Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.
Характерные черты конституционного строя:
· 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фунд. значение;
· 2. Политико-правовой характер;
· 3. Нормативность и общеобязательность;
· 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;
· 5. Определенность и категоричность;
· 6. Сжатость и концентрированность положений;
· 7. Постоянность действия;
· 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;
· 9. Целостность;
· 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.
Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:
1) Гуманистические; 2) Основные характеристики РФ; 3) Экон-е и политические; 4) Основы организации ГВласти.
Статус РФ: Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; Ст.7 РФ – социальное государство.; Ст.14 РФ – светское государство. Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3). Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы правового статуса субъектов. Правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Основные признаки правового государства:
· 1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;
· 2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы;
· 3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.;
· 4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.
Конституционные характеристики российского государства как детерминанты национальной системы государственного управления.
Характеристики:
1. Демократическое государство – государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
2. Федеративное государство. Принцип федерализма - государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
3. Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Социальное государство
Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Светское государство
Регуляция – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Значение - государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Ст. 14:
- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.