МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:
« Пневмонии »
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры патологической анатомии 31.08.2015 г. протокол № 1 Зав. кафедрой, к.м.н. ______________ В.В. Свистунов |
Иркутск, 2015
Список используемых сокращений
ООД – ориентировочная основа действий
ООП – основная образовательная программа
ПК – профессиональная компетенция
Тема занятия и ее место в структуре ООП
Тема «Пневмонии» входит в раздел «Частная патология» при освоении дисциплины «Патологическая анатомия», которая относится к базовой части учебного цикла С.2 «Математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «060103 Педиатрия» (очная форма обучения).
Формируемые компетенции
ПК-16 способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания медико-биологических основ … для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
ПК-17 способностью и готовностью к выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах.
Место ПРОВЕДЕНИЯ занятия
Учебный практикум кафедры патологической анатомии.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ
Формирование и развитие у обучающихся по специальности «Педиатрия» способности и готовности к работе с увеличительной техникой, овладению медико-функциональным понятийным аппаратом, умению обосновать характер патологического процесса.
Воспитательная цель
В ходе занятия отрабатываются умения и навыки микроскопирования, уделяется внимание таким понятиям как этиология, патогенез, морфогенез, патоморфоз болезни, нозология. Разбираются причины и механизмы развития заболеваний легких.
В результате изучения темы студент должен
знать:
- Строение и функции слизистой гортани, трахеи, бронхов. Сурфактант, его строение, функции.
- Роль бронхиального дерева в развитии пневмоний.
- Классификация пневмонии.
- Морфологические изменения при очаговых пневмониях различной этиологии
- Осложнения пневмоний.
уметь:
- охарактеризовать различия, отмечаемые между разными формами пневмоний.
- работать с увеличительной техникой.
владеть:
- медико-функциональным понятийным аппаратом
Освоить следующие практические умения и навыки:
- навыки микроскопирования
- навыки использования основного понятия пневмонии.
- навыки использования терминологии, используемой в патологической анатомии при описании морфологических изменений в тканях при патологии дыхательной системы
- навыки морфологической диагностики разных видов заболеваний дыхательной системы.
Программа выполнения самостоятельной работы
На практическом занятии
1. Познакомиться с представленными информационными материалами.
2. Ответить на предложенные теоретические вопросы.
3. Используя изученные ранее алгоритмы исследования препаратов, изучить предложенные по теме препараты и на основе их анализа сделать соответствующее заключение по имеющейся патологии.
Оформить аннотацию препаратов, сделать зарисовки в рабочей тетради.
ОРИЕНТИРОВОСНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ
НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Исследовать препараты:
Препарат №170, 171. Фибринозно-лейкоцитарная пневмония. Окраска 170 – г/э, 171 – ФВГ.
Полнокровие сосудов; в просвете альвеол фибрин, нейтрофилы.
При окраске ФВГ на № 171 видно фибрин в виде нитей фиолетового цвета переходит из одной альвеолы в другую через поры Кона. Плевра утолщена за счет наложения фибрина, нейтрофильной инфильтрации.
Препарат №172. Карнификация легкого с микроабсцессами. Окраска п/ф.
Фибринозно-лейкоцитарный экссудат в части альвеол замещается волокнистой соединительной тканью с большим количеством фибробластов (организация). В некоторых участках имеются ограниченные очаги гнойного воспаления (микроабсцессы).
Препарат №176. Абсцедирующая фибринозно-лейкоцитарная пневмония с карнификацией. Окраска г/э и п/ф.
В препарате имеется стенка абсцесса, представленная некротизированной легочной тканью, инфильтрированной нейтрофилами, с колониями кокковой флоры на поверхности (кляксы фиолетового цвета). В альвеолах фибринозно-лейкоцитарный экссудат с явлениями карнификации. В срезе имеется междольковая перегородка, делит препарат на две части (никакого отношения к стенке абсцесса не имеет).
Контроль исходного уровня знаний
Тестовые задания
1. Обнаружение базофильных и оксифильных включений в эпителиальных клетках слизистой оболочки верхних дыхательных путей имеет важное значение для диагностики гриппозной инфекции (ДА-НЕТ)
2. Пролиферация эпителия слизистых оболочек мелких и средних бронхов – характерный морфологический признак парагриппа (ДА-НЕТ)
3. Крупозная пневмония вызывается пневмококком /Diplococcus pneumonia/ (ДА-НЕТ)
4. Лобарной пневмонией чаще заболевают дети первых лет жизни (ДА-НЕТ)
5. Одним из осложнений хронических заболеваний легких, протекающих с развитием эмфиземы, является «легочное сердце» (ДА-НЕТ)
6. Гиперсекреция слизи при хроническом бронхите носит позитивный характер (ДА-НЕТ)
- Абсцедирующая пневмония с геморрагическим характером экссудата может вызываться клебсиелой (ДА-НЕТ)
- Причиной развития эмфиземы легких при хроническом бронхите может быть:
1) Плоскоклеточная метаплазия эпителия слизистой оболочки бронхов;
2) Бронхоэктазы;
3) Атрофия гладкомышечных клеток и хряща;
4) Неполная обструкция просвета бронхов сгущенной слизью.
9. Пневмонии, характеризующиеся развитием лимфангита, флебита и формированием абсцесса, могут вызываться стрептококком (ДА-НЕТ)
10. Пролиферация эпителия слизистых оболочек мелких и средних бронхов – характерный морфологический признак парагриппа (ДА-НЕТ)
11. Крупозная пневмония вызывается пневмококком /Diplococcus pneumonia/ (ДА-НЕТ)
12. Лобарной пневмонией чаще заболевают дети первых лет жизни (ДА-НЕТ)
13. Одним из осложнений хронических заболеваний легких, протекающих с развитием эмфиземы, является «легочное сердце» (ДА-НЕТ)
14. Гиперсекреция слизи при хроническом бронхите носит позитивный характер (ДА-НЕТ)
- 7. Какая из перечисленных морфологических характеристик не укладывается в картину хронического бронхита:
1) Расширение просвета бронхов (бронхоэктазы);
2) 2.Плоскоклеточная, бокаловидноклеточная метаплазия эпителия слизистой оболочки бронхов;
3) Пролиферация эпителия слизистой оболочки бронхов и бронхиол в виде сосочков;
4) Эмфизема;
5) Атрофия и обызвествление хрящей.
- Причиной развития эмфиземы легких при хроническом бронхите может быть:
1) Плоскоклеточная метаплазия эпителия слизистой оболочки бронхов;
2) Бронхоэктазы;
3) Атрофия гладкомышечных клеток и хряща;
4) Неполная обструкция просвета бронхов сгущенной слизью;