Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)
По внеурочной деятельности
Для 1-1 класса
Срок реализации рабочей: программы 1 год
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 1-1 класса с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Статус школьника требует от ребенка определенных навыков: напряженного умственного труда, активизации внимания, сохранять оптимальную работоспособности в течение всего урока, удерживать правильную рабочую позу длительное время.
Ребенка пришедшего в школу встретит новый коллектив детей и взрослых. Первокласснику нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.
Ситуация новизны, неопределенность представлений о требовании учителей, не знание особенностей и условий обучения, ценностей и норм поведения в коллективе класса вызывает у ребенка эмоциональный дискомфорт. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Дополнительная сложность в адаптации возникает у детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они более чувствительны к изменениям в своей жизни и более остро реагируют на новые условия. Сниженный уровень развития познавательных умений и способностей может привести к ситуации неуспешности в обучении, что в свою очередь может послужить причиной повышенной школьной тревожности. Зачастую коммуникативные навыки этих детей находятся на более низком уровне, чем у сверстников, что, в свою очередь, является барьером к установлению дружеских отношений и поддержанию оптимального сплоченного психологического климата в классном коллективе.
Адресат программы
Программа разработана для учащихся 1-1 класса.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие универсальных учебных действий младших школьников на первой ступени обучения в школе.
Задачи программы:
1. Создание условий для полноценной психологической адаптации ребёнка к новым социально-педагогическим условиям;
2. Предоставить возможность для развития внутренней позиции школьника и ее составляющей – произвольного поведения;
3. Создание условий для овладения учебной деятельностью как ведущим видом деятельности: развитие познавательных способностей, учебных мотивов и навыков;
4. Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими и шероховатыми);
5. Развитие социальных навыков: коммуникации входе учебной деятельности, общения, произвольного поведения, контроля и самоконтроля;
Ожидаемые результаты
Данная программа направлена на достижение следующих основных результатов:
I. Формирование личностных УУД:
- положительное отношение к школе;
- развитие первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности в процессе урочной и внеурочной деятельности;
- владение навыками логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогия и пр.
II. Формирование познавательных УУД:
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение);
- Развитие памяти (расширение объема, формирование смысловой памяти);
- Формирование общеинтеллектуальных умений (выделение существенных признаков и закономерностей; определение последовательности событий; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; находить между предметами лишний и объяснять свой выбор и пр.);
- Развитие сенсомоторной координации (изображать в рисунке несколько предметов объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать не выходя за контур; передавать в рисунке форму предмета, пропорции, расположение частей и пр.).
III. Формирование регулятивных УУД:
- Принимать и сохранять цель и познавательную задачу, соответствующую этапу занятия;
- Оценивать совместно с психологом или одноклассниками результат своих действий;
- Желание учиться и ходить в школу;
- Наличие познавательного или социального мотива учения.
IV. Формирование коммуникативных УУД:
- Установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности;
- Принятие и соблюдение классных и школьных, социальных и этических норм и правил;
- Произвольная регуляция поведения в учебных ситуациях и внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- Позитивная «Я-концепция», адекватная самооценка.