на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы




Руководитель: ___Неизвестная А.Г._____Неизвестная А.Г. _____Кормильчик Н.А.

Приказ № ______ от «___»_________2016 г. «___»_________2016 г. «___»_________2016 г.

 

Рабочая программа начального общего образования

по литературному чтению

учителя литературного чтения

Класс: 3

 

 

п. Орьё

2016 год


 


Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6октября 2009 г. № 373,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). с учетом авторской программы «литературного чтения» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. (Литературное чтение: программа: 1-4 классы / - М.: Вентана-Граф, 2013. – 220с.: ил.- (Начальная школа XXI века.

Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетная цель:

обучение литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи:

· Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

· Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.

· Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

· Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.

· Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

· Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.

· Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.

Говорение (культураречевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.

Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

 

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

 

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 3 классе 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

 

РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:

Личностными результатами обучения являются:

· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

· знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;

· эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

 

Метапредметными результатами обучения являются:

· освоение приёмов поиска нужной информации;

· овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

· освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

· овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

 

Предметными результатами обучения являются:

· формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

· умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;

· осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

· умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

 

 

Содержание программы по литературному чтению для 3 класса (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из кру­га чтения; понимание главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произ­ведений одного и того же автора в сравнении; особенности про­изведения (композиция текста, язык произведения, изображе­ние героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и порт­рета героя. Выявление авторской позиции и формирование сво­его отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произ­ведений или глав из произведений целыми словами. Умение чи­тать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смыс­ла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персо­нажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выраже­ний, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концов­ка; деление текста на части и озаглавливание частей; составле­ние плана под руководством учителя. Пересказ содержания текс­та (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное вы­полнение заданий к тексту.

 

Крут чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и на­учно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героиче­ских подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Роди­не, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и во 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, были­ны, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превраще­ний, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и не­реальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболи­зация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказ­кой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особен­ности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яр­кость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-по­пулярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактиче­ской информации.

Литературоведческая пропедевтика

· Ориентировка в литературоведческих понятиях: лите­ратура, фольклор, литературное произведение.

· Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

· Присказка, зачин, диалог, произведение {художественное произведение, научно художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литера­турных произведений)

Творческая деятельность. Развитие интереса к художест­венному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных исто­рий с героями изученных произведений. «Дописывание», «до-сказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведе­ниям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творче­ской мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

Чтение: работа с информацией

· Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/после-словие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться спра­вочниками и словарями, находить информацию о героях, произ­ведениях и книгах.

· Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

· Использование готовых таблиц с информацией для характе­ристики героев, книг, произведений.

Межпредметные связи:

· с уроками русского языка: аннотация к прочитанному про­изведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

· с уроками изобразительного искусства: знакомство с ху­дожниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, исполь­зование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

· с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведе­ниями на тексты отдельных произведений, составление

· музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

Универсальные учебные действия:

 

· понимать роль чтения и использовать умение читать для ре­шения познавательных и коммуникативных задач;

· выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изу­чающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зави­симости от поставленной цели;

· воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов;

· осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведе­ний;

· искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

· уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, де­лить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;

· осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведе­ний;

· воспринимать духовно-нравственные, эстетические и мо­рально-этические ценности и идеалы (на примерах поступ­ков героев литературных произведений); выделять суть нравственных поступков героев, видеть моти­вы поведения героев, формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изуче­нии художественных произведений;

· понимать и ставить учебную задачу;

· проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать резуль­тат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки;

· корректировать — вносить исправления, дополнения и изме­нения по результатам оценки своей деятельности;

· выбирать продуктивные способы решения учебной задачи;

· понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (на примере анализа литературного произведе­ния);

· выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпре­тировать текст, давать оценку;

· составлять модели, использовать готовые модели, допол­нять и сравнивать модели обложек; усваивать с помощью мо­делирования литературоведческие понятия;

· составлять модельный план, работать со схемами, табли­цами;

· устанавливать причинно-следственные связи в тексте при составлении плана;

· синтезировать, выделять главную и дополнительную инфор­мацию о произведении, героях и их поступках при составле­нии плана;

· сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принад­лежности;

· понимать и формулировать творческую учебную задачу;

· участвовать в диалоге или дискуссии (о произведении, ге­роях и их поступках), проявляя уважение к мнению собе­седника;

· произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учётом цели высказы­вания и особенностей слушателя.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих ре­зультатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

· осознавать значимость чтения для расширения своего чита­тельского кругозора;

· понимать содержание прослушанных и самостоятельно про­читанных произведений, определять их главную мысль;

· читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третье­классника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

· читать молча (про себя) небольшие произведения под конт­ролем учителя и самостоятельно;

· читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая зна­ки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие чи­таемому произведению;

· читать наизусть заранее подготовленные произведения; пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

· практически различать художественные, научно-популяр­ные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходст­во/различия;

· отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; правильно называть произведение и книгу, объяснять загла­вие произведения и его соответствие содержанию;

· понимать и оценивать поведение героев произведения с мо­рально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

· пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

· классифицировать изученные произведения по темам, жан­рам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

· различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

· понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произ­ведении;

· понимать авторскую точку зрения, аргументированно согла­шаться или не соглашаться с авторской позицией; работать с книгами разного типа (книги-произведения, кни­ги-сборники), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

· уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбо­ра книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

· различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

· определять особенности жанров произведений (сказок, рас­сказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

· подбирать синонимы к словам из текста произведения и осо­знавать контекстное и прямое значение слов; находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и об­ращения, пословицы;

· находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, ав­тор произведения, герой произведения, сравнение, эпи­тет).

 

Ученик может научиться:

· подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекст­ное значения слов;

· употреблять в речи изученные литературоведческие поня­тия при анализе произведений; находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность учащихся»

Ученик научится:

· понимать особенности образов героев произведения, выби­рать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;

· инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

· моделировать «живые картины» к изученным произведе­ниям;

· создавать истории с героями произведений на основе интер­претации художественного произведения.

· Ученик получит возможность научиться: иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведе­ний;

· выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

· творчески пересказывать произведение от лица героя; создавать по образцу небольшие произведения (истории, ко­миксы).

 

 

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

· определять и формулировать главную мысль текста; находить в тексте произведения информацию о героях про­изведений, в структурных элементах книги — сведения об ав­торе, жанре;

· работать с таблицами и схемами, использовать информа­цию таблицы для характеристики произведения, книги, ге­роев;

· делить текст на составные части, составлять план текста; понимать информацию, представленную разными способа­ми: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;

· сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в раз­ных частях текста.

 

· Ученик может научиться:

· самостоятельно находить информацию в учебнике и спра­вочнике;

· находить информацию о книге, об авторе, пользуясь струк­турными элементами книги;

· целенаправленно находить информацию о предметах, явле­ниях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

· сравнивать полученную из текста информацию с информа­цией готовых таблиц и схем.

 

 

Календарно – тематическое планирование

№ п\п Дата план Дата факт Тема урока Виды деятельности учащихся
Устное на­родное твор­чество (фольклор) (16 ч)  
1.     Произведения фольклора Загадки. Виды загадок. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.И. Даль. «Ста­рик-годовик» Дополнительное чтение'     Работать со справочным текстом (статья «Обратите внимание») проверять свой читательский опыт (работа со схемой «Фольк­лор» в учебнике). Понятие «загадка». Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку чи­тать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради ' Различать виды загадок. Читать загадки, выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки Читать справочную статью (статья о загадках «Обратите внима­ние»). Учиться читать загадки и определять их тему (материал в учеб­ной хрестоматии). Давать определение понятия «загадка». Классифицировать загадки по темам. Заполнять таблицу (рабо­та в группах).
2.     Пословицы. Ка­кие бывают по­словицы. Дополнительное чтение Пословицы Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы при­мерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по те­мам. Определять скрытый смысл пословиц. Выполнять задания в учебнике, учебной хрестоматии, тетради. Писать литературный диктант (литературоведческий). Участвовать в конкурсе знатоков русских загадок и пословиц «Я знаю» (работа в группах)
3.     Русские народ­ные сказки Русская народная сказка «Самое дорогое».   Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказка «Са­мое дорогое»), высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принад­лежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах:, читать по ролям диалоги героев (па­мятка 3). Самостоятельно работать с новым произведением (русской на­родной сказкой «Про Ленивую и Радивую»): чтение, первичное восприятие. Находить и читать описания героев (дочерей). Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей на листочке бумаги или на компьютере.
4.     Русская народ­ная сказка «Про Ленивую и Ради­вую»   Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказка «Са­мое дорогое»), высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принад­лежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах:, читать по ролям диалоги героев (па­мятка 3). Самостоятельно работать с новым произведением (русской на­родной сказкой «Про Ленивую и Радивую»): чтение, первичное восприятие. Находить и читать описания героев (дочерей). Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей на листочке бумаги или на компьютере.
5.     Слушание и ра­бота с детски­ми книгами Сказки о живот­ных Дополнительное чтение Русские народ­ные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»   Воспринимать произведение на слух (русскую народную сказку «Лиса и Котофей Иваныч»). Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать с русской народной сказкой «Дрозд Еремеевич»: первичное чтение молча, работа с текстом, выполне­ние заданий в тетради. Сравнивать народные сказки («Лиса и Котофей Иваныч» и «Дрозд Еремеевич»): выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, пра­вильно называть, сравнивать книги-произведения с книгами-сборниками
6.     Сказки с загад­ками Русская народ­ная сказка «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение Русская народ­ная сказка «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова Выделять особенности сказок с загадками: сюжет, загадки, глав­ная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных.Работать самостоятельно с произведением (сказкой «Умная внучка»): ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с табли­цей на компьютере или на листочках).
7.     Волшебные сказки Русская народ­ная сказка «Ца­ревич Нехитёр-Немудёр». О присказках   Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чу­деса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отно­шение к героям и их поступкам (памятка 1). Рассказывать сказку с присказками. Сравнивать сказки волшебные и бытовые. Писать литературный диктант (информационный)
8.     Русская народ­ная сказка «Ца­ревич Нехитёр-Немудёр». Виды сказок. Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чу­деса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отно­шение к героям и их поступкам (памятка 1). Рассказывать сказку с присказками. Сравнивать сказки волшебные и бытовые. Писать литературный диктант (информационный)
9.     Слушание и ра­бота с детски­ми книгами Сказки народов России. Дополнительное чтение Русская народ­ная сказка «Еле­на Премудрая», чукотская народ­ная сказка «Де­вушка и Месяц» Слушать и слышать русскую народную сказку «Елена Премуд­рая». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывая признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чукотской народной сказкой «Де­вушка и Месяц» (памятка 8). Классифицировать народные сказки, книги со сказками. Определять положительных и отрицательных героев сказок, группировать их.
10.     Малые жанры фольклора Скороговорки. Потешки Объяснять литературоведческие понятия (фольклор, скорого­ворка, потешка, загадка, пословица). Различать произведения фольклора
11.     Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя» Определять алгоритм (порядок) выполнения работы. Пользоваться умениями читать ъспук и молча, а также видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике, учебной хрестома­тии, словаре-справочнике «Книгочей». Писать литературный диктант (литературоведческий). Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. За­полнять таблицу (на листочках или на компьютере).
12.     Былина «Добрыня и Змея», Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и на­зывать признаки жанра.
13.     Былина «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник», Различать формы записи былин (прозаическую и стихотвор­ную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить — Родине служить». Сравнивать героев былин (внешний вид, характер, подвиги).
14.     Былины «Алёша Попович и Тугарин Змеё-вич», «Вольга и Микула» Различать формы записи былин (прозаическую и стихотвор­ную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить — Родине служить». Сравнивать героев былин (внешний вид, характер, подвиги).
15.     Слушание и ра­бота с детски­ми книгами Былины.Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» Рассматривать книги о русских богатырях, сравнивать иллю­страции разных художников. Читать былины, соблюдая паузы и выделяя повторы и ключевые предложения. Составлять словарь имён былинных героев, слов и выраже­ний. Сравнивать содержание былин об одном и том же герое («Доб­рыня и Змея» и «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»)
16.     Урок-обобщение по теме «Былины» Рубрика «Про­верьте себя»     Самопроверка уровня начитанности: — самостоятельно работать с заданиями рубрики «Проверьте себя»; — сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка). Презентация мини-проектов «Былинные герои»
Басни (5 ч)  
17.     Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп.«Лисица и вино­град» И.А. Крылов. «Лисица и Вино­град» Знакомиться с понятиями: басня, мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать басни И.А. Крылова и Эзопа (работа с таблицей).  
18.     БасниИ.А. Крылов. «Ворона и Лиси­ца» Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»   Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать (басни) по ролям (памятка 3). Инсценировать произведения (басни)
19.     Басни И.А. Кры­лова. Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнё­нок», «Крестья­нин и Работник» Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре. Читать басни выразительно (памятка 1), инсценировать (рабо­та в группах). Самостоятельно работать с басней (по выбору): выполнять за­дания в тетради
20.     Слушание и ра­бота с детской книгой. Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхво­стая Лисица». А.Е. Измайлов. «Филин и чиж» Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выде­лять название, группировать по типам (книга-произведение, книга-сборник). Слушать чтение одной из басен по ролям. Выполнять задания в тетради к одной из басен (Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А.Е. Измайлов. «Фи­лин и чиж»). Сравнивать басни разных авторов (И.А. Крылова, Эзопа, А.Е. Измайлова), работать с таблицей (на листочках или на ком­пьютере). Писать литературный диктант (информационный)
21.     Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя» Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, дока­зывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по го­товому образцу, исправлять, дополнять, оценивать. Писать литературный диктант (смешанный)
Произведе­ния А.С. Пуш­кина (10 ч)
22.     Отрывки из поэ­мы А.С. Пушкина«


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: