажи о жизни Владимира Дубровского. Что в ней вызывает сочувствие? Сравни действия «разбойников» с поведением и поступками «защитников закона». Какой из этого ты делаешь вывод? Скажи, как построено повесть Дубровский. На какие две части можно разделить повесть? Какие герои и какие события на твой взгляд составляют основу каждой части? Докажи необходимость первой части для понимания второй?

74. М.Ю.Лермонтов. Биография (5 часов):

1) где рос Лермонтов в детстве и кто занимался его воспитанием? Какое образование получил Лермонтов? Какими талантами наградила природа Лермонтова? Что изображал Лермонтов в своих стихах? Чем гордился Лермонтов и что его сильно угнетало? К чему стремился Лермонтов в жизни? После окончания пансиона куда поехал Лермонтов? Как погиб Лермонтов? Какие произведения Лермонтова ты читал?

75. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Два великана» (5 часов):

1) чему посвящено это стихотворение? О чем говорится в данном стихотворений? Какие строки стихотворение передают силу и мощь «русского витяза»? Как характеризуются пришелец «из далёких чуждых» стран? Какие ещё произведения о войне 1812 года вы знаете?

76. В.Г.Короленко. Биография (5 часов):

1) где провел детство и юность В.Г.Короленко? Какой была семья Короленко? Что воспитывали родители Короленко у своих детей? О чем думал Короленко с раннего детства? И с чем он боролся? Что выразил Короленко в своих произведениях? О чем повествуют рассказы и повести Короленко?

77. В.Г.Короленко «Дети подземелья» (8 часов):

1) как жилось Васе в родном доме? Какие взаимоотношения сложились у него с отцом после смерти матери? Расскажи, как произошла встреча Васи с детьми подземелья? Какое впечатления произвели дети друг на друга? Каковы были условия жизни детей судьи и детей Тыбурция? Почему Вася так привязался к своим новым друзьям? Что переживал он, узнав о нищенской жизни Валека и Маруси? Как относились дети подземелья к Васе? Что за человек был Тыбурций и почему он был вынужден вести нищенский образ жизни? Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьми подземелья? Какие обеты давали Вася и Соня на могиле Маруси?

78. Ильяс Жансугуров стихотворения «Домбра», «Музыка и слово» (5 часов):

1) что способствовало пробуждению в будущем поете любви к народному слову, к народной песне? С чем поет сравнивает домбру? Почему он называет её «мудрым летописцем»? Как домбра влияет на настроение людей? Какие чувства возникают при прослушиваний кюя? Какие картины природы навевает мелодия кюя?

79. Ж.Жабаев стихотворение «Алатау» (5 часов):

1) почему земля, которую воспел Жамбул в стихотворении «Алатау», называется Жетису? Как воспевает акын красоту Жетису? Что особенно дорого ему в родном крае? С помощью каких художественных средств автор показывает богатство и неповторимость родной земли.

80. А.М.Горький. Биография (5 часов):

1) где родился и жил М.А.Горький? Кем был дед Горького? Какая была обстановка в доме деда? Кто был утешением для мальчика в детстве? Какое влияние оказало бабушка на будущего писателя? Получил ли образование Горький и какое? Кого любил Горький? И кому посвятил много своих произведении?

81. А.М.Горький повесть «Детство» (8 часов):

1) какие картины русской жизни изображены в повести? Что более всего поразило Алешу в семье Кашириных и как складывались его отношения с членами этой семьи? Кто из них стал для Алеши «самым понятным и дорогим человеком»? Почему? Почему Алеше было «нестерпимо стыдно» подойти к мастеру Григорию? Как Алеша относился к жестким забавам сверстников? Как Алеша подружился с квартирантом. Хорошее дело и какое влияние оказала эта дружба на Алешу? О каких «свинцовых мерзостях дикой русской жизни» писал Горький и что побудило его изобразить их? Как выражена в повести вера Горького в силу русского народа, в его светлое будущее? Под влиянием каких людей и событий формировался характер Алеши Пешкова, развивалась к хорошему и дурному в жизни, росло уважение к человеку труда?

82. М.Шаханов. Биография (3 часа):

1) какое образование получил М.Шаханов? Где он работал? Название каких поэтических сборников М.Шаханова вы запомнили? В какой поэтический сборник входит «Отрарская поэма» о побежденном победителе, или Просчет Чингизхана?

83. М.Шаханов «Отрарская поэма» (6 часов):

1) к какому времени относится действия, происходящее в поэме? Какое историческое событие лежит в основе поэмы? О чем говорит Чингизхан со своим сыном Чагатаем и в чем его упрекает? Как автор передает читателям свое восхищение стойкостью и мужеством жителей древнего Отрара? Что является кульминацией поэмы? Какова основная тема и идея произведения? Объясните смысл названия поэмы?

84. Б.Н.Полевой. Биография (4 час):

1) где и в какой семье родился Б.Н.Полевой? В каком году начал карьеру журналиста и под чьим покровительством? В каких газетах работал Полевой? В каком году вышла первая повесть Полевого и как она называлась? В годы Великой Отечественной войны где находился Полевой и в каком качестве? Какую известность принесла Полевому «Повесть о настоящем человеке» и кому она была посвящена? Какие военные мемуары были написаны Б.Полевым?

85. С.Муратбеков. Биография (4 часа):

1) какое образование получил С.Муратбеков? Какие сборники рассказов были выпущены у С.Муратбекова? Каким литературным жанрам относится произведения С.Муратбекова? В чем своеобразие в его повести «Горький запах полыни»?

86. С.Муратбеков «Горький запах полыни» (5 часов):

1) почему писатель поведал нам историю жизни маленького мальчика Аяна из «далёкого полузабытого детства»? Каким мы видим Аяна на страницах повести? В каких эпизодах наиболее ярко раскрывается внутренний мир мальчика? Почему Аян остался в памяти ребят? Чему научил он своих друзей? Какие ещё персонажи повести вам запомнились? Чему можно научится прочитав повесть, и обдумав её содержание? В чём значимость этого произведения в наши дни? Какие качества характера необходимо человеку чтобы выжить в трудных условиях? Почему повесть называется «Горький запах полыни»?

87. В.Астафьев. Рассказ «Злодейка» (



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: