Сгорают в пепел, прах, а где, скажите, дым?»




Лекция № 12. Философская сущность человека.

1. Сущность проблемы человека. Проблема антропогенеза.

2. Проблема личности в философии. Социализация личности. Социальные типы личности.

3. Проблемы свободы и ответственности личности.

4. Философская проблема смысла жизни человека, смерти и бессмертия.

«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?

В чём нашей жизни смысл? Он нам непостижим.

Как много чистых душ под колесом лазурным

Сгорают в пепел, прах, а где, скажите, дым?»

/ Омар Хайям /

 

Н. Бердяев заметил, что даже стоя у края могилы, человек задумывается над тем, зачем он пришёл в этот мир? Смысл жизни. В чём он? В продолжении рода, в счастье материнства, в творчестве, в повседневных поступках, в великих творениях... Для каждого человека смысл жизни состоит в чём-то своём. И в то же время смысл жизни всех людей один, ибо они - люди, и в то же время все люди разные. Что нас объединяет и что разъединяет? Что волнует и заботит больше - проблема хлеба насущного или проблема души? С. Цвейг писал: "Человек ощущает смысл, и цель собственной жизни лишь, когда сознаёт, что нужен другим". Чтобы разобраться во всем этом, естественно одного занятия не хватит. Мы с вами сегодня лишь попробуем наметить основные вехи формирования человека - личности и смысл его жизни. А работа эта для вас на всю жизнь. Изберём мы для этого сократовский метод - "маевтику". В споре рождается истина, в беседе - мысль. Вот и будем помогать вы - мне, а я - вам "рождать мысль".

В течение нынешнего века, особенно в последней его трети обостряется интерес к проблеме человека. Философия как основа мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, но знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для неё не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Возникает вопрос: существует ли загадка человека?

В книге французского писателя Веркора "Люди или животные?" сюжет построен на своего рода мысленном эксперименте. Высоко в Андах работает экспедиция из нескольких европейцев. Один из них убивает существо, принадлежащее то ли к племени людей, то ли к стаду животных. Возникает вопрос об ответственности, поскольку возможно, убили человека. По каким же критериям можно отличить человека от животного? В ходе обсуждения называются разные критерии: нравственность, религиозность, речь, сознание и др. Но ни один из них однозначно не содержит утверждение, что это принадлежит только человеку.

Ф.М. Достоевский писал, что человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Человек есть тайна, поэтому к нему не могут быть вполне применены формулы типа "понять предмет - значит, построить его" (Спиноза). М.М. Бахтин выразился точнее: "человек не может быть понятием".

 

В различные периоды истории понятие о человеке изменялось. Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Первые представления о человеке формируются на стыке философии и мифологии..

Именно в Античной Греции сложилась западноевропейская философская антропология. Человек здесь не существует сам по себе, а лишь в системе определённых отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос.

В эпоху Нового времени своё развитие получают идеи новой культуры - гуманизма. Он появляется в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманизм утверждает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии.

Томас Гоббс в противоположность Аристотелю утверждает, что человек по природе существо не общественное. "Человек человеку - волк" (homo homini lupus est), а "война всех против всех" является естественным состоянием общества. Он пишет: "Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге... единственная цель и единственная награда каждого из участников, это - оказаться впереди своих конкурентов".

Рене Декарт считал, что единственно достоверным свидетельством человеческого существования является мышление. "Мыслю, следовательно существую" (соgitо егgо sum). Французские материалисты XVIII в. Гольбах, Гельвеции, Дидро признавали знаменитый принцип Ламетри "Человек - машина". Человек - продукт природы.

Иммануил Кант ставит человека в центр философских исследований. Человек по Канту с одной стороны принадлежит природной необходимости, с другой стороны - нравственной свободе и абсолютным ценностям. Человек "как свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого. Человек по природе зол, но обладает задатками добра. Человек никогда не свободен от вины".

Основное отличие человека от других существ самосознание. Если по Фрейду основной принцип удовольствия был связан с удовлетворением человеческих потребностей, то для Канта "работа - лучший способ наслаждаться жизнью".

Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, человека он понимает как часть природы. Антропологический принцип Фейербаха направлен против идеалистического взгляда на дуализм души и тела. В основе его антропологии лежат отношения между Я и Ты.

В русской философии во взглядах на человека можно выделить материалистические учения Белинского, Герцена и концепции представителей религиозной философии Фёдорова, В. Соловьёва, Бердяева и др.

В основе учения о человеке в религиозной философии стоит вопрос о природе и сущности человека. В человеке содержится две полярные сущности - бога и дьявола, добра и зла. С точки зрения представителей этой философии (Н. Бердяев, В. Соловьёв) главное для человека имеет духовная, божественная субстанция, подлинный смысл человека и его существования - соединить человека с богом. В силу изначальной раздвоенности человека, его судьба оказывается трагичной по самой своей сути.

Проблема сущности находится в центре философского учения о человеке. Философы усматривали отличие человека от животного. Такой основой, лежащей в историческом бытии и развитии человека, составляющей его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность. С развитием трудовой деятельности и общественного производства развиваются и общественные отношения людей. Но человека нельзя сводить только к человеку "экономическому". Он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе весь спектр общественных отношений. Человек не только результат общественных отношений, но и творец их. При этом человек обладает индивидуальностью. Человеческое существование есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Человек есть единство трёх начал — биологического, социального и психологического. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожаем самого человека.

Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Своё наиболее полное выражение она нашла в философии экзистенционализма. Человеческое существование трактуется как человеческое бытие, соотнесённое с транценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира.

Отсюда существование - это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором живут вместе, но умирают в одиночку. В экзистенционализме подлинное бытие человека связывается с индивидуальным бытием личности, её свободой, стремлением к трансценденции. Ж.-П. Сартр утверждает, что существование предшествует сущности.

Однако большинство философов считают, что сущность человека невозможна вне его существования. Сущность формируется в ходе существования.

С проблемой сущности и существования связан вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. В философской литературе есть два подхода к этой проблеме. Сторонники одной считают, что природа человека всегда социальна. В Загорске есть специальная школа для слепоглухонемых детей. До школы эти дети были не животные, а даже растения. У них отсутствовал даже исследовательский рефлекс, якобы открытый И.П. Павловым. Они могли умереть, даже если пища была рядом. И только в школе с использованием специальных методик их приучали к орудийной деятельности, начиная с приёма пищи и кончая сложными навыками письма. Их учили произносить членораздельные звуки, а затем читать и писать с помощью азбуки Бройля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Четверо из них закончили психологический факультет МГУ.

Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975 г. Её основоположник Э. Уилсон опубликовал книгу "Социобиология. Новый синтез". Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а более специфических - приматам. Среди этих форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определённого местообитания, агрессивность.

Однако, признавая решающее влияние культурной эволюции, социобиологи стараются обратить внимание на то, что на формы, в которых мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние, на структурном уровне и наша биология. Но Майкл Рьюз пишет, что они отнюдь не утверждают, что биология наполняет нас врождёнными идеями типа "2x2=4" или "Бог существует".

Однако существуют и экстремисские теории типа книги "Изгиб колокола" (1994 г.) Чарльза Меррея и Ричарда Хернстейна. Они соглашаются с утверждением, что между белыми и чёрными зияет пропасть в 15 пунктов "коэффициента умственного развития". Это чисто расистская теория. Её опровергает утверждение, что каждые 15 лет интеллектуальный уровень населения США повышается на 3 единицы, т.е. генетической предрасположенности к отставанию не существует, за исключением патологии (болезнь Дауна и т.п.).

Рядом с проблемой биологического и социального стоит проблема бессознательного и сознательного. Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд. Он утвердил бессознательное, как важнейший принцип человеческого измерения и существования. (Вспомните лекцию по истории философии - три пласта человеческого существования: ид (оно) находится за пределами сознания, небольшой пласт сознательного "Я" (еgо), верхний пласт - "сверх Я" (suрег еgо) - идеалы и нормы общества).

Внутренний мир человека оказался ареной борьбы между "инстинктом жизни" и "инстинктом смерти. Американский психолог и социолог Э. Фромм подверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Одним из наиболее важных факторов развития человека по Фромму является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека. Человек подчинён и законам природы и является существом социальным. Это противоречие он называет "социальной дихотомией". Ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают животным, человек, принимает решения, руководствуясь собственным сознанием. Это порождает неуверенность.

Перед тем, как говорить о смысле человеческой жизни, мы с вами должны разобраться в таких понятиях, характеризующих человека, как "индивид", "индивидуальность", "личность".

Термин "индивид" употребляется для обозначения отдельного человека и как представителя какой-либо социальной группы.

Дословно "индивид " означает неделимую частицу какого-то целого. Различия людей, как индивидов это различие между самими общественными группами, к которым они принадлежат. Эпоха, в которой человек живёт, способ жизнедеятельности его социальной группы - всё это накладывает печать на индивидуальное поведение человека.

Термин "индивидуальность " фиксирует независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личных качеств и свойств. Немецкий философ Ю. Хабермас определяет индивидуальность как "мою концепцию меня самого".

Для личности характерно утверждение "я есть", для индивидуальности "я такова". Термин "личность" (от лат. "регsоnа") первоначально обозначал маску, которую актёр надевал в античном театре. (Сравните в русском языке - "личина").

Затем это слово стало обозначать самого актёра, его роль, персонаж. У римлян слово "регsonа" употреблялось не иначе, как с указанием определённой социальной функции, роли, амплуа. Превратившись в термин, слово "личность" существенно изменило свой смысл и стало выражать нечто обратное тому, что подразумевали под этим в древности. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек, как индивидуальность, выражает себя в продуктивных действиях, и его поступки интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. М.М. Бахтин определил, что личность - это "субъект поступания". Достоинство личности, определяется тем, что человек сам себя вменяет. Невменяемость - это приговор психиатра. Быть личностью трудно. Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Когда же рождается личность?

Вопросы группе:

1. Можно ли назвать личностью новорожденного ребёнка?

2. Можно ли назвать личностью 5-летнего ребёнка?

3. Можно ли считать личностью психически больного человека?

 

В последние годы большое внимание уделяется т.н. перинатальной общности, т.е. формированию особых отношений между матерью и плодом. Следует отметить, что границы перинатального возраста (зачатие-рождение) задаются существующей культурой и не являются раз и навсегда жёстко определёнными. Мать соединяет ребёнка с миром. На 2-м месяце внутриутробной жизни развивается ЦНС и периферическая нервная система, 1,5-месячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери. 5-ти месячный эмбрион слышит громкие крики, "пугается", "сердится", изменяет поведение в зависимости от настроения матери. С 6-ти месяцев согласно Верни берёт отсчёт интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребёнка.

"Кризис рождения" - первый крик - крик "нет!". Психиатры сравнивают ребёнка первого года жизни с петухом, ибо плач и крик для него единственно доступные способы дать о себе знать. Индивидуальность нарастает к 2-3-х летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного "Я".

Большое значение имеют особые "критические" моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Решающим здесь является общение с другими людьми. "Диких" детей, "воспитанных" среди животных не удалось сделать полноценными людьми, (легенда о падишахе Акбаре).

Трудный подростковый возраст, затем зрелость, старость. Об этом прекрасно сказал У. Шекспир:

 

"Весь мир - театр,

В нём женщины, мужчины - все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Сперва младенец,

Ревущий громко на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна.

Затем судья с брюшком округлым

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь.

Шестой же возраст — это будет нищий Панталоне,

В очках, туфлях, у пояса - кошель,

В штанах, что с юности берёг, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит как флейта. А последний акт —

Коней всей этой странной, сложной пьесы —

Второе детство, полузабытьё,

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего ".

 

Таким образом, что же влияет на формирование личности? Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли: ребёнка, родителя, ученика, учителя, супруга. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности, в каждой конкретно-исторической обстановке. Английский поэт XVIII в. Вордсворт сказал так: "ребёнок - отец мужчины".

Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство и недовольство собой определяется формулой:

 

Самоуважение = Успех

Притязания

 

 

Т. Карлейль по этому поводу говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих".

Особую роль в формировании личности играет нравственность. Она является не просто средством общественного регулирования индивидуального поведения, она и средство духовно-персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека. Она является прологом к самоуничтожению. К чему же может привести к деградации личности? Алкоголизм, наркомания, травма... Подумайте. Ваши ответы мы рассмотрим на семинарском занятии.

Австрийский психиатр Бруно Беттельгейм провёл исследования среди узников концлагеря Бухенвальд. Он пришёл к выводу, что в гитлеровском концлагере была "ампутация личности в человеке" - «формирование идеального заключённого", который реагировал бы на команды надсмотрщика мгновенно, бездумно. В "идеальных" заключённых быстрее всего превращались либо расчётливые циники, либо чиновники, привыкшие выполнять приказ. Дольше всего сопротивлялись разрушению ригористы - "люди дома", "люди принципы". Чтобы не вымереть, надо было перестать бояться насильственной смерти.

Большую роль для личности играет её здоровье. Сравните жизнь больного и здорового человека, человека с детства прикованного к постели, детей с ДЦП? А в чём особенность личностных качеств врага, медсестры, вообще медработника? Это тоже вопрос для вашей самостоятельной работы дома.

Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей формой этого усилия является работа по определению смысла жизни.

Вопрос о смысле жизни, в общем-то, прагматичен. Он связан с вопросом "ради чего жить", а не с вопросом как приносить практический эффект. Человек, как мы уже говорили, выполняет определённую роль. Выделяют несколько социальных типов личности.

Первый - деятели (охотники, рыболовы, воины, ремесленники, земледельцы, рабочие инженеры и т.д.). Для них главное - активное действие, изменение мира. Потребность в таких личностях велика. Евангелист Лука писал: "Жатвы много, а делателей мало".

Второй тип - мыслители (мудрецы, пришедшие в этот мир, чтобы смотреть и размышлять). Их не всегда понимают, ибо нет пророка в своём Отечестве.

Третий тип - люди чувств и эмоций. Прежде всего, деятели литературы и искусства. У них остро развита интуиция.

Четвёртый тип — гуманисты и подвижники, отличающиеся обострённым чувством ощущения душевного состояния другого человека. (А. Швейцер, Мать Тереза и др.).

В европейской и восточных цивилизациях сложились различные модели личностей. В европейской, личность понимается как определённая целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной "стержень" (через чувства стыда, страха, любви к Богу, греховности человека, утверждения самоценности, человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время).

Для японцев характерно восприятие личности как совокупности нескольких "кругов обязанностей" - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

У мировых религий свой идеал человека.

В христианстве - человек - соединение Божественной и человеческой природы, воплотившейся в феномене богочеловека - Иисуса Христа. Его новая нравственная заповедь людям "Да любите друг друга".

В исламе - личность человека - это строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха.

В буддизме - для человека главное осознание четырёх "благородных" истин:

первая - жизнь страдания;

вторая - причина страданий - желания;

третья - человек должен преодолеть иллюзию, "открыть глаза"; четвёртая - "истина пути" - достижение нирваны.

Одним из условий развития человека и личности является свобода. Диапазон этого понятия очень широк. Б. Спиноза писал: "Свобода есть осознанная необходимость". В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля", "вольница". Свобода воли — понятие, обозначающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных задач личности. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям. Как правило, понятие воли относят к зрелой личности, отдающей отчёт своим поступкам, ответственность за свои действия иначе свобода превратится в беспредел.

Сколько отдано жизней ради обретения свободы, сколько свершилось революций и освободительных войн. Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности и её самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. Но ещё более страшное влияние на человека и личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчинённый чужой воле и лишённый (посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.п.) собственного мировоззрения, мыслей и взглядов - уже не личность.

Таким образом, быть личностью трудно. Но ещё труднее быть счастливой личностью. И когда кажется, что ты несчастен во всём, возникает мысль о смерти. За небольшими исключениями, у всех времён и народов высказывания о жизни были негативными.

"Жизнь - это страдание" (Будда). "Вся моя жизнь - лишь цена обманчивых надежд" (Дидро). "Жизнь - копейка" (поговорка). Идея святости жизни, право на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. Возможно ли бессмертие?

Первый вид бессмертия - в генах потомства.

Второй вид - мумификация тела с расчётом на вечное хранение.

Третий вид -"вхождение в космическое тело" (характерно для восточных цивилизаций).

Четвёртый вид - жизненное творчество - бессмертные творения людей.

Пятый вид - изменение состояния сознания (в восточных цивилизациях - система психотренинга и медитации).

 

Христианское понимание (Экклезиаст) - "день смерти лучше дня рождения". Имеет ли человек право прервать свою жизнь сам или с помощью эвтаназии? Это вам задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару.

Так в чём же смысл жизни? Один из наиболее удачных ответов: "primum vivire deinde philosophare" - "сначала жить, потом философствовать".

Что же является ценным для человека? Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Эта теория устанавливает соотношение ценностей с мерой реальной человеческой жизни.

Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) считает, что любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Социологическая концепция ценностей М. Вебера считает, что ценность - это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта.

Гедонизм - установка, утверждающая, что наслаждение - высшее благо жизни и критерий поведения человека (Эпикур, Гоббс, Локк, Гельвеции и др.).

Аскетизм - идеал жизни - это добровольное отречение от наслаждений и желаний, отказ от благ жизни и привилегий.

Утилитаризм - величайшая ценность и основа нравственности - польза.

Каждый век вносит свои представления в ценностях, но вечным остаются - жизнь, любовь, счастье, добро, Бог, справедливость.

В своё время Ф.М. Достоевский рассматривал историю человечества как путь от неосознанного "быть" через осознанное "иметь" к осознанному "быть". Разумеется, здесь нет, да и не может быть никаких гарантий, ибо хитрость Разума и ирония Истории всегда будут вечными спутниками человека. Наивно, в очередной раз, уповать на грядущий золотой век. Среди людей всегда будут "правильные" и "неправильные", идущие в стаде и своим особым путём. Никогда не выведут особой породы "нового человека", который преодолеет все несовершенства мира, решит все глобальные проблемы. В бесконечном движении жизни рождаются мудрость и радость - вечные спутники философствования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: