И наконец, здесь нет главных компонентов театра. Нет привычной традиционной драматургии с диалогами и монологами, репликами и ремарками, с подробной психологической мотивировкой каждого поступка героя и тщательной скрупулезной разработкой характеров. И нет привычного режиссеру и зрителю процесса психологического перевоплощения актера в образ.
А что же есть?
Есть огромные масштабы представления и огромные постановочные трудности, целый ряд принципиально новых проблем. Необходимо так разместить массу зрителей, чтобы всем все было видно и. слышно, чтобы была возможность одновременного появления и ухода многотысячных групп исполнителей и больших колонн техники (и при этом не терялся темпо-ритм действия), необходимо создать неповторимую атмосферу, свойственную именно данно'му представлению. И все это в условиях, когда режиссер получает возможность провести одн.у-две (максимум — три!) сводные репетиции (на больший срок нельзя собрать такую массу исполнителей и техники, освободить площадку и т. д.) и, как правило, всего одну техническую репетицию, в которую надо вместить и монтировку оформления, и установку света, и наладку звука, и проверку кинопроекций... А если еще учесть, что все огромное количество сил и средств тратится чаще всего на представление, которое будет показано всего один раз! Какая огромная ответственность ложится на режиссера, не имеющего права не то что на ошибку, но даже на обычную накладку. Вспомним, что в традиционном театре, "где спектакль репетируется несколько месяцев, ни одна премьера не обходится без накладок — то актер текст забыл, то вышел не вовремя, то реквизит ему не подали или прожектор не включили... И ничего страшного не происходит, зритель, как правило, этих накладок даже не замечает. Но представим себе на минуту, что случится, если на площадку «выйдет не вовремя» несколько тысяч человек или колонна автомашин?.. Кроме того, одноразовость показа определяет невозможность что-то доработать, исправить, внести последующие коррективы с учетом реакции публики, и это еще больше повышает меру ответственности режиссера.
|
Наиболее часто встречающаяся у неопытного режиссера ошибка —■ это попытка механического перенесения на постановку массового представления апробированных приемов и навыков, полученных при работе в традиционном театре. Ошибка эта может привести в лучшем случае к провалу представления, в худшем же — к катастрофе.
«Так что же получается? — предчувствую я возмущенный голос эрудированного читателя. — Выходит, вечные законы великой системы К. С. Станиславского вообще неприменимы к этой массовой форме?»
Нет, это, конечно, не так. Общие, основные законы творчества, открытые и сформулированные Константином Сергеевичем, такие, как учение о сверхзадаче и сквозном действии, о «жизни человеческого духа на сцене» как основе основ любого зрелищного искусства, естественно, полностью относятся и к массовому представлению. Может быть, здесь они проявляются даже более ярко. Только вот пользоваться этими понятиями надо не по-школярски, а творчески, ибо средства и методы воздействия на аудиторию здесь совершенно иные, нежели в драматическом театре. Вот что пишет ио этому поводу И. М. Туманов:
|
«Здесь мы действуем на сознание и воображение зрителя общими понятиями, крупными сценическими символами... Мы имеем дело с особым родом драматургии и особым родом сценического действия»1. И в другом месте: «И компоненты спектакля, и его мизансцены, и психологическая мотивация поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, выразительными, то есть должны создаваться как драматургом, так и режиссером иными методами и приемами»2.
При постановке массового представления необходима особая форма выражения. По жанру такое представление ближе к искусству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь более уместен широкий мазок настенной росписи, нежели филигранность и изысканность восточной миниатюры. Кроме того, следует учесть, что, поскольку на массовом представлении присутствуют самые широкие слои публики, оно должно быть простым, понятным и общедоступным. То есть в нем должны сочетаться лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и ясность.
«Стремление художника к массовому площадному театру, к театру улиц — это глубоко осознанное стремление говорить своему народу о великих героических деяниях самого народа, о проблемах человечества, эпохи,— писал А. В. Луначарский.— А для этого необходимы выразительные средства, отвечающие великим задачам, поставленным временем перед художником»'5.
Специфика работы в области массовых форм требует от ре-
! Театр под открытым небом. Сборник. М., ВТО, 1969, с. 8.
2 Массовые театрализованные представления и праздники. Сборник. М., ВТО, 1963, с. 6
|
3Луначарский А. В. О театре и драматургии, т. 1. М, Искусство, 1958, с. 760.
жиссера знания всех видов искусств, умения «задействовать» их в представлении. Ведь в постановке используются драма и опера, оперетта и цирк, духовые и симфонические оркестры, сводные хоры и небольшие вокально-инструментальные ансамбли, классический балет и народный танец, кино и эстрада, пантомима и куклы. И кроме этого, в представлении участвуют спортсмены и воинские подразделения, коллективы художественной самодеятельности и большие группы детей.
Режиссер также должен знать законы монтажа и законы коллективного восприятия, уметь пользоваться старинными полузабытыми формами площадного театра (приемы средневековой мистерии и комедии дель арте, скоморошьего действа и народного балагана) и самыми современными техническими средствами художественной выразительности (все виды осветительной и звукоусиливающей аппаратуры, кино- и диапроекции, радиомикрофоны и телевидение, дневная и ночная пиротехника) и многое, многое другое. Короче говоря, это должен быть совершенно особый режиссер —■ режиссер синтетического массового театрализованного представления.
Вот что писал об этом известный теоретик театра П. М. Керженцев: «Празднество связует в одно весь разнородный комплекс искусств, все многоразличные типы и виды театрального представления. Оно...мыслимо лишь как синтез красочных волн с звуковыми, живописи с музыкой и пением, танца с декламацией, акробатических упражнений и хоровода, марионеток и тира, цирка и атлетики, балагана и митинга. Вся эта пестрота (а пестрота — это необходимая черта) соединяется в одно целое так, что является словно новый вид творческого выявления искусства. Эта задача — использовать разнородные элементы всех искусств, чтобы создать что-то совсем новое и особенное, всегда будет заманчивой мечтой художника, режиссера, музыканта, артиста»'.
В этом высказывании следует обратить особое внимание на слово «митинг». В последние годы все чаще митинги и собрания также становятся театрализованными. Мне довелось ставить подобные митинги с такими дополнительными жанровыми определениями: митинг'концерт, митинг-реквием, митинг-рапорт, митинг-поверка и т. д.
Но и во многих иных массовых представлениях «игрового» характера зачастую нельзя обойтись без официальных речей и выступлений. В этих случаях между ними (а иногда и внутри них) желательны театрализованные эмоциональные «прокладки» ритуального характера. Эти ритуально-обрядовые элементы действия стали одним из самых специфических признаков современного массового театрализованного представления, поэтому о них следует поговорить более подробно.
В процессе постановок массовых театрализованных представ-
Керженцев П М Творческий театр Пг, 1920, с. 99-—100.
2)
лений, посвященных юбилейным датам, историческим событиям, сложился ряд определенных, повторяющихся из представления в представление приемов и даже эпизодов. Не следует торопиться заносить их все в разряд штампов и отказываться от уже сложившихся и апробированных форм только ради того, чтобы изобрести что-то новенькое. Есть приемы, которые действительно навязли в зубах и выглядят штампами, потому что ими пользуются по поводу и без оного. Например, некогда новаторское совмещение выступления известного киноактера с кинокадрами., из фильмов, в которых он снимался, или стандартный набор приветствий от воинов, от учащихся ПТУ, от пионеров... Но есть элементы массового театрализованного представления, которые уже стали традиционными и пренебрегать которыми попросту вредно. Ведь не приходит в голову отказаться от подношения хлеба-соли почетному гостю во время, например, сельских праздников или от разрезания ленточки при открытии выставки лишь потому, что все это уже было использовано кем-то когда-то и где-то. На основе народных, прогрессивных, исторически сложившихся ритуалов мы должны выработать свои, советские, освященные традициями нашей Родины обряды и ритуалы, которые войдут в плоть и кровь народа, без которых станет немыслим ни один праздник.
Опыт постановки массовых театрализованных представлений уже сейчас позволяет говорить о некоторых постановочных элементах, которые стали необходимым и единственно возможным ритуалом. Такими, например, как вынос знамени на торжественном заседании, минута молчания на митинге, посвященном памяти павших героев, и т. п.
Можно перечислить ряд других ритуальных элементов массовых театрализованных представлений, которые вошли в нашу жизнь. Таковы, например, почетный караул, выставляемый у памятников В. И, Ленину ежегодно 22 апреля, парад исторических п памятных знамен; торжественный караул у Вечного огня; зажигание ритуального пламени в чаше от факелов, которые в свою очередь зажжены от мемориальных или символических источников огня (Вечного огня у могилы Неизвестного солдата, топки паровоза, доменной печи и т п)-—своеобразная звездная эстафета огня; закладка первого камня в фундамент строящегося здания (иногда с помещением под этот камень коллективного письма будущим поколениям или реальных документов наших дней); посадка памятной аллеи или парка (очень часто корни деревьев в этих случаях посыпают горстями земли, привезенной из исторических мест — с Мамаева к) ргана или из Брестской крепости, поливают водой, взятой из Днепра, Волги и т. д.). Такие общеизвестные воинские ритуалы, как присяга на верность и целование знамени, пионерские — выход горнистов, барабанщиков, зажигание костра и т. п., находят свой эквивалент в режиссуре массовых театрализованных представлений. В связи с Олимпиадой-80 стали чаще использоваться олимпийские ритуалы — торжественный вынос флага праздника, парад участников н т. п. (рис. 14).
Основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен писал: «Вопрос церемонии является одним из важнейших. Прежде всего именно через церемонии Олимпийские игры должны отличаться от простой серии мировых чемпионатов. Олимпийские игры требуют торжественности и церемониальности»1.
1 Цпт. по кп: Новоскольцев В. Символика Олимпиад. М., ФИС, 1980, с. 9.
Мы тоже имеем право сказать, что в массовом театрализованном представлении «вопрос церемонии является одним из важнейших» и что «именно через церемонии» представление отличается от обычного митинга, демонстрации или народного гулянья.
В качестве примера расскажем о нескольких эпизодах ритуального характера, предложенных нами для торжественной манифестации в г". Геленджике, посвященной 60-летию Октября. Шествие двигалось от памятника В. И. Ленину к мемориалу Памяти героев гражданской войны, затем к монументу Воину-освободителю и, наконец, к Доске почета на площади Труда. У каждого памятника проходил театрализованный митинг, а в каждом митинге были элементы ритуального представления.
От мемориала отправились в агитпоход участники мотопробега по маршруту Таманской дивизии. Ведь именно в Геленджике начал свой легендарный путь «Железный поток». Комсомольцы взяли с собой экземпляры книги А. С. Серафимовича с дарственными надписями ветеранов революции и гражданской войны, чтобы подарить их библиотекам тех поселков и деревень, через которые когда-то прошла дивизия красных бойцов. От монумента Воину-освободителю почетный гражданин Геленджика, бывший командующий военно-морской базой города, вице-адмирал Г. Н. Холостяков и молодой матрос-первогодок вышли на катере в открытое море и возложили на воду венок с бескозыркой в память о павших героях (фото 1, 2). А ветераны войны посадили у монумента молодую березку, присыпали ее корни землей с Малой земли, полили водой из Цемесской бухты. Земля была доставлена в старой заржавленной снарядной гильзе, сохранившейся в каком-то окопе со времен войны,. а вода — в солдатском котелке. На этом котелке, который хранится сейчас в городском краеведческом музее, сохранилась выцарапанная штыком клятва малоземельцев: «Клянемся — ни шагу назад! Малая земля будет, будет Большой. Вперед, товарищи, за Родину... Ст. сержант Музыка В. Ф., сержант Пархоменко Г. Н. Март il943 г.».
У Доски почета ветераны труда, наставники молодежи вручали своим ученикам трудовые паспорта и дипломы. Самым лучшим молодым рабочим они подарили свои личные орудия производства: каменщик — мастерок, маляр — кисть, виноградарь — секатор, закройщик — метр, врач — фонендоскоп, повар — половник...
Рис. 14. Ритуальное зажжение олимпийского огня на развалинах храма Зевса в Олимпии. Греция, 1980 г.
В процессе постановки ритуалов выкристаллизовались эмблематика и символика, вызывающие у зрителей четкие ассоциации: алая гвоздика *— символ пролетарской революции, алые паруса — символ юношеской романтики, шашка времен гражданской войны — символ эстафеты подвига, гирлянда славы, солдатская каска, мастерок каменщика, сноп нового урожая и т. д. и т. п. Однако надо сказать, что в этой области мы еще очень бедны, особенно по линии создания символов и эмблем трудовых и сельскохозяйственных праздников, эмблематики разных профессий и т. д.
Здесь следует предостеречь начинающих режиссеров от неумеренной эксплуатации сложившихся ритуальных элементов. Увы, научить этому нельзя, это вопрос меры, художественного вкуса и такта. Не к месту использованный ритуальный эпизод может вызвать смех и негативное восприятие у аудитории (такое, к сожалению, случается).
«Довольно часто, чтобы вызвать в зрительном зале... сентиментальное чувство умиления и искусственно создать особо приподнятое настроение, устроители концертов выпускают на сцену детей. Каждый раз по одному и тому же ритуалу они проходят под бой -барабана вперед. Становятся во фронтальную мизансцену и старательно декламируют не очень ладные и далеко не детские стихи, в которых дают нам, взрослым, рекомендации, как жить, как трудиться... Тут нам, режиссерам, еще раз следует напомнить себе: прием, даже если он и действует безотказно, не должен быть палочкой-выручалочкой. В противном случае он способен принизить, девальвировать высокую тему, разменять ее на побочные, не очень тонкие чувства...» — пишет И. М. Туманов1.
Расскажем о создании ритуальных эпизодов на примере конкретного представления, действие которого происходило на главной площади страны.
День 29 октября 1968 года с самого утра выдался на редкость солнечным. Чуть-чуть подморозило, по сухому асфальту особенно четко отпечатывался ритм шагов. Гремели трубы десятков оркестров, полыхали сотни знамен — сорок тысяч лучших комсомольцев Москвы и Московской области собирались на Красную площадь, на торжественную манифестацию, посвященную 50-летию ВЛКСМ. Уже на улице Горького и проспекте Маркса встречало колонны празд-■ ничное убранство — красные флаги, лозунги н транспаранты на стенах домов, плакаты, афиши, на стендах — фотографии и репродукции с картин известных художников, отражающие героическую полувековую историю Ленинского комсомола. Колонны шли как бы сквозь годы, сквозь собственную историю. Вот документы и фотографии знаменитого III съезда РКСМ, на котором выступал В. И. Ленин (в это время из.динамиков, установленных над стендами, звучат ставшие классическими мелодии тех незабываемых лет). Затем Магнитка, Днепрострой, Комсомольск-на-Амуре — памятники энтузиазма молодежи первых пятилеток, а фоном звучат песни и марши 30-х годов, голоса Стаханова и Изотова, Виноградовой и Ангелиной. Вот фотографии Олега Кошевого и Виктора Талалихина, Лизы Чайкиной и Александра МатросоЕа, а музыкальное сопровождение к ним — памятные всем песни и марши Великой Отечественной...
Театр под открытым небом, с. 24—25.
С двук сторон, огибая Исторический музей, колонны вливаются на Красную площадь. Со стен музея на них смотрит Владимир Ильич с многократно увеличенного комсомольского значка. Под значком четко выделяются цифры — 1918—11968. На здании- ГУМа висит серия гигантских панно: «Вся власть Советам!», «Даешь индустриализацию!», «Победа будет за нами!», «Планета «Целина», «Мы строим коммунизм», праздничные лозунги. На флагштоках у стен ГУМа развеваются флаги всех союзных республик, на Кремлевской стене — макеты орденов, которыми награжден комсомол.
Лобное место задекорировано под земной шар — громадную полусферу, покоящуюся на пятиконечной звезде. В лучах звезды — подставки для исторических знамен. На земном шаре ярко высвечена территория СССР.
Два часа дня. В строгом каре, лицом к Мавзолею, застыли участники манифестации. 500 человек в первом ряду держат в руках кумачовые знамена лучших комсомольских организаций Москвы и Московской области. В руках остальные участников — лозунги, плакаты, транспаранты, у каждого — красный флажок, на груди — алый бант и комсомольский значок. В центре колонны —■ сводный духовой оркестр Советской Армии.
На. трибунах Кремля — восемь тысяч почетных гостей — знатных людей нашей Родины, ветеранов комсомола, героев гражданской и Отечественной войн, ударников первых пятилеток. На трибунах у ГУМа — сводный четырехтысячный хор молодежи и пионеров Москвы.
Смолкли песни и марши. На трибуну Мавзолея поднимаются члены Политбюро и секретари ЦК КПСС, секретари МГК КПСС, члены бюро и секретари ЦК, ВЛКСМ. Площадь встречает их овацией. Красным пламенем полыхнули над головами тысячи флажков.
Но вот все стихло — бьют куранты Спасской башни, величаво звучат над площадью позывные Всесоюзного радио — «Широка страна моя родная». Раздается голос Левитана:
— Внимание! Внимание! Говорит Красная площадь'. Слушай, родная страна! Говорит Красная площадь!..
На крыше ГУМа появляются 60 юных фанфаристов. Над замершими колоннами, над Мавзолеем, над всей Москвой, многократно усиленный и повторенный динамиками, летит сигнал — первая музыкальная фраза песни «Молодая гвардия». Ретранслированный всеми современными средствами связи, через радио и телевидение, он доносится до самых далеких окраин нашей необъятной Родины, он звучит за рубежом. Миллионы людей в эти минуты смотрят и слушают Красную площадь. А над пей звучит знакомый каждому советскому человеку голос Левитана:
— Красная площадь... Друг мой, ты стоишь на Красной площади, где сходятся пути поколений, где сплетаются судьбы народов, где бьется сердце эпохи. Сюда собирает нас праздник, сюда созывает нас память, здесь мы ликуем,
здесь мы клянемся. Отсюда уходят в революцию, в поиск, в космос. Сюда возвращаются герои — победители, открыватели. Здесь пересекаются дороги, по которым люди Земли приходят к Ленину!..
Звучит торжественный марш. На площадь вступают группы почетного караула — передовые представители рабочей и сельской молодежи, студенчества, воинов всех союзных республик.
Левитан. Сегодня право стоять в почетном карауле на посту № 1 нашей Родины, у Мавзолея Владимира Ильича Ленина, доверено лучшим представителям Ленинского комсомола. Вместе с ними в эту минуту на всей нашей земле, от края до края, от моря до моря, в почетный караул к памятникам Ильича встают лучшие сыны и дочери комсомола!..
Почетный караул занимает место по обе стороны от центрального входа в Мавзолей.
Хор запевает песню «Святое ленинское знамя». Первый ряд участников манифестации опускается на одно колено и склоняет кумачовые знамена. Из-за знамен медленно выходит второй ряд манифестантов, в руках у них 11,00 корзин с белыми астрами и 600 букетов алых гвоздик. Они идут по всей ширине Красной площади к Мавзолею.
На фоне песни звучат два звонких молодых голоса.
Рис. 15. Ритуальные элементы в массовом театрализованном представлении. Эскиз оформления знаменной площадки для манифестации, посвященной 50-летию ВЛКСМ. Москва, Красная площадь, 1968 г. Художник Г. Мясников
Девушка. Из манифеста VI съезда Российского Коммунистического Союза Молодежи.
Юноша. «Не для красного словца, не из желания носить лучшее из всех имен, не только для того, чтобы почтить уважением память великого человека, приняли мы это решение: переименовать РКСМ в Ленинский комсомол».
Девушка. «Нет! Мы приняли его для того, чтобы вся трудящаяся молодежь всех народов, населяющих СССР, вместе со своим передовым отрядом — Коммунистическим Союзом Молодежи, прониклась единой волей и твердой решимостью научиться по-ленински жить, работать и бороться, осуществлять заветы, оставленные нам Лениным».
Корзины цветов устанавливаются у подножия Мавзолея, по всему парапету ложатся букеты гвоздик. Первый ряд участников манифестации совершил перестроение — кумачовые знамена разошлись на фланги каре и замерли там. Смолкла музыка.
Секретарь МГК ВЛКСМ объявляет торжественную манифестацию открытой, произносит краткую речь, которая заканчивается призывом: «На героическую полувековую историю Ленинского комсомола равняйсь! Смирно! Исторические знамена комсомольской славы, легендарные знамена нашей борьбы и побед внести!»
На площади появляются броневик, тачанка и старинный открытый автомобиль (все подлинное — из музея).
Звучат стихи о революции, о гражданской войне, о героизме комсомольцев
На автомобиле — знамя крейсера «Аврора», рядом с ним — ветераны революции, участники штурма Зимнего, матросы «Авроры». На броневике — знамя I съезда РКСМ, память первых комсомольских ячеек. Его сопровождают участники съезда, ветераны комсомола. На тачанке — знамя кавалерийской бригады Котовского. Под этим знаменем сражался писатель-боец Николай-Островский. Сейчас под знаменем стоят ветераны гражданской войны, бойцы Первой Конной. Знамена медленно движутся по фронту нолонн. В это время в первых рядах участников манифестации появляются подлинные лозунги и плакаты времен гражданской войны: «Все на борьбу с Деникиным!», «Социалистическое Отечество в опасности!», «А ты записался добровольцем?» и т. д. Знамена устанавливаются в подставках первого луча звезды, ветераны поднимаются на трибуны, а на земном шаре ярко освещается территория Страны Советов в границах 1918 года. На ней — юноша в буденовке и шинели с огромным алым знаменем в руках {рис. 15). Знамя развевается по ветру (за полусферой спрятаны специальные ветродуи). Оркестр играет «Тачанку», а из глубины колонн медленно поднимается в небо большой воздушный шар-зонд с изображением ордена боевого Красного Знамени — первого ордена комсомола, которым он был награжден за боевые заслуги на фронтах гражданской войны. Фрагмент из постановления ЦИК читает по радио Ю. Б. Левитан...
Но — новое время, новые песни... Очередной этап истории комсомола оркестр начинает «Маршем энтузиастов». Под эту мелодию на площади появляются первый трактор СТЗ, первый автомобиль АМО и на специальной платформе — самолет, на котором совершили свой исторический перелет Гризодубова, Раскова и Осипенко.
В это время участники манифестации уже держат лозунги и плакаты первых пятилеток, знаменитые: «Пятилетку в четыре года!», «Догоним и перегоним!», «Все в Осоавиахим!» и т. д. По радио звучат стихи о героизме комсомольцев 30-х годов.
Юноша. На Красной площади — реликвии славы, знамена трудовой доблести, дерзаний и побед комсомолии 30-х годов!
Девушка. Знамена Магнитки, Московского метрополитена, Комсомольска-на-Амуре сопровождают герои труда, первопроходцы и первостроители, ветераны комсомола...
Знамена устанавливаются во втором луче звезды, ветераны поднимаются на трибуну. На земном шаре ярко освещается территория СССР в границах 1931 года, на ней — юноша-кузнец с молотом в руках.
Оркестр играет «Песню о встречном». В небо медленно поднимается шар с изображением ордена Трудового Красного Знамени.
Начинается третий этап истории комсомола. Звучит «Священная война». Красные огневые сполохи бегут по территории Страны Советов на земном шаре. Две группы знамен с двух сторон одновременно появляются на Красной площади. Это знамя дивизии героических ополченцев Москвы, боевое знамя гвардейского стрелкового полка имени Александра Матросова, флаг подпольной организации «Молодая гвардия» —• тот самый, что был водружен Сергеем Тюлениным на краснодонской школе в памятную ночь с 6 на 7 ноября (1942 года, и Знамя Победы.
Эти реликвии комсомольской славы, мужества п отваги появляются на легендарном танке Т-34, на прославленной «катюше», на грузовике, везущем знаменитую пушку — «сорокапятку», и на истребителе — «ястребке», установленном на специальной платформе. Под знаменами стоят и идут участники памятного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, ветераны войны и молодые солдаты-комсомольцы призыва 1968 года, подпольщики-молодогвардейцы и участники штурма рейхстага.
В первом ряду манифестантов появляются лозунги и плакаты времен Великой Отечественной войны: «Все для фронта, все для победы!», «Родина-мать зовет1», «Наше дело правое — мы победим» и т. д. Звучит мелодия песни «Протрубили трубачи тревогу». Знамена устанавливаются в третьем луче звезды. Ярко освещается территория СССР и освобожденных стран Европы. На земном шаре гордо стоит советский солдат с мечом и спасенной девочкой на руках. В небо поднимается шар с изображением ордена Ленина.
Оркестр начинает новую мелодию — мелодию мирного времени, тему наших дней. Звучит «Марш коммунистических бригад», а по радио — стихи о героях-комсомольцах 60-х годов.
На площади, на тракторе «Кировец», новом МАЗе, самодвигающемся кране, панелевозе и других образцах новейшей советской техники появляются еще две группы знамен. Под этими знаменами — молодые рабочие и колхозники, герои целины и ударных комсомольских строек.
Диктор. На Красной площади — знамена комсомольского подвига 60-х годов: знамя бригады коммунистического труда депо Москва-Сортировочная, выступившей зачинателем этого замечательного движения; знамя ударной комсомольской стройки Запсиба; знамя сводного целинного студенческого отряда Москвы; флаг атомной подводной лодки, совершившей кругосветное плавание; первое знамя, водруженное над Усть-Илимской ГЭС; знамя одного из первых, созданных на целине совхозов, получившего название «Ульяновский».
Знамена устанавливаются на двух последних лучах звезды. На земном шаре освещается территория Страны Советов. Она светитсч то желтым цветом колосящихся полей, то зеленым — лесов и лугов, то голубым — морей н озер и, наконец, красным — цветом борьбы и побед. И на земле -стоит молодой naj. пень в форме бойца студенческого строительного отряда со снопом пшеницы в руках. Звучит «Марш советской молодежи». В воздух поднимаются сразу два воздушных шара. На каждом из них изображение ордена Ленина.
Оркестр совершает перестроение, открывая в центре каре свободный проход от ГУМа к Мавзолею. Звучит «Песня о тревожной молодости».
От ГУМа к Мавзолею начинает движение группа с тремя знаменами — два рядом, одно — чуть позади. Звучит «Встречный марш» Грибоедова.
Юноша. На Красной площади — знамена Московской городской и Московской областной комсомольских организаций!.. Знамя Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи несет Герой Советского Союза, легчик-космонавт СССР, член- ЦК ВЛКСМ Алексей Леонов.
Знамена устанавливаются прямо против Мавзолея, а па земном шаре освещается фигура космонавта в скафандре и шлеме с маленьким спутником в простертой к небу руке.
Левитан. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1968 года. «За выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи в становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами нашей Родины, активное участие в социалистическом и коммунистическом строительстве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающих поколений в духе преданности заветам В. И. Ленина и в связи с 50-летием ВЛКСМ наградить Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи орденом Октябрьской Революции!»
Звучит торжественная музыка, крики «Ура!», «Слава!», лозунги и приветствия, все участники манифестации машут красными флажками, аплодируют. В небо поднимается шестой воздушный шар, на котором изображен орден Октябрьской Революции.
От ГУМа к Мавзолею бегут сотни пионеров с букетами цветов, вручают их почетным гостям на Мавзолее и на трибунах. Участники хора на трибунах ГУМа из цветных флажков складывают лозунги: «Слава КПСС», «Слава ВЛКСМ», «Слава советскому народу»...
Так начиналась эта манифестация. Затем шли выступления и приветствия. Секретарь МГК ВЛКСМ в своей речи напомнил о тех тысячах и тысячах молодых ребят, комсомольцев, которые не дожили до этого торжественного дня, пали на фронтах, умерли от голода и лишений, отдали свою жизнь за Родину. Он говорил о том, что в сегодняшних наших достижениях есть частица их пламенной жизни, что имена их навсегда сохранились в наших сердцах, они всегда рядом с нами, в одном строю.