Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.




Личностные результаты:

· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

· достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

· владение всеми видами речевой деятельности:

· - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

· - владение разными видами чтения;

· - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

· - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

· - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

· - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;

· - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

· - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

· - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

· - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

· - владение различными видами монолога и диалога;

· - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

· - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

· - способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

· - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

· применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

· коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

· представление об основных функциях языка. о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

· понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

· усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

· освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

· овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

· опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

· проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

· понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

· осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

1.7. Описание планируемых результатов изучения учебного предмета

В результате изучения курса русского языка 10 класса ученик должен

знать/понимать:

· смысл языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

o адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

o использовать основные виды чтения (просмотрововое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

o осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

o осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

o извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

o свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

o передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

o использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

· создание устного и письменного речевого высказывания:

o создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

o формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

o выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

o высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

o владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

o создавать устное высказывание на лингвистические темы;

o владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

o оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

o проводить разные виды языкового разбора;

o опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

o анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

· соблюдение языковых норм и правил речевого общения:

o применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

o соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

o эффективно использовать языковые единицы в речи;

o соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

o участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

o фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

1.8. Тематическое планирование

 

Раздел Кол-во часов контроль   Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности  
Слово о русском языке     Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Основные этапы исторического развития русского языка. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормированность языка. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы.   Иметь представление о формах существования литературного языка, функциональных стилях речи, нормах литературного языка, о месте русского языка в современном мире. Строить связное высказывание на заданную тему, определять стиль и тип речи, работать с Интернетом.  
Лексика. Фразеология. Лексикография   Тест 2ч Соч 1ч Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Осознавать явление полисемии и разграничивать однозначные и многозначные слова. Владеть способами объяснения лексического значения слова и давать толкование слов. Отличать и находить в тексте синонимы, антонимы, разные виды омонимов, паронимы. Иметь представление о изобразительно-выразительных средствах языка, находить их в тексте. Различать пласты лексики русского языка по происхождению и отличать заимствованные и исконно русские слова, историзмы и архаизмы, неологизмы. Разграничивать общеупотребительную лексику, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины. Использовать фразеологизмы, уметь находить их в тексте и заменять синонимом. Пользоваться различными видами словарей и лингвистических справочников.  
Фонетика. Графика. Орфоэпия 2 ч   Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения. Владеть информацией об основных понятиях фонетики, основные правила орфоэпии. Выполнять фонетический разбор слова, определять количество звуков и букв и причину несоответствия, читать фонетическую запись, находить в тексте слова с историческими и фонетическими чередованиями. Произносить правильно слова.  
Морфемика и словообразование 5 ч Соч 1 ч Д 1ч Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфемные способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. Владеть основными понятиями морфемики и словообразования. Выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова, составлять словообразовательную цепочку, находить в предложении слово, образованное указанным способом. Отличать однокоренное слово от формы слова.  
Морфология и орфография   7 ч Тест 1ч Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ,ЖЧ,СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ - и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Иметь представление об основных принципах русской орфографии и видах орфограмм, группы частей речи, грамматические признаки каждой из частей речи, виды орфограмм, связанные с правописанием конкретной части речи. Объяснять орфограммы, находить в тексте слова, относящиеся к определённой орфограмме, различать части речи, определять грамматическую форму, находить в тексте слова, относящиеся к указанной части речи. Выполнять морфологическй разбор слов Употреблять слова различных частей речи в предложениях и текстах. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуа­ционные нормы в письменной речи.
Самостоятельные части речи   Служебные части речи   26 ч   12 ч   Соч 2 ч Тест 3 ч Д1ч     Д 1ч Тест 1   Самостоятельные и служебные части речи, их грамматические признаки и роль в предложении и тексте. Употреблять слова различных частей речи в предложениях и текстах. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
           
Повторение в конце года 6 ч Тест 2 ч Роль языка в жизни общества. Функции языка (номинативная, кумулятивная, когнитивная, эстетическая). Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Лексика и фразеология. Функциональные стили речи. Типы речи. Текст и его строение. Изобразительно-выразительные средства. Художественные тропы. Орфография. Грамматика Уметь применять на практике основные навыки, закреплённые в курсе русского языка 10 класса  
Итого: 68ч        
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: