Биология поведения является специальным курсом, который читается для студентов IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, биологии индивидуального развития, генетике и физиологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Биология поведения» студент должен иметь достаточные знания в области микробиологии, физиологии животных и человека, большого практикума по зоологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительной анатомии животных и др. в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Биология поведения» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся
знаний студентов.
Общекультурные компетенции (ОК) усваиваются в течение всего курса (ОК-1, ОК-8):
- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
- проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции (ПК: ПК-1; ПК-2; ПК-3):
- демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
- использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
- демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3).
На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные понятия, термины и определения Биологии поведения, особенности строения нервной системы и органов чувств основных групп животных, системы контроля поведения животных; закономерности эволюции поведения.
Уметь: осуществлять анализ поведения организмов, выявлять его мотивацию, выявлять родственные связи между формами поведения разных групп организмов, оперировать понятиями и аргументировать выводы.
Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях поведения животных, современных достижений Биологии поведения.
5. Структура и содержание дисциплины «Биология поведения»
Объем дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 часов, в том числе самостоятельная работа в объеме 18 часов.
Виды учебной работы:
Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену).
Календарно - тематический план (16 л)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам | |||
Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия | Самостоятельн. работа | |||||
1. | Тема 1. История и теории этологии. Классификация теорий: Креационные теории этологии. Метафизические взгляды на этологию. Рациональные гипотезы в истории этологии: Психологические теории в зоологии XVIII века. Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б.Ламарка. Теории зоопсихологического антропоморфизма. Теории атомистической зоопсихологии. Теория тропизмов Ж. Леба. Рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова. Инструментальные условные рефлексы Б. Скиннера. Бихевиоризм в этологии. Теории, построенные на анализе форм поведения: Объективная биопсихолргия В. Вагнера. Инстинктивно-объектная гипотеза К. Лоренца и Н. Тинбергена. Проблемы современной теоретической этологии. Коммуникативные и социобиологические концепции. Сравнительный подход в этологии. Когнитивные этологические модели. | - | ||||||
2. | Тема 2. Нейробиологические основы этологии. Клеточное строение нервной системы и методы ее исследования. Типы организации нервной системы. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные. Червеоб- разные. Членистоногие и сходные с ними группы. Моллюски.Происхождение нервной системы хордовых, особенности поведения хордовых: Личинкохордовые или оболочники; Бесчерепные или головохордовые. Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Бесчелюстные (круглоротые); Хрящевые и костистые рыбы. | - | ||||||
3. | Тема 3. Нейробиологические основы этологии. Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Амфибии (земноводные); Рептилии (пресмыкающиеся). Птицы. Млекопитающие или звери. | - | ||||||
4. | Тема 4. Системы контроля поведения животных. Эндогенные системы контроля поведения: Генетические факторы контроля поведения. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение. Эндогенные системы контроля поведения: Гормональная система позвоночных. Щитовидная железа. Ультимобран-хиальная и паращитовидные железы. Мозговое и корковое вещество надпочечников. Яичники и семенники. Аденогипофиз. Нейрогипофиз. Эпифиз. Поджелудочная железа. Урофиз. Гормональная регуляция поведения. Гермафродитизм и поведение. | - | ||||||
5. | Тема 5. Системы контроля поведения животных. Экзогенные системы контроля поведения: Физические факторы контроля поведения. Ориентация животных. Влияние температуры на поведение. Влияние освещенности на поведение. Адаптивное поведение к переменным факторам среды. Биологические факторы контроля поведения: Фаунисти- ческие факторы контроля поведения. Межвидовые взаимо- действия. Влияние на поведение паразитизма и коммен- сализма.Влияние стратегий добывания пищи на поведение Психологический и физиологический симбиоз. | - | ||||||
6. | Тема 6. Внутривидовые взаимодействия. Поиск, выбор и забота о половом партнере. Копуляция и оплодотворение. Забота о развитии потомства: Забота о потомстве в пренатальный период; Забота о потомстве в постнатальный период. Развитие поведения. Импринтинг (запечатление).Доминирование и иерархия. Типы информационных взаимодействий в группах. Звуковые и вибрационные коммуникации.Зрительные коммуникации. Химические коммуникации. Эволюция поведения. | - | ||||||
7. | Тема 7. Эволюция полового поведения. Моногамия. Полигамия. Отклонения сексуального поведения среди животных. | - | ||||||
8. | Тема 8. Способности животных к обучению. Индивидуализация поведения животных. Спонтанное и социальное обучение. Абстрактное мышление. Альтруизм. Обман, недоверие и попрошайничество. Использование животными алкоголя. Асоциальное поведение. Отказ от заботы о потомстве. Агрессия и уничтожение особей своего вида. Каннибализм. | - | ||||||
Промежуточная аттестация | - | - | Зачет | |||||
Всего часов: | - |