Причины детской метатезы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»

 

Институт издательского дела и журналистики

Кафедра русского языка и стилистики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ТЕМУ:

Метатезы в детской речи

 

 

Студент: Мазеина К.А.

ИИДиЖ, группа ДКидБ-2-1

Руководитель: Векшин Г.В.

 

Москва

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Генезис явления метатезиса. 5

1.1. Вступительное слово. 5

1.2. Причины детской метатезы 5

Глава 2. Практический анализ метатез. 9

2.1. Структура метатезы. Ее особенности. 9

2.2. Фонетические признаки звуков, участвующих в метатезах. 12

2.3. Сравнение метатез в речи ребенка и поэтической речи. 14

Заключение. 17

Библиографический список. 18

Приложение № 1. Примеры детских слов с метатезами. 19

Приложение № 2. Качественные признаки согласных, участвующих в перестановке 22

Приложение № 3. Особенности возникновения метатез 23

 

 

Введение

 

Внимание всех людей, которые прислушиваются к речи детей, привлекает так называемый метатезис, представляющий собой перестановку, перемещение звуков или слогов в слове с сохранением их количества. Механизм метатезиса не вполне ясен. Важно понять, почему метатезису подвержены определенные слова. Дети часто называют мо­лоток – молотоком, петушок — пешутком, при этом один и тот же ребенок может в один и тот же день произнести слово и верно, и с перестановкой слогов. В данной курсовой работе мы рассмотрим явление метатезиса в детской речи.

Генезис явлений метатезиса в детской речи является одной из проблем психолингвистики. Явление это в лингвистических кругах известно, но мало изучено. Изучение специальной литературы показало, что работы, посвященные описанию и объяснению причин, сущности метатезиса, немногочисленны. При написании курсовой работы я опиралась на результаты исследований следующих авторов: доклад Г.В. Векшина «Метатезис в детской речи и строение звукового повтора», статья П.Т.Тюрина «Метатезис в детской речи» и диссертация Побидько З.В. «Явление метатезы в системе лексико-фонетической вариантности слова».

В курсовой работе проводится анализ метатез, возникающих в детской речи. Целью данного исследования является изучение особенностей проявления метатезиса в речи ребенка.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

1. Анализ выдвигаемых исследователями причин появления метатез в речи;

2. Сбор и формирование базы данных с примерами метатез в детской речи;

3. Анализ полученных данных по следующим направлениям:

· сущность метатезы, ее структура, основные виды, особенности и возможные ограничительные «рамки» перестановок;

· классификация метатез по фонетическим признакам, ритмической структуре;

· выдвижение предположений о возможных благоприятных условиях появления метатезы;

4. Анализ появления метатез в речи ребенка и поэтической речи

5. Подведение общих итогов работы.

Объект исследования – изменение порядка звуков или слогов в слове при сохранении их количества.

Предметом исследования – возможная взаимосвязь между закономерно проявляющимися речевыми ошибками, оговорками в речи и работой сознания и мышления человека.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.

В первой главе анализируются причины возникновения метатез, предлагаемые другими исследователями, выдвигаются новые предположения.

Во второй главе анализируется сущность, структура, виды и особенности метатез в детской речи на основе созданной базы примеров. Проводится анализ метатез в поэтической речи.

Приложение включает в себя картотеку примеров детских слов с перестановками, схематично представленную классификацию метатез, статистические данные о характеристиках согласных, участвующих в перестановке и сводную таблицу, отражающую найденные особенности/закономерности метатез.

Глава 1. Генезис явления метатезиса

Вступительное слово

Понятие метатезиса определяют как взаимное перемещение, перестановку звуков или слогов в слове (например, леберина – балерина, кепуч – кетчуп, гебемот – бегемот, ласатка - лошадкаи т.п.). Метатезы довольно часто встречаются в разговорной речи, в социальных диалектах, просторечиях, каламбурах и детской речи.

Механизм метатезы лежит в области психофизиологии. На этом фоне установлена связь с явлением оговорки, т.е. в речи явление метатезы описывается в системе речевых ошибок.

Рассмотрим самые часто называемые причины появления метатез в детской речи.

 

Причины детской метатезы

Причина возникновения метатезы многоярусна, и одним из важнейших факторов ее появления является смысл, сближающий «новые» слова с уже знакомыми и содержательно понятными. Происходит трансформация слов с целью придания звучащему слову смысла.

Для детской речи это особенно важно, так как ребенок, познавая новые слова, прежде всего, пытается определить его содержательный элемент, который, по его мнению, обязательно должен быть связан с формой слова, его звучанием. «Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл, чтобы в слове был живой, осязаемый образ; а если этого нет, ребенок сам придаст непонятному слову желательный образ и смысл»[1].

Подобное стремление ребенка может обуславливать появление некоторых метатез:

Творушка - Ватрушка

Вонитаз – Унитаз

Щекелечек – Кошелечек

Мазелин – Вазелин

Распадушка – Раскладушка

В приведенных примерах причина возникновения метатезы многоярусна, и одним из важнейших факторов ее появления является смысл, сближающий «новые» слова с уже знакомыми и содержательно понятными.

В создании перестановок определенную роль играют мнемические процессы. Ребенок легче запоминает «ближние» звуки, те, которые произносились последними. Также лучше запоминаются первые слоги и сильные ударные слоги в слове. Ребенок быстрее запоминает то, что называлось первым, последним или то, на чем акцентировалось внимание.

Основную причину нарушения линейной организации слова усматривают или в том, что у ребенка недостаточно развита артикуляционная система, или в том, что фонематический слух не сформировался.

Анализ полученных данных показывает, что объяснения, которые видят причины происхождения перестановок в несовершенствах фонематического слуха и артикуляционной системы ребенка, могут быть признаны приемлемыми лишь в отношении некоторых простейших типов перестановок. Например:

1. Перестановка рядом расположенных фонем:

Кляска – клякса

Фрутки – фрукты

Васка – вакса

Чедрак – чердак

Орважки – овражки

Перстановки типа орважки, кляска могут быть обусловлены тем, что ребенку проще произнести сочетания ск, вр, сл, зн, чем, соответственно, кс, нз, лс, рв.

2. Перестановка отстоящих друг от друга фонем:

Леберина – балерина

Падуретка – табуретка

Самарутка – мясорубка

 

3. Перестановка слогов слова:

Скоровода – сковорода

Мотолок – молоток

Гари – Рига

 

Постепенно ребенок овладевает основными формами языка, что, в свою очередь, дает ему возможность образовывать по аналогии новые слова, сходные с усвоенными. Особенно ярко сказывается эта деятельность ребенка в образованиях от известных ему корней, и в этой работе ребенок так часто расходится с требованиями, предъявляемыми языку взрослых.

Наблюдение за явлением метатезиса позволяет понять, что артикуляционные способности – не тот фактор, который обуславливает возникновение перестановок в слове. Появление метатезы характерно для того возраста, когда ребенок в состоянии произносить все звуки, и воспроизведение их не составляет большой трудности. Более того, пожалуй, самым ярким примером, отсекающим артикуляционные способности как причину метатез, становится тот факт, что перестановки слогов и звуков – явление, характерное не только для детской речи, но и для речи взрослого человека.

Неразвитость фонематического слуха ребенка тоже не может стать достаточным основанием для появления метатез. «Различение на слух тонких акустических признаков, на основе которых осуществляется противопоставление речевых звуков, наступает уже в самом начале овладения произношением. Слуховой анализатор ребенка к этому периоду уже готов к дифференцированию почти всех звуков»[2]. Ранее уже было отмечено, что метатеза, как правило, возникает в речи ребенка, когда он уже свободно «конструирует» слова, используя конфигурации с любой последовательностью звуков.

«Тот факт, что перестановки в речи ребенка появляются еще долго после того, как он овладел произношением любой последовательности звуков, побуждает искать причины их появления в особенностях перцептивной и мыслительной деятельности ребенка»[3].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: