РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»




Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,

сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,

психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей

культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

 

 

Содержание программы

Название раздела (темы) Программное содержание Универсальные учебные действия
Введение. Что такое окружающий мир(1 час) Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди Называть объекты окружающего мира. Анализировать объекты окружающего мира. Классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям
Мы школьники (9 часов) Ты- первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитатели, уборщицы и др.Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой ми др. Правила поведения на уроке, подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др.Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Определять время по часам с точность до часа. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье (6 час) Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния др. Солнце, воздух, вода- факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды
Мы и вещи (6 часов) Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии, бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и др.) Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (25 часов) Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия. живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини- сочинения о явлениях природы и объектах природы) Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид, (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4- 5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные) Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини- сочинения о явлениях природы и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Родная страна (19 часов) Семья. Члены семьи. Труд., отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села, в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного села (города), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работником магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Кратко рассказывать на тему «Что делают в…» Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно- этические понятия; называть синонимы. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Разделы содержания Предметные Метапредметные
1 Человек и природа Базовый уровень • узнаёт изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывает изученные объекты и явления живой и неживой природы; • сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; • проводит несложные наблюдения(с помощью учителя) в окружающей среде и ставит, следует инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений; • использует справочные издания, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас-определитель; - понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения. Повышенный уровень: Узнаёт изученные объекты и явления живой и неживой природы; выделяет ихсущественные признаки • использует готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; •выполняет правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде; использует при проведении практических работ инструменты ИКТ. Познавательные: Осуществляет поиск необходимой информации под руководством учителя (учебная литература, энциклопедия, справочник; осуществляет фиксацию выборочной информации с помощью рисунка, словесного описания при контроле учителя; строит простейшие устные высказывания; РегулятивныеПринимает ориентиры действия выделенные учителем в новом учебном материале и ими пользуется. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные Работает в паре: умеет слышать собеседника, слушает с пониманием, вступает в диалог. Формулирует собственное мнение и позицию. Использует речь для регуляции своего действия. Умеет искать и работать с информацией. Личностные Проявляет положительное отношение к, школе, к новому учебному материалу и принимает образец «хорошего ученика». Формулирует правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни с помощью учителя.Умеет доброжелательно слушать и слышать собеседника.
2. Человек и общество Базовый уровень • узнаёт государственную символику Российской Федерации; • различает прошлое, настоящее, будущее; • оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников,), Понимает чувства других людей и сопереживает им; Повышенный уровень: • использует (с помощью учителя) различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.  

Календарно – тематическое планирование

№ п/п Дата план Дата факт Тема урока Характеристика видов учебной деятельности учащихся
1.     Природа вокруг нас Нас окружает удивительный мир Уметь обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
2.     Я – школьник Давай познакомимся. Познакомиться с учителем и одноклассниками. Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
3.     Я – школьник Мы – школьники Познакомиться с правилами поведения в школе. Уметь моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.
4.     Я – школьник Правила поведения в школе Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.
5.     Времена года Сентябрь – первый месяц осени.   Уметь пересказывать и понимать тексты о природе. Уметь характеризовать признаки времен года Уметь группировать (классифицировать)овощи и фрукты по отличительным признакам.  
6.     Природа неживая и живая Что нам осень подарила
7.     Природа неживая и живая Грибная пора Уметь рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Уметь различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
8.     Моя Родина Семья.. Взаимоотношения в семье. Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
9.     Родной край – частица Родины О маме Поддерживать семейные традиции. Уметь приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
      Родной край – частица Родины Любимые занятия.
      Моя Родина Воскресный день.   Уметь приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника.
      Значение труда для человека и общества Как из зерна получилась булка
      Природа вокруг нас Человек и домашние животные Уметь группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Уметь характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).
      Времена года Октябрь уж наступил Уметь описывать сезонные изменения в природе. Исследовать(на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.
      Природа неживая и живая Явления природы. Уметь сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Уметь рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Наблюдатьпогоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
      Моя Родина Где ты живешь. Памятные места города Уметь рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.
      Правила безопасной жизнедеятельности Правила поведения на дорогах. Уметь изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.
      Значение труда для человека и общества. Ты и вещи. Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий.
      Значение труда для человека и общества. Кто работает ночью. Уметь моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
      Тело человека. Что такое здоровье. Уметь моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.
      Тело человека. Твои помощники – органы чувств. Уметь характеризовать основные функции органов чувств.
      Правила безопасной жизнедеятельности. Правила гигиены Уметь обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
        Я – школьник. О режиме дня.   Уметь оценивать, в какой мере выполняется режим дня. Уметь работать в группах по составлению режима дня   Уметь определять время по часам с точностью до часа. Уметь оценивать, в какой мере выполняется режим дня.
      Я – школьник. О времени и часах.
      Правила безопасной жизнедеятельности Урок в спортивном зале Уметь обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
      Времена года Ноябрь – зиме родной брат. Уметь характеризовать признаки времен года. Уметь описывать сезонные изменения в природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Уметь пересказывать и понимать тексты о природе.
      Времена года Дикие животные Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.Пересказывать и понимать тексты о природе.
      Природа вокруг нас Звери - млекопитающие Уметь описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
      Времена года Что мы знаем о птицах Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.Пересказывать и понимать тексты о природе.
      Родной край – частица Родины Родной край Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.
      Моя Родина Дом, в котором ты живешь Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.
      Значение труда для человека и общества Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника.
      Времена года В декабре, в декабре все деревья в серебре. Исследовательская работа: «Определи дерево». Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе.
      Природа неживая и живая Какая бывает вода. Опытно-экспериментальная работа: «Форма воды». Уметь характеризовать свойства воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды.
      Человек – член общества О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. Уметь моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.  
      Человек – член общества Идем в гости
      Моя Родина С Новым годом!     Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
      Времена года Январь – году начало, зиме середина Уметь проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Пересказывать и пониматьтексты о природе.
      Природа вокруг нас Хвойные деревья. Названия, внешний вид. Практическая работа: «Выбор веток». Уметь характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы.
      Природа вокруг нас Жизнь птиц. Уметь описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
      Наша Родина – Россия, Российская Федерация Наша страна – Россия Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России. Уметь объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.
      Природа неживая и живая Богата природа России     Уметь сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Извлекать(по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
      Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – россияне Уважать и описывать обычаи народов России. Уметь моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.
      Наша Родина – Россия, Российская Федерация Народная сказка Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника.
      Времена года Февраль – месяц метелей и вьюг Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Уметь описывать сезонные изменения в природе.
      Природа вокруг нас Звери - млекопитающие Уметь описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.
      Природа вокруг нас Наш уголок природы Уметь характеризовать деятельность человека по отношению к природе.
      Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника.
      Человек – член общества О правилах поведения Уметь моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
      Моя Родина 8 Марта – праздник всех женщин. Практическая работа: «Приготовление салата их фруктов». Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
      Времена года Март - капельник Уметь характеризовать признаки времен года. Проводитьгрупповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе.
      Жизнь птиц Птичьи разговоры Научить наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилетом, гнездованием).
      Правила закаливания Если хочешь быть здоров, закаляйся!
      Правила безопасной жизнедеятельности Здоровая пища. Режим питания. Уметь обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
      Я – школьник Какое бывает настроение Чувства и эмоции. Учимся владеть собой. Уметь моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
      Времена года Апрель – водолей. Уметь исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и пониматьтексты о природе.
      Природа неживая и живая Весенние работы Уметь характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Выращивание растения в группе (из семя, листа).
      Значение труда для человека и общества Кто работает на транспорте Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
      Моя Родина День космонавтики Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
      Времена года Май весну завершает, лето начинает. Уметь характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе.
      Природа вокруг нас Жизнь земноводных весной Уметь характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек). Обсуждать в группах и объяснятьправила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).
      Человек – часть природы Животное – живое существо Уметь анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
      Времена года Скоро лето. Комплексная диагностическая работа. Уметь характеризовать признаки времен года. Пересказывать и понимать тексты о природе.
      Календарь времени года Жизнь насекомых весной. Практическая работа: «Лепим». Научатся рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя.
      Среда обитания Природе нужны все. Проверочная работа. Самоконтроль и самооценка  
      Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход Уметь изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: