КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ




СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ «РОДНИК»

УТВЕРЖДАЮ

директор

ГОУ ЦПМСС «РОДНИК»

 

______________М.С. Решетникова

 

«»2009 г.

Коррекционно-развивающая программа

«Коррекция внутрисемейных отношений

(совместная работа с родителями и детьми 3 – 18 лет)»

Срок реализации программы – 9 месяцев

Возраст детей – 3-18 лет

Количество занятий – 34

Составитель: канд. психол. н. Алексеенко Т.В.

Реализуется: педагогом-психологом Алексеенко Т.В.

МОСКВА – 2009


СОДЕРЖАНИЕ

  с.
Пояснительная записка.………………………………………………………  
Тематический план……………………………………………………………  
Содержание коррекционно-развивающей программы......…………………  
Методическое обеспечение коррекционно-развивающей программы....…  
Литература, используемая педагогом-психологом..……………………….  
Литература, рекомендуемая для детей и родителей……………………….  

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность коррекционно-развивающей программы

Программа «Коррекция внутрисемейных отношений (совместная работа родителей с детьми 3 – 18 лет)» является коррекционно-развивающей и направлена на внесение изменений в функционирование семьи. Работа по данной программе осуществляется в системном подходе, в котором коррекционно-развивающая работа ведется не отдельно с ребенком, обнаружившим трудности в развитии или поведении, а со всей его семьей. Семья рассматривается как система, с собственными законами и этапами развития, своей структурой, особенностями внутрисемейного взаимодействия и коммуникации.

Семейной системой является группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой.

Актуальность и целесообразность

В настоящее время в сфере оказания психологической помощи детям и их родителям в нашей стране существует большое разнообразие научно обоснованных и разработанных подходов. При осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми обнаруживают себя ситуации, когда успешной работе с ребенком мешают такие особенности общения и взаимодействия в его семье, которые поддерживают (а иногда усиливают) те проблемы, на решение которых направлена работа специалистов. В случаях, когда оказывается недостаточно разовых консультаций родителей, направленных на коррекцию стиля воспитания или особенностей детско-родительских отношений, семьям показана специальная, продолжительная по времени, работа по изменению функционирования семьи.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что первоначальный запрос, поступающий от семьи, – та проблема в развитии ребенка, которую они оказались не в состоянии решить (или приспособиться к жизни с такой проблемой), – не является определяющим в выборе методики коррекционно-развивающей работы. «Жалобы» родителей могут быть на трудности обучения, гиперактивность, агрессивность, «трудный возраст», «плохое поведение», психосоматические проблемы. Основная задача психолога – помочь семье обнаружить, не только почему данная проблема появилась в этой семье, но, что гораздо важнее, – зачем она нужна семье и как поддерживается ею; и оказать помощь в изменении семейной системы (переходе на следующую стадию развития семьи).

Работа по данной коррекционно-развивающей программе предполагает исследование особенностей функционирования семьи по следующим группам параметров:

1) структурные параметры (подсистемы, границы, альянсы, коалиции, иерархия, сплоченность, гибкость);

2) динамические параметры (коммуникации, правила, мифы, стабилизаторы);

3) исторические параметры (семейная история).

Оказываемое коррекционно-развивающее воздействие может затрагивать отдельные параметры функционирования семьи или все их, в зависимости от того, какие из них обнаруживают дисфункциональность и поддерживают и/или порождают трудности и проблемы в развитии ребенка.

Методологические основы программы

Основу данной коррекционно-развивающей программы составляет системный подход в психологическом консультировании семьи, возникший во второй половине XX века. Системный подход в психологическом консультировании ведет свое развитие от работ М. Боуэна, К. Роджерса, В. Сатир [2, 8]. Дальнейшее свое развитие он получил в теории и практике психологического консультирования в различных подходах: структурный подход С. Минухина [7], стратегический подход Дж. Хейли и К. Маданес [6], миланская школа, делающая упор на перестройку системных закономерностей [9]. В отечественной практике психологического консультирования системный подход представлен работами А.Я. Варги [2], А.В. Черникова [10] и др.

В системном подходе объектом воздействия психолога является не отдельный человек, а вся семья, вся семейная система. Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – система самоорганизующаяся, подчиняющаяся двум основным законам – закону гомеостаза и закону развития. Поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри нее самой. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием своих потребностей и мотивов, однако система первична по отношению к входящему в нее элементу – отдельному человеку. Поэтому целесообразно работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.

Психолог, работающий по данной программе, опирается на следующие методологические принципы:

- циркулярность (все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике);

- гипотетичность (одна из основных целей взаимодействия психолога с семьей – проверка гипотезы о цели и смысле нарушений функционирования семейной системы);

- нейтральность (эффективная коррекционно-развивающая работа требует сохранения психологом нейтральной позиции: он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым).

Цель и задачи

Целью данной программы является коррекция внутрисемейных отношений через изменение функционирования семьи как системы.

Для достижения цели программы необходимо решить ряд задач:

1) исследовать (диагностировать) особенности функционирования семьи;

2) выдвинуть и проверить гипотезы, раскрывающие механизмы вызывания и/или поддержания семьей проблем и трудностей;

3) провести коррекционно-развивающую работу по изменению дисфункциональных параметров семейной системы;

4) оказать психологическую помощь и поддержку на новом этапе развития семьи.

Возраст детей, участвующих в реализации коррекционной программы

Работа ведется с семьями, имеющими детей 3 – 18 лет.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий

Срок реализации программы – 9 месяцев.

Программа предполагает проведение 34 занятий.

Продолжительность одного занятия – от 60 до 90 минут. Время каждого конкретного занятия варьируется в зависимости от числа участников (количества членов семьи, присутствующих на занятии), возраста детей, видов деятельности, таких особенностей семьи как темп психической деятельности ее членов, уровень сопротивления изменениям и т.п.

Занятия проводятся с разным составом участников. Предполагаются как занятия со всеми членами семьи, так и занятия с отдельными подсистемами (детской, родительской, прародительской), а также индивидуально с разными членами семьи (один ребенок, одна мама и т.д.). Состав участников каждого занятия определяется психологом в зависимости от необходимости работы по изменению конкретных выявленных особенностей семейного функционирования.

При осуществлении программы используются такие формы организации занятий как беседа (интервьюирование), динамические упражнения, изобразительная деятельность, работа со стимульным материалом, игра и другие.

В работе по осуществлению программы выделяются следующие этапы:

1. начальный (диагностика, построение и проверка гипотезы, осознание родителями особенностей семейных взаимоотношений);

2. основной (коррекция дисфункциональности функционирования семьи);

3. заключительный (поддержка изменений в семье).

Режим занятий зависит, прежде всего, от этапа реализации программы: на начальном этапе занятия проводятся один раз в неделю, на основном этапе – один раз в две недели, на заключительном этапе занятия могут проводиться еще реже.

Режим также может меняться (занятия могут проводиться чаще или реже) в зависимости от остроты проблемы, с которой живет семья, уровня сопротивления изменениям, степени ответственности взрослых членов семьи и других особенностей каждой конкретной семьи.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В консультировании семьи в системном подходе принято выделять такие объек­тивные признаки функциональности семьи как отсутствие симп­томатического поведения у кого-либо из членов семьи, плавный переход с одной стадии жизненного цикла семьи на другую, реализация жизненных планов и задач.

Формы подведения итогов реализации коррекционной программы

Через полгода после окончания занятий по коррекционно-развивающей программе желательно провести проверку устойчивости изменений в семейных взаимоотношениях. Что возможно осуществить двумя способами – в беседе по телефону или на разовой (однократной) встрече с семьей.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме

Этап Тема Кол-во занятий
по теме на этапе
       
Начальный (диагности-ческий) Диагностика структурных, динамических, исторических параметров функционирования семьи как системы      
Связь проблемы в развитии ребенка с особенностями функционирования семьи  
Переформулирование запроса на изменение (с опорой на ресурсы семьи)  
 
Основной (коррекционный) Коррекция отношений в родительской подсистеме    
Коррекция отношений в детской подсистеме  
Коррекция детско-родительских отношений  
Коррекция отношений в супружеской подсистеме  
Коррекция отношений в расширенной семье  
 
Заключи-тельный (поддержи-вающий) Усиление ресурса семьи    
Поддержание особенностей функционирования семьи на новом этапе развития  
 
Всего занятий:  

Программой предусматривается проведение 34 занятий. Поскольку одно занятие может длиться от 60 до 90 минут, количество часов, отведенных на осуществление программы, составляет от 34 до 51 часа.

Также данная программа допускает некоторую тематическую вариативность на основном (коррекционном) этапе. Например, если в семье живет только один ребенок, тема «Коррекция отношений в детской подсистеме» в работе с семьей будет отсутствовать, а часы, отведенные на работу с этой темой внутрисемейных отношений, распределятся на работу по остальным темам (или будут отсутствовать при работе с данной семьей).

СОДЕРЖАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Диагностика структурных, динамических, исторических параметров функционирования семьи как системы

Структурные параметры

Подсистема как составная часть системы, выполняющая в ее рамках относительно независимые функции. Основные группы подсистем нуклеарной семьи: члены семьи, как отдельные люди; супружеская подсистема; сиблинговая подсистема; родительская подсистема. Подсистемы расширенной семьи. Особенности функционирования подсистем.

Границы как показатель взаимоотношений между семьей и социальным окружением внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Развитие границ как параметр эволюции семейных структур. Сепень гибкости и проницаемости границ: жесткие, ригидные; оптимальные; размытые, проницаемые.

Альянсы между членами семьи для выполнения какой-либо функции или для достижения определённой цели. Коалиции – альянсы, носящие дезадаптивный характер (сплочение одних членов семьи, направленное против других).

Иерархия как на авторитет, доминирование, власть принимать решения; как степень влияния одного члена семьи на других; как параметр изучения изменений в структуре ролей и правил внутри семьи. Перевернутая иерархия, парентификация. Несбалансированность иерархии в детской подсистеме.

Сплоченность как степень эмоциональной близости между членами семьи. Показатели сплоченности: эмоциональная связь между членами семьи; организация семейных границ; лояльность семейным правилам; зависимость членов семьи друг от друга; стиль принятия решений по семейным вопросам; время, проводимое членами семьи вместе; отношения с друзьями; совместные интересы и отдых. Уровни сплоченности (от экстремально высокого до экстремально низкого) и типы семейных систем:запутанная, разобщенная, раздельная, связанная.

Гибкость как характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Параметры гибкости: лидерство, контроль, дисциплина, правила и роли в семье. Уровни гибкости и типы семейных систем: несбалансированные (ригидная, хаотическая) и сбалансированные (структурированная, гибкая).

Динамические параметры

Коммуникации как обмен сообщениями или взаимодействиями. Вербальные и невербальные характеристики сообщений, интеракций, осуществляемых членами семьи. Паттерны коммуникаций как повторяющиеся коммуникационные последовательности. Виды паттернов коммуникаций: симметричный, комплиментарный, псевдосимметричный. Патогенные коммуникации – коммуникации, для которых характерен парадокс (построение высказывания одновременно на двух логических уровнях, противоречащих друг другу). Виды патогенных коммуникаций: невозможность не общаться; взаимодействие на разных коммуникационных уровнях; патологии симметричной и комплиментарной коммуникации; «двойная ловушка».

Правила как устойчиво используемые способы поведения. Соглашения между членами семьи – явные и неявные, гласные и негласные, осознаваемые и неосознаваемые. Использование семейных правил для контроля способов взаимодействия в семье. Коммуникативные правила семейной системы.

Мифы как определенные неосознаваемые соглашения между членами семьи, поддерживающие семейное единство, формирующие образ семьи, семейное самосознание, семейную идентичность, регулирующие семейные правила, определяющие характер коммуникаций.

Стабилизаторы как феномены, скрепляющие систему, помогающие членам семьи держаться вместе. Функциональность и дисфункциональность стабилизаторов.

Исторические параметры

История становления семьи: особенности становления и функционирования структурных и динамических параметров функционирования нуклеарной и расширенной семьи.

Семейное прошлое: прошлый опыт жизни членов семьи, опыт жизни родителей в своих родительских семьях и в прошлых браках, или во внебрачных отношениях.

Правила и мифы, привычки, привычный стиль жизни, модели коммуникаций в прародительских семьях, их влияние на становление и развитие нуклеарной семьи. Ожидания и потребности членов семьи, которые сформировались под влиянием прошлого опыта. Семейные тайны.

Межпоколенная передача особенностей функционирования семьи – осознанная и неосознаваемая. Скрытая (невидимая) лояльность семье, верность предкам.

Стадия жизненного цикла семьи и характерные для нее задачи и потребности членов различных подсистем. Особенности перехода семьи на новые этапы своего развития. «Застревание» семьи на предыдущем этапе (гомеостаз), в кризисном состоянии.

Связь проблемы в развитии ребенка с особенностями функционирования семьи

Циркулярность во взаимодействии членов семьи. Включенность симптома (проблемы) в функционирование семьи. Удовлетворение потребностей членов семьи за счет существования симптома (проблемы).

Переформулирование запроса на изменение (с опорой на ресурсы семьи)

Формулирование циркулярной гипотезы. Осознание членами семьи связи проблемы в развитии ребенка с особенностями функционирования семьи. Изменение запроса с изменения в поведении ребенка на изменение функционирования семейной системы. Ресурсы семьи: семейная история, опыт, любовь, сплоченность и т.п. Определение стратегии изменения дисфункциональности семейного взаимодействия. Альтернативные взаимодействия.

Коррекция отношений в подсистемах нуклеарной и расширенной семьи

Осуществление стратегии изменения дисфункциональности семейного взаимодействия с опорой на ресурсы семьи: изменение параметров функционирования семейной системы, на диагностическом этапе обнаруживших свою дисфункциональность; «построение» альтернативного взаимодействия членов семьи, дающих возможность перехода семьи на следующий этап развития.

Усиление ресурса семьи

Расширение и углубление ресурсных параметров семейного функционирования.

Поддержание особенностей функционирования семьи на новом этапе развития

Оказание психологической поддержки членам семьи. Опора на ресурсы семейной системы. Осознание родителями перехода на новый этап развития семейной системы, с характерными для него новыми задачами и потребностями.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: