Инструментарий сбора данных




 

Для сбора данных в данной работе используется метод анкетирования. Анкета представляет собой метод опроса или таблицу с вопросами, на которые отвечает опрашиваемый.

Создание анкеты - это достаточно длительный и сложный процесс. Анкетирование может быть проведено двумя способами – устно и письменно. Устный способ – это форма опроса, при которой сам интервьюер задает вопросы респонденту и вписывает в бланк его ответы. Второй способ – это письменный, когда ответчик сам отвечает на вопросы и заполняет анкету. Разновидностью данного способа является онлайн-опрос. Минус это способа в том, что часть анкет обязательно теряется, а респондент иногда просто забывает про эту анкету.

Разработка опроса в форме анкетирования происходит в несколько шагов:

1. Понять, какая нам нужна информация и как ее можно использовать;

2. Определиться с методикой проведения опроса (в данном случае анкетирование);

3. Содержание каждого вопроса;

4. Составить вопросы так, чтобы не вызвать у респондента отрицательной реакции или отказ от ответа на вопрос;

5. Тип вопросов (открытые, закрытые и т.д.);

6. Формулировка вопроса;

7. Порядок расположения вопросов по всей анкете;

8. Оформление внешнего вида анкеты;

9. Бета-тестирование анкеты, возможное исправление ошибок или неточностей.

Анкету можно разделить на три раздела – вступительный, реквизитный и основной.

Вступительный раздел включает в себя приветствие, определенную просьбу, которая направлена к респонденту и цель этого анкетирования.

К реквизитному разделу относят вопросы, имеющие непосредственное отношение с самим респондентам, это например, пол, его возраст, уровень заработка, статус в обществе.

Основной раздел, который является наиболее информативным, включает вопросы, связанные с целью данного анкетирования. Вопросы тут подразделяются на открытый и закрытый тип.

Открытый вопрос – это вопрос, при котором респондент может сам подумать над вопросом и ответить на него, так как он считает нужным ему. Минусом таких вопросов является сложность их обработки, потому что все люди разные и у каждого может быть свое мнение по одному вопросу.

Закрытый вопрос – вопрос, который включает в себя несколько вариантов ответов, из которых респондент может выбрать наиболее приемлемый для себя. Если в самом вопросе указано, что опрашиваемый может выбрать несколько вариантов ответов, то он может не ограничиваться только одним ответом. Закрытые вопросы подразделяются на несколько видов:

· Альтернативный – это вопрос, включающий в себя только два варианта ответа «да» или «нет». Эти вопросы удобны при исследовании, т.к. респонденту проще ответить короткой фразой и не придумывать свой ответ.

· Вопрос с выбором ответа из нескольких вариантов, из которых опрашиваемый может выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Минусом такого вопроса является сложность в составлении всех вариантов ответа, которые будут понятны человеку.

· Шкальный вопрос. Данный тип вопроса включает шкалу, которая бывает оценочной (отлично, хорошо, плохо и др.) и в форме шкалы Лейкерта (согласен, не согласен, полная неправда).

Необходимо избегать передачи вопросов или описания с одной страницы на другую, респондент может решить, что вопрос закончился в конце страницы. На вопрос будет получен неполный ответ.

Столбцы с вертикальными ответами должны использоваться для отдельных вопросов. Гораздо проще, чтобы интервьюеры и респонденты читали по одной колонке, чем проезжали глазами по нескольку столбцов. Необходимо избегать разбивки вопросов по части, используемой для экономии места.

Следует помнить, что разработка анкеты - это достаточно творческий процесс, и она должна быть непосредственно связана с целями и задачами данного маркетингового исследования.

Составленная мной анкета включает в себя 12 вопросов различного типа.

1 вопрос: «Как часто Вы совершаете поездки в дальнем следовании (междугородние)?»

Этот вопрос был использован с целью определения частоты пользования транспортом дальнего следования среди опрашиваемых.

2 вопрос: «На каких маршрутах, направлениях Вы чаще совершаете поездки в дальнем следовании?»

Данный вопрос является открытым, т.к. необходимо определить среди пассажиров наиболее частые маршруты их поездок.

3 вопрос: «С кем Вы чаще всего совершаете поездки?»

В этом вопросе был возможен выбор нескольких вариантов ответа. Человек в разных ситуациях может ехать в дороге как один, так и с семьей, друзьями и т.д.

4 вопрос: «Какова чаще всего цель вашей поездки?»

Этот вопрос также допускает наличие нескольких вариантов ответа. Необходимо определить для чего респондент использует транспорт дальнего следования – для поездки на отдых, в командировку, для путешествия и т.д.

5 вопрос: «Какой вид транспорта при наличии альтернативы Вы скорее выберете для поездки в дальнем следовании?»

Вопрос разделен на 5 подпунктов. Каждый подпункт отражает ситуацию (едет один, с семьей, с компанией друзей, в командировку и путешествует). И нам нужно определить какой вид транспорта выберет пассажир конкретно для каждой ситуации.

6 вопрос: «Что для Вас наиболее важно, что будет критерием выбора вида транспорта для поездки в дальнем следовании?»

Вопрос открытого типа и включает в себя ситуации, рассматриваемые в предыдущем вопросе. Необходимо определить, на что обращают внимание пассажиры при выборе транспорта для каждой ситуации.

7 вопрос: «Какие Вы видите основные недостатки в транспортном обслуживании населения в дальнем следовании на тех видах транспорта, которыми пользуетесь?»

Вопрос открытого типа. Необходимо узнать мнение респондентов о недостатках на каждом виде транспорта.

8 вопрос: «Ваш пол».

С помощью этого вопроса определяется процентное соотношение мужчин и женщин при пользовании транспортом дальнего следования.

9 вопрос: «Ваш возраст».

Этот вопрос показывает, какие возрастные категории чаще всего используют транспорт дальнего следования.

10 вопрос: «Каков Ваш социальный статус?»

Ответ на данный вопрос показывает, какие слои населения и в какой мере используют транспорт для дальних поездок.

11 вопрос: «Имеете ли Вы какие-либо льготы на проезд?»

В опросе определяется процентное соотношение тех, кто имеет преимущества, выражающиеся в наличии льгот и различных скидок и тех, кто покупает билеты за полную стоимость.

12 вопрос: «Каков средний уровень дохода на одного члена Вашей семьи в месяц?»

Вопрос показывает, как уровень заработка пассажира влияет на выбор им вида транспорта дальнего следования.

 

 

Расчетная часть

 

Большинство респондентов, а именно 40 процентов, пользуются транспортом в дальнем следовании один-два раза в год, 22 и 24 процента – реже одного раза и от 3 до 10 раз. Можно сказать, что большинство опрашиваемых являются работающими и используют транспорт в дальнем следовании в основном для поездки в отпуск.

Наибольший процент (26%) при выборе маршрута в данном вопросе имеет Черноморское побережье, а также 24 процента относят к Европе и другим странам. Такой высокий процент показывает достаточно высокий уровень дохода респондентов и большое количество путешествующих.

Почти половина опрошенных (41%) пользуются транспортом дальнего следования с семьей. Довольно высокий процент тех, кто ездит один (21%). Это обычно связано с командировками по работе. 20 процентов – ездят в компании друзей. Это отпуск или путешествия.

Большинство, а именно 39 процентов – это отдых. Это показывает, что эта часть респондентов уходят в отпуск раз в год и используют его как раз для поездки на отдых. 18% используют его по работе или для командировок.

Ответчик, находясь в пути один, пользуется железнодорожным или воздушным транспортом. При поездке с семьей чаще всего пользуется железнодорожным транспортом (68%). В компании друзей наибольшее число респондентов (46% и 32%) пользуются железнодорожным и воздушным транспортом. Возможно это обусловлено высокой скоростью в пути. При поездке в командировку большинство респондентов пользуются воздушным (55%) и железнодорожным (44%) транспортом, т.к. решающим показателем в данной ситуации для пассажира является время в пути. При путешествиях половина респондентов пользуются железнодорожным транспортом; многие путешественники хотят увидеть не только конечную цель своей поездки, но и увидеть как можно больше по пути до нее, и железнодорожный транспорт дает им такую возможность.

Самыми основными критериями, когда респондент едет один являются время в пути (40%), комфорт (30%) и безопасность (23%). Пассажир, находящийся в дороге один всегда хочет добраться до места назначения быстро, без каких-либо проблем и отдохнуть в дороге.

Находясь в дороге с семьей человек прежде всего обращает внимание на безопасность в пути (41%), всевозможные удобства (36%); в достаточно небольшой степени (11%) его волнует как быстро он доберется до места.

По пути в командировку пассажира волнует, прежде всего, скорость (67%) и его безопасность (21%).

Находясь в дороге, респондент при путешествии в другие страны или города всегда хочет чувствовать себя комфортно и отдохнуть в дороге. Этим и обусловлен высокий процент (47%) данного показателя. Находясь в дороге с друзьями, пассажир обращает внимание на комфорт (35%) и время в дороге (27%).

При использовании железнодорожного транспорта респондент в равной мере недоволен высокой стоимостью билетов, особенно в спальных вагонах повышенной комфортности (СВ) и в купе; а также временем в пути, но данная ситуация в настоящее время решается, уже запущены такие скоростные поезда, как Сапсан, Ласточка и Стриж с повышенным уровнем комфорта, но опять же за достаточно высокую стоимость.

Главным недостатком авиационного транспорта (45%), вызывающим у респондентов нарекания является высокий уровень аварийности такого транспорта.

Такой вид транспорта как автодорожный отличается высокой аварийностью (22%) и высоким риском поломки (33%), следовательно, высокой стоимостью ремонта.

Водный транспорт не отличается высокой скоростью (44%) и достаточно редко используется при передвижении на дальние расстояния, только если это не путешествие или круиз.

Опрошенные респонденты разделились приблизительно поровну: мужской пол – 49% и женский – 51%.

41% процент опрошенных находятся в категории от 26 до 40 лет и 34% - от 41 до 60 лет. Можно сказать, что это работающие люди со стабильным уровнем заработка. Больше половины опрошенных (56%) – это работающие люди, занимающие должность служащих или специалистов. По полученным данным можно сказать, что большинство (43%) имеют средний уровень дохода, 34% зарабатывают более 50 тыс. руб. в месяц.

Результаты ответов о наличии льгот у респондентов разделились практически поровну. Эти льготы включают скидки школьникам, детям не старше 5 лет, инвалидам, ветеранам и участникам Великой отечественной войны. Например, на железнодорожном транспорте работникам и награжденным знаком «Почетный железнодорожник» предоставляются определенные скидки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: