Тема 1.4. Организационная и информационная база анализа
Тема 1.4.1. Организационное обеспечение АХД
Основные принципы организации АХД
Организационные формы и исполнители АХД на предприятии
Планирование аналитической работы
Организация автоматизированного рабочего места аналитика
Вопрос.
Результативность АХД во многом зависит от организации работы, которая должна придерживаться следующих принципов:
1) Чёткое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От этого зависит полнота анализа и предупреждается дублирование работы различными службами.
2) Обеспечение экономичности и эффективности анализа, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение.
3) Регламентация и унификация (стандартизация) аналитической работы. Регламентация – разработка для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация – создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности.
Организационные этапы анализа:
1. Отделение субъектов и объектов АХД. Выбор организационных форм анализа, распределение обязанностей между отдельными службами.
2. Планирование аналитической работы.
3. Информационное и методическое обеспечение.
4. Оформление результатов анализа.
5. Контроль за внедрением предложений, сделанных по результатам анализа.
Вопрос.
Организационные формы АХД на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.
На крупных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу менеджер планового отдела или главный бухгалтер.
Анализ должен проводиться общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб.
Примерная схема распределения функций АХД:
а) Финансовая бухгалтерия (анализирует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала предприятия, налоги, инвестиции и т.п.).
б) Управленческая бухгалтерия (планирует, учитывает затраты на производство продукции, с/с, финансовые результаты).
в) Планово-экономический отдел (составляет план аналитической работы и контролирует его выполнение).
г) Производственный отдел (анализирует выполнение плана ВП по объёму, ассортименту и качеству, внедрение новых технологий, ритмичность производства и т.п.).
д) Отдел технического контроля (анализирует качество сырья, ГП, брак, потери от брака и т.п.).
е) Отдел главного механика и энергетика (изучает состояние машин и оборудования, выполнение планов ремонта, качество и с/с ремонтов и т.п.).
ж) Отдел снабжение (контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, соблюдение норм отпуска материалов и т.п.).
з) Отдел сбыта (выполнение договорных обязательств и планов поставки продукции потребителям по объёму, качеству, срокам и т.п.).
и) Отдел маркетинга (проводит маркетинговый анализ).
к) Отдел труда и з/п (анализирует состояние организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению её уровня и т.п.).
Вопрос.
Правильно составленный план – залог успеха и результативности.
Планы аналитической работы:
1) Комплексный. Разрабатывается на 1 год. В нём намечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели. В плане предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту и сроки выполнения. Указывается состав исполнителей и распределение обязанностей между ними. В плане оговариваются внешние и внутренние пользователи анализа.
2) Тематический. Проводится по вопросам, которые требуют углублённого изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы сроки проведения анализа, исполнители и т.д.
Контроль за выполнением планов ведёт заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, руководящее анализом в целом.
Вопрос.
На современном этапе автоматизация аналитических расчётов стала объективной необходимостью. Благодаря ей повышается продуктивность работы экономистов-аналитиков. Они большее время уделяют исследованиям сложных экономических задач, а не технологии расчётов. Более глубоко и всесторонне исследуются экономические явления и процессы, а также повышается оперативность и качество анализа, его общий уровень и действенность.
Автоматизированное рабочее место экономиста-аналитика – совокупность информационных программно-технических ресурсов, обеспечивающих автоматизацию аналитических расчётов.
Создание автоматизированного рабочего места требует:
1) Методического обеспечения, т.е. системы общих и частных методик проведения анализа.
2) Технического обеспечения, которое включает комплекс технических средств для работы системы (компьютер, устройства накопления, сбора и вывода информации, устройства передачи данных и т.п.).
3) Программного обеспечения, т.е. общесистемные и программные продукты.
Эффективность автоматизированного рабочего места аналитика зависит от совершенства методик анализа, от того в какой степени они соответствуют современным требованиям управления производством, а также от технических возможностей ПЭВМ.
Тема 1.4.2. Информационное обеспечение АХД