Практические занятия (семинары).




Преподаватель: Миронов Д.Э.

Общие рекомендации и требования. - 2 -

Лекции. - 3 -

Практические занятия (семинары). - 5 -

Правила оформления тетрадей для контрольных и семинарских занятий: - 8 -

Экзамен по курсу "История". - 9 -

Вопросы к экзамену по дисциплине "История" на I курсе физико-технологического института (направление подготовки 080100 "Экономика"). - 9 -

Термины. - 11 -

Даты. 12

Проект "История моей семьи в контексте истории моей страны". 14

Литература и источники. 15

 

 


Общие рекомендации и требования.

 

Для многих студентов-неисториков изучения дисциплины "История" является напростым. Более того, история зачастую не воспринимается как систематическое знание. Многие студенты со школьной скамьи воспринимают историю исключительно как набор дат. Такой подход мешает освоению курса, поскольку в нём изначально отсутствует возможность формирования стройной и логичной картины.

История как наука отвечает не только «что и когда?», но и «как?», «почему (каковы причины)?», в «каких условиях (каковы предпосылки)?» и «каковы результаты?». Вот на эти вопросы стоит попытаться найти ответы, изучая ту или иную историческую проблему.

 

Общие данные о балльно-рейтинговой оценке освоения дисциплины.

Максимальные значения баллов студента:

Работа студента до экзамена – 70 баллов. Из них:

· посещение лекций (5 шт.) – 5 баллов,

· посещение и работа на семинарах – 30 баллов,

· выполнение контрольных работ – 21 балл,

· выполнение 2 тестов (промежуточного и итогового) – 14 баллов.

На экзамене студент может получить 30 баллов.

 

В качестве дополнительной формы активности в рамках изучения курса история студент также может выполнить проект на тему "История моей семьи в контексте истории моей страны". Такая работа может быть оценена максимально в 10 баллов.

 

Критерии выставления итоговой оценки:

· "неудовлетворительно" – 0-59 баллов,

· "удовлетворительно" – 60-74 балла,

· "хорошо" – 75-90 баллов,

· "отлично" – 91-100 баллов.

 

Студенту могут быть назначены штрафные баллы:

· неготовность к семинарскому занятию с последующей отработкой: понижающий коэффициент 0,5

· отсутствие списка использованной литературы в печатном или рукописном тексте, подготовленном студентом: –0,5/–1 балл в зависимости от сложности задания;

· отказ отвечать на семинарском занятии: –2 балла;

· сдача контрольной работы с опозданием: –1 балл;

· отказ отвечать на экзамене: -25 баллов;

· незнание даты начала Великой Отечественной войны: –15 баллов;

· незнание даты окончания Великой Отечественной войны: –25 баллов

 

 

Студент может увидеть свои текущие результаты, воспользовавшись выложенным в хранилище "Яндекс-диск" файлом "БРС История 10-10 Экономика": https://yadi.sk/d/8kKs0LhkPT3EK

 


Лекции.

 

Лекция – это совместный труд преподавателя и студентов. Такая форма работы ни в коем случае не предусматривает надиктовывание текста.

Часто на лекции можно наблюдать две крайности: первая – дословная запись всего произносимого преподавателем, вторая – студенты сводят свою роль к роли слушателей, совершенно не делая пометок. И если первая крайность хотя бы способствует накоплению у студента лекционной информации, то следствиями второй в лучшем случае являются разрозненные представления о прослушанных темах.

1. Лекцию стоит писать тезисно, а не стенографировать.

Записывать сказанное лектором не только можно, но и нужно не полностью, но так, чтобы адекватно отражать содержание излагаемой информации.

Фразу "В 1380 году у реки Дон на Куликовом поле Московский князь Дмитрий выиграл битву у ордынцев во главе с Мамаем, за что и получил прозвище Донской" можно сократить до "1380 – р. Дон, Куликовская битва (Дмитрий Донской — Мамай)".

2. Текст лекции нужно структурировать.

Любую лекцию можно разделить на группы вопросов и подвопросов. Отражение структуры лекции в тетради можно рекомендовать не только через цифровые и буквенные обозначения (от общего к частному: римские цифры–арабские цифры с точками–арабские цифры со скобками–буквы–...), но и через отступы, в которых информация одного уровня обобщения будет находиться на одинаковом расстоянии от полей слева.

Пример такой структуры приведён ниже. Обратите внимание, что такая структура при большом объёме записей позволяет быстро и наглядно найти тот или иной вопрос в тексте. Однако создание такой структуры требует от студента вложения труда: осмысления и понимания излагаемого лектором материала.

 

I. Группа вопросов №1.

1. Вопрос №1.

1) Группа подвопросов №1.

a) Подвопрос №1.

b) Подвопрос №2.

2) Группа подвопросов №2.

a) Подвопрос №1.

b) Подвопрос №2.

c) Подвопрос №3.

2. Вопрос №2.

1) Группа подвопросов №1.

a) Подвопрос №1.

b) Подвопрос №2.

2) Группа подвопросов №2.

a) Подвопрос №1.

b) Подвопрос №3.

3. Вопрос №3.

II. Группа вопросов №2.

1. Вопрос №1.

1) Группа подвопросов №1.

a) Подвопрос №1.

b) Подвопрос №2.

2) Группа подвопросов №2.

a) Подвопрос №1.

b) Подвопрос №3.

2. Вопрос №2.

3. Вопрос №3.

 

 

2. Примеры и иллюстрации тезисов стоит записывать хотя бы в кратком виде.

Лекция состоящая только из тезисов и не содержащая их иллюстраций не воспринимается слушателями. Именно для этого, дав определение, указав какую-либо характеристику того или иного явления, преподаватель начинает об этом явлении говорить подробнее. Запись лекции, состоящая из одних только тезисов, не позволит не только воспроизвести адекватно, но и освежить её содержание уже через неделю-две после самой лекции.

 

3. В лекционной тетради тоже должны быть поля. [*]

На них можно делать различные пометки. Например, указывать мысли, на которые стоит обратить внимание. Ещё можно на полях указывать на смежные с изучаемой темы. Не стоит забывать и о том, что на полях всегда можно вписать упущенный ранее тезис. На полях же стоит записывать возникающие по ходу вопросы, которые можно будет или задать лектору, или попытаться разобраться самому.

 

4. Используйте систему сокращений.

При изучении истории встречаются термины, которые повторяются регулярно. Например, "государство", "крестьяне", "исторические источники" и др. Гораздо проще писать их, сокращая до "гос-во", "к-не", "ист.ист." и т.д. При этом не стоит сокращать все слова, которые вы записываете.

 

 

Посещение лекции оценивается в 1 балл.

Отработать пропущенную лекцию можно, показав её конспект, который может быть оценен от 0,5 до 1 балла.


Практические занятия (семинары).

 

Важной составляющей деятельности студента являются практические занятия. По истории они организованы в форме семинаров, которые предусматривают предварительную подготовку и последующее совместное обсуждение вопросов. Целью такой формы работы является обмен информацией между студентами, её углубление и систематизация, выработка совместных выводов, освоение и расширение познавательных умений и навыков.

Подготовка к семинару.

Подготовка к семинарскому занятию ни в коем случае не должна сводиться к открытию и распечатыванию текстов, найденных по первым двум ссылкам, которые выдал интернет-поисковик. Такая схема действия не может привести студента ни к пополнению собственных знаний, ни тем более к их расширению и углублению. В лучшем случае это проверяет умение переносить текст из одного открытого окна в другое.

Студент должен осваивать другие умения.

 

Студент на одном семинарском занятии может получить максимум 6 баллов: 1 балл за готовность и 5 баллов за работу на занятии.

 

Студент должен по каждому из вынесенных на семинар вопросов должен иметь рукописный развёрнутый план ответа объёмом не менее 1 листа. Не стоит забывать, что в конце такого плана необходимо привести библиографический список.

Именно наличие таких планов является свидетельством готовности студента к занятию. Соответственно, отсутствие таких планов говорит о неготовности к студента к семинару.

Наличие такого плана (то есть готовность к занятию) оценивается в 1 балл. Для этого нужно показать эти планы в день семинарского занятия преподавателю.

 

Ответ на семинарском занятии.

Ответ студента на семинаре не должен сводиться к чтению распечатанных текстов. Навык чтения развивают ещё в начальной школе. Студент вуза должен уметь показать владение информацией. Совершенно не обязательно для этого зубрить текст учебника или какого-либо информационного ресурса. Важнее показать понимание информации, умение структурировать её, видеть проблемы, излагаемые в комплексе текстов по той или иной проблеме, умение делать выводы и т.д.

После основного выступления (доклада) предусмотрена возможность дополнить ответ.

Таким образом, оценивается комплексная работа студента на семинарском занятии.

 

Критерии оценивания деятельности на семинарском занятии:

1. Полнота выносимой на обсуждение информации.

2. Системность и логичность информации.

3. Свобода владения информацией.

4. Умение делать выводы.

5. Активность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: