Регулятивная функция правовой культуры




Студентка 3 курса

Юридического факультета

Близнюк Анастасия

Регулятивная функция правовой культуры

Регулятивная функция правосознания, состоит, с одной стороны, в реализации системы социальных ориентиров, установленных нормами права, а с другой стороны - в формировании самих нормативных ориентиров.

Нормативность является природным свойством присущим правосознанию человека. Регулятивное функционирование правового сознания основано на нормативности, правилах, которые закреплены самим уровнем общественного развития. Основной целью государства в этом ключе видится закрепление и поддержание их правовыми средствами.

Регулятивная функция правосознания непосредственно выражает нормативную природу права.

Совершенно очевидной является закономерность законодательные ошибки приводят к разрушению регулятивных процессов как в обществе вообще, так и в сознании отдельного человека, в частности.

Регулятивным воздействием на общественные отношения обладает все содержание правосознания; Внешней формой проявления регулятивной функции правосознания является правотворчество и все формы реализации права, в особенности - правоприменения.

В российской юридической науке принято рассматривать три варианта (формы) регулятивной функции правового сознания:

нормы, моделируют мотивационные аспекты правового поведения личности в конкретных условиях и обстоятельствах.

нормы, моделируют процесс планирования и принятия решений, воздействуют на волю человека, помогая выбрать ему правомерный образ действий.

нормы усваиваются личностью, отраженные в них социальные ценности и модели поведения становятся органическими элементами её структуры, превращаются в установки правомерного поведения, реализующиеся затем в соответствующих ситуациях.


2) Внутренняя форма регулятивной функции

Раскрытие внутренних закономерностей развития регулятивной функции правосознания с неизбежностью предполагает два направления для исследования. Первым является изучение результатов деятельности правосознания. На основе выводов, полученных первым способом, формируется второй теоретическая абстракция, позволяющая устанавливать внутренние связи и закономерности функционирования правосознания.

Несмотря на два полюса существования права - правотворчества и право реализации - существуют они в неразрывной диалектической взаимосвязи друг с другом, и только определенный уровень теоретической абстракции способен разделить эти процессы и рассматривать их в отрыве одного от второго. Общим основанием, объединяющим их, является деятельность человека, его сознание.


3) Внешняя форма регулятивной функции

Внешней формой проявления регулятивной функции правосознания является правотворчество и все формы реализации права, в особенности правоприменения.

Основной целевой установкой реализации регулятивной функции правосознания является формирование и обеспечение регулятивных процессов в обществе с помощью правовых средств.


4) Особенности профессионального правосознания

В теории права принято понимать под профессиональным правосознанием одну из коллективных форм правового сознания, выступающую как систему правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью.

Наиболее существенным отличием профессионального правосознания являются особенности правовой компетенции и должностных обязанностей, которыми наделены носители этого правосознания. Отличием данного правосознания является наличие возможности регулировать общественные отношения, вносить в них единственно допустимый порядок, представлять интересы большинства слоев. Именно должностные лица высших законодательных и судебных органов направляют, корректируют развитие права и следовательно, так называемого массового правосознания. В случае, когда право адекватно социальным потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основной правотворчества. Реальное позитивное право как лучшая социально-регулятивная система с наибольшей эффективностью развивает современное правосознание, поднимает его до уровня социальной развитости. Разумное использование положительного права формирует необходимое обществу правосознание. Поэтому профессиональное юридическое правосознание должно быть наиболее адекватным настоящему моменту жизни государства.


5) Реализация регулятивной функции профессионального правосознания

Профессиональное правосознание в России формирует весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания деятельности и обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Генеральной прокуратуры. Конституционного Суда, Федерального Собрания. Нельзя отрицать тот факт, что своими властными установлениями работники данных сфер направляют развитие правовой системы государства.

В современной России профессиональное юридическое правосознание формируется «прецедентным» образом, под влиянием профессионалов высшей квалификации, которые представлены в высших судебных и законодательных органах. Нормативный правовой акт перестает быть единственным источником права. Всё чаще источниками права становятся результаты судебного правотворчества.

Первым уровнем профессионального юридического правосознания является уровень, которым должны обладать работники, объем компетенции которых, позволяет принимать законные решения, распространяющиеся на небольшой круг лиц. Таким правосознанием должны обладать сотрудники юстиции, милиции, адвокаты, мировые судьи и прочие лица, занимающие должности, адекватные обозначенным. Многие исследователи отмечали, что широкомасштабная экономическая, политическая и правовая реформы, проводимые в нашей стране, направлены на переход от авторитарных методов управления государством к демократическим, на модернизацию социально-экономических и правовых отношений, на формирование нового типа государственного служащего, чьи профессиональные качества отвечали бы современным требованиям и реалиям.

Вторым уровнем такого правосознания видится правосознание работников в сфере юридической компетенции, в которую подпадает не только большой круг граждан, но более значительные отношения, которые они регулируют. На наш взгляд к таким работникам следует отнести судей федерального уровня, начальников УВД, прокуроров городов, депутатов местных выборных органов, мэров городов и т. п. Нехватка этого звена служащих особенно актуальна современному состоянию общественного бытия. Охарактеризовать данный уровень правосознания, можно учитывая специфику и особенности деятельности данной группы лиц. Как правило, эта деятельность не имеет чисто юридической направленности, но тесно связана со сферой действия права. Служащие этого уровня осуществляют властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т.д.); реализуют юрисдикционные действия, т.е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам; осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан.

Третьим, наиболее высоким уровнем профессионального юридического правосознания, должны быть наделены лица, занимающие высшие государственные должности: Генеральный прокурор, судьи Верховного суда, депутаты Федерального Собрания, Президент, члены правительства и т.п. Сущностью профессионального юридического правосознания данных лиц является правотворческая деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: