Контрольно-измерительные материалы для аттестации остаточных знаний
По дисциплине: «Организационное поведение»
Составитель: к.э.н., доцент Довлатян Г.П.
Шахты 2011
1. Организационное поведение это…
а) – процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих;
б) – систематическое изучение поведения людей внутри организации, а также отношений внутри организации;
в) – изучение малых групп, насчитывающих до двадцати участников, и процессов взаимодействия в малых группах;
г) – социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.
2. Появление понятия «организационное поведение» обычно связывают с докладом Р. Гордна и Д. Хауэла
а) – в 1995 г.
б) – в 1957 г.
в) – в 1969 г.
г) - в 1959 г.
3. Интерес к организационному поведению в России появился
а) - в период «холодной войны»;
б) – в период перестройки;
в) – в постперестроечный период.
4. Выберите ответ не соответствующий истине. По типу воздействия на субъекта-носителя организационное поведение бывает:
а) – групповое;
б) – реактивное;
в) – конформное;
г) – ролевое.
5. В рамках социологической науки выделяют следующие подходы к организационному поведению:
а) – модели социального обмена, функционалистический подход, инвайронментальный подход, когнитивная методология;
б) – конфликтный подход, методология индивидуальных различий, концепция групповой динамики, социально-типический подход, феноменологический подход;
в) – бихевиористский подход, теория социального действия, интеракционистский подход, функционалистический подход;
г) – нормативно-институциональный подход, интеракционистский подход, социально-типический подход, теория социального действия, функционалистический подход.
6. Эффективный менеджер тратит на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие
а) – 30% своего рабочего времени;
б) – 70% своего рабочего времени;
в) – 80% своего рабочего времени;
г) – 20% своего рабочего времени.
7. Россия может быть отнесена к группе стран
а) – с высокой «дистанцией власти»;
б) – с низкой «дистанцией власти».
8. Для этой стадии жизненного цикла организации характерна работа персонала, достигающего максимальных результатов при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
а) – формирование организации;
б) – интенсивный рост;
в) – стабилизация;
г) – кризис.
9. Этот тип ценностных установок организации связан с пониманием ценностей упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации.
а) – «тусовка»;
б) – механизация;
в) – внутреннее предпринимательство;
г) – управление качеством.
10. Выберите тип структуры управления, которая строится на управлении совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ
а) – линейная;
б) – функциональная;
в) – линейно-функциональная;
г) – матричная.
11. Это свойство принципа системности управления организацией характеризует несовпадение целей организации с целями входящих в нее частей
а) – неаддитивность;
б) – эмерджентность;
в) – синергичность;
г) – мультипликативность.
12. Целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций, совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума представляет собой понятие
а) – индивид;
б) – личность;
в) – индивидуальность;
г) – универсум.
13. Устойчивые представления личности, которые вырабатываются на основе индивидуального опыта и информации, используются при восприятии объектов и не требуют соответствующих доказательств – это
а) – расположения;
б) – ценности;
в) – верования;
г) – принципы.
14. Опосредующий когнитивный процесс, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды – это
а) – восприятие;
б) – стимул;
в) – познание;
г) – понимание.
15. Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных целостных образов конкретных предметов отражает следующее свойство восприятия
а) – предметность;
б) – структурность;
в) – активность;
г) – апперцептивность.
16. Расположите в правильной последовательности подпроцессы процесса восприятия
4. а) – категоризация, хранение и интерпритация;
1.б) – регистрация (наблюдение);
3. в) – организация;
2. г) – селекция.
17. Принцип организации восприятия, проявляющийся в тенденции группировать ряд стимулов в некую узнаваемую структуру, обладающую определенным внутренним однообразием носит название
а) – фигура-фон;
б) – константность;
в) – группировка;
г) – схожесть.
18. Эффект восприятия проявляющийся в том, что внешне привлекательные люди расцениваются как более приятные носит название
а) – эффект «роли»;
б) – эффект «физиогномической редукции»;
в) – эффект «присутствия»;
г) – эффект «красоты».
19. Если мы составляем впечатление относительно индивида по одиночным характеристикам, таким как интеллект, общительность или внешний вид, действует одна из ошибок восприятия
а) – проекция;
б) – стереотип;
в) – галло-эффект;
г) – упрощение.
20. Теории поведения личности согласно которым личность человека представляет собой совокупность черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т.д. носят название
а) – теории типов;
б) – теории черт;
в) – бихевиоризм;
г) – гуманизм.
21. Определите личностную характеристику человека, который старается использовать других людей для решения собственных задач, в большей степени обнаруживает стремление манипулировать другими, волю к победе, способность убеждать в своей правоте и нежелание прислушиваться к чьим-либо советам
а) – локус контроля;
б) – авторитаризм;
в) – макиавеллизм;
г) – догматизм.
22. Личные ценности – это
а) – постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или кому-либо;
б) – группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности;
в) – осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни;
г) – установки личности.
23. Данный компонент установки отвечает за восприятие, знание, убеждение мнение об объекте
а) – аффективный компонент;
б) – когнитивный компонент;
в) – конативный компонент.
24. На формирование индивидуальности оказывают влияние следующие факторы
а) – наследственность, окружение, ситуация;
б) – семейное положение, стаж работы, количество иждивенцев;
в) – уверенность в себе, самоконтроль, целеустремленность;
г) – характер работы, достойная оплата, состояние рабочего места.
25. Согласно этой теории мотивации работать для людей также естественно, как и отдыхать
а) – теория Маслоу;
б) – теория Х;
в) – теория Y;
г) – теория Z.
26. Определите вид мотивации, при которой используется власть и угроза неудовлетворения потребностей
а) – трудовая мотивация;
б) – нормативная мотивация;
в) – принудительная мотивация;
г) – внешняя мотивация.
27. Внешнее воздействие на личность, способствующее формированию мотивов носит название
а) – стимул;
б) – побуждение;
в) – цель;
г) – вознаграждение.
28. Управление мотивами подчинения основано на следующих факторах (выберите верные ответы)
а) – выгоды от совместной трудовой деятельности;
б) – порядок вынесения санкций;
в) – стаж совместной работы;
г) – уровень жизни.
29. В мотивационный комплекс работника включается несколько групп мотивов. Выберите группу мотивов которая не может быть включена в мотивационный комплекс
а) – мотивы сбережения;
б) – мотивы приобретения;
в) – мотивы удовлетворения;
г) – мотивы безопасности.
30. Группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, деятельность которых способствует достижению целей организации являются
а) – управленческими группами;
б) – производственными группами;
в) – формальными группами;
г) – неформальными группами.
31. Согласно этой теории люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей
а) – теория близости;
б) – теория формирования групп Дж. Хоманса;
в) – теория равновесия;
г) – теория обмена.
32. Расположите по порядку стадии развития группы
4. а) - стадия наивысшей работоспособности и производительности;
3.б) - обеспечение сплоченности членов группы;
5. в) - заключительная стадия (для временных групп);
1. г) - начальная стадия формирования;
2. д) - внутригрупповой конфликт.
33. Определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой следует понимать как
а) – статус;
б) – роль;
в) – норма;
г) – лидерство.
34. К ситуационным характеристикам группы не относится
а) – размер группы;
б) – групповая сплоченность;
в) – пространственное расположение;
г) – система вознаграждений.
35. Одним из недостатков работы в группе является эскалация участия. Определите суть этого понятия
а) – уход от ответственности, размывание ответственности;
б) – невозможность или отсутствие четкой оценки вклада каждого работника в результаты работы группы;
в) – упорное отстаивание определенного предложения некоторыми членами группы, которое может привести к принятию его всей группой, хотя предложенное решение может оказаться неверным;
г) – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.
36. Расположите в правильном порядке типы групп и команд в их развитии
1. а) – рабочая группа;
3. б) – потенциальная команда;
2. в) – псевдокоманда;
4. г) – настоящая команда;
5. д) – высокоэффективная команда.
37. Человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей является
а) – интерналом;
б) – экстерналом;
в) – формальным лидером;
г) – неформальным лидером.
38. Эта теория лидерства основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности усилий, в которых деятельность лидера протекает, и типа решаемых им задач
а) – теория личностных черт;
б) – поведенческий подход;
в) – ситуационная теория.
39. Выберите соответствующее каждому пункту правильное утверждение:
1) – Ключевые компетенции менеджера;
2) – Ключевые компетенции лидера;
а) – планирование;
б) – определение направления;
в) – объединение людей;
г) – мотивация и побуждение;
д) – управление подчиненными;
е) – осуществление контроля.
40. Данный стиль лидерства опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения
а) – авторитарный;
б) – демократический;
в) – либеральный.
41. Роль лидера-диспетчера предполагает
а) – мобилизацию и побуждение к деятельности;
б) – обеспечение группы способами реализации принятого решения;
в) – распределение функций между членами группы;
г) – увеличение возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации.
42. В основе власти и влияния лежит зависимость
а) – верно;
б) – не верно.
43. Данная форма власти и влияния применяется, когда менеджер настолько привлекателен для персонала, что работники подчиняются ему из личных симпатий и стремления к подражанию
а) – власть, основанная на принуждении;
б) – власть, основанная на вознаграждении;
в) – экспертная власть;
г) – эталонная власть.
44. К производственным факторам трудовой адаптации относятся
а) – стаж, содержание трудовой деятельности, условия труда;
б) – степень профессионального интереса, психологический климат в коллективе, образование;
в) – условия труда, содержание трудовой деятельности, заработная плата;
г) - степень профессионального интереса, стаж, образование.
45. Коммуникационная структура, когда формально руководит А, но очень многое зависит от Б, т.к. он просеивает всю информацию, идущую к А, называется
а) – шпора;
б) – двойная шпора;
в) – круг;
г) – звезда.
46. Сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, представляют собой
а) – вербальные коммуникации;
б) – невербальные коммуникации;
47. Современный взгляд на конфликты в организации состоит в том, что конфликты объективно необходимы организации
а) – верно;
б) – не верно;
48. Выберите стратегию, которая при разрешении конфликта предполагает активные попытки удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон
а) – сотрудничество;
б) – стремление избежать конфликта;
в) – приспособленчество;
г) – конфронтация.
49. Данный тип изменений в организации осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются прежде всего производственного процесса и маркетинга
а) – перестройка организации;
б) – радикальное преобразование;
в) – умеренное преобразование;
г) – обычные изменения.
50. Данный стиль проведения изменений в организации проявляется в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремиться к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации
а) – конкурентный стиль;
б) – стиль самоустранения;
в) – стиль компромисса;
г) – стиль приспособления.
51. Расположите в правильной последовательности этапы проведения организационных изменений (согласно модели Л. Гейнера)
5. а) – эксперимент и выявление;
3. б) – диагностика и осознание;
1. в) – давление и побуждение;
2. г) – посредничество и переориентация внимания;
4. д) – нахождение нового решения и обязательства по его выполнению;
6. е) – подкрепление и согласие.
52. Данный метод преодоления сопротивлению изменениям предполагает всестороннюю психологическую поддержку работников, а также разработку и реализацию программу переобучения персонала
а) – предоставление информации;
б) – участие и вовлечение;
в) – помощь и поддержка;
г) – переговоры и соглашения.
53. Поведение сотрудников, направленное на отбор клиентов, с которыми они считают целесообразным работать, а на остальных не обращают внимания является
а) – притягательным клиентурным поведением;
б) – избирательным клиентурным поведением;
в) – антиклиентурным поведением;
г) – псевдоклиентурным поведением.
54. Для организаций такого типа характерна любовь к мелочам и постоянное стремление к совершенству. Ошибки, неточности, неясности избегаются любой ценой
а) – «параноидальные» организации;
б) – «принудительные» организации;
в) – «драматические» организации;
г) – «депрессивные» организации.
55. Выберите одно из правил проектирования рабочего места, которое предполагает, что каждое задание должно содержать только несколько простых задач
а) – минимальное общение;
б) – шаг работы;
в) – повторение;
г) – разделение труда и специализация.