Функции маркетинговых технологий в социальной работе




Формулируя функции маркетинговых технологий, попытаемся определить роль, выполняемую маркетингом в современном обществе, в достижении целей социального развития, в осуществлении интересов общества в целом и отдельных социальных групп в частности.

В первую очередь, маркетинговые технологии направлены на удовлетворение потребностей общества, отдельных социальных групп, личности. В рамках социальной работы это очень важно, так как потреб­ность сама по себе представляет нужду в чем-то для поддержания жизнедеятельности орга­низма, личности, социальной группы, общества в целом. Потребность выступает побу­дителем активности, вследствие чего возникает возможность целенаправленного исполь­зования маркетинговых технологий как инструментов воздействия на рычаги этой активности, на ее результат.

Во-вторых, маркетинговые технологии ориентированы на сбалансированное распределение ресурсов социальной значимости (материальных, финансовых, производствен­ных, информационных, культурных технологий и идей) в обществе. Данная способность должна рассматриваться с точки зре­ния огромных потенциальных возможностей для современного социального управления, ибо именно обеспеченность и равномерное, в соответствии с потребностями, распределение ресурсов являются условием реализации гуманитарных приоритетов развития общества.

В-третьих, именно с помощью маркетин­говых технологий возможно исследование, формирование потребностей и запросов об­щества, социальных групп, личности. Отдель­ным направлением использования маркетин­говых технологий выступает определение по­требности и моделирование несуществующих в настоящий момент феноменов: вещей, тех­нологий, идей, персон для опережающего обеспечения удовлетворения потребностей, которые появятся в дальнейшем. Например, маркетинговые технологии могут быть эффективными для прогнозирования и опережающего удовлетворения потребностей рын­ка труда. Подготовка специалиста занимает несколько лет, в связи с чем обеспечение соот­ветствия состояния трудовых ресурсов потребностям рынка труда и потребностям конкретной сферы деятельности требует опережающего исследования направлений развития отраслей, моделирования номенклатуры специальностей, определения численности профессиональных ресурсов для воспроиз­водства кадров.

В-четвертых, важнейшей социальной функцией маркетинговых технологий выступает воздействие на общественное мнение. Именно технологии маркетинговых комму­никаций позволяют сформировать опреде­ленное отношение к явлениям социальной значимости, а также воздействовать на фор­мирование потребностей в образе жизни. Примером использования маркетинговых технологий как инструмента решения подоб­ных задач выступает социальная реклама. Ее потенциал направлен на борьбу с такими со­циальными явлениями, как наркомания, фор­мирование негативного отношения к инвалидам и пожилым и др.

Целесообразность применения маркетинговых технологий в социальной работе объясняется следующими причинами:

1. Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированного на удовлетворение их социальных нужд и потребностей.

2 Процесс децентрализации власти способствует передаче многих важных полномочий, особенно в сфере социального обслуживания населения, на муниципальный уровень.

3. Наблюдается усиление конкуренции с некоммерческим сектором в сфере предоставления социальных услуг.

4. Происходит сокращение финансирования сферы социального обслуживания населения из-за постоянного дефицита бюджета.

5. Дифференциация спроса на рынке социальных услуг определяется социальным расслоением современного общества по уровню доходов.

6. Рыночные механизмы проникают в развитие и функционирование социальной работы.

7. Происходит поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на местном уровне, где сосредоточена основная масса учреждений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей и нужд населения.

Использование маркетинговых технологий в социальной работе для руководителей учреждений системы социальной защиты на­селения имеет ряд привлекательных сторон:

1) ориентация социальной политики на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих му­ниципальных и государственных программ;

2) решение социальных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить уровень методов и технологий процесса социального управления, сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем;

3) маркетинговые технологии по изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую базу по подготовке концептуальных стратегических решений и разработке целевых и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе многообразные социальные процессы, а также их всесторонний анализ;

4) при рациональном использовании социального маркетинга возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, то есть со стороны различных слоев населения, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию местного сообщества;

5) создаются условия по улучшению материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества;

6) формируются твердые гарантии соблюдения конституционных прав граждан в области социальной защиты, уровня образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности граждан жильем и коммунальными услугами.

Исходя из экономической концепции маркетинга, социальная работа должна производить те услуги, которые пользуются спросом, т. е. выполнять социальный и экономический заказ общества, конкретных целевых групп потребителей, в четко очерченных сегментах рынка, присущих им особым запросам и возможностям в отношении спроса на товары и услуги.

Данные, полученные в результате маркетинговых исследований, позволяют выявлять основные потребности потенциальных клиентов, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные меры соци­альной поддержки населения.

Маркетинговая среда социального учреждения (окружающая среда, в которой осуществляется его деятельность) содержит как возможности, так и угрозы для деятельности социального учреждения, поэтому необходимо постоянно следить за текущими изменениями и приспосабливаться к ним. Своевременно предпринятые меры помогут социальному учреждению избежать ряда проблем или выгодно использовать сложившуюся ситуацию.

Макросреда социальной организации включает политику, экономику, природную, социальную и технологическую среду, которые определяют особенности ее функционирования и раз­вития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: