III. Перспективная модель ОГЭ по обществознанию 2020




Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Обществознание»

В образовательных организациях Ярославской области

В 2019/2020 уч. г.

 

Составитель: Страхова Н. В.,

доцент кафедры гуманитарных

дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов
в системе общего образования, обеспечивает формирование мировоззрения, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, терпимости, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни.

В образовательных организациях Ярославской области обучение осуществляется по Федеральному государственному образовательному стандарту. 24 декабря 2018 г. на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации была утверждена Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее Концепция).

 

I. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание»
в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы

 

Учебный предмет «Обществознание» Концепция позиционирует как образовательное средство, охватывающее различные сферы (подсистемы) жизни общества и человека — социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую, и включает базовые знания из социально-гуманитарных наук (философии, психологии, в том числе социальной, этики, социологии, истории, политологии, правоведения, экономики). Исходя из этого, Концепцией определена следующая цель — «повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации», и обозначены основные направления совершенствования преподавания обществознания, учитывающие главную цель изучения обществознания в образовательной организации — «является формирование гармонично развитойличности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе».

В соответствии с Концепцией преподавание обществознания ведется
на уровнях основного общего и среднего общего образования по концентрической системе: первый концентр — 6-9 классы, изучение ведется на базовом уровне и является обязательным, второй концентр — 10 – 11 классы.

В рамках Концепции фиксируется общие подходы к содержанию предмета «Обществознание» и последовательности его изложения:

- Человек и общество (биологическое и социальное в человеке, особенности подросткового возраста, способности и потребности человека, социальные условия их формирования, представление о ценности человеческой жизни, семья и ее роль в становлении личности, разнообразие видов деятельности);

- Социальная сфера (социальные нормы как регуляторы общественных отношений, различия и взаимосвязь между социальными (моральными, религиозными и т.д.) нормами и нормами права, здоровый образ жизни, негативные последствия общественно опасных форм поведения, общечеловеческие ценности, уважительное отношение к другим людям, понимание основных норм морали в обществе);

- Сфера духовной культуры (социокультурное многообразие общества, формы познания, формы культуры, общественная жизнь, роль образования
и науки в развитии общества, влияние форм и ценностей духовной культуры
на формирование личности, различные социальные общности и группы, характерные для них субкультуры);

- Экономика (противодействие коррупции, основные понятия экономической науки, устройство экономических систем, роль экономики в росте благосостояния человека и общества, функционирование рынков капитала и рынков труда, государственная экономическая политика, поведение в конкретных экономических ситуациях, рациональное поведение потребителя, организация предпринимательской деятельности, включая малое и индивидуальное предпринимательство, системы оплаты труда работников, научно-технический прогресс, перспективы развития экономики, основанной на знаниях, необходимости использования инноваций в различных сферах деятельности, применение ресурсо- и природосберегающих технологий, производительность труда, основные понятия финансовой грамотности, устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования; способы разумного взаимодействия семьи с различными финансовыми институтами, права потребителя финансовых услуг, ценность ответственного, грамотного поведения в сфере личных и семейных финансов, в том числе через ведение семейного бюджета);

- Сфера политики и социального управления (роль политики, основы государственного устройства и формы правления, принцип разделения властей, ценности, обеспечивающие развитие общества, понимание целостности российского государства, уважительное отношение к представителям различных этносов и конфессий, ценностное отношение к демократии, правовому государству, гражданскому обществу, государственному суверенитету, конституционному строю);

- Право (общие понятия права, характеризующие правовую сферу жизни общества, конституционные основы государственного строя Российской Федерации, государственные символы России, конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, конституционные обязанности гражданина Российской Федерации, меры по противодействию коррупции, правовые основы административно-территориального устройства Российской Федерации, системы органов власти на федеральном и региональном уровнях, организация местного самоуправления, правоспособность и дееспособность, особенности правового статуса несовершеннолетнего, признаки и виды правонарушений, понятие и виды юридической ответственности, право собственности, право на труд, права и обязанности детей и родителей, права потребителей, способы защиты гражданских прав, структуру правоотношений и их виды, значение статуса гражданина России, содержание прав и обязанностей).

На первый план Концепцией выводится реализация системно-деятельностного подхода, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся посредством использования учебного проектирования, учебного исследования, технологии обучения в сотрудничестве, игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, дебатов, дополнительного образования и внеучебной деятельности, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

II. Учебники по обществознанию для 6–9 классов из федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

 

В соответствии с Приказом № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» для использования в образовательных организациях рекомендованы следующие учебники обществознания.

 

1.2.3.3. Обществознание (учебный предмет)    
1.2.3.3.1.1 Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.1.2 Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.1.3 Боголюбов Л.Н., Лазебнико- ва А.Ю., Городецкая Н.И. и др. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.1.4 Боголюбов Л.Н., Лазебнико- ва А.Ю., Матвеев А.И. и др. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.2.1 Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.2.2 Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.2.3 Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.2.4 Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание   АО "Издательство "Просвещение"
1.2.3.3.3.1 Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Рыбакова М.В. и др. Под ред. Никонова В.А. Обществознание   ООО "Русское слово-учебник"
1.2.3.3.3.2 Пушкарева Г.В., Судас Л.Г. и др. Под ред. Никонова В.А. Обществознание   ООО "Русское слово-учебник"
1.2.3.3.3.3 Лексин И.В., Черногор Н.Н. Под ред. Никонова В.А. Обществознание   ООО "Русское слово-учебник"
1.2.3.3.3.4 Кудина М.В., Чурзина И.В. Под ред. Никонова В.А. Обществознание   ООО "Русское слово-учебник"

 

С подробной информацией об учебниках можно ознакомиться на сайтах издательств

Издательство «Просвещение» предложило учебник О. А. Котовой
и Т. Е. Лисковой для 6–9 классов.
Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебник 6 класса дает представление о взаимодействии людей в обществе, о сферах общественной жизни, об основных законах жизни общества и разнообразии его типов, о важнейших задачах, стоящих перед современным мировым и российским сообществом. Раздел призван способствовать формированию общегражданской российской идентичности молодых граждан России, их патриотических чувств, толерантности, социальной ответственности, правовой, духовно-нравственной и политической культуры, самостоятельности, а также приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации. Учебник 7 класса формирует представление о регулировании поведения людей в обществе, о правах и свободах человека и системе их защиты, о гражданских, семейных, трудовых правоотношениях
и юридической ответственности в РФ. Сопровождающие рубрики параграфов, содержащие дополнительную информацию и задания, призваны помочь учащимся на основании личного социального опыта изучить общественные процессы и явления и глубже освоить темы раздела.

Учебник 8 класса позволяет расширить познания о мире экономики, о роли экономики в жизни каждого человека и общества в целом, о её влиянии
на различные стороны жизни, а также подробно изучат многообразие социальных общностей и групп, процессы, происходящие в социальной сфере, и социальную структуру общества в РФ. Сопровождающие рубрики параграфов, содержащие дополнительную информацию и задания, призваны помочь учащимся на основании личного социального опыта изучить общественные процессы
и явления и глубже освоить темы раздела. Учебник 9 класса дает представления о политической и духовной жизни общества, направлениях его развития; мировых проблемах: глобализации, вооружённых конфликтах и т.д.; познакомятся
с миром современных профессий, понятием образа жизни; подробно изучат устройство современного Российского государства, Конституцию и основы Конституционного строя нашей страны. Сопровождающие рубрики параграфов, содержащие дополнительную информацию и задания, призваны помочь учащимся на основании личного социального опыта изучить общественные процессы и явления и глубже освоить темы раздела.

Издательство «Русское слово-учебник» предлагает учебники 6–9 классов под общей редакцией В. А. Никонова. Издание подготовлено в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В учебнике для 6 класса, с которого начинается изучение обществознания в школе, рассказывается о человеке, его природе
и деятельности, современном обществе, основных сферах общественной жизни, единстве мира и глобальных проблемах, о социальных нормах, которые регулируют нашу жизнь. Учебник 7 класса знакомит обучающихся с особенностями развития духовной, социальной и политической сфер жизни общества в их взаимосвязи друг с другом. В учебнике для 8 класса рассказывается о правах
и обязанностях человека и гражданина, Российском государстве и органах государственной власти, о правовых нормах как регуляторах жизни общества,
об основах российского права — Конституции РФ, гражданском, семейном, трудовом, уголовном праве и др. Особое внимание уделено правовому положению несовершеннолетних. В учебнике по обществознанию для 9 класса рассказывается об экономике и её основных элементах, экономической системе и экономической деятельности, а также роли государства в современной экономике.

Из федерального перечня учебников были исключены следующие линии учебников

- Издательства ВЕНТАНА-ГРАФ

 

О.Б. Соболева, О.В. Иванов. / под общ. ред. Г.А. Бордовского «Обществознание. Введение в обществознание. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций    
В.В. Барабанов, И.П. Насонова. / под общ. ред. Г.А. Бордовского «Обществознание. Мир человека. 6 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений   ВЕНТАНА-ГРАФ
О.Б. Соболева, Р.П. Корсун / под ред. Г.А. Бордовского «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций   ВЕНТАНА-ГРАФ
О.Б. Соболева, В.Н. Чайка / под ред. Г.А. Бордовского «Обществознание. Право в жизни человека, общества и государства. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций   ВЕНТАНА-ГРАФ
И.П. Насонова / под ред. Г.А. Бордовского «Обществознание. Экономика вокруг нас. 9 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций   ВЕНТАНА-ГРАФ

 

- Издательства ДРОФА

 

Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание   ДРОФА
Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание   ДРОФА
Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание   ДРОФА
Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание   ДРОФА
Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание   ДРОФА

 

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные
до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников (См. п.4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345).

 

III. Перспективная модель ОГЭ по обществознанию 2020

 

В 2020 году сдавать ОГЭ будут выпускники 9 классов, которые с 5
по 9 класс обучались на основе ФГОС, что приводит к корректировке экзаменационных моделей ОГЭ с акцентом на применение знаний для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач. Школьникам предстоит продемонстрировать не только овладение определенным объемом учебного материала, но и умение его применять на практике. С перспективной моделью ОГЭ по обществознанию можно ознакомиться на сайте ФИПИ (https://www.fipi.ru/taxonomy/term/20618) Заданий в экзамене станет меньше. Работа включает в себя 22 задания вместо 31: 14 заданий с кратким ответом
и 8 заданий с развёрнутым ответом. Однако все области знаний, в которых должен ориентироваться школьник — философия, социология, культурология, экономика, политология, право по-прежнему будут представлены в экзамене.

В перспективной модели ОГЭ по обществознанию вводится работа
с изображениями — фотографиями. Составляются задания на основе сюжета
о любом поведении человека — походе в магазин, хозяйственно-бытовых делах семьи или воскресном дне в семье, задача школьников — проанализировать эту ситуацию и сделать соответствующие выводы о том, для чего нужна семья, кто такие друзья, почему мы дружим и так далее. В заданиях с диаграммами выпускники девятых классов должны будут не просто указать, какой из статистических показателей больше или меньше, но и объяснить, почему это так.
К каждому заданию 2, 6, 7, 9, 10, 12, 13 и 16 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 3, 5, 14, 15 и 17 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 18 — слово/словосочетание. Ответы на задания 1, 4, 8, 11, 19-22 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме.

Задание 1 — умение раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей. Задания 2, 7, 10, 13 и 16 — умение характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Задания 3, 6, 12 и 15 — умение приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия
в различных сферах общественной жизни. Задание 4 — умение использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта И /ИЛИ умение взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур осознание ценности культуры и традиций народов России. Задания 5, 9 — умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов
и основных функций. Задания 8 и 11 — умения: переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации; использовать полученные знания в практической (включая проектную) деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, осознание неприемлемости антиобщественного поведения. Задание 14 — умение классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям. Задание 17 — умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия. Задание 18 — умение устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства). Данное задание проверяет знание терминологии, такое же задание есть в ЕГЭ по обществознанию
в 11 классе (Задание 1). Задания 19 – 22 объединены в составное задание
с фрагментом научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.); составлять на их основе план, таблицу, схему, соотносить содержание нескольких источников социальной информации; переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, Задания представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. На одной и той же позиции (задания 1, 4, 8, 11, 17-22) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий этих заданий, что в совокупности они представляют все традиционные разделы курса.

Правильно выполненная работа оценивается 34 баллами (ранее — 39). Каждое правильно выполненное задание 2, 3, 5-7, 9,10, 12, 13, 15-18 оценивается 1 баллом. Задание 14 оценивается по следующему принципу: 2 балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок. Задания 1, 4, 8, 11, 19 – 22 оцениваются в зависимости от полноты
и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 1, 4, 19-22 выставляется 2 балла. При неполном ответе — 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 8 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа — 2 или 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 11 выставляется 4 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа — 3, 2 или 1 балл.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности задания Количество заданий Максимальный первичный балл
ОГЭ 2020 ОГЭ 2019 ОГЭ 2020 ОГЭ 2019
Базовый        
Повышенный        
Высокий        
Итого        

 

Количество заданий повышенного уровня сложности сократилось с 13
до 4. Убрали задания № 2, 3, 7, 8, 12, 17, 18, 25. Задания 23 и 24 соединили
и поставили на позицию 3адания 11:

Задание 11. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.

Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство
и б) различие. Запишите развёрнутый ответ.

В КИМ ОГЭ 2020 добавили 4 новых задания.

Задание 3. В классе появился новый ученик, который стал претендовать на место лидера. Среди одноклассников возник конфликт: часть ребят поддержала новенького, часть – нет. Что поможет цивилизованно разрешить конфликтную ситуацию? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции.

1) сотрудничество двух лидеров

2) стремление двух группировок класса существовать изолированно

3) взаимный бойкот лидерами друг друга

4) разговор двух лидеров, направленный на поиск компромисса

5) обращение за помощью к посреднику в целях разрешения конфликта

 

Задание 4. Прочитайте высказывание: «Вежливость есть… выражение уважения ко всякому человеку». (Н. А. Бердяев)

Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора. Запишите развёрнутый ответ.

 

Задание 8.

На фотографии изображена семья. Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Запишите развёрнутый ответ.

Задание 18. Заполните пропуск в таблице

 

Орган государственной власти Полномочия
Разработка и исполнение государственного бюджета
Федеральное собрание РФ Разработка и принятие законов РФ

 

Количество заданий к тексту уменьшилось с 6 до 4 — Задания 19 – 22 (ранее 26 – 31)

Задание 19. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание 20. Какой пример единства природы, культуры и национального характера привёл автор? Как автор оценил отечественную культуру?

Задание 21. Объясните, почему «человек живёт всеми столетиями своей истории» (используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения).

Задание 22. Расскажите о двух исторических памятниках / музеях своего населённого пункта / региона, которые Вы считаете наиболее важными и ценными. Поясните, в чём ценность каждого из них.

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: