Тема: 3.1. Сестринский процесс - научный метод организации труда
Лекция
Разработали
преподаватели
Дрючина Н.В.
Марычева Н.А.
Согласовано
на заседании ЦМК
Протокол №_____
от «___»_______2014г.
Председатель ЦМК
Тупикова Н.Н.
Оренбург 2014 г.
Занятие№1 Лекция
Тема: 3.1. Сестринский процесс - научный метод организации труда
Студент должен иметь представление: о сестринском процессе.
Студент должен знать:
§ структуру сестринского процесса и краткое содержание каждого этапа.
§ основные понятия и термины сестринского процесса (проблема, виды, источники проблем, виды целей, типы и способы сестринских вмешательств, аспекты оценки деятельности медсестры.)
ПЛАН ЛЕКЦИИ
I. Введение.
II. Цель сестринского процесса, структура сестринского процесса и краткое содержание каждого этапа.
III. Основные понятия и термины сестринского процесса (проблема, виды, источники проблем, виды целей, типы и способы сестринских вмешательств, аспекты оценки деятельности медсестры.)
Лекция.
I. Введение.
Одним из основных и неотъемлемых понятий современной модели сестринского дела является сестринский процесс.
Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентом, умения работать с пациентами как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».
Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и доказала свою эффективность. Он является сердцевиной сестринского образования и практики в 50 странах мира.
|
I. Цель сестринского процесса, структура сестринского процесса и краткое содержание каждого этапа.
II. Основные понятия и термины сестринского процесса (проблема, виды, источники проблем, виды целей, типы и способы сестринских вмешательств, аспекты оценки деятельности медсестры.)
Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Цель сестринского процесса – обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта, помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой. Другими словами: цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма или спокойная смерть, если другой исход невозможен.
Сестринский процесс осуществляется в 5 этапов:
1) Сестринское обследование пациента (сбор информации).
2) Сестринская диагностика (определение потребностей и выявление проблем).
3) Планирование ухода, направленного на удовлетворение выявленных потребностей (проблем).
4) Реализация плана ухода (выполнение необходимых сестринских вмешательств).
5) Оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.
Каждый этап процесса является существенной стадией в решении основной проблемы – лечение пациента – и тесно взаимосвязан с остальными четырьмя этапами.
Краткое содержание каждого этапа.
I этап сестринского процесса - обследование пациента - текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.
|
Уход является квалифицированным, если он отвечает трём необходимым требованиям:
§ Научность
§ Системность
§ Индивидуальность
Цель обследования: собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию для создания информационной базы данных о пациенте и его состоянии.
Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:
- расспрос пациента (Рассказ пациента о своём состоянии носит субъективный характер. Объективная информация - данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых м/с. К ним относятся анамнез, социологические данные, данные о физическом развитии, культурном и духовном, психологические данные.);
§ физическое исследование пациента по органам и системам (физикальное обследование - пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД, пульса, ЧДД, данные лабораторного исследования);
§ знакомство с медицинской историей болезни;
§ беседа с врачом;
§ беседа с родственниками пациента, коллегами по работе, друзьями, случайными прохожими (Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии);
§ чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.
Конечный результат I этапа - документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни (СИБ) по определенной форме. Цель сестринской истории болезни: контроль за деятельностью медсестры, выполняемым ею планом ухода и рекомендациями врача, анализ качества оказания м/с помощи и оценка её профессионализма.
|
II этап сестринского процесса - установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.
Проблема – осознание человеком невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при данном заболевании путем личных знаний и опыта.
Цель этапа заключается в:
I. определении проблем, возникающих у пациента как ответные реакции организма. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные, а также:
а) психические (страх, тревога, нервные срывы);
б) физические (боль, неподвижность, одышка);
в) социальные (отсутствие профессии, работы, квартиры).
Существующие проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Пример: пациент с травмой позвоночника, строгий постельный режим, проблема - боль, стрессовое состояние, ограничение подвижности, дефицит самоухода и общения.
Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Пример: у данного пациента появление пролежней, застойная пневмония, снижение тонуса мышц.
II. установлении факторов, способствующих возникновению и развитию этих проблем.
III. выявлении сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.
У пациента в большинстве случаев несколько проблем, сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов.
Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.
Проблемы первичного приоритета - которые если не лечатся, то могут оказать пагубное влияние на пациента.
Проблемы промежуточного приоритета - включают не экстремальные и неопасные для жизни потребности больного.
Проблемы вторичного приоритета - которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Пример: наш больной (перелом позвоночника) первичные проблемы - болевой синдром, стресс. Промежуточные проблемы - вынужденное положение, дефицит самоухода и общения. Из потенциальных проблем первичными являются появление пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными - пневмония, снижение тонуса мышц. При каждой выявленной проблеме медсестра помечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, т.к. они могут превратиться в явные.
Следующей задачей второго этапа является формулировка сестринского диагноза.
В настоящее время можно встретить множество определений сестринского диагноза.
Сестринский диагноз - состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры (1982г.)
Отличия сестринского диагноза от врачебного: более многословны, могут меняться каждый день и даже в течение дня по мере реакции на болезнь; сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах; медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние; сестринский диагноз может относиться не только к пациенту, но и его семье, коллективу и даже к государству.
После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей.
III этап сестринского процесса - планирование сестринской помощи.
План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами, предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода.
План – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по определённой проблеме пациента, с учётом конкретной клинической ситуации.
Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.
Постановка целей сестринского ухода необходима по двум причинам:
- дает направление индивидуального ухода;
- используется для определения степени эффективности действий.
Цель – это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по определенной проблеме пациента.
Постановка целей ухода должна соответствовать требованиям:
1. цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;
2. должны иметь конкретные сроки
Существует 2 вида целей:
а) краткосрочные (меньше 1 недели) ставятся в острой фазе заболевания;
б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки) - направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье.
3. цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.
4. цель должна формулироваться в терминах пациента, а не м/с (неверно обучить технике инъекции инсулина, а правильно – пациент покажет умение делать себе инъекции технически верно через неделю).
Каждая цель включает 3 компонента:
- действие (исполнение);
- критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат);
- условия (с помощью чего или кого).
Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов[1] сестринской практики, т.е. выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом.
Стандартный план ухода по типичной проблеме пациента представляет собой утвержденный базовый перечень научно обоснованных мероприятий по уходу, обеспечивающих достижение целей сестринской помощи по этой проблеме, вне зависимости от конкретной клинической ситуации: формальное описание ожидаемого сестринского вмешательства. Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».
Формальные стандарты могут облегчить работу сестры, но никогда не заменят её самостоятельного суждения. Стандарты обобщают сестринские знания и рассчитаны на работу в типичной ситуации - со среднестатистическим, а не конкретным пациентом.
Oт сестры при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной клинической ситуации. Сестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода либо, наоборот, дополнить план действиями, непредусмотренными стандартами, но она должна логически обосновать свою точку зрения.
Кроме того, стандарты являются критериями качества сестринского обслуживания, позволяющими сестре определить отвечает ли оказываемая сестринская помощь установленному уровню.
После определения целей и задач по уходу медсестра составляет план ухода, т.е. письменное руководство по уходу - это подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения м/с ухода, который записывается в сестринскую историю болезни (СИБ).
IV этап сестринского процесса — осуществление плана сестринского вмешательства.
Цель: обеспечение соответствующего ухода за пациентом (оказание помощи в выполнении жизненных потребностей, обучение и консультирование пациента и членов его семьи).
Существуют 3 типа сестринских вмешательств:
§ зависимые;
§ независимые;
§ взаимозависимые.
Выбор категории основывается на нуждах пациента.
Зависимые вмешательства
- выполняются на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медсестра несет ответственность за выполняемую работу и выступает в роли сестры-исполнителя. Например, выполнение инъекций, ФЗТ, процедур и т.д.