Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ
23.09.16 https://nalog-nalog.ru/bank/poryadok_identifikacii_klienta_v_banke_po_zakonu_115fz/
Идентификация клиента в банке - 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры — это одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.
Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ?
Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции?
Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки?
Что такое полная и упрощенная идентификация?
Какие операции не требуют идентификации?
Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации?
Итоги
Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ?
Согласно Концепции национальной безопасности РФ (утв. указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300), действовавшей до 2009 года, национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ 12.05.2009 (с соответствующей отменой действия Концепции). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, в полной мере перешли из Концепции в Стратегию и являются действительными и актуальными.
Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.
Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого ФЗ:
- установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
- наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные ФЗ контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
- ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же ФЗ, и это не только банки, но и:
- участники рынка ценных бумаг;
- страховщики;
- поставщики почтовых услуг;
- ломбарды;
- букмекеры
- и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.
Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции?
Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:
- у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
- у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
- у российских юрлиц требуют представить информацию — название, правовая форма, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
- у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
- у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).
Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:
- получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
- выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
- выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
- фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
- периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.