Цифровые, аналоговые, микшерные пульты.




Субъективные и объективные оценки кач-ва звукового материала.

а) Стереовпечатление, пространственность (глубина), тембр, прозрачность (отдельное звучание, прослушивание каждого эл. композиции), муз.-динам. баланс (н-р, звучание оркестра квартетуре дирижёра), аранжировка, музыкальное мастерство, динам. диапазон (громкость), техническое кач. фонограммы, ошибки микрофона.

б) Приборы: аппаратные измерители и индикаторы лимитора, компрессора, эквалайзера, аналайзера; измеритель уровня звукового сигнала; измерители уровня оптового и среднеквадратического; анализаторы спектра (визуально соотношение частот).

Стандарт. и специф. обработка звука и их эстетический смысл.

а) Нормалайзер приводит в пиковую форму звук в некотором стандартном состоянии.

Эквалайзер - частотная коррекция звукового сигнала (лишние частоты вон, нужные усилить).

Компрессор для динамической обработки звукового сигнала. Работает с амплитудной коррекцией и уменьшает амплитуду звуковой волны. Выравнивает динамический уровень (громкостное соотношение) различных мест звуковой дорожки на протяжении всей записи.

б) Ревербератор создаёт остаточный эффект звучания, который наблюдается в помещении уже после прекращения действия источника звука. Дилэй (подхватывает окончание), хорус – расфазировка звук. сигнала (наложение), эхо (полное отражение), реверберация (последний слог). Эффекты: перегрузка (дисторшн), фуз, вау-вау, файзинг.

5. Психоакустическая маскировка и её учёт при работе со звук. материалом. Дисциплина фоноколористика. Наложение част. диапазона, спектра на др., имеющих одинаковое звучание. Решение: с пом. эквалайзера. Вырезается диапазон в районе 600 Гц на минусовке. Если мало – 1 кГц. Понижение на 3 дБ.

Сис. особенности совр. радиовещания. Радио – сис. вещания и выдачи продукта в эфир. Существуют отделы продаж на каждом радио, худ. ред. изготавливают и подготавливают к потреблению передачи, информационные (отдел новостей) - инф. дел. хар. Как технологии это подача утренних шоу, работа ведущего и т.д.

8. Взаимосвязь между частотным спектром звук. ист. и частотной характеристики микрофона. Чел. голос имеет диапазон 80-14000 Гц. Микрофон преобразует аналоговый сигнал в цифровой, акустические волны в электромагнитные.

Технология создания вечерней программы. Спокойная музыка и нвоости, обычно анонс погоды и новостей. Уравновешенность.

Инф. форматы и особенности программирования. Репортаж: инф., портретный, аналит. Особенности: без объективности, инф. уступает эмоциям, прослеживается личность репортёра, он сопереживающий участник. Вопросы: что это? И это – это? А почему именно так? Вы участник или свидетель? Интервью: инф., портретное, аналит. Сначала подводка к человеку. Очерк делается через показ быта. В CHR не более 4 мин. Беседа (от имени радиослушателя).

Основные фун. и операции комп. монтажа фонограммы.

а) Звук. коррекция: обрезание и наращивание, динамическая и частотная обработка.

- компрессия;

- эквализация;

- нормализация. Деэссер компрессирует опр. полосу частот. Нужная частота главенствует.

б) Редакция текста.

Виртуальный монтаж производится не деструктивно (обратимо).

12. Программное колесо. Разбивает эфир на составляющие: новости-реклама-музыка с DJ.

Цифровые, аналоговые, микшерные пульты.

а) Микшерный – эл. Прибор для смешивания аудиосигналов. Смесь нескольких каналов в один сигнал. Состав: Гейн (чувствительность) – грубый регулятор настройки громкости, увеличивает чувствительность мембраны микрофона. Фонит, когда микрофон далеко от рта или монитор близко. Блок ауксов– позволяет подключать другие приборы. Блок частотной коррекции (1-й регулятор выс. част, 2-й ср., 3-й низ.). Панормама – смещает звук в опр. канал. Микшер (фейтер). Инсерт (посыл). Промежуточные микшера. Мастер микшер.

Основные программы для создания плейлиста в радио. Powergold и Sin 1 – до 1,5 месяцев. Djin lite (Джинн Лайт) – 2 суток. 3 режима: man (или main), live, auto.

15. Музыка в сис. программирования станции. Опора на определение формата радиостанции, программирование, возраст.

Глубина фонографического изображения. Фоно – звук, графо – писать.Определяется частотными и динамическими составляющими и акустической обстановкой. Акустическая обстановка (связь звуковой картины) должна соответствовать местоположению объекта. Здесь всё зависит от % соотношения полезного сигнала и отражения. Пример звуковой детали: шёпот на фоне исполнения рок-группы (шёпот 20 дБ, 120-140 дБ макс. нагрузка на ухо).

16. Технология создания информ. выпуска. Основные темы новостного блока на радио. Новости 7-10 мин., не более 3-4 мин. на активных радио. Не более 5-6 новостных блоков, в них 5-6 предложений с мин. знак. преп. В CHR обивка, рубрикатор (деление), перебивка, конечная заставка, подлога (подложка) – музыка под динамику начитки диктора.

17. Технология создания утренних программ. Это шоупроект, шоупрограмма с блоком новостей, оформлением, поздравлениями, музыкой, ведущим, конкурсами. Весь материал развлекательный с подачей нужного формата (1,5-2 ч). Эфир представляет работу ведущего, перемежающегося с запуском из сервера плейлиста, формируемого ведущим.

Роль диджея в работе радиостанции. Задачи радиоведущего: подводка к материалу, создание настроения, собрание в единое целое эфира, соблюдение формата радио, подача инф.

 

Звуковое изображение. Планы. Дальний, общий, средний, крупный (деталь). Необходимы для аудиоспектаклей и рекламы. С пом. частотного и динамического изменения и s до звука, изменения акустической обстановки. Служит ревербератор, V комнаты. Крупный звуковой план - исключение звуковых отражений, как первичных, так и вторичных. Весь спектральный состав.

Биноуральная сис. звукопередачи. Биноуральность – способность человека определить локализацию источника звука, местоположение, отфильтровать его частоты. Сис. звукопередачи: колонки, наушники, мониторы.

Классификация радиостанций. Тип собственности: государственные, коммерческие, полугосударственные. Тип вещания: инф.-муз., муз.-инф. (60-70% к 30-40%), муз., инф. Формат: contemporary hit CHR (12-25), adult contemporary AC (от 25), подформы (муз. стилизация): рок, кантри и пр. Определяется музыкой, ведущим, оформлением радиоэфира.

Основные операции с цифровыми станциями. Sound Forge - 1 дорожка, Vegas, Qbase (невозможен откат) – много дорожек. В них есть вшитые инструменты, но можно вливать свои библиотеки. Операции: нарезка, сведение, добавление/удаление, динамическая обработка – достигается компрессором, выравнивающим сигнал, частотная – эквалайзер сводит голос с минусом, корректирует частоту.

Факты: Общая интенсивность звукового потока RMS 10-14 дБ. Звук – упругие волны, распространяющиеся с опр. част. в среде и создающие мех. колебания. Источник звука – любые явления, вынуждающие местное изменение давления или мех. напряжение. Длина волны – s между 2 колебаниями волны, находящимися в одной фазе. Период колебания – время, в течение которого совершается одно полное колебание. Амплитуда – половина разницы между самым высоким и самым низким значением плотности. Спектр колебаний – совокупность простых гармонических колебаний, на которую может быть разложено данное колебательное движение (сплошной и линейчатый). Низкие басы до 80 Гц, верхние басы 80-200 Гц. Низкие средние 200-500, верхние средние 500-2500 (5 кГц). Высокие 10-20 кГц. Человек сылшит от 16 до 22000 Гц. Ниже – инфразвук. Выше – ультразвук. Порог слышимости – мин. звук. величина, воспринимаемая чел. ухом (0,07 дБ). Порог болевого ощущения – до 140 дБ. Тембр звука (окраска) опр-ся формой звук. колеб. и зависит от кол-ва обертонов. Частота звука – кол-во мех. колеб. тела за единицу t (1 сек). Звуковое давление – давл. в среде, обусловленное мех. колеб. Сила звука (интенсивность) – кол-во акустической эн., протекающей за 1 сек через S=1см2. Высота звука – опр-ся его частотой, чем больше част., тем выше выс. звука.

 

Форматы радиостанций
Как определить свой формат
Как это ни парадоксально звучит, но при почти столетней истории радиовещания в России даже сегодня основным бичом российских аудиовизуальных средств массовой информации является общий дефицит знаний о современном радио вообще и о критериях, позволяющих в понятной и доступной форме классифицировать радиостанции, в частности. Предлагаемая мной система классификации имеет три разных подхода:
- с точки зрения формы собственности,
- типа радиовещания,
- формата.

Классификация по форме собственности
1. Государственное радиовещание.
К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации. На практике это выливается в процветавшую и ранее государственную монополию, т.е. эти радиостанции стремятся взять на себя непосильную ношу отвечать в рамках эфира одной отдельно взятой радиостанции (например, "Радио России" или "Маяк") на запросы всех и вся и при этом самим оставаться оценщиками качества своей же собственной продукции.
2. Полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание.
К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени в качестве вспомогательной) коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения. Подобные аудиовизуальные средства массовой информации призванные, в первую очередь, удовлетворять культурные, социальные, этнические, религиозные и пр. потребности определенного, достаточно узкого круга слушателей, сталкиваются с серьезными трудностями в области увеличения своего рейтинга, и, следовательно, в области финансирования.
Если коммерческие радиостанции, живущие, в основном, за счет рекламы, стремятся убедить нас в необходимости так или иначе потратить наши деньги, некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, т.е. на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет.
3. Коммерческое радиовещание.
Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью исключительно зарабатывание денег, поэтому все программы этих аудиовизуальных средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов различных целевых аудиторий, чаще всего совсем невзыскательных.

Классификация по типам радиовещания
Этот принцип классификации очень часто путают с форматом, но это совсем не формат. При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.
Итак:
1. Информационное вещание.
При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. Такого типа радиовещания в России пока не существует, однако он достаточно развит в США и Западной Европе.
Под этот тип вещания подпадают и чистые ток-шоу радиостанции, которые становятся все более популярными особенно в США. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями.
2. Информационно-музыкальное вещание.
Здесь соотношение информации и музыки где-то 60-70% к 30-40%, т.е. 60-70% информации, 30-40% музыки.
3. Музыкально-информационное вещание.
Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 60-70% музыки.
Под типы радиовещания, указанные в пунктах 2 и 3, подпадает большинство государственных и некоммерческих частных радиостанций.
4. Музыкальное вещание.
Количество информации, включая короткие рубрики, выпуски новостей и рекламу, не превышает 10-25% эфирного времени. Остальное — музыка! Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций

 

Классификация по формату вещания

Самый интересный и богатый вариантами вид классификации. Для того чтобы избежать разночтений, дадим сначала определение формату.

Формат - это стиль музыкальных радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы определенной целевой аудитории.

Главным признаком определения целевой аудитории является возраст и, как следствие, социальный статус слушателей, например: 25-35 лет, 15-25 лет и т.д., т.е. активное работающее население, учащиеся и молодежь и т.д.

Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая "музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), форма подачи музыкального материала, его компановка и микширование (см. ниже).

Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-ым годам, и началось оно в США, стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса, поэтому все нижеприведенные форматы и субформаты заимствованы из североамериканской классификации.

Итак:

АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. У этого формата есть субформаты:

Soft AC — мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов (тип — "Радио 7" или "Лав Радио" — здесь и далее ссылка на московские радиостанции), с целевой аудиторией 25-45 лет,

Hot AC — горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов (тип "Радио Монте Карло"), с целевой аудиторией 20-30 лет,

 

Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже.

CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов:

CHR/Pop — с преобладанием хитов в стиле поп (тип "РДВ"),

CHR/Rhythmic — с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, (тип "Европа Плюс"),

Modern Rock oriented CHR — с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум", "Наше Радио"),

а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.

Rock — Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов:

AR (Active Rock) — активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х — 90-х годов (с некоторой натяжкой к этому формату можно отнести "Открытое Радио"),

AOR (Album Oriented Rock) — с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (мне неизвестны российские радиостанции, работающие в этом формате),

Modern Rock — Mainstream Rock — современный рок — рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус ("Ультра"), этот формат во многом пересекается с Modern Rock oriented CHR, отличается же он в первую очередь более консервативным неконформистским отбором музыкального материала,

сюда же можно отнести и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).

 

А теперь несколько видов форматов, которые представлены в отечественном радиоэфире или очень мало, или не представлены совсем:

Classical — классическая музыка (тип — самое первое "Радио Классика" с очень узкой целевой аудиторией без возраста),

Oldies — ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип "Радио Ретро"),

NAC/Smooth Jazz — мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет (вечерний эфир на "МВ"),

Alternative — альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат:

Alternative AC — с целевой аудиторией 25-35 лет,

Urban — преимущественно "черная" музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 14-20 лет и его субформат:

Urban AC — для более "старших товарищей",

R&B (Rhythm and Blues)

 

Принцип работы радио

Передача происходит следующим образом: на передающей стороне (в радиопередатчике) формируются высокочастотные колебания (несущий сигнал) определенной частоты. На него накладывается сигнал, который нужно передать (звука, изображения и т. д.) — происходит модуляция несущей полезным сигналом. Сформированный таким образом высокочастотный сигнал излучается антенной в пространство в виде радиоволн. На приёмной стороне радиоволны наводят модулированный сигнал в приемной антенне, он поступает в радиоприёмник. Здесь система фильтров выделяет из множества наведенных в антенне токов от разных передатчиков сигнал с нужной несущей частотой, а детектор выделяет из него модулирующий полезный сигнал. Получаемый сигнал может несколько отличаться от передаваемого передатчиком вследствие влияния разнообразных помех.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: