Рост нелегальной миграции




Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

§ индуктивные;

§ дедуктивные;

§ по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

 

 

50. интуиция и её роль в познании. Врачебная интуиция.

(не весь)

Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

Основными видами интуиции являются: чувственная и интеллектуальная. Интуиция характеризуется несколькими этапами. Первый этап (подготовительный) – сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее логически, т.е. в рамках дискуссии. Второй этап (инкубационный) – выбор решения подсознательным путем. Третий этап – неожиданное «озарение» (инсайт), т.е. понимание результата, соответствующий переход от незнания к знанию, то, что чаще всего и называют интуицией. Четвертый этап – сознательная проверка интуитивно полученной информации, придание ей логической формы, установление логической цепочки суждений и умозаключений, помогающих решить проблемы.

Основными чертами интуиции являются:

● раскомплексованность или раскованность

● получение результата бессознательным путем

● неожиданность

Интуиция близка при таких состояниях, как духовное видение, откровение, и имеет свое начало в бессознательном слое человеческой психики. Так же интуиция опирается на рефлексию. Собирая в своей памяти образы и абстракции, сопоставляя и перерабатывая их, включая силу воли, человек может прийти к осознанию задачи более четко.

Основными условиями создание интуитивного решения являются:

● основательное знание материала

● наличие проблемной ситуации

● поисковая доминанта (на основе постоянных попыток решить возникшую проблему, ситуацию)

● подсказка

 

 

51. убеждение как гносеологическая категория. Знание и убеждение. Влияние убеждений на познавательный процесс и практическая деятельность.

(нет)

 

52..приёмы, методы и формы познания.

Метод (от греч. «путь») представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.

Методы научного познания подразделяются на специальные (частнонаучные), общенаучные и универсальные (философские). Дифференцируя уровни научного познания, необходимо отметить, что к методам эмпирического уровня относятся наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений с целью выяснения их определенных свойств и отношений. Наблюдение осуществляется как непосредственным (с помощью наших органов чувств), так и опосредованно (с помощью разных приборов и технических устройств - микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера, компьютерные томографы и т.д.).

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнение различных предметов может быть либо непосредственным, либо опосредованным.

Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной единицы (метры, граммы, ватты и т.п.). Измерение - метод количественного анализа.

Эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств. Эксперименты бывают исследовательские (поисковые) и проверочные (контрольные), воспроизводящие и изолирующие, лабораторные и полевые.

Исторический метод означает, во-первых, воспроизведение реальной истории объекта во всей его многогранности, с учетом суммы характеризующих его фактов и отдельных событий; во-вторых, исследование истории познания данного объекта (от его генезиса - до настоящего времени) с учетом присущих ему деталей и случайностей. В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявлении исторических фактов и на этой основе - такое мысленное воссоздание, реконструкция исторического процесса, которое позволяет выявить логику, закономерности его развития.

Логический метод изучает те же процессы в объективной истории и истории исследования, но при этом внимание фокусируется не на частностях, а на выяснении лежащих в их основе закономерностей с целью воспроизведения их в виде исторической теории.

Среди научных методов исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Системный анализ подразумевает: а) выявление зависимости каждого элемента от его функций и места в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ поведения системы с точки зрения обусловленности ее элементами, в нее включенными, а также свойствами ее структуры; в) изучение механизма взаимодействия системы и среды, в которую она "вписана"; г) исследование системы как динамической, развивающейся целостности.

Системный подход имеет большую эвристическую ценность, поскольку он применим к анализу естественно-научных, социальных и технических объектов.

Подводя итоги изложенному, следует отметить, что возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две упоминавшиеся выше позиции по отношению к науке - сциентизм и антисциентизм. Сторонники сциентизма утверждают, что наука «превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм при этом принижает общественные науки, как якобы не имеющие познавательного значения, и отвергает гуманистическое содержание науки. Антисциентизм подвергает резкой критике науку и технику, абсолютизируя отрицательные результаты их развития (обострение экологической проблемы, опасность техногенных катастроф, войны и т.д.).

Несомненно, что обе позиции в отношении науки содержат рациональные моменты, но одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более - полностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне рассматривать науку и научное познание в их связи с другими сферами общественной жизни, раскрывая сложный многообразный характер этой взаимосвязи. С этой точки зрения наука выступает как необходимый продукт развития культуры и, вместе с тем, как один из главных источников процесса самой культуры в ее целостности.

 

53. понятие науки. Научные познания и знания.

Наука - это специфическая сфера человеческой деятельности, направленная на производство, систематизацию и использование объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность, нацеленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности - истинные знания.

Научное познание представляет собой разновидность субъектно-объектных отношений, главной сущностной чертой которых выступает научная рациональность. Рациональность познающего субъекта находит свое выражение в апелляции к доводам разума и опыта, в логико-методологической упорядоченности процесса мышления, в воздействии на научное творчество существующих идеалов и норм науки.

Наука имеет дело с особыми объектами, не сводимыми к объектам обыденного опыта;

имеет свой, понятийный язык;

научное познание связано со специальной системой познавательных средств;

для науки характерны специфические способы обоснования истинности знания;

научное знание системно и доказательно.

Говоря о науке в ее различных проявлениях, можно выделить единый комплекс критериев научного познания, который включает:

1. Предметность. Всякая наука предметна, поскольку она всегда направлена на выявление предметных связей и зависимостей тех вещей и процессов, которые составляют область ее приоритетов.

2. Объективность. Это означает, что все предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть на самом деле, без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного;

3.достоверности становится разум, а способами её достижения - критичность, рациональные принципы познания.

4. Направленность на познание сущности, закономерности объекта.

5. Особая организация, системность знания, т.е. упорядоченность в форме теории и развёрнутого теоретического положения.

6. Проверяемость посредством обращения к научному наблюдению, эксперименту, к практике, к испытанию логикой; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы. Воспроизводимость научных истин через практику придаёт им свойство общезначимости.

Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения.

Наука выполняет три группы социальных функций:

1- функции культурно-мировоззренческие;

2- функции науки как непосредственной производительной силы; в-третьих, функции науки как социальной силы, связанной с использованием научного знания для решения самых различных общественных задач.

3- наука выступает в качестве меры развитости способностей человека к творческому созиданию, к конструктивно-теоретическому преобразованию действительности и самого себя.

В структуре научного знания и познания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень дает знание закономерных связей, исходя из данных чувственного познания. На теоретическом уровне используют главным образом рациональные формы познания, и получаемые знания носят всеобщий и необходимый характер. Оба уровня необходимы для познания, но определяющую роль в системе научного познания играет теоретический уровень.

 

54. диалектика как теория и метод познания.

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.

Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, творчески восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.

Существуют и другие “модели диалектики”, разнообразие которых выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта – всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.

 

 

55. объективная и субъективная диалектика. Принципы диалектики.

Диалектика - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "диалектика" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог.

Диалектика - противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она означает наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.

Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.

Принципы - это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В основание современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности. Согласно первому принципу все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией.

Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Существует две разновидности процессов развития:

1) Процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Например: эволюция звезд.

2) Процессы перехода из одного вида материи к другому.

Развитие - это необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.

Развитие совершается при наличии всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, их составляющих элементов. Связь - это такое отношение, в котором изменение одной из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны. Связи чаще всего выступают в виде взаимосвязей. Во взаимосвязи элементов предмета происходят определенные изменения. Момент такого изменения есть взаимодействие. Взаимосвязь в природе и обществе носит всеобщий объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

Всеобщая универсальная взаимосвязь всех явлений - исходная предпосылка принципа детерминизма.

Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системе, связь состояний в движении и развитии.

Классическая наука опиралась на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность - это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм - концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.

Неотъемлемым элементом диалектики является принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация - последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включению систем разных уровней друг в друга любой элемент любой системы оказывается связанным со всеми элементами всех возможных систем. Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика. Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир.

Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет строгого для всех обязательного перечня принципов диалектики, нет именно потому, что принцип - это не столько четко фиксированное понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов и явлений объективного мира.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная диалектика или субъективное мышление - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

 

 

56. понятие «закона» и «категорий» диалектики. Классификация категорий и законов диалектики.

Законы и категории диалектики.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

(1) Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

(2) Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

(3) Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

(4) Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

(5) Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

(6) Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

57. закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности, единства, борьбы, противоречий.

Противопол о жность, один из двух "борющихся" моментов конкретного единства, которые являются сторонами противоречия. Различают внешние и внутренние противоречия.: если внешние выступают как полюсы противоречия, взаимно предполагающие и одновременно исключающие друг друга, но существующие как относительно самостоятельные (например, пролетариат и буржуазия), то внутренние противоречия, отрицая друг друга, находятся в отношении взаимного проникновения.

Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

§ они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;

§ взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;

§ взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

§ выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;

§ решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществепредполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой.

 

 

58. структура диалектического противоречия.

В философии диалектического материализма под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве.

Диалектическая противоположность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу».

Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Развитие объективного мира есть раздвоение единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим, борьба же противоположностей — абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития.

Диалектическое противоречие, столкновение, борьба противоположностей является наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития.

 

 

59. типы и виды диалектических противоречий.

(не весь)

 

· Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.

· Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

· Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин "антагонизм" распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.

 

 

60. закон количественных и качественных изменений. Понятие качества, свойства, количества, меры. Понятие нормы в медицине.

Закон взаимосвязи количества и качества является также одним из основных принципов диалектического метода, всеобщим законом познания. Объективная сторона данного принципа - реальное существование диалектически сложной системы развивающихся, взаимодействующих отношений, процессов, явлений и т.д. каждое из которых имеет две стороны: качественную и количественную.

Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество.

Качество - философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих специфических свойств. Качество выражает относительную устойчивость предметов и явлений. Качество - это: 1) внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы; 2)то, что неотделимо от бытия вещей, предметов; 3) интегрированная совокупность свойств.

Качество имеет свою противоположность - категорию количества.

Количество - это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.

Количество выражает: 1) дифференцированность предмета на множество примет; 2) степень отличия свойств предметов и явлений; 3) подобие (однородность) вещи, предмета с другими вещами.

Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой.

Мера - это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера - одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса.

Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Понятие скачка. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (меры) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство - это единство непрерывности и прерывности.

Свойство (исходное понятие данного закона) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств;

Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, студент, не сдавший экзамены, перестает быть студентом;

Количество — объем изменения объекта. Часто, но не всегда этот объем можно выразить численно, как в случае с оценкой знаний студента на экзамене;

Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, студент, прошедший все испытания, переводится на следующий курс;

Понятие нормы в медицине, как ни странно, относительно. Слово «норма» используется в различных смысловых контекстах, поэтому собеседники, не согласовав заранее понятия, рискуют никогда не договориться.

 

61. переход от количественно-качественных изменений. Скачок – как форма от одного качества к другому. Здоровье и болезнь как особое качественное состояние организма.

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения.

Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством.

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета.

Переход количественных изменений за пределы меры ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2].

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Тогда развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков:

· по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);

· по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);

· по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества.

Скачок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: