ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
План
Семинарского занятия № 1
Тема: Патопсихология как наука (2 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Патопсихология как психологическая дисциплина. Раскройте сущность понятий «патопсихология» и «психопатология».
2. Предмет и задачи патопсихологии.
3. Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук.
4. Принципы построения патопсихологического обследования детей.
5. Роль данных о нарушении развития ребенка в оптимизации учебно-воспитательного процесса.
1. Сферы применения детской патопсихологии.
Задания для самостоятельной работы (2 часа):
1. Раскройте взаимосвязь отклонений в психическом и личностном развитии.
2. Напишите эссе на тему: «Необходимость изучения курса «Патопсихология» для социального педагога».
Литература:
1. Белопольская А.Л.Детская патопсихология. - М., 2000.
2. Блейхер В.М.Патопсихологическая диагностика. - К., 1986.
3. Волков Б.С.Задачи и упражнения по детской патопсихологии. - М., 1991.
4. Гароузов В.И. Нервные дети. – Л.; М., 1990.
5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной и др. – М., 1987.
6. Зейгарник Б.В.Патопсихология. - М., 1986.
7. Захаров А.И.Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.. 1982.
8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. М.В.Дубровиной. – М.,1991.
9. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.
10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии, М., 1999,
11. Селецкий A.В. Психопатология детского возраста. – К.. 2007.
План
Семинарского занятия № 2
Тема: Классификация психических расстройств(2 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Разнообразие подходов к определению нормы и патологии.
2. Критерии нормы.
3. Понятие психического здоровья, критерии и уровни психического здоровья.
4. Понятие патопсихологических синдромов и их систематика.
5. Классификация психических расстройств.
Задания для самостоятельной работы (2 часа):
1. Детерминанты отклонений в личностном развитии (концепции отечественной и зарубежной психологии о нарушениях личностного развития).
2. Структура первичного и вторичного дефекта.
Литература:
1. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т. 2. Мышление и интеллект. – Л., 1976.
2. Вулдридж Д. Механизмы мозга. – М., 1965.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.
4. Данилова Н. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учеб. для ст-тов по спец. «Психология». – М.: Изд-во МГУ, 1989.
План
Семинарского занятия № 3
Тема: Общие закономерности психического дизонтогенеза(2 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Раскройте клинические закономерности дизонтогенеза.
2. Раскройте психологические закономерности дизонтогенеза.
3. Роль критических периодов развития в проявлениях психических расстройств.
4. Классификация психического дизонтогенеза.
5. Причины возникновения отклонений в личностном развитии.
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
1. Влияние нарушения частных функций психики на развитие личности ребенка в целом. Приведите примеры.
2. Опишите случаи, когда может наблюдаться ретардация развития.
3. Какая из концепций возникновения отклонений в личностном развитии вам кажется наиболее обоснованной и почему?
Литература:
1. БайардД., Байард К.Ваш беспокойный подросток. М, 1991.
2. Берн Э.Трансакционный анализ и психотерапия. – CI16., 1992.
3. Блейхер В.М.Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
4. Буянов М.И.Ребёнок из неблагополучной семьи. М.. Бэндлер Р., ГриндерД., СатирВ.Семейная терапия. – Воронеж, 1993.
5. Валлон А.Психическое развитие ребёнка. – М, 1967.
6. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М. 1984. – Т. 3,5.
7. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М, 1971.
8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. – М, 1987.
9. Селецкий А.И. Психопатология детского возраста. – К., 1987.
План
семинарского занятия № 4
Тема: Умственная отсталость. Нарушения, связанные с развитием (4 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Раскройте сущность понятия «задержка психического развития». Перечислите типы ЗПР. Причины возникновения ЗПР.
2. Охарактеризуйте ЗПР конституционального и соматогенного происхождения.
3. Дайте характеристику ЗПР психогенного происхождения и церебрально-органического генеза.
4. Психолого-педагогическая коррекция ЗПР.
5. Раскройте сущность понятия «олигофрения». Причины олигофрении.
6. Перечислите и охарактеризуйте типы олигофрении.
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
1. Раскройте психологические особенности детей с дебильностью.
2. Раскройте дифференциально-диагностические критерии дебильности и ЗПР.
Литертура:
1. Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф.Психологическая диагностика интеллекта и личности. – К.: 1978.
2. Белопольская Н.Л.Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4, 5.
4. Зейгарник Б.В.Патопсихология. – М.. 1976.
5. Исаев Д.П.Психическое недоразвитие у детей. – Л.; 1982.
6. Мастюкова Е. М.Ребенок с отклонениями в развитии. – М. – 1992.
7. Полищук И.А.. Булахова Л.А.Клиническая генетика в психиатрии. – К., 1981.
8. Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. – М.. 1999.
План