Формы проявления девиантного поведения детей и подростков.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.
Рассматривается в психиатрии (Б.М.Бехтерев, Ж.Гислен, П.Кабанис, И.Келлер, Е.Крепелин, В.И. Яковенко), психологии (А.А. Александров, С.А. Беличева, В.В. Ковалев, И.С. Кон), криминологии, правоведении, социологии (М.И. Бобнева, М.В.Коган, В.Н.Кудрявцев, В.Д. Плахов, А.М. Яковлев);
Девиантное поведение может быть разделено на три группы: (Змановская Е.В., Косабуцкая С.А.):
- саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах: физические и психические нарушения, агрессивное поведение, зависимое или аддиктивное (химическая зависимость, наркозависимость, лекарственная, алкогольная; пищевая зависимость, гэмбинг), суицидальное поведение.
- асоциальное поведение – отклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети «группы риска», трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации.
- антисоциальное или преступное - отклоняющееся отправовых норм, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение, правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.
Понятия социально-педагогических технологий
Технология педагогическая - это «отрефлексированная на уровне профессионального сознания логическая последовательность операций, отражающая объективную, в наибольшей степени сгармонизированный по отношению к определенным условиям, воспроизводимый путь достижения конкретной задачи» (И.А. Колесникова). Особенность технологии состоит в том, что эта такая цепочка действий, которая обязательно срабатывает при точном соблюдении «правил игры», независимо от особенностей применяющих ее субъектов.
Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда».
Социально-педагогическая технология - искусство достижения прогнозируемой социально-педагогической цели.
Теоретическая социально-педагогическая технология - учение о наиболее оптимальных методах, средствах, приемах, необходимых для решения социально-педагогических проблем
Практическая социально-педагогическая технология – это целенаправленная, наиболее оптимальная социально-педагогическая деятельность по реализации специальных методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях.
Педагогические технологии.
Социальный контроль – процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами. Так же социальный контроль может рассматриваться и в качестве внутреннего контроля (самоконтроля) (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев).
Коррекция - процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определенных свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека (Ю.А. Клейберг, Н. Петрова, В.П. Кащенко.
Профилактика - процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонение в поведении подростков (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова).
Профилактика носит многоуровневый характер:
- решение социально-экономических, идеологических, культурных задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей по формированию социальной зрелости и гражданской активности подростков и молодежи.
- воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учебы подростков направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека.
- индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на предупреждение аморальных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц.
Выделяют общую и индивидуальную профилактику, а так же раннюю (первичную), вторичную, и третичную профилактику
Перевоспитание (воспитание ) - процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на формирование ценностно-смысловых установок, положительных волевых качеств, позволяющих ребенку осознанно отказаться от девиантного поведения и принять требования, предъявляемые со стороны социума (М.А. Алемаскин, А.Г. Петрынин, Б.Н. Алмазов).
Помощь – процесс поддержки ребенка в достижении заявленных им целей (М.В. Шакурова М.А. Галагузова),.
Сопровождение – процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого (В.П. Иванова, В.Г. Бочарова).
Реабилитация
Понятие «реабилитация» возникло в области медицины.
Реабилитацию как путь преодоления девиантного поведения рассматривает широкий круг авторов в различных отраслях знаний: педагогике (С.Г. Вершловский, А.В. Гордеева, А.Г. Печенюк), медицине (В.А. Доскин, М.М. Кабанов, Е.Т. Лильин), психологии (Р.В. Овчарова, Т.З. Волкова), праве (Ю.А. Клейберг).
В педагогике под реабилитацией понимается процесс взаимодействия ребенка и реабилитолога, основанный на доверительных отношениях и направленный на преодоление внутренних смысловых и эмоциональных барьеров, возникших у него под влиянием депривационной среды (В.А.Армавичюте, Ю.В.Гербеев, С.А. Расчетина) или педагогическое воздействие на ребенка, чья социальная адаптация затруднена вследствие негативных влияний на его развитие биологических, социальных, педагогических и других факторов, способствующих ему в определении своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру (Т.П. Калиновская).
Реабилитация - её как восстановление тех или иных качеств человека
Сущность реабилитационной деятельности по преодолению девиантного (отклоняющегося) поведения заключается в изменении девиантного поведения ребенка на нормативное, через выявление причин и преодоление.
Методы
- методы коррекции активно-волевых дефектов, игнорирование страхов, навязчивых мыслей и действий,
- методы самокоррекции: здорового смеха, самоубеждение, самовнушение, самораскрытие, релаксация,
- деятельностные методы: трудового усилия, рациональной организации жизни детского коллектива,
- методы форм организации: экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, праздники, походы, викторины, олимпиады, совместный досуг в клубе по интересам,
- методы передачи информации: реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой,
- методы непосредственного общения: семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, наказание, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, эмоциональное заражение, переоценка, ролевое проигрывание, социальные пробы, позитивный настрой, патронаж,
- событийные методы: круглые столы, деловые и ролевые игры, диспут, семинары, книжно-иллюстрированная выставка,
- методы учебной работы: беседа, консультирование, наблюдение, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописитерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия).