Руководитель: ___Неизвестная А.Г._____Неизвестная А.Г. _____Кормильчик Н.А.
Приказ № ______ от «___»_________2016 г. «___»_________2016 г. «___»_________2016 г.
Рабочая программа начального общего образования
по литературному чтению
учителя литературного чтения
Класс: 3
п. Орьё
2016 год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6октября 2009 г. № 373,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). с учетом авторской программы «литературного чтения» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. (Литературное чтение: программа: 1-4 классы / - М.: Вентана-Граф, 2013. – 220с.: ил.- (Начальная школа XXI века.
Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетная цель:
обучение литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
· Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
· Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
· Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
· Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
· Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
· Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
· Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.
Говорение (культураречевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.
Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 3 классе 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:
Личностными результатами обучения являются:
· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
· знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
· эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения являются:
· освоение приёмов поиска нужной информации;
· овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
· освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
· овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения являются:
· формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
· умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
· осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
· умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Содержание программы по литературному чтению для 3 класса (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Крут чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и во 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
· Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение.
· Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
· Присказка, зачин, диалог, произведение {художественное произведение, научно художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «до-сказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Чтение: работа с информацией
· Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/после-словие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
· Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
· Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Межпредметные связи:
· с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
· с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
· с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление
· музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Универсальные учебные действия:
· понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
· выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
· воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов;
· осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
· искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
· уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;
· осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
· воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений); выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев, формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;
· понимать и ставить учебную задачу;
· проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки;
· корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности;
· выбирать продуктивные способы решения учебной задачи;
· понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (на примере анализа литературного произведения);
· выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст, давать оценку;
· составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
· составлять модельный план, работать со схемами, таблицами;
· устанавливать причинно-следственные связи в тексте при составлении плана;
· синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию о произведении, героях и их поступках при составлении плана;
· сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
· понимать и формулировать творческую учебную задачу;
· участвовать в диалоге или дискуссии (о произведении, героях и их поступках), проявляя уважение к мнению собеседника;
· произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учётом цели высказывания и особенностей слушателя.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
· осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
· понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
· читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
· читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
· читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
· читать наизусть заранее подготовленные произведения; пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
· практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
· отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
· понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
· пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
· классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
· различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
· понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
· понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией; работать с книгами разного типа (книги-произведения, книги-сборники), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
· уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
· различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
· определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
· подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов; находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
· находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
· подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
· употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений; находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Ученик научится:
· понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
· инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
· моделировать «живые картины» к изученным произведениям;
· создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
· Ученик получит возможность научиться: иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
· выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
· творчески пересказывать произведение от лица героя; создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
· определять и формулировать главную мысль текста; находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги — сведения об авторе, жанре;
· работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
· делить текст на составные части, составлять план текста; понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;
· сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
· Ученик может научиться:
· самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
· находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
· целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
· сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
Устное народное творчество (фольклор) (16 ч) | ||||
1. | Произведения фольклора Загадки. Виды загадок. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.И. Даль. «Старик-годовик» Дополнительное чтение' | Работать со справочным текстом (статья «Обратите внимание») проверять свой читательский опыт (работа со схемой «Фольклор» в учебнике). Понятие «загадка». Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради ' Различать виды загадок. Читать загадки, выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки Читать справочную статью (статья о загадках «Обратите внимание»). Учиться читать загадки и определять их тему (материал в учебной хрестоматии). Давать определение понятия «загадка». Классифицировать загадки по темам. Заполнять таблицу (работа в группах). | ||
2. | Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение Пословицы | Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы примерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по темам. Определять скрытый смысл пословиц. Выполнять задания в учебнике, учебной хрестоматии, тетради. Писать литературный диктант (литературоведческий). Участвовать в конкурсе знатоков русских загадок и пословиц «Я знаю» (работа в группах) | ||
3. | Русские народные сказки Русская народная сказка «Самое дорогое». | Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказка «Самое дорогое»), высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах:, читать по ролям диалоги героев (памятка 3). Самостоятельно работать с новым произведением (русской народной сказкой «Про Ленивую и Радивую»): чтение, первичное восприятие. Находить и читать описания героев (дочерей). Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей на листочке бумаги или на компьютере. | ||
4. | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую» | Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказка «Самое дорогое»), высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах:, читать по ролям диалоги героев (памятка 3). Самостоятельно работать с новым произведением (русской народной сказкой «Про Ленивую и Радивую»): чтение, первичное восприятие. Находить и читать описания героев (дочерей). Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей на листочке бумаги или на компьютере. | ||
5. | Слушание и работа с детскими книгами Сказки о животных Дополнительное чтение Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич» | Воспринимать произведение на слух (русскую народную сказку «Лиса и Котофей Иваныч»). Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать с русской народной сказкой «Дрозд Еремеевич»: первичное чтение молча, работа с текстом, выполнение заданий в тетради. Сравнивать народные сказки («Лиса и Котофей Иваныч» и «Дрозд Еремеевич»): выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, правильно называть, сравнивать книги-произведения с книгами-сборниками | ||
6. | Сказки с загадками Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение Русская народная сказка «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова | Выделять особенности сказок с загадками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных.Работать самостоятельно с произведением (сказкой «Умная внучка»): ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с таблицей на компьютере или на листочках). | ||
7. | Волшебные сказки Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках | Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам (памятка 1). Рассказывать сказку с присказками. Сравнивать сказки волшебные и бытовые. Писать литературный диктант (информационный) | ||
8. | Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». Виды сказок. | Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам (памятка 1). Рассказывать сказку с присказками. Сравнивать сказки волшебные и бытовые. Писать литературный диктант (информационный) | ||
9. | Слушание и работа с детскими книгами Сказки народов России. Дополнительное чтение Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» | Слушать и слышать русскую народную сказку «Елена Премудрая». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывая признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чукотской народной сказкой «Девушка и Месяц» (памятка 8). Классифицировать народные сказки, книги со сказками. Определять положительных и отрицательных героев сказок, группировать их. | ||
10. | Малые жанры фольклора Скороговорки. Потешки | Объяснять литературоведческие понятия (фольклор, скороговорка, потешка, загадка, пословица). Различать произведения фольклора | ||
11. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | Определять алгоритм (порядок) выполнения работы. Пользоваться умениями читать ъспук и молча, а также видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике, учебной хрестоматии, словаре-справочнике «Книгочей». Писать литературный диктант (литературоведческий). Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу (на листочках или на компьютере). | ||
12. | Былина «Добрыня и Змея», | Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. | ||
13. | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», | Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить — Родине служить». Сравнивать героев былин (внешний вид, характер, подвиги). | ||
14. | Былины «Алёша Попович и Тугарин Змеё-вич», «Вольга и Микула» | Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить — Родине служить». Сравнивать героев былин (внешний вид, характер, подвиги). | ||
15. | Слушание и работа с детскими книгами Былины.Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» | Рассматривать книги о русских богатырях, сравнивать иллюстрации разных художников. Читать былины, соблюдая паузы и выделяя повторы и ключевые предложения. Составлять словарь имён былинных героев, слов и выражений. Сравнивать содержание былин об одном и том же герое («Добрыня и Змея» и «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча») | ||
16. | Урок-обобщение по теме «Былины» Рубрика «Проверьте себя» | Самопроверка уровня начитанности: — самостоятельно работать с заданиями рубрики «Проверьте себя»; — сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка). Презентация мини-проектов «Былинные герои» | ||
Басни (5 ч) | ||||
17. | Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп.«Лисица и виноград» И.А. Крылов. «Лисица и Виноград» | Знакомиться с понятиями: басня, мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать басни И.А. Крылова и Эзопа (работа с таблицей). | ||
18. | БасниИ.А. Крылов. «Ворона и Лисица» Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица» | Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать (басни) по ролям (памятка 3). Инсценировать произведения (басни) | ||
19. | Басни И.А. Крылова. Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник» | Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре. Читать басни выразительно (памятка 1), инсценировать (работа в группах). Самостоятельно работать с басней (по выбору): выполнять задания в тетради | ||
20. | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов. «Филин и чиж» | Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выделять название, группировать по типам (книга-произведение, книга-сборник). Слушать чтение одной из басен по ролям. Выполнять задания в тетради к одной из басен (Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»). Сравнивать басни разных авторов (И.А. Крылова, Эзопа, А.Е. Измайлова), работать с таблицей (на листочках или на компьютере). Писать литературный диктант (информационный) | ||
21. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по готовому образцу, исправлять, дополнять, оценивать. Писать литературный диктант (смешанный) | ||
Произведения А.С. Пушкина (10 ч) | ||||
22. | Отрывки из поэмы А.С. Пушкина« |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд