Контроль исходного уровня знаний




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:

« Пневмонии »

 

  Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры патологической анатомии 31.08.2015 г. протокол № 1 Зав. кафедрой, к.м.н. ______________ В.В. Свистунов

 

Иркутск, 2015


Список используемых сокращений

ООД – ориентировочная основа действий

ООП – основная образовательная программа

ПК – профессиональная компетенция

 

Тема занятия и ее место в структуре ООП

Тема «Пневмонии» входит в раздел «Частная патология» при освоении дисциплины «Патологическая анатомия», которая относится к базовой части учебного цикла С.2 «Математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «060103 Педиатрия» (очная форма обучения).

 

Формируемые компетенции

ПК-16 способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания медико-биологических основ … для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-17 способностью и готовностью к выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах.

 

Место ПРОВЕДЕНИЯ занятия

Учебный практикум кафедры патологической анатомии.

 

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ

Формирование и развитие у обучающихся по специальности «Педиатрия» способности и готовности к работе с увеличительной техникой, овладению медико-функциональным понятийным аппаратом, умению обосновать характер патологического процесса.

 

Воспитательная цель

В ходе занятия отрабатываются умения и навыки микроскопирования, уделяется внимание таким понятиям как этиология, патогенез, морфогенез, патоморфоз болезни, нозология. Разбираются причины и механизмы развития заболеваний легких.

 

В результате изучения темы студент должен

знать:

  1. Строение и функции слизистой гортани, трахеи, бронхов. Сурфактант, его строение, функции.
  2. Роль бронхиального дерева в развитии пневмоний.
  3. Классификация пневмонии.
  4. Морфологические изменения при очаговых пневмониях различной этиологии
  5. Осложнения пневмоний.

уметь:

  1. охарактеризовать различия, отмечаемые между разными формами пневмоний.
  2. работать с увеличительной техникой.

владеть:

  1. медико-функциональным понятийным аппаратом

Освоить следующие практические умения и навыки:

  1. навыки микроскопирования
  2. навыки использования основного понятия пневмонии.
  3. навыки использования терминологии, используемой в патологической анатомии при описании морфологических изменений в тканях при патологии дыхательной системы
  4. навыки морфологической диагностики разных видов заболеваний дыхательной системы.

Программа выполнения самостоятельной работы

На практическом занятии

1. Познакомиться с представленными информационными материалами.

2. Ответить на предложенные теоретические вопросы.

3. Используя изученные ранее алгоритмы исследования препаратов, изучить предложенные по теме препараты и на основе их анализа сделать соответствующее заключение по имеющейся патологии.

Оформить аннотацию препаратов, сделать зарисовки в рабочей тетради.

 

ОРИЕНТИРОВОСНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Исследовать препараты:

Препарат №170, 171. Фибринозно-лейкоцитарная пневмония. Окраска 170 – г/э, 171 – ФВГ.

Полнокровие сосудов; в просвете альвеол фибрин, нейтрофилы.

При окраске ФВГ на № 171 видно фибрин в виде нитей фиолетового цвета переходит из одной альвеолы в другую через поры Кона. Плевра утолщена за счет наложения фибрина, нейтрофильной инфильтрации.

 

Препарат №172. Карнификация легкого с микроабсцессами. Окраска п/ф.

Фибринозно-лейкоцитарный экссудат в части альвеол замещается волокнистой соединительной тканью с большим количеством фибробластов (организация). В некоторых участках имеются ограниченные очаги гнойного воспаления (микроабсцессы).

 

Препарат №176. Абсцедирующая фибринозно-лейкоцитарная пневмония с карнификацией. Окраска г/э и п/ф.

В препарате имеется стенка абсцесса, представленная некротизированной легочной тканью, инфильтрированной нейтрофилами, с колониями кокковой флоры на поверхности (кляксы фиолетового цвета). В альвеолах фибринозно-лейкоцитарный экссудат с явлениями карнификации. В срезе имеется междольковая перегородка, делит препарат на две части (никакого отношения к стенке абсцесса не имеет).

 

 

Контроль исходного уровня знаний

Тестовые задания

1. Обнаружение базофильных и оксифильных включений в эпителиальных клетках слизистой оболочки верхних дыхательных путей имеет важное значение для диагностики гриппозной инфекции (ДА-НЕТ)

2. Пролиферация эпителия слизистых оболочек мелких и средних бронхов – характерный морфологический признак парагриппа (ДА-НЕТ)

3. Крупозная пневмония вызывается пневмококком /Diplococcus pneumonia/ (ДА-НЕТ)

4. Лобарной пневмонией чаще заболевают дети первых лет жизни (ДА-НЕТ)

5. Одним из осложнений хронических заболеваний легких, протекающих с развитием эмфиземы, является «легочное сердце» (ДА-НЕТ)

6. Гиперсекреция слизи при хроническом бронхите носит позитивный характер (ДА-НЕТ)

  1. Абсцедирующая пневмония с геморрагическим характером экссудата может вызываться клебсиелой (ДА-НЕТ)
  2. Причиной развития эмфиземы легких при хроническом бронхите может быть:

1) Плоскоклеточная метаплазия эпителия слизистой оболочки бронхов;

2) Бронхоэктазы;

3) Атрофия гладкомышечных клеток и хряща;

4) Неполная обструкция просвета бронхов сгущенной слизью.

 

9. Пневмонии, характеризующиеся развитием лимфангита, флебита и формированием абсцесса, могут вызываться стрептококком (ДА-НЕТ)

10. Пролиферация эпителия слизистых оболочек мелких и средних бронхов – характерный морфологический признак парагриппа (ДА-НЕТ)

11. Крупозная пневмония вызывается пневмококком /Diplococcus pneumonia/ (ДА-НЕТ)

12. Лобарной пневмонией чаще заболевают дети первых лет жизни (ДА-НЕТ)

13. Одним из осложнений хронических заболеваний легких, протекающих с развитием эмфиземы, является «легочное сердце» (ДА-НЕТ)

14. Гиперсекреция слизи при хроническом бронхите носит позитивный характер (ДА-НЕТ)

  1. 7. Какая из перечисленных морфологических характеристик не укладывается в картину хронического бронхита:

1) Расширение просвета бронхов (бронхоэктазы);

2) 2.Плоскоклеточная, бокаловидноклеточная метаплазия эпителия слизистой оболочки бронхов;

3) Пролиферация эпителия слизистой оболочки бронхов и бронхиол в виде сосочков;

4) Эмфизема;

5) Атрофия и обызвествление хрящей.

 

  1. Причиной развития эмфиземы легких при хроническом бронхите может быть:

1) Плоскоклеточная метаплазия эпителия слизистой оболочки бронхов;

2) Бронхоэктазы;

3) Атрофия гладкомышечных клеток и хряща;

4) Неполная обструкция просвета бронхов сгущенной слизью;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: