Решение проектных задач на уроках русского языка при формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.





 

На основе вышеуказанных экспериментальных данных была организована работа с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка.

В ходе организации формирующего этапа опытно- экспериментальной работы руководствовались следующим:

1. Исходили из специфики психолого-педагогических основ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, подробно изложенных в главе 1 данной работы.

2. Учитывали методические основы организации решения проектных задач в начальном курсе русского языка.

Формирующий этап длился с 3 декабря 2012 года по 2 марта 2013 года, всего он составляет 13 недель. За это время проведено 15 уроков русского языка в экспериментальном классе с использованием проектных задач для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в экспериментальном классе. В течение 13 недель на уроках русского языка учитель предлагала учащимся экспериментального класса различные проектные задачи, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Подбор заданий осуществлялся с опорой на имеющиеся знания учащихся. В основном проектные задачи использовалась на этапе закреплении, либо при повторении изученного материала. Практически все проектные задачи являлись кратковременными, проходившие в течение одного урока. Тематика проектных задач была предложена учителем, хотя в будущем возможно учитывать и мнение детей.

В качестве примеров опишем некоторые проектные задачи, использованные нами на уроках русского языка. Приведем подробное описание предметной проектной задачи по русскому языку во 2 классе.

Название проектной задачи Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм»
Предмет Русский язык
Класс
Тип задачи С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) 1. Обучение младших школьников совместному решению задач. 2. Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм. 3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы. 4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы: 1) с помощью орфографического словаря; 2) с помощью изменения слова; 3) по правилу
Планируемый педагогический результат · Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год. · Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях. · Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Способ и формат оценивания результатов работы · Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист). · Публичное выступление групп

Замысел проектной задачи Второклассникам предлагается изготовить в подарок для младших школьников – первоклассников пособие, которое поможет малышам в проверке орфограмм. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:

1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;

2) рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм, который предстоит изложить в своей части пособия;

3) составить рассказ о способе проверки орфограмм;

4) проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа. Результат, который должны получить дети:

Иллюстрированное пособие (на листе бумаги формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.

Описание проектной задачи Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить сделать иллюстрированное наглядное пособие на тему «Способы проверки орфограмм». Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий.

Задание 1.

Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей.

   
 
 
 
 
 

 


Комментарий к заданию 1. Первое задание – это распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.Задание 2.Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ. Для группы № 1 Рассказ об одной ошибке

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.

Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?

Для группы № 2

Где искать секрет?

Петя записал предложение У письма свои с__креты. Перечитал написанное и вздохнул:

- В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Но как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю.

- Можно в книге посмотреть, - подсказала Маша.

- Разве в книге найдешь нужное слово? Их там так много!

- Ты прав, Петя, - вмешался в разговор Петин папа. – Но для проверки орфограмм есть специальная книга. Она называется «Орфографический словарь».

Петя раскрыл словарь и стал читать:

- Абажур, абрикос, авария…Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет?

- Для этого нужно знать другой секрет. Секрет словаря!

- А вы знаете этот секрет?

Как проверить орфограммы по словарю 1. Запишите слово, пропуская орфограмму. 2. Найдите слово в словаре, следуя алфавитному порядку, обратите внимание на орфограммы. 3. Прочтите слово по слогам орфографически. 4. Не глядя в словарь, повторите слово орфографически. 5. Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно. 6. Подчеркните орфограммы в написанном слове (в тетради). 7. Сверьте орфограммы в тетради и в словаре.

Для группы № 3.

Чяща и чюдовище

Маркеша. Мне сегодня приснился страшный сон. Я очень хочу рассказать его Кузе, но он что-то не идет. Запишу-ка я свой сон, чтобы не забыть его…

Сон Маркеши

Гулял я в лесной чяще, заслушался, как поют птици, и заблудился. Цэлый день бродил по лесу. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шып и упал. Смотрю в кустах – чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг – чюдо! Проснулся.

Но Кузя в это время тоже не терял времени даром. Он сочинил сказку для Маркеши…

Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами (сказка)

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, Э, Е. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти четыре гласные – Ы, Ю, Я и Э. искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали.

И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я, и Э как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками.

Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они рядышком.

Хотел было Маркеша обидеться на Кузю, что тот так долго не шел, а когда прочитал сказку, все понял и поблагодарил друга.

Комментарий к заданию 2. В этом задании ученики знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идет речь.

Задание 3. Составьте рассказ о своем способе проверки орфограмм. Комментарий к заданию 3. Здесь ученики на доступном языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме. Задание 4. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки. Комментарий к заданию 4.

В этой части задания ребята приводят примеры к способу. Учитывая серьезную работу по теме, которую выполняли они в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один ученик. Задание 5. Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ. Комментарии к заданию 5 Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания, и какого уровня придумают ребята (к этому периоду обучения у детей уже есть небольшой опыт выполнения заданий на трех уровнях: репродуктивном, рефлексивном, ресурсном). Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задания, потребуется помощь. Задание 6. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом. Комментарии к заданию 6 Вновь глубокая рефлексия способа. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа проверки. Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта. Задание 7. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм». Комментарий к заданию 7 Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и, на наш взгляд, должно приносить моральное удовлетворение всем участникам. Практика показывает, что при поддержке взрослых, при правильном распределении обязанностей и относительно слаженном взаимодействии учеников получается красивое и содержательное пособие по теме «Способы проверки орфограмм слабых позиций», которое можно использовать в учебном процессе как схему-помощник.





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.