Цели и задачи обучения математике.





Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение интеллектуального развития младших школьников:

формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической

речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях,

для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений:

решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для

упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

  • умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений: узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
  • реализация воспитательного аспекта обучения:

воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки

рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

 

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· математическое развитие младшего школьника- формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения. Вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

· освоение начальных математических знаний—понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

· развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. В 3 классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели).

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

 

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

 

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления;

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в
  • повседневной жизни;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  • способность к самоорганизованности;
  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» (4 ч в неделю, всего 136 ч)

Число и счёт Тысяча

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1 ООО.

Сведения из истории математики: как появились чис­ла; чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помо­щью знаков > и <.

Арифметические действия в пределах 1 ООО

Сложение и вычитание.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражений (освобождение выражений от лиш­них скобок).

Порядок выполнения действий в выражениях, записан­ных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступе­ни; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения дей­ствий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Умножение и деление на однозначное число.

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10 и на 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Умножение двух- и трёхзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

Умножение и деление на двузначное число.

Умножение вида 23 • 40. Умножение и деление на двузначное число. Примеры выражений, содержащих букву. Вычисление значений буквенных выражений.

Величины

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

Соотношения между единицами длины: 1 км = 1 ООО м, 1 см = = 10 мм.

Вычисление длины ломаной.

Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношение: 1 кг = 1 ООО г.

Вместимость и её единица литр. Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные рус­ские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единица­ми времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 год = = 12 месяцев, 1 век =100 лет.

Сведения из истории математики: история возникно­вения названий месяцев года.

Практические работы. Измерение длины, ширины и высо­ты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взве­шивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимо-стей двух сосудов с помощью данной мерки.

Отмеривание с помощью литровой банки данного количе­ства воды.

Работа с текстовыми задачами

Решение арифметических задач в три действия, в том числе содержащих разнообразные зависимости между величинами. Геометрические понятия

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкну­тая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.

Деление окружности на 6 одинаковых частей с помо­щью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение пря­мой через одну и через две точки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лу­чей, прямых.

Практические работы. Способы деления круга (окруж­ности ) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных

прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольни­ка, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом. Логико-математическая подготовка Высказывание и его истинность. Числовые равен­ства и неравенства как примеры верных и неверных вы­сказываний.

Работа с информацией

Сбор и представление информации в виде схем, таблиц. Считывание информации, представленной на рисунках, схе­мах, в таблицах. Использование схем (в том числе графов) для решения учебных задач.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 3 классе ученик научится:

называть:

•любое следующее (предыдущее) при счёте число в преде­лах 1 ООО, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1 ООО в прямом и в обратном порядке;

•компоненты действия деления с остатком;

•единицы массы, времени, длины;

•геометрическую фигуру (ломаная);

сравнивать:

•числа в пределах 1 ООО;

•значения величин, выраженных в одинаковых или раз­ных единицах;

различать:

• знаки > и <;

• числовые равенства и неравенства; читать:

. записи вида 120 < 365, 900 > 850; воспроизводить:

• соотношения между единицами массы, длины, времени;

• устные и письменные алгоритмы арифметических дейст­вий в пределах 1 000;

приводить примеры:

• числовых равенств и неравенств;

моделировать:

•ситуацию, представленную в тексте арифметической за­дачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;

•способ деления с остатком с помощью фишек;

упорядочивать:

•натуральные числа в пределах 1 000;

•значения величин, выраженных в одинаковых или раз­ных единицах;

анализировать:

· структуру числового выражения;

· текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать:

• числа в пределах 1 ООО (однозначные, двузначные, трёхзначные);

конструировать:

• план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;

контролировать:

• свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1 ООО), нахо­дить и исправлять ошибки;

решать учебные и практические задачи:

•читать и записывать цифрами любое трёхзначное число;

•читать и составлять несложные числовые выражения;

•выполнять несложные устные вычисления в пределах 1 ООО;

•вычислять сумму и разность чисел в пределах 1 ООО, вы­полнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;

•выполнять деление с остатком;

•определять время по часам;

•изображать ломаные линии разных видов;

•вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);

•решать текстовые арифметические задачи в 3 дей­ствия.

 

К концу обучения в 3 классе ученик может научиться:

формулировать:

•сочетательное свойство умножения;

•распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);

читать:

• обозначения прямой, ломаной приводить примеры:

• высказываний и предложений, не являющихся высказы­ваниями;

• верных и неверных высказываний; различать:

• числовое и буквенное выражения;

• прямую и луч, прямую и отрезок;

• замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

характеризовать:

• ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);

• взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать:

• буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

воспроизводить:

• способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи:

•вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

•изображать прямую и ломаную линии с помощью ли­нейки;

•проводить прямую через одну и через две точки;

•строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лу­чу, прямой, ломаной).

 

Календарно – тематическое планирование





Читайте также:
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.031 с.