СОДЕРЖАНИЕ
Резюме. 3
Характеристика продукта. 3
Маркетинг-план. 4
Анализ рынка сбыта. 5
Оценка конкурентов. 7
Производственный план. 8
Сырье и материалы.. 9
Потребность в персонале. 11
Организационный план. 13
Инвестиционный план. 14
Финансовый план. 14
Оценка эффективности бизнес-плана. 15
Резюме
Данный проект представляет собой бизнес-план создания развития
ОАО «Вкусный сыр». Основная идея проекта – это создание предприятия, по производству различных твердых видов сыра. Новое предприятие будет отличаться значительно лучшим качеством и низкой ценой выпускаемой продукции, за счет использования современного оборудования фирмы «FIBOSA» (Италия), надежное и не сложное в эксплуатации, не требующее больших энерго затрат и большого количества персонала. Планируемая максимальная производственная мощность (заявленная поставщиком оборудования) составит 2550 кг/час или 5080 тонн /год. Таким образом, сыры ОАО «Вкусный сыр» смогут выдержать конкуренцию на рынке сыров и удовлетворить спрос на них в пределах Новосибирской области.
Характеристика продукта
ОАО «Вкусный сыр» будет производить три вида твердых сыров: «Голландский» «Российский» и «Новосибирский», которые будут отличаться от конкурирующих высоким качеством, поскольку они будут производиться профессиональными работниками по традиционной итальянской рецептуре с применением современных технологий, т.е. будут соответствовать мировым стандартам, причем вкус будет адаптирован именно к запросам местного рынка.
Продукция упаковывается в поставляемую производителем оборудования высококачественную упаковочную пленку, используемую многими производителями сыров с мировым именем. Также будет иметь место печать требуемого дизайна упаковочных материалов, что позволит довольно выгодно отличать молочные продукты ОАО «Вкусный сыр» от остальной продукции молочного производства.
Стоит заметить, что недостатка в сырах на сегодняшний день на потребительском рынке нет. Фактически сыр относится к разряду продуктов повседневного спроса.
Маркетинг-план
1) Потребители.
Сыр - это продукт, который неизменно остается в рационе российских потребителей. Общее число потребителей макарон в настоящее время составляет 75% населения города Омска старше 18 лет.
В среднем, сыры покупаются не реже одного раза в неделю, однако, чем старше респонденты и чем ниже их доход, тем реже они покупают сыры (хотя бы 1 раз в месяц). Чаще всего покупают твердые сыры (1-2 раза в неделю), немного реже – плавленые и мягкие (2-4 раза в месяц), еще реже – брынзу (1-2 раза в месяц) и совсем редко – сыры с плесенью (1 раз в месяц и реже).
Наиболее часто сыры покупаются людьми в возрасте старше 25 лет со средним уровнем доходов (60% населения г. Новосибирска).
Столь невысокая по сравнению с другими продуктами повседневного потребления, частота покупок сыров может быть объяснена довольно высокой стоимостью, и тем, что в нашей стране сложился вполне определенный стереотип потребления сыра, отличающийся от европейских традиций. Прежде всего, сыр – не самостоятельное блюдо, а, скорее, некий сопутствующий продукт: составляющая часть бутербродов, компонент ряда салатов, соусов и так далее.
Отметим, что сыр предельный срок хранения порций сыра с момента расфасовки до реализации - не более 20 сут. при температуре не выше 10 °С и относительной влажности воздуха не более 80%.
Рассмотрим ценовую сегментацию сыров. На рынке можно выделить следующие ценовые сегменты сыров:
1. Низкая ценовая категория (Российский, Пошехонский, Голландский)– сыры стоимостью до 250 руб. за 1 кг.
2. Средняя ценовая категория – от 250 руб. до 280 руб. за 1 кг.
3. Категория выше среднего (Edam, Gouda, Maasdam) – от 300 до 370 руб. за 1 кг.
4. Высокая ценовая категория (Roquefort, Kaserei, Champignon) – свыше 550 руб. за 1 кг.
Наши сыры попадают в категорию самых дешевых, но и самых покупаемых сыров
Анализ рынка сбыта
- за территорию, на которой происходит реализация продукции фабрики, примем территорию города Новосибирска, потребительский рынок – 640,4 тыс. чел.) – размер рынка;
- ёмкость рынка – объем реализуемых на рынке сыров в год составляет 700 тыс. тонн;
- средняя рыночная цена за 1 кг сыра установилась на уровне
250 руб.;
- доля рынка в перспективе занимаемая ОАО «Вкусный сыр» - 21 % (табл. 2).
Ниже представлена таблица сегментации рынка потребления сыров по указанным параметрам, а так же прогнозный объем продаж в натуральном выражении (табл. 1)
Таблица 1
Сегментации рынка потребления и прогнозный объем продаж сыра в г. Новосибирске
Ценовой сегмент | Частота приобретения, раз / месяц | Объем приобретения, кг / за 1 раз | Доля Потребительского рынка, % | Численность сегмента, тыс. чел. | Норма потребления 1 чел, кг / месяц | Объем потребления сегмента, тонн / месяц | Объем потребления сегмента, тонн / год |
Низкая ценовая категория | 0,5 | 365,028 | 365,028 | 4 380,336 | |||
Средняя ценовая категория | 0,35 | 160,1 | 0,5 | 80,05 | 960,6 | ||
Категория выше среднего | 0,2 | 83,252 | 0,2 | 16,65 | 199,8 | ||
Высокая ценовая категория | 0,2 | 0,15 | 32,02 | 0,1 | 3,2 | 38,4 | |
Ёмкость рынка | 464,928 | 5 579,166 |
Для оценки перспективного положения ОАО «Вкусный сыр» на потребительском рынке ниже приведена таблица, отражающая ёмкость данного рынка и долю поставок предприятия на этот рынок (согласно мощности, заявленной поставщиком оборудования).
Таблица 2
Характеристика участия предприятия ОАО «Вкусный сыр»
на товарном рынке г. Новосибирск
Наименование продукции | Поставлено на рынок, тонн/год | Общий объем поставки на рынок всеми хозяйствующими субъектами, тонн/год | Доля поставки на рынок ОАО «Вкусный сыр» в % к общему объему поставок |
Твердые сыры | 5579,166 | 3 900 / 21 840,84 * 100 = 21% |
Оценка конкурентов
Предприятие ОАО «Вкусный сыр» намерено осуществлять свою деятельность в сфере производства твердых сыров. В России работают около 150 сыроваренных заводов, но на рынке нет ярких лидеров с существенной долей рынка. Основной ассортимент продукции составляют типы сыров, а не бренды. Основными конкурентами являются Новосибирский завод плавленых сыров и ООО «Маслосыркомбинат «Тюкалинский». Ниже представлен сравнительный анализ конкурентов ОАО «Вкусный сыр» (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ конкурентов ОАО «Вкусный сыр»
Характеристики конкурентов | Новосибирский завод плавленых сыров | ООО «Маслосыркомбинат «Тюкалинский» |
Объем продаж в год, тонн | 2027,33 | 1356,78 |
Уровень цен, руб / кг | 250-280 | 230-250 |
Качество продукции (1-3 балла) | ||
Качество упаковки (1-3 балла) | ||
Ассортимент (1-3 балла) |
Производственный план
1)Программа производства и реализации продукции.
Таблица 4
Производственная программа
Наименование продукции | Единица измерения | Объем производства, тонн /мес. | Объем производства, тонн /год |
Твердые сыры | тонн | 97,5 | |
Использование производственной мощности | % | 80,3 | 81,2 |
Таблица 5
Прогнозируемый объем реализации продукции
Наименование продукции | Единица измерения | Объем реализации, ед. / мес. | Объем реализации, ед. / год |
Твердые сыры: Российский Голландский Новосибирский | |||
Цена за единицу | руб. / кг | ||
Объем продаж | тонн | 97,5 | |
Сумма реализации | тыс. руб. | 24 375 000 | 292 500 000 |
2)Производственная мощность.
Таблица 6
Потребность в оборудовании и других технических средствах
Наименование оборудования | Цена, руб. | Количество, шт. | Общая стоимость, руб. |
Линия производства сыров «Fibosa» (Италия) *: | |||
Koтел - сыроизготовитель горизонтальный V=6м3 из кислотоустойчивой стали AISI 304 | |||
Буферный резервуар гущи V=5м3 | |||
Колонное формовочно-прессующее устройство | |||
Формы сыроварные c крышками из искусственного вещества | |||
Туннельные пресса заключительного прессования | |||
Итого: | 930 800 |
* Набор оборудования и устройств позволяет осуществлять производственный процесс в объеме приготовления зерна и формирования сыра автоматизированным образом, а в объеме заключительного прессования и опрожнения форм механизированным образом.
Сырье и материалы
Сыр - высокопитательный натуральный пищевой продукт, получаемый в результате ферментативного свертывания молока, выделения сырной массы с последующей ее обработкой и созреванием.
Для выработки сыра должны применяться следующие сырье и основные материалы:
· молоко заготовляемое, соответствующее требованиям, предъявляемым к молоку для сыроделия;
· сливки и обезжиренное молоко, полученное из коровьего молока, соответствующего требованиям, предъявляемым к молоку для сыроделия;
· препараты бактериальные (закваски) и биологические, разрешенные к применению в сыроделии;
· молокосвертывающие и другие ферментные препараты:
Сычужный порошок ОСТ 49 144-79
Пепсин пищевой ОСТ 49 53-73
Пепсин пищевой говяжий ОСТ 49 96-75
Ферментный препарат ВНИИМС ОСТ49 159-80
Препарат ВНИИМС ФП-2 ТУ 49 637-79
Препарат ВНИИМС ФП-6 ТУ 49 599-79
· соль поваренная, пищевая по ГОСТ 13830-84, не ниже первого сорта молотая, нейодированная;
· натрий азотнокислый по ГОСТ 4168-79 и ТУ 6-09-1516-78;
· калий азотнокислый по ГОСТ 4217-77;
· селитра калиевая, техническая по ГОСТ 19790-74, марки А, Б, В высшей категории качества;
· кальций хлористый, технический по ГОСТ 450-77, не ниже первого сорта, кальций хлористый по ТУ 6-09-4711-81, кальций хлористый 2-водный по ГОСТ 4161-77 и ТУ 6-09-5077-83;
· вода питьевая по ГОСТ 2874-82;
· составы для покрытия поверхности сыров, полимерные пленки, разрешенные к применению Министерством здравоохранения для пищевых целей.
Сыроделие предъявляет особые требования к качеству молока. Помимо того, что молоко должно отвечать общим требованиям к сырью для молочной промышленности, оно должно обладать биологической полноценностью и способностью образовывать плотный сгусток под действием сычужного фермента.
На 1 кг готового изделия требуется 3 литра молока, 1 литр сливок, 0,5 литра воды и 1 столовая ложка соли. Подробное распределение потребности в материальных ресурсах представлено в табл.7.
Таблица 7
Потребность в материальных ресурсах
Наименование вида материальных ресурсов | Потребность на программу | ||||
На 1 кг | В месяц, руб. | В год, руб. | |||
В натуральном выражении | Цена, руб. / ед. | Сумма, руб. | |||
Материалы всего, в том числе: | 98,84 | 9 636 900 | 115 642 800 | ||
Молоко, л | 5 850 000 | 70 200 000 | |||
Питьевая вода, л | 0,5 | 7,5 | 3,75 | 365 625 | 4 387 500 |
Сливки, л | 2 925 000 | 35 100 000 | |||
Соль, кг | 0,02 | 4,5 | 0,09 | 105 300 | |
Полимерная пленка, шт. | 487 500 | 5 850 000 |
Потребность в персонале.
Таблица 8
Потребность в персонале и в средствах на оплату труда
Должность | Численность, чел. | Средняя заработная плата, руб. | Годовой фонд заработной платы, руб. | Отчисления на социальное страхование (34%) | Годовой фонд оплаты труда, руб. |
Управленческий персонал | |||||
Директор | 19 000 | 228 000 | 77 520 | 305 520 | |
Главный бухгалтер | 15 500 | 186 000 | 63 240 | 249 240 | |
Главный инженер | 15 500 | 186 000 | 63 240 | 249 240 | |
Секретарь-референт | 12 000 | 144 000 | 48 960 | 192 960 | |
Главный технолог | 15 800 | 189 600 | 64 464 | 254 064 | |
Менеджер | 16 000 | 384 000 | 130 560 | 514 560 | |
Производственный персонал | |||||
Начальник смены | 16 000 | 384 000 | 130 560 | 514 560 | |
Рабочие | 9 000 | 864 000 | 293 760 | 1 157 760 | |
Зав. складом | 10 000 | 120 000 | 40 800 | 160 800 | |
Бригадир | 12 000 | 144 000 | 48 960 | 192 960 | |
Грузчики | 8 000 | 288 000 | 97 920 | 385 920 | |
Водители | 10 000 | 120 000 | 40 800 | 160 800 | |
Уборщик производственных помещений | 8 000 | 192 000 | 65 280 | 257 280 | |
Охранник | 10 000 | 240 000 | 321 600 | ||
Всего персонала: | 176 800 | 3 669 600 | 1 247 664 | 3 759 504 |
Таблица 9
Расчет затрат на коммунальные услуги за месяц
Наименование затрат | Потребление | Тариф, руб./ ед. | Сумма, руб./ мес. |
Вода, куб. м / сутки | 1 625 | 11 375 | |
Электроэнергия, кВтч в сутки | 4 000 | 2,5 | 220 000 |
Телефония | 1 500 | 33 000 | |
Отопление, 1 кв. м | 54 340 | ||
Итого: | 318 715 |
Таблица 10
Расчет амортизационных отчислений
Наименование основных средств | Балансовая стоимость, руб. | Норма амортизации, % | Итого отчислений в год, руб. | Итого отчислений в месяц, руб. |
Здания, сооружения | 9 100 000 | 0,4 | 36 400 | 3 033 |
Рабочие машины, оборудование | 930 800 | 46 540 | 3 878 | |
Транспортные средства | 500 000 | 30 000 | 2 500 | |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 1 200 000 | 60 000 | 5 000 | |
Итого: | 11 730 800 | 172 940 | 14 411 |
Таблица 11
Смета затрат на производство и реализацию продукции
Наименование статьи затрат | Сумма за месяц, руб. | Сумма за год, руб. |
Прямые затраты | ||
Сырье и основные материалы | 930 800 | 11 169 600 |
Заработная плата основных рабочих | 246 000 | 2 952 000 |
Отчисления на социальное страхование (34%) | 83 640 | 1 003 680 |
Итого прямых затрат: | 1 260 440 | 15 125 280 |
Косвенные затраты | ||
Заработная плата прочих категорий работающих | 109 800 | 1 317 600 |
Отчисления на социальное страхование (34%) | 37 332 | 447 984 |
Коммунальные услуги, связь | 318 715 | 3 824 580 |
Амортизационные отчисления | 14 411 | 172 932 |
Расходы на рекламу | 2 000 | 20 000 |
Расходы по реализации продукции | 5 000 | 110 000 |
Налоги, включаемые в себестоимость | 31 488 | 377 855 |
Проценты за кредит | 12 654 | 151 848 |
Хозяйственные расходы | 5 000 | 75 000 |
Прочие затраты | 1 000 | 10 000 |
Итого косвенные затраты: | 537 400 | 5 190 199 |
Полная себестоимость | 1 797 840 | 20 315 479 |
Цена 1 кг сыра:
20 315 479: 1000: 1170: (1-0,25) = 23,15 руб. / кг
Организационный план
Организационная структура предприятия показывает делегирование полномочий различным функциональным единицам предприятия.
Совет директоров ОАО «Вкусный сыр» состоит из гeнерального директора и некоторых учредителей. В каждом хозяйственном подразделении ОАО «Вкусный сыр» действует тщательно подобранный управленческий персонал, координирующий работу конкретного субъекта управления в соответствии с генеральной стратегией фирмы. Руководителей хозяйственных объектов характеризует большой опыт работы в своей сфере деятельности, и, следовательно, глубокое знание специфики конкретного объекта.
ОАО «Вкусный сыр» является Акционерным обществом открытого типа.
Инвестиционный план
1)Расчет потребности в финансовых ресурсах.
Таблица 12
Источники и объекты направления инвестиций
Направления инвестиций | Источники средств | Сумма инвестиций, руб. | |
Собственные, руб. | Заёмные, руб. | ||
Всего инвестиций | 12 800 000 | 739 484 | 13 539 484 |
из них: | |||
основные средства | 11 000 000 | 730 800 | 11 730 800 |
оборотные средства | 1 800 000 | 8 684 | 1 808 684 |
Финансовый план
1)Отчет о прибылях и убытках
Таблица 13
Отчет о прибылях и убытках ОАО «Вкусный сыр»
Наименование показателей | Сумма за месяц, руб. | Сумма за год, руб. |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг | 2 376 830 | 28 521 369 |
Себестоимость проданной продукции, работ, услуг – всего В том числе: | 1 797 840 | 20 315 479 |
прямые расходы | 1 260 440 | 15 125 280 |
косвенные расходы | 537 400 | 5 190 199 |
Валовая прибыль | 578 990 | 6 947 893 |
Чистая прибыль | 440 033 | 5 280 399 |
2) Анализ безубыточности
Таблица 14
Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности
ОАО «Вкусный сыр»
Наименование показателей | Величина за месяц | Величина за год |
Объем продаж, руб. | 24 375 000 | 292 500 000 |
Условно-постоянные расходы (Рпост), руб. | 537 400 | 5 190 199 |
Условно-переменные расходы, руб. | 1 260 440 | 15 125 280 |
Удельный вес условно-переменных расходов в объеме продаж (Кперем) | 0,052 | 0,052 |
Точка безубыточности, руб. | 566 878 | 5 474 893 |
Запас финансовой прочности, руб. | 23 808 122 | 287 025 107 |
Запас финансовой прочности, % | 97,67 | 98,13 |
Точка безубыточности в стоимостном выражении:
месяц – Тб/у = 537 400 / (1- 0,052) = 566 878 руб.;
год – Тб/у = 5 190 199 / (1 – 0,052) = 5 474 893 руб.
Оценка эффективности бизнес-плана
1)Простые методы (экспресс-методы):
- Удельные капиталовложения на единицу выпущенной продукции (за год):
К ув = ИС / ВП = 13 539 484 / 292 500 000 = 0,046;
- Простая норма прибыли проекта (за год):
НП = ЧП / ИС * 100% = 5 280 399 / 13 539 484 * 100% = 39%;
- Рентабельность проекта (за год):
Р = ЧП / С * 100% = 5 280 399 / 20 315 479 * 100% = 34,2%;
- Простой срок окупаемости проекта:
СО = ИС / ЧП = 13 539 484 / 5 280 399 = 2, 56 года или 2 года 6 месяцев.
2) Методы дисконтирования. Расчет динамического срока окупаемости:
- Коэффициент дисконтирования (коэффициент текущей стоимости):
Кt = 1 / (1 + Д) t - t0:
К1 = 1 / (1 + 0,2) 1 -1 = 1;
К2 = 1 / (1 +0,2) 2 - 1 = 0,833;
К3 = 1 / (1 +0,2) 3 - 1 = 0,694;
К4 = 1 / (1 +0,2) 4 - 1 = 0,579;
- Чистый дисконтированный доход:
ЧДД1 = ЧП * К1 = 5 280 399 * 1 = 5 280 399 руб.;
ЧДД2 = ЧП * К2 = 5 280 399 * 0,833 = 4 398 572,37 руб.;
ЧДД3 = ЧП * К3 = 5 280 399 * 0,694 = 3 664 596,91 руб.;
ЧДД4 = ЧП * К4 = 5 280 399 * 0,579 = 3 057 351,02 руб.;
- Динамический срок окупаемости инвестиций:
1-й год: ДИ – ЧДД1 = 13 539 484 – 5 280 399 = 8 259 085 руб. = ДИ';
2-й год: ДИ' – ЧДД2 = 8 259 085 – 4 398 572,37 = 3 860 512,63 руб. = ДИ'';
3-й год: ДИ'' – ЧДД3 = 3 860 512,63 – 3 664 596,91 = 195 915,72 = ДИ''';
4-й год: ДИ''' / ЧДД4 = 195 915,72 / 3 057 351,02 = 0,064 года = 0,8 месяца.
Динамический срок окупаемости будет равен:
СО = 1-й год + 2-й год + 3-й год + 0,8 года = 3 года 0,8 месяца.