Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,
психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей
культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Содержание программы
Название раздела (темы) | Программное содержание | Универсальные учебные действия |
Введение. Что такое окружающий мир(1 час) | Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди | Называть объекты окружающего мира. Анализировать объекты окружающего мира. Классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям |
Мы школьники (9 часов) | Ты- первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитатели, уборщицы и др.Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой ми др. Правила поведения на уроке, подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др.Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. | Определять время по часам с точность до часа. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. |
Ты и здоровье (6 час) | Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния др. Солнце, воздух, вода- факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом | Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды |
Мы и вещи (6 часов) | Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии, бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов | Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и др.) Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. |
Родная природа (25 часов) | Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия. живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини- сочинения о явлениях природы и объектах природы) Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид, (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4- 5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные) | Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини- сочинения о явлениях природы и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания. |
Родная страна (19 часов) | Семья. Члены семьи. Труд., отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села, в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного села (города), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работником магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. | Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Кратко рассказывать на тему «Что делают в…» Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно- этические понятия; называть синонимы. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Разделы содержания | Предметные | Метапредметные |
1 Человек и природа | Базовый уровень • узнаёт изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывает изученные объекты и явления живой и неживой природы; • сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; • проводит несложные наблюдения(с помощью учителя) в окружающей среде и ставит, следует инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений; • использует справочные издания, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас-определитель; - понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения. Повышенный уровень: Узнаёт изученные объекты и явления живой и неживой природы; выделяет ихсущественные признаки • использует готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; •выполняет правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде; • использует при проведении практических работ инструменты ИКТ. | Познавательные: Осуществляет поиск необходимой информации под руководством учителя (учебная литература, энциклопедия, справочник; осуществляет фиксацию выборочной информации с помощью рисунка, словесного описания при контроле учителя; строит простейшие устные высказывания; РегулятивныеПринимает ориентиры действия выделенные учителем в новом учебном материале и ими пользуется. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные Работает в паре: умеет слышать собеседника, слушает с пониманием, вступает в диалог. Формулирует собственное мнение и позицию. Использует речь для регуляции своего действия. Умеет искать и работать с информацией. Личностные Проявляет положительное отношение к, школе, к новому учебному материалу и принимает образец «хорошего ученика». Формулирует правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни с помощью учителя.Умеет доброжелательно слушать и слышать собеседника. |
2. Человек и общество | Базовый уровень • узнаёт государственную символику Российской Федерации; • различает прошлое, настоящее, будущее; • оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников,), Понимает чувства других людей и сопереживает им; Повышенный уровень: • использует (с помощью учителя) различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
1. | Природа вокруг нас Нас окружает удивительный мир | Уметь обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | ||
2. | Я – школьник Давай познакомимся. | Познакомиться с учителем и одноклассниками. Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | ||
3. | Я – школьник Мы – школьники | Познакомиться с правилами поведения в школе. Уметь моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. | ||
4. | Я – школьник Правила поведения в школе | Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их. | ||
5. | Времена года Сентябрь – первый месяц осени. | Уметь пересказывать и понимать тексты о природе. Уметь характеризовать признаки времен года Уметь группировать (классифицировать)овощи и фрукты по отличительным признакам. | ||
6. | Природа неживая и живая Что нам осень подарила | |||
7. | Природа неживая и живая Грибная пора | Уметь рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Уметь различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). | ||
8. | Моя Родина Семья.. Взаимоотношения в семье. | Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. | ||
9. | Родной край – частица Родины О маме | Поддерживать семейные традиции. Уметь приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | ||
Родной край – частица Родины Любимые занятия. | ||||
Моя Родина Воскресный день. | Уметь приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника. | |||
Значение труда для человека и общества Как из зерна получилась булка | ||||
Природа вокруг нас Человек и домашние животные | Уметь группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Уметь характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). | |||
Времена года Октябрь уж наступил | Уметь описывать сезонные изменения в природе. Исследовать(на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Природа неживая и живая Явления природы. | Уметь сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Уметь рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Наблюдатьпогоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. | |||
Моя Родина Где ты живешь. Памятные места города | Уметь рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | |||
Правила безопасной жизнедеятельности Правила поведения на дорогах. | Уметь изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | |||
Значение труда для человека и общества. Ты и вещи. | Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий. | |||
Значение труда для человека и общества. Кто работает ночью. | Уметь моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | |||
Тело человека. Что такое здоровье. | Уметь моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |||
Тело человека. Твои помощники – органы чувств. | Уметь характеризовать основные функции органов чувств. | |||
Правила безопасной жизнедеятельности. Правила гигиены | Уметь обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | |||
Я – школьник. О режиме дня. | Уметь оценивать, в какой мере выполняется режим дня. Уметь работать в группах по составлению режима дня Уметь определять время по часам с точностью до часа. Уметь оценивать, в какой мере выполняется режим дня. | |||
Я – школьник. О времени и часах. | ||||
Правила безопасной жизнедеятельности Урок в спортивном зале | Уметь обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | |||
Времена года Ноябрь – зиме родной брат. | Уметь характеризовать признаки времен года. Уметь описывать сезонные изменения в природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Уметь пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Времена года Дикие животные | Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Природа вокруг нас Звери - млекопитающие | Уметь описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | |||
Времена года Что мы знаем о птицах | Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Родной край – частица Родины Родной край | Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион. | |||
Моя Родина Дом, в котором ты живешь | Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности. | |||
Значение труда для человека и общества Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. | Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника. | |||
Времена года В декабре, в декабре все деревья в серебре. Исследовательская работа: «Определи дерево». | Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Природа неживая и живая Какая бывает вода. Опытно-экспериментальная работа: «Форма воды». | Уметь характеризовать свойства воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. | |||
Человек – член общества О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. | Уметь моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном. | |||
Человек – член общества Идем в гости | ||||
Моя Родина С Новым годом! | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | |||
Времена года Январь – году начало, зиме середина | Уметь проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Пересказывать и пониматьтексты о природе. | |||
Природа вокруг нас Хвойные деревья. Названия, внешний вид. Практическая работа: «Выбор веток». | Уметь характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы. | |||
Природа вокруг нас Жизнь птиц. | Уметь описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | |||
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Наша страна – Россия | Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России. Уметь объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. | |||
Природа неживая и живая Богата природа России | Уметь сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Извлекать(по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | |||
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – россияне | Уважать и описывать обычаи народов России. Уметь моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. | |||
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Народная сказка | Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника. | |||
Времена года Февраль – месяц метелей и вьюг | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Уметь описывать сезонные изменения в природе. | |||
Природа вокруг нас Звери - млекопитающие | Уметь описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. | |||
Природа вокруг нас Наш уголок природы | Уметь характеризовать деятельность человека по отношению к природе. | |||
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России | Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника. | |||
Человек – член общества О правилах поведения | Уметь моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | |||
Моя Родина 8 Марта – праздник всех женщин. Практическая работа: «Приготовление салата их фруктов». | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | |||
Времена года Март - капельник | Уметь характеризовать признаки времен года. Проводитьгрупповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Жизнь птиц Птичьи разговоры | Научить наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилетом, гнездованием). | |||
Правила закаливания Если хочешь быть здоров, закаляйся! | ||||
Правила безопасной жизнедеятельности Здоровая пища. Режим питания. | Уметь обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | |||
Я – школьник Какое бывает настроение | Чувства и эмоции. Учимся владеть собой. Уметь моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. | |||
Времена года Апрель – водолей. | Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и пониматьтексты о природе. | |||
Природа неживая и живая Весенние работы | Уметь характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Выращивание растения в группе (из семя, листа). | |||
Значение труда для человека и общества Кто работает на транспорте | Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | |||
Моя Родина День космонавтики | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | |||
Времена года Май весну завершает, лето начинает. | Уметь характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. | |||
Природа вокруг нас Жизнь земноводных весной | Уметь характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек). Обсуждать в группах и объяснятьправила поведения в различных ситуациях (на реке и озере). | |||
Человек – часть природы Животное – живое существо | Уметь анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | |||
Времена года Скоро лето. Комплексная диагностическая работа. | Уметь характеризовать признаки времен года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Календарь времени года Жизнь насекомых весной. Практическая работа: «Лепим». | Научатся рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя. | |||
Среда обитания Природе нужны все. Проверочная работа. | Самоконтроль и самооценка | |||
Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход | Уметь изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. |