Муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.
Управление государственным и муниципальным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов федерациии местного самоуправления.
Оперативное управление долгом является функцией исполнительной власти. Активное участие в нем принимают Министерство финансов РФ, финорганы субъектов РФ и местного самоуправления.
Первым и определяющим моментом в управлении государственным и муниципальным долгом является регулирование уровня внутренней и внешней задолженности и удержание ее на приемлемом уровне. Это достигается, в частности, следующими способами:
1. Осуществление муниципальных заимствований. Муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита муниципального бюджета.
Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
2. Заимствования и гарантии муниципальных образований в иностранной валюте. Муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у РФ в иностранной валюте, предоставлять РФ гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Порядок осуществления внешних заимствований муниципальных образований в иностранной валюте определяется Правительством РФ.
3. Реструктуризация долга. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
4. Регулирование предельного объема муниципальных заимствований. Предельный объем муниципальных заимствований в текущем финансовом году с учетом положений ст. 104 Бюджетного кодекса не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.
5. Регулирование предельного объема муниципального долга. Предельный объем муниципального долга на очередной финансовый год устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете и не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в рамках ограничений, но с учетом положений ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
Указанная статья определяет ряд мер по отношению к муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, Представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по муниципальному долгу.
Превышение при исполнении муниципального бюджета установленных ограничений по муниципальному долгу является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
6. Регулирование предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга. Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), утвержденный решением о бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15% объема расходов муниципального бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.