Формулируя функции маркетинговых технологий, попытаемся определить роль, выполняемую маркетингом в современном обществе, в достижении целей социального развития, в осуществлении интересов общества в целом и отдельных социальных групп в частности.
В первую очередь, маркетинговые технологии направлены на удовлетворение потребностей общества, отдельных социальных групп, личности. В рамках социальной работы это очень важно, так как потребность сама по себе представляет нужду в чем-то для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом. Потребность выступает побудителем активности, вследствие чего возникает возможность целенаправленного использования маркетинговых технологий как инструментов воздействия на рычаги этой активности, на ее результат.
Во-вторых, маркетинговые технологии ориентированы на сбалансированное распределение ресурсов социальной значимости (материальных, финансовых, производственных, информационных, культурных технологий и идей) в обществе. Данная способность должна рассматриваться с точки зрения огромных потенциальных возможностей для современного социального управления, ибо именно обеспеченность и равномерное, в соответствии с потребностями, распределение ресурсов являются условием реализации гуманитарных приоритетов развития общества.
В-третьих, именно с помощью маркетинговых технологий возможно исследование, формирование потребностей и запросов общества, социальных групп, личности. Отдельным направлением использования маркетинговых технологий выступает определение потребности и моделирование несуществующих в настоящий момент феноменов: вещей, технологий, идей, персон для опережающего обеспечения удовлетворения потребностей, которые появятся в дальнейшем. Например, маркетинговые технологии могут быть эффективными для прогнозирования и опережающего удовлетворения потребностей рынка труда. Подготовка специалиста занимает несколько лет, в связи с чем обеспечение соответствия состояния трудовых ресурсов потребностям рынка труда и потребностям конкретной сферы деятельности требует опережающего исследования направлений развития отраслей, моделирования номенклатуры специальностей, определения численности профессиональных ресурсов для воспроизводства кадров.
В-четвертых, важнейшей социальной функцией маркетинговых технологий выступает воздействие на общественное мнение. Именно технологии маркетинговых коммуникаций позволяют сформировать определенное отношение к явлениям социальной значимости, а также воздействовать на формирование потребностей в образе жизни. Примером использования маркетинговых технологий как инструмента решения подобных задач выступает социальная реклама. Ее потенциал направлен на борьбу с такими социальными явлениями, как наркомания, формирование негативного отношения к инвалидам и пожилым и др.
Целесообразность применения маркетинговых технологий в социальной работе объясняется следующими причинами:
1. Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированного на удовлетворение их социальных нужд и потребностей.
2 Процесс децентрализации власти способствует передаче многих важных полномочий, особенно в сфере социального обслуживания населения, на муниципальный уровень.
3. Наблюдается усиление конкуренции с некоммерческим сектором в сфере предоставления социальных услуг.
4. Происходит сокращение финансирования сферы социального обслуживания населения из-за постоянного дефицита бюджета.
5. Дифференциация спроса на рынке социальных услуг определяется социальным расслоением современного общества по уровню доходов.
6. Рыночные механизмы проникают в развитие и функционирование социальной работы.
7. Происходит поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на местном уровне, где сосредоточена основная масса учреждений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей и нужд населения.
Использование маркетинговых технологий в социальной работе для руководителей учреждений системы социальной защиты населения имеет ряд привлекательных сторон:
1) ориентация социальной политики на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ;
2) решение социальных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить уровень методов и технологий процесса социального управления, сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем;
3) маркетинговые технологии по изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую базу по подготовке концептуальных стратегических решений и разработке целевых и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе многообразные социальные процессы, а также их всесторонний анализ;
4) при рациональном использовании социального маркетинга возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, то есть со стороны различных слоев населения, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию местного сообщества;
5) создаются условия по улучшению материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества;
6) формируются твердые гарантии соблюдения конституционных прав граждан в области социальной защиты, уровня образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности граждан жильем и коммунальными услугами.
Исходя из экономической концепции маркетинга, социальная работа должна производить те услуги, которые пользуются спросом, т. е. выполнять социальный и экономический заказ общества, конкретных целевых групп потребителей, в четко очерченных сегментах рынка, присущих им особым запросам и возможностям в отношении спроса на товары и услуги.
Данные, полученные в результате маркетинговых исследований, позволяют выявлять основные потребности потенциальных клиентов, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные меры социальной поддержки населения.
Маркетинговая среда социального учреждения (окружающая среда, в которой осуществляется его деятельность) содержит как возможности, так и угрозы для деятельности социального учреждения, поэтому необходимо постоянно следить за текущими изменениями и приспосабливаться к ним. Своевременно предпринятые меры помогут социальному учреждению избежать ряда проблем или выгодно использовать сложившуюся ситуацию.
Макросреда социальной организации включает политику, экономику, природную, социальную и технологическую среду, которые определяют особенности ее функционирования и развития.