Список документов и литературы.




Методическая разработка

по проведению музейного урока на тему:
«Героизм блокадного Ленинграда
» с учащимися 9-11 классов
(2 занятия)

Для подготовки к занятию учащиеся используют имеющиеся в
библиотеке Музея книги, в том числе новые публикации, посвященные
героическому Ленинграду в годы ВОВ, новые документы, журнальные
статьи, воспоминания блокадников, в том числе проживающих в районе Фили-Давыдково (Холодкова И.С. и др.), музейные экспозиции.

Изучение учащимися этой темы очень важно для их нравственного и
патриотического воспитания. Наглядность, использование во время занятий.
музейных экспонатов, видеокадров, слайдов вызывают у учащихся глубокие
переживания, оказывают влияние на формирование их жизненных позиций в

духе осуждения насилия, фашизма, терроризма и утверждения понимания,

ценности человеческой жизни, сострадания, отзывчивости, сопереживания, глубокого
уважения к правам и свободам людей.

План проведения музейного урока:

 

1. Вступительное слово преподавателя: значение темы, цель и порядок
проведения занятия. Просмотр кинохроники о довоенном Ленинграде -
одном из красивейших городов мира и кадров блокадного разрушенного

.,

города ("Блокада Ленинграда". Документальный фильм (Режиссер Сергей Лозница).!

2. Начальный период войны (июнь-сентябрь 1941г.). Планы гитлеровского
руководства.

Используются музейные экспозиция (подготовлено выступление ученика).

3. Хронология блокады Ленинграда. Помощь всей страны героическому Ленинграду. Роль Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в стабилизации обстановки
под Ленинградом.

 

Используются стенды, фотографии;
(подготовлено выступление преподавателя).

См.: Приложение 1

 

4. В чем выразился героизм блокадного Ленинграда?

Используются:

 

Фото-плакат Тани Савичевой, подготовленный учащимися и «дневник Тани Савичевой», рассказ преподавателя о Тане Савичевой

и

подборка фотографий о блокадном Ленинграде,кадры из документального фильма«Свидетельства блокадников Ленинграда»;

(подготовлены выступления учеников). См.: Приложение 2, Приложение 3. (См. на странице Мероприятия https://vk.com/event134541713)

 

5. Дети блокадного Ленинграда "

Используются кадры кинохроники из фильма 3." Блокада Ленинграда" документального сериала"Неизвестная Война" и документального фильма «Блокадные дневники» (автор фильма Зинаида Курбатова), фотографии, книги;
(подготовлены выступление преподавателя и учеников). См.: Приложение 4. (См. на странице Мероприятия https://vk.com/event134541713)

6.Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. и окончательное ее снятие в
январе 1944г. в результате проведения операций «Искра» и «Нева-2»
Цена победы. Людские потери, разрушения. Мемориальные комплексы
«Пискаревское кладбище» и «Малые Пискарёвки».

Используется стенды, две исследовательские работы, подготовленные учащимися («Героический Ленинград».

18 рукописных страниц, в т.ч.2 нарисованные карты

Бадалин Александр,ученик 11 А класса и «Ленинград 1941-1944гг.»

19 рукописных страниц,в т.ч.2 нарисованные карты

Загумённова Виктория

ученица 11 А класса). (См. на странице Мероприятия https://vk.com/event134541713);
(Сообщение ученика). См.: Приложение 5

7.Награды Родины Ленинграду, его защитникам - героическим воинам и
жителям города.

Всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск
под Ленинградом (Используются кадры из фильма 3." Блокада Ленинграда" документального сериала"Неизвестная Война").

(Во время занятия 2- 3 ученика выступают со
стихотворениями о блокадном Ленинграде). См.: Приложение 6.

На первое занятие выносятся четыре вопроса и на второе - три.
После каждого сообщения, сделанного учеником, идет обсуждение
проблемы. Среди вопросов, которые следует охватить в ходе обсуждения,
предлагается выделить такие, как:

- Почему провалился фашистский план «молниеносного» захвата
Ленинграда, и какой новый зловещий план был разработан гитлеровцами?
- В чем выразилась зависимость друг от друга судеб Москвы и
Ленинграда от исхода битв за них против фашистских войск?

- Что такое блокада Ленинграда и сколько она длилась?

- Сколько раз, когда и на сколько происходило снижение нормы выдачи

хлеба ленинградцам??,,'

- Кто, какие силы участвовали в защите Ленинграда?

• I

- Где находится мемориал «Малые Пискарёвки» и почему он так

называется?

'- Какие вопросы трагической,' одновременно героической эпопеи
ленинградской блокады до сих пор являются предметом дискуссии?.

- Как объяснить слова писателя Н. Тихонова о том, что если бы фашисты.
взяли. Ленинград, наши войска никогда бы не вошли' в Берлин.

 

Во вступительном слове преподаватель подчеркивает значение изучения
темы «Героизм блокадного Ленинграда.» в контексте с вопросами Великой
Отечественной войны.

Цель занятия: раскрыть, в чем выразился героизм блокадного Ленинграда
и каково историческое значение и величие подвига защитников Ленинграда.

 

 

Задача музейного занятия по теме «Героизм блокадного Ленинграда» 'о
заключается в том, чтобы углубить знания учащихся по Великой
Отечественной войне и с использованием музейных наглядных материалов,
дать им возможность не только больше понять, но и прочувствовать
крайнюю опасность фашистской человеконенавистнической идеологии,
необходимость давать любым попыткам ее реанимировать беспощадный
отпор и суровое осуждение.

В конце занятия преподаватель подводит итоги и дает оценку
выступлениям учащихся.

В своем заключении преподаватель:

1.Заостряет внимание учащихся на то, что высочайший героизм и
самопожертвование защитников Ленинграда - жителей города и воинов
спасли город от фашистских оккупантов. Захват гитлеровцами города на
Неве означал бы резкое ухудшение обстановки на всем советско-германском фронте, переброску немецких войск группыармий «Север» на московское
направление и, следовательно, многократное усиление фашистских войск
группы армий «Центр», наступавших на Москву, а также реализацию
зловещего плана Гитлера о поголовном истреблении всех жителей
Ленинграда и уничтожении самого города.

2. Следует подчеркнуть также, что гитлеровская
человеконенавистническая идеология, исходящая из утверждения о
неполноценности абсолютного большинства рас на Земле, была разоблачена международным сообществом (Нюрнбергский процесс),как преступная перед человечеством идеология.


Помня злодеяния фашистов и их истребительную тактику, попрание ими
элементарных прав и свобод человека, люди Земли должны давать резкий.
отпор неофашистским идеям и практике и активно защищать мир, честь и.. '
достоинство каждого человека, его незыблемые права.;.:

3. В заключительном слове особое внимание преподаватель уделяет

фальсификации ВОВ и Второй мировой войны в целом.

Что в потоке этой фальсификации принимают участие, наряду с

зарубежными, и некоторые российские фальсификаторы, в связи с чем.

Президентом РФ ещё в мае 2009 года был подписан Указ о создании комиссии по противодействию фальсификации истории войны.

 

Что касается блокады Ленинграда, то дискуссионными вопросами здесь
продолжают оставаться такие, как, например, можно ли было избежать
массовой смертности ленинградцев от голода и кто несет ответственность за
это, или вопрос об эвакуации из Ленинграда в связи с приближением.
фашистских войск к городу. Известно, что к моменту наступления блокады
из Ленинграда с населением до войны более, чем 3 млн. человек, было эвакуировано женщин, детей, стариков только около 630 тысяч и основную
массу населения эвакуировали уже из блокадного города по «Дороге жизни».

Почему так произошло?

До сих пор можно услышать мнение о том, что лучше было бы сдать
Ленинград фашистам и избежать, якобы, таким образом повальной смерти

жителей..

Аргументированные ответы можно найти из новых документов,
опубликованных, например, в книге Н.Я.Комарова «Феномен блокадного
Ленинграда и у других авторов.

 

Приложение 1.

26 июня 1941 г. Финляндия объявила войну Советскому Союзу, а 29-го на Мурманском направлении в 3 часа утра после сильных бомбовых ударов и мощной артиллерийской подготовки враг перешел границу.

Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г.

(Начало боёв на Лужском рубеже).

Начало полной блокады - 8 сентября 1941 г.

(Взятие фашистами Шлиссельбурга, и выход их к Ладожскому озеру).

 

 

Из воспоминаний жительницы Ленинграда Ирины Шелепиной: «22 июня 1941 года чудесный солнечный день, в этом году мы с родителями впервые сняли дачу в Ольгино. Все счастливы и вдруг ВОЙНА Смысл, значение этого страшного слова я мгла понять лишь по реакции взрослых. Мир в одночасье рухнул. А потом, 8 сентября началась Блокада. И вот тогда наступил ужас».

 

С падением 8 сентября 1941 года Шлиссельбурга Ленинград оказался блокированным с суши.

С этого времени началась почти девятьсотдневная блокада Ленинграда, которая потребовала напряжения всех моральных и физических сил его защитников. В блокированном городе осталось более 5 миллионов 500 тысяч гражданского населения.

Город начали бомбить ежедневно Люди привыкали жить под постоянными обстрелами и в ожидании налетов авиации.

Из воспоминаний ленинградца Геннадия Чарушева:

«Город был сильно разрушен. Между улицами Бронницкой и Серпуховской был большой двухэтажный детский сад, в этот детский сад попала бомба, из под обломков здания потом еще долго доносились крики.»

Аэростаты, которые возили по городу применялись для защиты от пикирующих самолетов. Зенитки стояли по городу и обстреливали самолеты.

Фашистская Германия и вовлеченная в войну Финляндия развернули наЛенинградском стратегическом направлении 56 дивизий и 3 бригады, имевших в своем составе около 950000 человек, свыше 7500 орудий, около 2000 танков и бронемашин, свыше 6000 минометов и 1700 самолетов.

Захват Ленинграда немецко-фашистское верховное командование возложило на группу армий «Север» (18-я и 16-я полевые армии и 4-я танковая группа). В её составе находилось около 725000 солдат и офицеров, свыше 13000 орудий и минометов, не менее 1500 танков. На территории Восточной Финляндии сосредоточилась немецкая армия «Норвегия» и финские юго-восточная и карельская армии (всего 21 дивизия и 3 бригады). Эти силы поддерживали около 4 тысяч орудий и минометов и 900 самолетов.

Не смотря на нечеловеческие условия в голоде и холоде ленинградцы жили, работали, воевали.

 

 

В трудной обстановке осенью 1941г. главной задачей жителей города было снабжение фронта необходимым вооружением и боеприпасами. Рабочие ленинградских заводов отремонтировали сотни танков и артиллерийских орудий. Молодые люди, старики, женщины и дети – все работали напредприятиях осажденного города, расчищали улицы города в зимнее время, сооружали оборонительные ограждения, дежурили на крышах домов.

В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная жизнь. В августе 1942 года открылась филармония, во время первого концерта была исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады. Радио связывало ленинградцев со всей страной и служило одним из источников их стойкости, выдержки и энергии.

В осажденном городе не только продолжали выходить местные газеты: «Смена», «Ленинградская правда», но и центральные – «Правда», «Известия». Ленинградцы не просто ждали падения блокады города, но и делали все, чтобы приблизить этот момент: работали на военном производстве, защищали подходы к городу, поддерживали моральный дух.

Прорыв блокады - 18 января 1943 г.

Полное освобождение города от блокады – 27 января 1944 г.

В полном кольце блокады, до её прорыва Ленинград находился 497 дней, общая продолжительность блокады – 871 день.

.

Приложение 2.
Таня Савичева

Слайды на сайте: https://zateevo.ru/vov/savicheva_tanya/)

Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой.

Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых — нарядные занавески, салфетки, скатерти. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, Но началась война. Семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лица земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…». Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. В честь Тани была написана песня - «Баллада о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя — как набат на всех наречиях…». (видео этого выступления Э.Пьехи на этом же сайте, см. выше).

 

 

Приложение 3.

Героизм блокадного Ленинграда, превратившегося в город-фронт,
выразился в следующем:

 

- в участии истощенных от голода, беспрерывных авиабомбежек и
артобстрелов ленинградцев в строительстве «Дороги жизни» по Ладожскому
озеру, а также электрического кабеля и нефтепровода (по дну этого озера).
По «Дороге жизни» вывозили на «Большую землю» изможденных
ленинградцев, среди которых были и такие, которые умирали в дороге, а
также медицинскую аппаратуру и лекарства, про изводимые в блокадном
городе, столь нужные «Большой земле». Рейсами с «Большой земли»
доставляли в Ленинград продукты, а также военную технику для воинов,

защищавших Ленинград;. "

- в героическом подвиге водителей автомашин, которые осуществляли
перевозки по «Дороге жизни» под бомбежками, артобстрелами, погибали,
тонули, но их заменяли другие, такие же самоотверженные водители. Только
с 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда было эвакуировано 554186
человек (Карасев А.В. Ленинград в годы блокады. 1959, стр.93);

- в круглосуточной работе ленинградцев на заводах, производящих военную
технику для фронта;

- в участии жителей, в том числе подростков, детей, женщин, стариков в создании линий обороны и баррикад;

- в создании более 100-тысячного народного ополчения из ленинградцев;

- в развертывании партизанского движения на захваченной фашистами

территории, примыкающей к Ленинграду, в его огромной помощи
блокированномугороду;.

- в неутомимой работе в тяжелыхблокадных условиях ленинградских"
деятелей культуры, искусства (Д. Шостакович, О. Берггольц, Н. Тихонов и·др.), их поездки на фронт' с выступлениями перед воинами;

- в участии детей блокады в защите города (в отрядах МПВO, в строительстве баррикад, в бытовых отрядах и др.).

 

 

Приложение 4.

Зимой 1941 года в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе 400 тысяч детей. В пригородных районах находилось 343 тысячи человек.

1941-1942 гг. – ледовая дорога работала 152 дня, за это время из города было эвакуировано 550 тысяч ленинградцев;

навигация 1942 года – эвакуировано 540 тысяч человек;

1942-1943 гг. – ледовая дорога работала 101 день, эвакуировано 89 тысяч человек.

 

Всего за период блокады из города были эвакуированы 1,3 миллиона человек.

Но самым страшным испытанием для ленинградцев стал голод. Ученые трудившиеся в блокадном городе предложили использовать для выпечки целлюлозу, известную ранее только как сырье для бумажных фабрик. Под руководством профессора Шаркова группой специалистов была разработана технология гидролиза целлюлозы для превращения ее в пищевой продукт. Одновременно было разработано производство белковых дрожжей из древесного материала.

И все же запасы продуктов быстро таяли. И продовольственное положение осажденного города становилось все более угрожающим. Оставшиеся в живых люди обычно сами отвозили своих умерших родственников на приемные пункты. По улицам постоянно возили тела, завернутые в простыни и одеяла.

 

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов):

"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".
"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

 

Нормы выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года:
рабочим – 250 граммов,
служащим и членам их семей – 125 граммов;
личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии – 300 грамм.
Такие нормы привели к резкому скачку смертности от голода – за декабрь 1941 года умерло около 50 тысяч человек.

 

В конце декабря 1941 года нормы выдачи хлеба были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города (при этом до 60% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки). Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

 

В феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составили:
рабочим – 500 граммов;
служащим – 400 граммов;
иждивенцам и детям – 300 граммов.

Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирало более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

 

В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае − 50 000 человек, в июле − 25 000 человек, в сентябре − 7000 человек.

 

Вот что было написано в отчете одной из школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.

Средняя температура в декабре 1941 года составляла минус 12-15 градусов, иногда опускаясь до минус 20 градусов. В январе среднемесячная температура составила минус 19 градусов. В течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 градусов и ниже.

В сентябре-декабре 1941 года фашистская артиллерия выпустила по Ленинграду свыше 30 тысяч снарядов.

 

В 1942 году:
32 000 женщин и девушек служили медицинскими сестрами,
600 000 детей и подростков постоянно работали на оборонительных сооружениях.
Они выкопали 700 километров противотанковых рвов – одними лопатами и кирками.
Они возвели 300 километров лесных завалов и построили 5000 блиндажей.

 

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на рабочие плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!”

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

 

 

Приложение 5.

 

Прорыв блокады - 18 января 1943 г.

Полное освобождение города от блокады – 27 января 1944 г.

В полном кольце блокады, до её прорыва Ленинград находился 497 дней, общая продолжительность блокады – 871 день.

В июне 1944 г. началась операция по освобождению Карельского перешейка и выведению из войны союзницы Германии – Финляндии.

19 сентября 1944 года было подписано перемирие с Финляндией, означавшее окончание боевых действий на Карельском и Олонецком перешейках, на Ладожском озере.

Полную продолжительность героической обороны Ленинграда следует считать с 10 июля 1941 г. по 19 сентября 1944 г., что составляет 1168 дней – из 1418 дней Великой Отечественной войны. А девятисотдневная блокада – это самый героический период обороны.

 

За время блокады:

 

от голода умерло по официальным данным – 641 тысяча горожан, по подсчётам историков – не менее 800 тысяч;

 

погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей;

 

ранено около 34 тысяч жителей;

 

ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых;

 

фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов;

 

были повреждены 30 тысяч промышленных зданий, цехов и участков, из строя выведено 840 промышленных предприятий, разрушено 44 километра водопроводных труб и 75 километров канализационной сети, 500 школ, 170 лечебных учреждений;

полностью уничтожена 8-я ГЭС, мощность которой составляла 200 тысяч киловатт;

 

было разрушено и сожжено 3 тысячи 174 здания, повреждено 7 тысяч 143 здания, 9 тысяч деревянных домов разобрано на топливо, – город лишился свыше 5 млн. кв. м. жилой площади;

 

пострадали 187 из 210 зданий, находившихся на государственном учете как памятники архитектуры, практически были уничтожены пригородные дворцы-музеи (за исключением Ораниенбаума).

 

Приложение 6.

Ольга Берггольц

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.

Ольга Берггольц

Покуда небо сумрачное меркнет,
мой дальний друг, прислушайся, поверь.
Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,
мы, смертью попирающие смерть.


Мы защищаем город наш любимый,
все испытанья поровну деля.
Клянусь тебе, что мы неистребимы,
за нами - наша русская земля.


Она могучая, она у нас большая.
Припомни-ка простор ее сплошной.
Клянусь тебе, мы подвиг совершаем
во имя всей земли своей родной.

Мы, ленинградцы, ныне держим знамя,
мы - Родины передовой отряд.
Весь шар земной сейчас следит за нами,
пароль и отзыв мира: "Ленинград".

Сентябрь 1941

Ольга Берггольц

К сердцу Родины руку тянет
трижды проклятый миром враг.
На огромнейшем поле брани
кровь отметила каждый шаг.

О, любовь моя, жизнь и радость,
дорогая моя земля!
Из отрезанного Ленинграда
вижу свет твоего Кремля.

Всем, что есть у тебя живого,
чем страшна и прекрасна жизнь -
кровью, пламенем, сталью, словом, -
задержи врага. Задержи!

Шестнадцатое октября 1941 года.

А. Молчанов

Я не был на фронте, но знаю
Как пули над ухом свистят,
Когда диверсанты стреляют
В следящих за ними ребят,
Как пули рвут детское тело
И кровь алым гейзером бьёт...
Забыть бы всё это хотелось,
Да ноющий шрам не даёт.

Я не был на фронте, но знаю
Сгоревшей взрывчатки угар.
Мы с Юркой бежали к трамваю,
Вдруг свист и слепящий удар...
Оглохший, в дымящейся куртке,
Разбивший лицо о панель,
Я всё же был жив, а от Юрки
Остался лишь только портфель.

Я не был на фронте, но знаю
Тяжелый грунт братских могил.
Он, павших друзей накрывая,
И наши сердца придавил.
Как стонет земля ледяная,
Когда аммонала заряд
могилы готовит, я знаю,
Мы знаем с тобой, Ленинград.

 

 

Список документов и литературы.

1.Великая Отечественная война 1941-1945 гг..Энциклопедия. М.,1998г.

2. Адамович А. М. Блокадные дневники и документы.-СПб.:Европейский дом, 2004 (Архив "Большого дома").

3. Великий полководец Маршал Жуков. Исследования жизни и деятельности т.1,2.-.Москва, 2010 г.

4.Гранин Д.А., Адамович А. Блокадная книга. СПБ.,1994г.

5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. M.,1974г.

6. Комаров Н.Я.Феномен блокадного Ленинграда. М.,2008 г.

7. Ленинград выстоял и победил.М.,2004 г.

8. Лебедев Ю.М. По обе стороны блокадного кольца. Санкт-Петербург: Нева, 2005г.

9. Манштейн Э. Утерянные победы. Смоленск: Русич, 1999г.

 

10. Мелуа А.Н. Блокада Ленинграда. Энциклопедия. СПБ., 1999г.

11. На дороге жизни. Л., 1970г.

12.Сухачев М.П. Дети блокады.М.,1989г.

13. Хассо Г. Стахов. Трагедия на Неве. Москва:Центрполиграф, 2011г.

14. Яров С.В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда.Москва: Молодая гвардия, 2013г.

 

Интернет-ресурсы:

https://leningradpobeda.ru

https://victory.rusarchives.ru/

https://1941-1945.at.ua/

https://blokada.otrok.ru

«Таня Савичева»:

https://zateevo.ru/vov/savicheva_tanya/

 

Сайт «История государства» Страница «Дневник блокадника»

https://statehistory.ru/1393/Dnevnik-blokadnika/

Сайт «Раритеты фотохроники СССР»

https://www.borodulincollection.com/war/index.htm

Сайт «Блокадный Дневник» 3es.ru

Видеофильм «Урок истории». https://www.youtube.com/watch?v=KjusJ4VrY_M

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: