Виды личностных аддикций (в зависимости от стиля восприятия)




Особенности работы.

Противосуицидальные факторы:

- требующие затрат от клиента,

- нетребующие, пассивные факторы.

Пассивные:

· Наличие эмоциональных привязанностей к значимым близким,

· Наличие долга, обязательств, родительские обязанности,

· Концентрация внимания на собственном здоровье, зависимость от общественного мнения,

· Представления о неисполненных жизненных возможностях,

· Творческие планы,

· Эстетическая мотивация (как будете выглядеть после смерти),

· Витальная мотивация – мотивация жить,

· Религиозные мотивы, если есть такая особенность как вера,

· Моральные мотивы – суицид как слабость, трусость, как будут жить родители.

Основная стратегия действия – не отговаривать человека, а тянуть время, то есть снизить остроту реакции. Разговор о чем угодно,

-что привело, в чем причина,

-переходить на тему будущего,

- чего уже не будет, что будет если произойдет,

-нарциссически мотивы,

- мотивы когнитивной надежды,

- мотивы временной инфляции (утро вечера мудренее),

- мотив неопределенности исхода (умрет человек или нет).


Техника «Маски»

1. моя привычная маска,

2. я хочу, чтобы вы меня видели такой,

3. я не хочу, чтобы меня видели такой,

4. я себя такую боюсь.

Примерить на себя перед лицом, когда использую маску, как часто, когда она появилась, как было разговаривать через нее, что можно сделать, что изменить чтобы было лучше?

Терапевт берет маску напротив клиента и повторяет все слова клиента. Что не нравилось, что происходило внутри, когда произносили слова?

Насколько адекватна маска, выполняет и функции.

Маска переделывает пока не будет удовлетворять клиента. Сделать акцент в каком порядке рисовали маски, какую было сложнее всего нарисовать, с чем это связано.

 

Направление символодрама.

К.Лернер (нем.)

Отобрал базовые символы для всех людей, базовые символы.

Методика «Луг»

Луг – материнский символ, как ресурс. Если луг нежизнеспособный – суицидальные настроения.

Работа с образами, удобное положение, расслабление тех зон, которые напряжены.

«представьте себе лег, который видели когда-нибудь или представьте в вашем воображении» все что вы не представите будет хорошо и правильно»

Насторожит, если:

· не может представить луг,

· если луг зимний,

· если пустыня или потрескающаяся земля,

· если луг есть, а представить на нем не может себя (контакт с ресурсом),

· если на лугу дополнительные объекты – животные на «к», архитепические фигуры, которые могут накормить,

· если лес и прочее – зона конфликтов

 

 

Схема первой беседы

1. Оценить суицидальный риск: эмоциональное состояния на данный момент, наличие депрессии и ее глубина. Расспросить о ожиданиях клиента от терапии: человек решил свалить ответственность на психолога, сказать последнее слово, так как его не слушают, обратился к психологу за помощью. Отметить пришел ли на следующую встречу, оценить придет ли еще.

2. Оценить неотложность проблемы. Выделить проблемы по степени важности для себя определить точку приложения усилий (чем более ранняя точка выбрана, тем большего эффекта можно добиться)

3. Выяснить степень объективной оценки ситуации осознанности, установки, карты мира.

4. Факторы, провоцирующие подобные вещи: мысли, что провоцирует плохое настроение, значимость события в основе суицида, неосознавание проблемы.

5. Выслушать рассказ: варианты альтернативных решений, причем сначала варианты клиента, далее варианты терапевта в совместной работе. Взаимная оценка реальности альтернативных решений.

6. Информировать клиента о терапевтическом процессе: цель техник, их описание, отразить свою значимость и возможность разрешения проблемы.

7. Подведение итога, поощрение клиента.

8. Ваше интервенция (вмешательство)направлена на безотлагательную помощь: не отрицать, отложить на срок, противосуицидный разговор (2 экземпляра красиво оформлены, один у клиента, один у терапевта)

9. Пропись плана до следующей встречи, разговора, план носит бытовой характер. Поддержка, принятие.

10. Ограничение (иерархия целей): уровни достижимости и способы действия. Повышать уверенность клиента, что у него все получится, у него достаточное количество сил и энергии, кроме того поддержание взрослой позиции клиента (взятие личной ответственности) и выстраивание границ.

11. Опись ценностей, ресурсов, привлечение клиента: 1) артерапевтические техники, метафоры, рисуночные техники (мир со мной, мир без меня, 4 базовых права – уделить особое внимание на право жизнь); 2) в острый период две встречи в неделю, далее одна встреча в неделю и далее с уменьшением частотой встреч по необходимости; 3) методы НЛП – меняя жизнь, время, приемы. Работа с мандалами (первую рисуем вместе: инструкция – просим что либо нарисовать в центре, вокруг, что ему будет нравиться. Рисовать можно по одной мандале в день. Это бессознательный процесс интеграции) Авторы – Корытин «Диагностика мандалы», Юнг.

Зависимости

Зависимости:

1) Химические – алкоголь, наркотики, никотин –психоактивные вещества ПАВ,

2) Нехимические – компьютерные игры, азартные игры, автоматы игровые, сексуальная зависимость, эмоциональная зависимость, шопоголизм, экстремальный спорт, интернет, гаджет-зависимость (от тех.устройств), трудоголизм и пр.

3) Промежуточные – пищевая.

Аддикт – это то, что угрожает жизни человека.

Полиаддиктивное поведение – это миграция зависимостей из одного вида в другой.

Аддиктивное поведение – за счет одного объекта удовлетворяются все потребности, упорство в целях саморегуляции этим явлением.

Аддикт – то от чего зависишь (аддиктус – человек, приговоренный к рабству за долги).

Общие черты зависимого:

· Инфантилизм,

· Сниженная самооценка (сниженная каким-то явлением),

· Трудности социальной адаптации,

· Особенность реагирования в ситуации фрустрации – зависимые очень быстро собираются, но не выдерживают долго,

· Низкий самоконтроль – нарушение эмоционально-волевого компонента и экстернальный локус контроля,

· Хроническое состояние общего дискомфорта, в котором в себе не признаются (алекситимия – сложность в дифференциации эмоций),

· Искаженная система взаимоотношений (компенсация – социально - приемлемая маска): хроническое ощущение одиночества, никчемность, вины, стыда, тревоги, страха (без видимых причин). Страх, что кто-то заметит их неполноценность,

· Ригидность

· Явная или скрытая форма самоподтверждения

· Каждая из вышеперечисленных является мишенью для психотерапии.

Способы работы:

Частота встреч 2-3 встречи в неделю, далее реже по мере необходимости в течение не менее полугода.

Имеют место переносы и контрпереносы, поэтому для психотерапевта особую опасность составляют сексуальные переносы.

Факторы предрасположенности:

Ø Все виды органики (синдром дефицита удовлетворения, сверхпороговое ожидание),

Ø Особенности семейного воспитания

3 двери избегания реальности:

1) Самоповреждение (аутоагрессия),

2) Агрессия по отношению к другим людям,

3) Уход в безумие.

Во время заключения контракта необходимо прописать запрет на аутодиструктивное поведение и то, какими способами человек будет заботиться о себе; запрет на выражение агрессии к окружающим - анализ и понимание того, что происходит в жизни.

Мишени работы (основные):

1) Инфантилизм – глобальное стремление к удовлетворению, неспособность нести ответственность, ожидание решения проблемы, любовь к игровой деятельности во всех проявлениях, отсутствие чувства времени (застревание в возрасте 5-6 лет). Характеристики: иллюзия базового всемогущества, собственного бессмертия, неуязвимости, собственного обаяния и безнаказанности. Рекомендации: возвращение в «здесь и сейчас», поиск сохранных зон, то есть поддержки (в самом человеке), внедрение навыков ориентации в реальности, информирование о том, что может случится в случае непрекращения (в красках), стабилизация самооценки –зона выравнивания.

2) Социальная дезадаптация – менять качество жизни в более хорошую сторону. Состояние зон радости, конкурирующих с зависимостью (радости в быту). Обычно это люди, неумеющие просить о помощи. Проблемная воля – необходимо научить говорить «нет». Сниженный самоконтроль, формирование интернального локуса контроля. У человека хронический дискомфорт – насыщение жизни радостью. Планирование зон и ресурсов. Характерно для всех созависимостей.

3) Ригидность – гештальт-техники – поиск незавершенных ситуаций, необходимо сделать человека трудоспособным, научить самому совершать жизнь

Виды личностных аддикций (в зависимости от стиля восприятия)

До 1,5 лет – что необходимо делать, чтобы выжить.

1) Ситуация 1 – холодные родители и близкие – у ребенка происходит уход в себя, формируется шизоидная аддикция,

2) Ситуация 2 – избыточное тепло, ласка и забота, но иногда они (добрые проявления) пропадают – паронойяльный тип аддикции (внимательный взгляд, контроль)

3) Ситуация 3 – то любовь, то ненависть родителей в одних и тех же ситуациях (крайности) – социопатическая аддикция

4) Ситуация 4 – нереальная – гормоничный тип

До 6 лет – как должен вести себя, чтобы меня одобряли

1) Ситуация 1 - пассивно-агрессивный тип – запрет – протест – запрет (пресечение значимыми взрослыми бунта на корню). До первого препятствия.

2) Ситуация 2 – абсессорный (застревающий) – родители сильно замотаны, поощряется процесс, но не оценивается результат деятельности, таким образом, человек не может завершить что-либо без помощи.

3)

Необходимо объединиться на почве общения, поощрять борцовские качества создавать конкурентную зону
Ситуация 3 – истерический – получать похвалу, когда сильно отличается (успешный).

4) Ситуация 4 – нереальная – гормоничный тип

Литература – Т.Бьюзин «Умные родители – гениальный ребенок».

 
 

 

 


Необходимо чтобы клиент принимал ответственность (мотивация)

 

Что я сейчас делаю Что сейчас чувствую Кому это надо
1 раз в час (доступные часы – вне сна, вне ответственной работы)

Оценивается: процент выполнения, удавалось ли человеку раз в час вспоминать о том, что делает, осознание эмоций, отношение к деятельности (для кого)

Через 10 дней (больше делать не надо, можно сойти с ума), уровень бессознательного оценивания ситуации.

Что я сейчас делаю Что сейчас чувствую Чем бы я хотел заниматься
1 раз в час (доступные часы – вне сна, вне ответственной работы)

Работа с клиентом с алекситимией – работа на различение эмоций (различные методики, например, распознавание лиц в разных эмоциональных состояниях, рисование различных эмоций, проигрывание и описание)

 

ПТСР – ввел Горовец в 1980

Характеристики травм вызывающих ПТСР:

· Источник травмы по отношению к человеку внешний

· Произошедшее событие вызывает беспомощность и ужас

· Ситуация полностью разрушает обычную систему жизнедеятельности. Разрушает базовые иллюзии.

Фазы протекания ПТС

· Играет роль сама ситуация травмы (интенсивность, продолжительность, внезапность инцидента)

· Реакция шока. Острая реакция на стресс

· Фаза отрицания. Человек вытесняет события, либо пытается от них уйти

· Фаза вторжения. Навязчивые воспоминания, флэш-бэки и так далее.

· Фаза переживаний. Попытка объяснить то, что произошло

· Завершение цикла переживания. Переработка информации. Осознание всех аспектов травмы. Травма становится опытом человека и не вызывает переживаний.

Диагноз ПТСР ставится, если застревание происходит в одной из фаз. Диагноз острый ПТСП ставится после 6 месяцев с момента переживания чрезвычайной ситуации и сохранения не более 3. Хронический ПТСР ставится так же после 6 месяцев после происшествия и 6 месяцев сохранения. Отсроченный ПТСР – синдром возникает спустя год.

Симптомы:

· В анамнезе должен быть свидетель событий

· Интрузия. Повторное навязчивое вторжение воспоминаний. Сны о пережитом событии. Ощущение, что ситуация свежая, произошла только что. Сильный психологический дистресс. Все что может напоминать о травме, вызывает неприятные чувства (запах, вкус, ощущение и т.д.).

· Флэш-бэки. Измененное состояние сознания, отличающееся от воспоминаний тем, что человек погружается в травму и реагирует так как реагировал бы в той ситуации.

· Избегание. Человек будет избегать всего, что будет напоминать ему о травме. Будут исключены контакты, места и т.д. полное избегание.

· Возможна частичная или полная амнезия ситуации

· Человек не в состоянии испытывать сильные чувства, так как идет запрет на сильные эмоции

· Человек неспособен ориентироваться на длительную жизненную перспективу. Нарушены базовые иллюзии: иллюзия собственного бессмертия, справедливости происходящего в мире, простоты устройства мира.

· Гипер-активность. Повышенная раздражимость, немотивированные вспышки гнева, нарушение сна, неконтролируемое поведение.

Жалобы:

· Нарушение сна

· Злоупотребление алкоголем

· Эмоциональная бедность

Варианты помощи. Дебрифинг.

Направленное обсуждение. Форма кризисной интервенции, которая используется в группе людей совместно пережившей травматические события. Общая цель группового обсуждения – минимализация страданий. Обычно проводится сразу после ЧС. Но не позже чем через 48 часов, проводится в течение одного дня. Ведущих как минимум двое (психолог и помощник), группа не более 15 человек. Имеет 7 фаз.

1. Вводная фаза. 15-30 минут. Происходит объяснение целей, правил группы. Никого ни к чему не принуждают, конфиденциальность. Предупредить о том, что кто то может почувствовать себя плохо, из группы уходить нельзя.

2. Стресогенный фактор. Каждый человек рассказывает что произошло с ним во время ЧС. Поможет снизить уровень тревоги.

3. Фаза мыслей и принятых решений. Какие мысли были, что происходило, какие решения принимали и почему.

4. Фаза реагирования. Делятся впечатлениями по произошедшему. Самая яркая запоминающаяся картина. Важно что бы человек начал говорить о своих чувствах. Возможно ухудшение состояния. Очень важно телесное реагирование, как минимум.

5. Фаза симптомов. Обсуждается реакция после инцидента. Отслеживание, нет ли избегания.

6. Обобщение реакций участников группы. Делается общий вывод. Предупреждается о симптомах, которые еще могут проявиться.

7. Фаза реадаптации. Обсуждаются планы на будущее, которые зашивают в реакции преодоления симптомов. Отдельное внимание обращают на:

· Если появившиеся симптомы не уменьшаются в течение 6 недель;

· Если симптомы усиливаются;

· Если человеку не удаётся адекватно функционировать на работе и дома;

· Если человек теряет интерес к своей жизни.

Вторая встреча желательна через две недели. Особенно важно если во время инцидента были человеческие жертвы.

Неотложная помощь в ЧС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: