Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде




 

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами.

1. Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности.

Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует,и разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы.

2. Число экономических субъектов на рынке неограниченно велико,а их удельный вес относительно отрасли крайне мал. В условиях совершенной конкуренции фирма предлагает на рынке лишь незначительную часть продукции отрасли. Решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта.

В модели совершенной конкуренции предполагается отсутствие сговора между продавцами дот покупателями для получения власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

3. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры - не требуются патенты или лицензии, ограничивающие деятельность в данной отрасли, значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.).

Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

4. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в условиях определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые соответствовали бы им полностью. Тем не менее, модель совершенной конкуренции является крайне важным элементом экономического анализа [9].

Равновесная рыночная цена является для отдельно взятой совершенно конкурентной фирмы величиной заданной. Поэтому часто совершенно конкурентную фирму называют «фирмой ценополучателем».

Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Выбор этот должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции.

Если фирма имеет целью внедриться на рынок, на котором существует совершенная конкуренция и вступить в конкурентную борьбу на таком рынке, она не сможет контролировать цену на свою продукцию. Следовательно, необходимо принять решение о внедрении на такой рынок, предварительно ответив на следующие вопросы:

1. Какой объем продукции необходимо произвести для максимизации прибыли?

2. Если произведен данный объем продукции, то какая будет получена прибыль?

3. Если фирма несет убытки, а не получает прибыль, то стоит ли продолжать функционировать на этом рынке длительное время, или придется его покинуть?

Обратим внимание на то, какие показатели откладываются на осях координат при изображении фирмы. На оси ординат (по вертикали) откладывается не только рыночная цена Р,равная предельному доходу при совершенной конкуренции, но и все виды издержек (АС и МС)в денежном выражении. На оси абсцисс (по горизонтали) всегда откладывается только объем выпуска (Q).

Учитывая, что для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена ее продукции задается извне, то при принятии фирмой текущих решений цена принимается в качестве постоянной величины (Р = const). Спрос на товар при прочих равных условиях, является функцией цены. Поэтому функция предельного дохода МR совпадает с функцией спроса D(Р) и на графике будет иметь вид горизонтальной линии.

В этом случае средняя и предельная выручка фирмы равны рыночной цене: AR=MR =P

Это значит, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли MR=MC принимает вид формулы Р* = МС, поскольку для данного типа фирмы MR = Р*. Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, при котором предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции. Определениеэтого равенства и будет первым необходимым действием фирмы.

Итак, используя правило оптимизации, фирма определяет объем выпуска, при производстве которого достигается равенство МС= МR.На графике это происходит в точке пересечения функций МС и МR. (Рис.2.19)

Рис. 2.19. Принцип максимизации прибыли

Опустив из данной точки перпендикуляр вниз на ось абсцисс, можно определить искомый оптимальный объем выпуска.

Следующим этапом для фирмы является определение размера прибыли (или убытков). Для этого определяют величину средних издержек АТСпри производстве товара в объеме оптимального выпуска, и сопоставляют их с рыночной ценой.

Здесь возникают три возможных положения:

1. Отмеченные издержки АТС меньше цены (АТС < Р).Следовательно, фирма получает прибыль. (Рис.2.20)Ее можно определить по формуле:

π= (Р — АС) q*

2.20. Экономическая прибыль фирмы

Отметим, что в данном случае фирма получила не бухгалтерскую, а экономическую прибыль (сверхприбыль), превосходящую издержки упущенных возможностей.

2. Р< АТС, значит, фирма несет убытки, размер которых подсчитывается по этой же формуле. (Рис. 2.21)

Но и в этом случае она не должна прекращать производство. Логика поведения объясняется следующими причинами: производственные издержки, которые несет фирма, складываются из переменной и постоянной частей. Постоянная часть не может быть изменена фирмой в рамках краткосрочного периода. Поэтому если фирма прекратит производство, то величина ее убытков будет равняться величине постоянных затрат (ATC – AVC) q

(окрашенный прямоугольник на рис. 2.21). Так как цена превышает средние переменные издержки, то каждая произведенная единица продукции позволяет фирме возмещать не только величину этих издержек, но еще и часть средних постоянных издержек. Продолжая производство, фирма сможет компенсировать часть постоянных затрат минимизируя тем самым размер убытков.

Однако фирма имеет возможность минимизировать убытки до тех пор, пока цена не упадет до уровня минимальных значений средних переменных издержек (Р=AVCmin).

При падении цены ниже минимальных средних переменных издержек (Р < AVCmin) фирма должна немедленно прекратить выпуск, так как при таком соотношении цены и издержек производства она не сможет возмещать даже переменных издержек и при продолжении производства ее убытки будут только возрастать. Единственный способ минимизировать потери - это прекратить производство. Это точка закрытия, или банкротства, фирмы.

Рис.2.21. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

3. P=ATC. Фирма полностью возмещает все издержки. Находясь в состоянии равновесия, фирма получает только нормальную прибыль, включая бухгалтерскую, а экономическая прибыль (т. е. сверхприбыль) равна нулю. Это свидетельствует о рациональном использовании ею ресурсов, так как отсутствует иной, более выгодный, способ применения факторов производства. Это точка безубыточности фирмы.

Наличие нормальной прибыли обеспечивает фирме благоприятное положение в отрасли.

Таким образом, будет ли фирма в действительности извлекать прибыль или нести убытки, зависит от соотношения между рыночной ценой и средними издержками производства фирмы. Однако независимо от того, максимизирует фирма прибыль или минимизирует убытки, в любом случае решение об объеме предложения она будет принимать, руководствуясь одним и тем же принципом - равенства цены предельным издержкам производства (МС = Р). В этом случае все точки, определяющие оптимальный для фирмы объем выпуска, будут лежать на кривой ее предельных издержек МС, учитывая, что фирма будет рассматривать в качестве оптимизирующих ее выпуск только те из них, которые лежат на восходящем участке кривой предельных издержек и выше минимальных значений средних переменных издержек [7, с.306-307].

Поскольку каждая лежащая на этой части кривой точка отражает связь между ценой и выбираемым фирмой объемом выпуска, то весь участок кривой будет показывать предлагаемое фирмой количество продукта для каждого данного уровня цены, то есть становится кривой предложения совершенно конкурентной фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: