Сопровождение и поддержка развития детей





Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора рождают множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Следовательно сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

– диагностики существа возникшей проблемы;

– информации о путях возможного решения проблемы;

– консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

– первичной помощи при реализации плана решения.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

В теории сопровождения развития ребенка важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка»;

- непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

- стремление к автономизации.

Анализируя сущность понятия сопровождения, необходимо остановиться на близких понятиях, таких как «обеспечение», «помощь», «поддержка». Использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение» может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения»; однако лексически – это более жесткая форма, которая подчеркивает приоритет личности «обеспечивающего»; тоже самое можно сказать и о термине «помощь».

По мнению О.С. Газмана, дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости вычленения в педагогическом процессе педагогической поддержки . Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий , мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевое слово теории педагогической поддержки – проблема ребенка.

Обеспечению педагогической поддержки могут служить следующие основные принципы (Т.В. Анохина):

- согласие ребенка на помощь;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;

- вера в эти возможности;

- ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- конфиденциальность (анонимность);

- доброжелательность и безоценочность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа «Не навреди»;

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Важной составляющей общей теории сопровождения выступает и концепция социальной незащищенности. Именно эта концепция может помочь объяснить поведение детей в сфере решения социально-эмоциональных проблем. В качестве такого объяснения может выступать утверждение, что большинство поведенческих проблем вызваны неспособностью детей и подростков выработать связи с образовательным учреждением (детским домом, интернатом, школой или училищем) и обществом.

В теории принято следующее определение социальной незащищенности.

Группы населения или людей называются незащищенными, если они серьезно и периодически оказываются под влиянием негативных эффектов от контактов с социальными учреждениями (включая школу, рабочий рынок, юридические органы) и получают небольшую или вовсе не получают пользы от них.

В условиях образовательного учреждения это означает, что социально незащищенный ребенок будет в основном выступать объектом воздействия, слышать негативные замечания, часто подвергаться наказаниям и не будет в полной мере получать выгоду от всего того позитивного, что предлагает ему окружающее образовательное пространство (например, не сможет овладеть необходимыми знаниями и умениями).

Социальная незащищенность – интерактивная концепция: кто-то всегда является незащищенным перед чем-либо, например ученик перед школой. Это означает, что оба полюса взаимодействия (школа и учащийся или детский дом и воспитанник) должны быть вовлечены в поиск решения проблемы.

Состояние социальной незащищенности является кумулятивным. Если учащемуся трудно в одном учреждении, то эти сложности могут быть перенесены и в условия другого учреждения.

Незащищенность более зависит от характеристик культуры, чем от структурных характеристик. Так, речевые затруднения ребенка, проблемные отношения с одноклассниками или воспитателем, ограничения в выборе образовательного маршрута, отсутствие интересов гораздо больше влияют на формирование чувства незащищенности, чем низкий доход родителей, непрестижная работа и т.д.

Позитивные связи являются решающими в процессе преодоления социальной незащищенности. Если ребенок часто думает, что учителя относятся к нему плохо; что штамп негативного восприятия поставлен ему навечно, то его связи с образованием в школе ослабевают, он начинает плохо учиться и начинает чувствовать себя некомпетентным учеником. Учащиеся с такого рода опытом имеют небольшое количество побудительных причин для того, чтобы твердо следовать декларируемой дисциплине, и часто подвергаются наказаниям. Они начинают искать поддержку в группах сверстников, разделяя с ними сходный негативный опыт.

Если учащиеся вырабатывают положительную связь с педагогом, психологом, социальным педагогом, то это отношение тормозит нарастание поведенческих проблем. С другой стороны, если они совершают асоциальные поступки, то могут потерять позитивную связь со взрослыми и лишиться положительного социального статуса в классе и школе. Отсутствие такой позитивной связи между учащимися и педагогами часто связано с неприятием культуры окружения учащихся со стороны учителя. Терпимое отношение или принятие заключает в себе знание культуры детей определенного окружения и возраста и исключает дискриминацию, основанную на признаках этой культуры.

Профилактика социальной незащищенности включает не только задачи предупреждения возникновения проблем, но также и желание усилить факторы, стимулирующие благоприятное развитие.

Определение общей профилактики в системе сопровождения может быть построено на основе следующего подхода.

Все инициативы (координация, консультация, стимуляция, информация или предупреждение) должны быть нацелены на устранение или нейтрализацию факторов, систематически мешающих позитивному развитию молодого поколения (или его части), или на усиление факторов, стимулирующих позитивное развитие молодых людей.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!