Тема 2. Перцептивная сторона общения




(межличностное восприятие)

 

Понятие "социальная перцепция" (межличностное восприятие).

Восприятие как базовый процесс познания. Оценочная функция восприятия.

 

Межличностное восприятие – это все тот же процесс восприятия, но не всего мира, а людей. Применительно к людям используются специфически "человеческие" категории:

Ех.: "красавицы", "злые", "родственники", "друзья", "студенты", "любящие поесть", "приходящие в гости без предупреждения", "делающие неприятные замечания относительно моих умственных качеств", "похожие на мою маму"…

Эти категории также составляют содержание образа мира и являются основой представлений данного человека о других людях. В момент восприятия людей они извлекаются из недр образа мира и используются для описания людей и прогнозирования их поведения.

 

Два аспекта изучения процесса межличностного восприятия:

· исследование психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия

· анализ механизмов и эффектов межличностного восприятия.

 

Психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия: индивидуальные, поло-ролевые, возрастные и профессиональные различия в восприятии и формировании первого впечатления о человеке.

Схемы формирования впечатления о другом человеке.

Основной критерий оценки человека (свой - чужой).

 

Три основные переменные, по которым происходит оценка:

 

1. Ролевая принадлежность собеседника – его социальная принадлежность, род занятий и др.

Определяя ролевую принадлежность, мы получаем некоторое представление о том, что это может быть за человек. Здесь работают стереотипные представления: мы уже почти знаем, какими качествами он может обладать.

2. Личные качества – индивидуальные особенности партнера, такие как ум, общительность, характер и др.

3. Физические характеристики (сила, привлекательность и т.д.).

Наибольший вклад сюда вносят стереотипы: перцептивные, ролевые и социальные.

 

Ех.: «носит очки – образованный», "тонкие губы – скрытность", "высокий лоб – ум" и т.д.

 

Существенные свойства объекта, определяющие его восприятие:

· Внешний вид - одежда, аксессуары, внешние физические характеристики. Одежда как знаковая система, отражающая личностные качества и социальный статус. Признаки одежды (силуэт, цвет, качество/цена), совокупность признаков как индикатор социального статуса человека.

Ех.: яркость + цена = демонстрация финансового превосходства;

яркость + цена + “неподходящий” силуэт = деятель искусства.

 

· Невербальные проявления - манера поведения, экспрессия, жесты и позы, мимика.

Ех.: основной признак высокого статуса – демонстрация независимости (расслабленность, м.б. незаинтересованность, невнимание к собеседнику); свободные позы, мимика и жесты.

Механизмы межличностного восприятия

 

Можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

Механизмы:

1. Познания и понимания людьми друг друга

· стереотипизация – отнесение партнера к определенной категории

· идентификация - простейший способ понимания другого человека, уподобление себя ему или его себе

· эмпатия – понимание партнера на эмоциональном уровне

 

2. Формирования эмоционального отношения к человеку

· аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и результат этого процесса, то есть отношение к человеку

 

3. Познания самого себя в процессе общения

· рефлексия – самонаблюдение в процессе общения

4. Прогнозирование поведения партнера по общению

· каузальная атрибуция (приписывание причин) - интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о причинах его поведения (мотивах, намерениях, эмоциях, качествах личности) с последующим их приписыванием партнеру.

Каузальная атрибуция тем больше определяет восприятие, чем больше дефицит информации о партнере по общению.

Виды каузальной атрибуции:

  • личностная (внутренняя, диспозитивная) атрибуция — связывание поведения человека с его характеристиками
  • обстоятельственная (внешняя, ситуационная) атрибуция — связывание поведения человека с ситуацией

Ех.: Человек склонен объяснять свои успехи личностно, а неудачи — ситуационно; для приятных людей эта логика сохраняется, для неприятных - меняется наоборот.

Ех.: Фундаментальная ошибка атрибуции — склонность объяснять поведение личностными причинами в ущерб ситуационным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: