Список вопросов для подготовки к экзамену по Истории для студентов
I курса ФВС. (Сокращённый вариант, для набравших в году 100 баллов. Доцент А.Л. Афанасьев. Май 2017 г.)
Основные вопросы – для всех – будут посланы позднее.
Вопросы
1. Фундаментальное и прикладное образование, их значение. Предмет история как часть фундаментального образования. Принципы познания истории (объективность, историзм, партийность).
2. История как наука и как учебная дисциплина, функции исторической науки в обществе.
3. Принятие христианства Русью. Значение христианства для истории и современного российского общества.
4. Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва и история России XIII в.: завоевание монголами, отпор натиску с Запада. Фазы этногенеза для Руси-России.
- Понятие, основные положения геополитики. Геополитическая карта мира (морские, сухопутные государства). Геополитическое значение и роль России в истории и в настоящее время.
- История России XVI – XVII вв. с точки зрения геополитики (По А.Г. Дугину.): объединение пространств Евразии, присоединение Поволжья и Сибири в XVI-XVII вв.
- История России XVIII вв. с точки зрения геополитики (По А.Г. Дугину.): приобретение выходов к Балтийскому и Чёрному морям в XVIII вв.
- Основание Томска. Его развитие в XVII-начале XXI вв., символика (герб), значение. (В т. ч. по Музею истории г. Томска на ул. Бакунина, экскурсии по историческим местам г. Томска).
- Основание и развитие в XIX - начале XXI вв. Томского гос. университета (ТГУ). (В т. ч. по экскурсии с группой - или самостоятельной - в ТГУ.)
- Основание и развитие в XX - начале XXI вв. Томского технологического института (ТПУ). (В т. ч. по экскурсии в Музей истории ТПУ.)
11. Революция 1917 г. в России: 1) Свержение самодержавия - февраль; 2) Установление Советской власти в России - октябрь. Причины, ход, значение, в т. ч. в свете теории «долгого времени».
12. Ускоренное развитие экономики, строительство нового общества в СССР в конце 1920-х - в1930-е гг. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Итоги развития советского общества к концу 1930-х гг. Оценки общественного строя, сложившегося в СССР, в т. ч. в свете теории «долгого времени».
13. СССР в годы Великой Отечественной войны: периодизация войны, причины, значение Победы.
- Теория «социогармоники». Основные силы, действующие на человека в обществе и понятия «капитализм», «коммунизм», «социализм». (Какие исторические периоды в России можно охарактеризовать как «капитализм», «коммунизм» и т. д.?) (По теории «социогармоники» В.В. Головко).
15. Исторический путь России в XX - начале XXI вв. Желательный путь в XXI в. (По «эволюционному квадрату» В.В. Головко).
16. Пути создания в России справедливого, гармоничного государства в начале XXI в. (по В.В. Головко, В.Л. Цымбурскому).
17. Основание и развитие ТУСУРа в XX – начале XXI вв. (В т. ч. по воспоминаниям первого ректора Г.С. Зубарева). Девиз, значение ТУСУРа для Томска, Сибири, России. Каким вам видится образ ТУСУР, родного факультета в сравнении с др. вузами, факультетами?
2. Основная литература для подготовки
1. Учебные лекции и материалы практических занятий, экскурсий.
2. ИсторияРоссии с древнейших времён до наших дней: учебник / А.С. Орлов [и др.].3-е изд. М.: ПРОСПЕКТ, 2012. (Любое издание.)
3. Дополнительная литература (к соответствующим вопросам)
- Гумилев Л.Н. От Руси до России. [Другое название – «От Руси к России».] (Любое издание.) - Разделы: «Вместо предисловия» (особенно график); «вместо послесловия»; «словарь терминов» (уяснить термины, используемые автором в указанных разделах).
- Дугин А.Г. Основы геополитики: геополитическое будущее России. М., 1997. Разделы: 1) введение, гл. 1-5 (это главы введения). В т. ч. рисунки–карты; 2) глоссарий (краткий словарь терминов – уяснить термины, используемые автором в главах 1-5). Интернет. (В твёрдом варианте - с. 5-29, 579-590.)
3. Головко В.В.Социал: начала социогармоники. // Управление общественными и экономическими системами. Орел, 2009. №1. http: // umc.gu-unpk.ru / umc / zj2009_1.php
Раздел: «На пути к Социалу». Подразделы:От автора,главы 1, 4, 5, 8, 9, 13-14, 20, 22-23, 27-30, 33-43, Эпилог.
4. Головко В.В. Не будь на то Господней воли: научная публицистика // Управление общественными и экономическими системами. Орел, 2012. №1. Разделы: [Введение: т.е. «теорема» перед разделом 1], 2, 4-5, 7-10; https://umc.gu-unpk.ru/umc/zj2012_1.php.
5. Зубарев Г.С. Первые десять лет // Кто есть кто в истории ТУСУРа. Томск: ТУСУР, 2009. https://www.tusur.ru/ru/tusur/history/who.html.
Время сдачи
Набравшие 100 баллов могут сдать на зачётной неделе в часы консультаций или в сессию со своей группой, по расписанию, по сокращённому варианту - 16 вопросам (см. выше).
Набравшим менее 50 баллов для допуска нужно сдать на консультации последние 3 лекции (№№ 9-11 для групп 516, 586-1-2) или лекции 10-12, 14 для групп 546, 596.
Консультации, экзамены А.Л. Афанасьева в мае-июне
Дата | Консультация № аудитории | Экзамен № аудитории, группа |
30.05, вт., 10.40 | 127 ф | |
31.05, ср., 10.40 | 129 ф | |
01.06, ср. 10.40 | 203 РК | |
07.06, 14.00 | 139 ГК, гр. 516 | |
08.06, с 9.00 | 121 ф, гр. 516 | |
08.06, 14.00 | 121 ф, гр.586-2 | |
13.06, с 9.00 | 123 ф, гр. 586-2 | |
13.06, 14.00 | 123 ф, гр.586-1 | |
14.06, с 9.00 | 121 ф, гр.586-1 | |
16.06, 14.00 | 139 г, гр. 546 | |
19.06, с 9.00 | 121 ф, гр. 546 | |
23.06, 14.00 | 139 г, гр. 3596 | |
24.06, с 9.00 | 121 ф, гр. 596 |