Интернациональный стиль в Америке.




Развитие интернационального стиля в Америке было связано с деятельностью Луиса Салливана и Фрэнка Ллойда Райта. Их работы обозначили основные направления развития архитектуры.

С приходом нацистов к власти родоначальники интернационального стиля – Мендельсон, Гропиус и Мис ван дер Роэ эмигрировали из Германии сначала в Англию, а затем и в Соединенные Штаты. За пределами Германии талантливые архитекторы продолжали свою преподавательскую деятельность и создавали новые проекты современных зданий. Так, в Америке Мендельсон построил госпиталь Маймонидов в Сан-Франциско (Штат Калифорния) (1946-1950) с непрерывными рядами балконов (к сожалению, впоследствии заложенных), обеспечивавших доступ свежего воздуха (рисунок 6). Возглавив кафедру в гарвардской Школе дизайна, Гропиус ознакомил американских студентов со своей теорией, разработанной в Баухаузе. Выполненный по его проекту комплекс Гарвардского университета (1949) продолжает традиции интернационального стиля.


Рисунок 6 – Госпиталь Маймонидов в Сан-Франциско

В 1950 – е годы Франк Ллойд Райт выполнил проект башни Прайс в Бартлсвилле (штат Оклахома, 1953), где этажи расположены вокруг центрального стержня, как ветви дерева, отходящие от ствола, и проект Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (1959) (рисунки 7 – 8). В здании Музея Гуггенхейма пространственная композиция развивается по спирали, так что посетитель, осматривающий экспозицию, постепенно спускается по пандусу вниз.


Рисунок 7 – башня Прайс в Бартлсвилле


Рисунок 8 – Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке

Мис ван дер Роэ стал профессором архитектуры Иллинойского технологического института. Деятельность Миса ван дер Роэ сыграла важную роль в развитии проектирования небоскребов из стекла и металла в 1950-1960-е годы. Небоскреб Сигрем-билдинг (1957-1958), несомненно, одна из самых значительных его работ (рисунок 9).


Рисунок 9 – небоскреб Сигрем-билдинг

1950-е и 1960-е годы – время появления нового поколения архитекторов, в котором нашлось немало последователей мастеров первой половины XX в. Иногда они отказывались от использования ровных плоскостей и прямоугольных очертаний, как это сделал Оскар Нимейер, проектируя правительственный комплекс в столице Бразилиа. План нового города, выполненный Нимейером и Л. Коста, напоминает силуэт птицы с распростертыми крыльями. Некоторые, подобно Филиппу Джонсону, обратились к наследию Миса ван дер Роэ, придав его находкам глубоко персональный оттенок. Массивные стены и открытое внутреннее пространство построенного им здания института Мансона – Уильямса – Проктора в Утике (штат Нью-Йорк, 1957-1960) образованы с помощью конструкций из бетона и бронзовых балок. Спроектированное Джонсоном здание Музея западного искусства Эймона Картера в Форт-Уорте (штат Техас, 1961) имеет фасад, украшенный пятью сегментными арками, опирающимися на сужающиеся книзу колонны (рисунок 10).


Рисунок 10 – музей западного искусства Эймона Картера в Форт-Уорте

Сааринен и итальянский архитектор Пьетро Луиджи Нерви проявили в своем творчестве больше независимости. Дворец спорта в Риме, построенный Нерви (1958-1959), подобен гигантскому зонтику, собранному из железобетонных ребер и панелей над залом в 5000 мест (рисунок 11). К Сааринену известность пришла после возведения мемориальной арки Гейтуэй Арч в Сент-Луисе, сделанной из нержавеющей стали и поднимающейся на 192 м над Миссисипи. Свободные очертания здания аэровокзала компании TWA в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди (1956-1962) составляют полную противоположность прямоугольным объемам архитектуры Миса ван дер Роэ.

Рисунок 11 – дворец спорта в Риме

Уже в 1960-е годы наблюдается отход от жесткого конструктивизма с его геометрической строгостью и простотой форм, часто отождествляемого с образом «современной архитектуры». Таких архитекторов, как Минору Ямасаки и Эдвард Стоун, поиск орнаментальности привел к созданию построек, в которых модернистская основа оказалась скрытой за сложными декоративными панелями. Пол Рудолф при строительстве здания факультета архитектуры и искусства Йельского университета (1958-1963) добился обогащения художественного эффекта за счет организации многоуровневой композиции и применения необработанного бетона в отделке поверхностей. Были предприняты попытки использовать новейшие постиндустриальные технологии для возведения крупных «мегаструктур» – сооружений, собираемых из готовых, созданных промышленным способом блоков. Одной из наиболее смелых попыток в этом направлении является жилой комплекс Хабитат, спроектированный архитектором Моше Сафди для Монреальской выставки ЭКСПО-67. Под влиянием идей знаменитого японского архитектора Кендзо Танге группа японских «метаболистов» сформировала собственную концепцию мегаструктуры.

Одной из самых значительных фигур в архитектуре 1960-х годов является Луис Кан. При проектировании Центра биологических исследований Дж. Солка в Ла Джолле (штат Калифорния, 1959-1965) (рисунок 12), Музея искусств Кимбелла в техасском Форт-Уорте и правительственного комплекса в столице Бангладеш (рисунок 13), Дакке Кан решительно отказался от геометрического стиля послевоенных лет в пользу монументальных архитектурных образов, основанных на древних образцах.


Рисунок 12 – центра биологических исследований Дж. Солка


Рисунок 13 – правительственный комплекс в столице Бангладеш

Параллельно этим поискам, не выходившим за рамки модернизма, о себе заявило следующее поколение мастеров. В США перелом наступил после публикации книги Роберто Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966), где говорилось о том, что архитектура должна стать более свободной, менее упорядоченной и структурированной; она может заимствовать мотивы из многих источников, не опасаясь утраты ясности и проявлений чувства юмора. Группа молодых архитекторов предприняла попытку воплотить в жизнь концепцию Вентури через усиление декоративности, повышенное внимание к архитектурному и природному окружению постройки и обращение к словарю классической архитектуры и другим традициям. К этой группе архитекторов, обычно именуемых «постмодернистами», можно отнести Чарлза Мура, автора комплекса площади Италии в Новом Орлеане (комплекс включает «сочиненные» и традиционно барочные элементы) (рисунок 14); Филипа Джонсона, создателя проекта небоскреба компании ATТ в Нью-Йорке (1977-1983); Майкла Грейвса, использовавшего в своих проектах классические ярко раскрашенные элементы огромных размеров; Ричарда Майера, композиции которого вызывают ассоциации с работами Ле Корбюзье [3].


Рисунок 14 – площадь Италии в Новом Орлеане


Заклюение.

Интернациональный стиль со временем претерпел изменение. Но данный стиль был новатором и привнес в архитектуру функциональность, рациональность и экономичность, как в объеме материалов, финансовых и временных затрат на строительство и тем самым сделав ее доступной для широких масс.

Но меняется время и вместе с ним меняется мировоззрение людей что приводит к изменению требований в архитектуре.

Отход от интернационального стиля наметился в 1950- годы в произведениях Эро Сааринена, а в 1970 – е годы с критикой на ограниченность и «скучность» этого подхода обрушился основоположник архитектурного постмодернизма – Роберт Вентури.

Национальные традиции в архитектуре актуальны до сих пор. Каждый народ должен хранить память о своей истории, традиции, культуре. И архитектура, как лицо времени, может стать прекрасным инструментом для этого, посредником в межкультурном и межнациональном диалоге.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: