(межличностное восприятие)
Понятие "социальная перцепция" (межличностное восприятие).
Восприятие как базовый процесс познания. Оценочная функция восприятия.
Межличностное восприятие – это все тот же процесс восприятия, но не всего мира, а людей. Применительно к людям используются специфически "человеческие" категории:
Ех.: "красавицы", "злые", "родственники", "друзья", "студенты", "любящие поесть", "приходящие в гости без предупреждения", "делающие неприятные замечания относительно моих умственных качеств", "похожие на мою маму"…
Эти категории также составляют содержание образа мира и являются основой представлений данного человека о других людях. В момент восприятия людей они извлекаются из недр образа мира и используются для описания людей и прогнозирования их поведения.
Два аспекта изучения процесса межличностного восприятия:
· исследование психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия
· анализ механизмов и эффектов межличностного восприятия.
Психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия: индивидуальные, поло-ролевые, возрастные и профессиональные различия в восприятии и формировании первого впечатления о человеке.
Схемы формирования впечатления о другом человеке.
Основной критерий оценки человека (свой - чужой).
Три основные переменные, по которым происходит оценка:
1. Ролевая принадлежность собеседника – его социальная принадлежность, род занятий и др.
Определяя ролевую принадлежность, мы получаем некоторое представление о том, что это может быть за человек. Здесь работают стереотипные представления: мы уже почти знаем, какими качествами он может обладать.
2. Личные качества – индивидуальные особенности партнера, такие как ум, общительность, характер и др.
3. Физические характеристики (сила, привлекательность и т.д.).
Наибольший вклад сюда вносят стереотипы: перцептивные, ролевые и социальные.
Ех.: «носит очки – образованный», "тонкие губы – скрытность", "высокий лоб – ум" и т.д.
Существенные свойства объекта, определяющие его восприятие:
· Внешний вид - одежда, аксессуары, внешние физические характеристики. Одежда как знаковая система, отражающая личностные качества и социальный статус. Признаки одежды (силуэт, цвет, качество/цена), совокупность признаков как индикатор социального статуса человека.
Ех.: яркость + цена = демонстрация финансового превосходства;
яркость + цена + “неподходящий” силуэт = деятель искусства.
· Невербальные проявления - манера поведения, экспрессия, жесты и позы, мимика.
Ех.: основной признак высокого статуса – демонстрация независимости (расслабленность, м.б. незаинтересованность, невнимание к собеседнику); свободные позы, мимика и жесты.
Механизмы межличностного восприятия
Можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
Механизмы:
1. Познания и понимания людьми друг друга
· стереотипизация – отнесение партнера к определенной категории
· идентификация - простейший способ понимания другого человека, уподобление себя ему или его себе
· эмпатия – понимание партнера на эмоциональном уровне
2. Формирования эмоционального отношения к человеку
· аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и результат этого процесса, то есть отношение к человеку
3. Познания самого себя в процессе общения
· рефлексия – самонаблюдение в процессе общения
4. Прогнозирование поведения партнера по общению
· каузальная атрибуция (приписывание причин) - интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о причинах его поведения (мотивах, намерениях, эмоциях, качествах личности) с последующим их приписыванием партнеру.
Каузальная атрибуция тем больше определяет восприятие, чем больше дефицит информации о партнере по общению.
Виды каузальной атрибуции:
- личностная (внутренняя, диспозитивная) атрибуция — связывание поведения человека с его характеристиками
- обстоятельственная (внешняя, ситуационная) атрибуция — связывание поведения человека с ситуацией
Ех.: Человек склонен объяснять свои успехи личностно, а неудачи — ситуационно; для приятных людей эта логика сохраняется, для неприятных - меняется наоборот.
Ех.: Фундаментальная ошибка атрибуции — склонность объяснять поведение личностными причинами в ущерб ситуационным.