Личностные результаты:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
· достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
· владение всеми видами речевой деятельности:
· - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
· - владение разными видами чтения;
· - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
· - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
· - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
· - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
· - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
· - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
· - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· - владение различными видами монолога и диалога;
· - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
· - способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
· применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
· коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
· представление об основных функциях языка. о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
· понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
· усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
· освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
· овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
· опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
· проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
· понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
· осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
1.7. Описание планируемых результатов изучения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка 10 класса ученик должен
знать/понимать:
· смысл языка и истории, культуры русского и других народов;
· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
o адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
o использовать основные виды чтения (просмотрововое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
o осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
o осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
o извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
o свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
o передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
o использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
· создание устного и письменного речевого высказывания:
o создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
o формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
o выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
o высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
o владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
o создавать устное высказывание на лингвистические темы;
o владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
o оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
o проводить разные виды языкового разбора;
o опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
o анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
· соблюдение языковых норм и правил речевого общения:
o применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
o соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
o эффективно использовать языковые единицы в речи;
o соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
o участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
o фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
1.8. Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | контроль | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности | ||
Слово о русском языке | Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Основные этапы исторического развития русского языка. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормированность языка. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. | Иметь представление о формах существования литературного языка, функциональных стилях речи, нормах литературного языка, о месте русского языка в современном мире. Строить связное высказывание на заданную тему, определять стиль и тип речи, работать с Интернетом. | ||||
Лексика. Фразеология. Лексикография | Тест 2ч Соч 1ч | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. | Осознавать явление полисемии и разграничивать однозначные и многозначные слова. Владеть способами объяснения лексического значения слова и давать толкование слов. Отличать и находить в тексте синонимы, антонимы, разные виды омонимов, паронимы. Иметь представление о изобразительно-выразительных средствах языка, находить их в тексте. Различать пласты лексики русского языка по происхождению и отличать заимствованные и исконно русские слова, историзмы и архаизмы, неологизмы. Разграничивать общеупотребительную лексику, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины. Использовать фразеологизмы, уметь находить их в тексте и заменять синонимом. Пользоваться различными видами словарей и лингвистических справочников. | |||
Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 ч | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения. | Владеть информацией об основных понятиях фонетики, основные правила орфоэпии. Выполнять фонетический разбор слова, определять количество звуков и букв и причину несоответствия, читать фонетическую запись, находить в тексте слова с историческими и фонетическими чередованиями. Произносить правильно слова. | |||
Морфемика и словообразование | 5 ч | Соч 1 ч Д 1ч | Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфемные способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. | Владеть основными понятиями морфемики и словообразования. Выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова, составлять словообразовательную цепочку, находить в предложении слово, образованное указанным способом. Отличать однокоренное слово от формы слова. | ||
Морфология и орфография | 7 ч | Тест 1ч | Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ,ЖЧ,СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ - и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | Иметь представление об основных принципах русской орфографии и видах орфограмм, группы частей речи, грамматические признаки каждой из частей речи, виды орфограмм, связанные с правописанием конкретной части речи. Объяснять орфограммы, находить в тексте слова, относящиеся к определённой орфограмме, различать части речи, определять грамматическую форму, находить в тексте слова, относящиеся к указанной части речи. Выполнять морфологическй разбор слов Употреблять слова различных частей речи в предложениях и текстах. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | ||
Самостоятельные части речи Служебные части речи | 26 ч 12 ч | Соч 2 ч Тест 3 ч Д1ч Д 1ч Тест 1 | Самостоятельные и служебные части речи, их грамматические признаки и роль в предложении и тексте. | Употреблять слова различных частей речи в предложениях и текстах. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | ||
Повторение в конце года | 6 ч | Тест 2 ч | Роль языка в жизни общества. Функции языка (номинативная, кумулятивная, когнитивная, эстетическая). Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Лексика и фразеология. Функциональные стили речи. Типы речи. Текст и его строение. Изобразительно-выразительные средства. Художественные тропы. Орфография. Грамматика | Уметь применять на практике основные навыки, закреплённые в курсе русского языка 10 класса | ||
Итого: | 68ч | |||||